Главная страница
Медицина
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Право
Юриспруденция
Языкознание
Языки
Логика
Религия
Философия
Этика
Социология
Политология
Физика
История
Информатика
Энергетика
Промышленность
Искусство
Культура
Математика
Вычислительная техника
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Экология
Геология
Механика
Начальные классы
Строительство
Доп
образование
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Школьному психологу
Технология
География
Директору, завучу
Иностранные языки
Астрономия
Музыка
Обществознание
Логопедия
ОБЖ
Социальному педагогу

Стомат (Рыжикова Г.Н.). Стомат (Рыжикова Г.Н. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курский государственный медицинский университет


Скачать 0.54 Mb.
НазваниеГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курский государственный медицинский университет
АнкорСтомат (Рыжикова Г.Н.).docx
Дата05.02.2018
Размер0.54 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтомат (Рыжикова Г.Н.).docx
ТипДокументы
#15225
страница1 из 15
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра биологической химии


А.И. Конопля, Г.Н. Рыжикова, Н.А. Быстрова

2

ЗАДАНИЯ

для самоподготовки по биологической химии

для студентов стоматологического факультета


Курск – 2013

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра биологической химии


А.И. Конопля, Г.Н. Рыжикова, Н.А. Быстрова
gostr_9001.jpg9001_rus.tifiqnet cert mark.tifimg036-мини.jpg


ЗАДАНИЯ

для самоподготовки по биологической химии

для студентов стоматологического факультета


Курск – 2013

УДК: 577 (75.8) Печатается по решению редакционно-

ББК: 28.072 издательского совета ГБОУ ВПО КГМУ

К: 64 Минздрава России


Задания для самоподготовки по биологической химии для студентов стоматологического факультета [Электронный ресурс] / А.И. Конопля, Г.Н. Рыжикова, Н.А. Быстрова – 3-е изд., испр. и перераб. – Курск: Изд-во КГМУ, 2013. – 1 электрон. опт. Диск (CD-ROM).
Рецензенты:

заведующая кафедрой фундаментальной и клинической биохимии с лабораторной диагностикой биохимии с лабораторной диагностикой ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Ф.Н. Гильмиярова

заведующий кафедрой ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, терапевтической стоматологии, кандидат медицинских наук, доцент Д.С. Тишков.
Задание на самоподготовку содержит 8 разделов, разработанные на кафедре биологической химии в соответствии с Федеральным государственным стандартом третьего поколения. Задания содержат детально разработанный план изучения учебного материала по темам. В них дана ориентировочная основа действия студентов во время самоподготовки и ориентировочная основа действия на практическом занятии. В него включены вопросы и задачи для самоконтроля, которые помогут применять знания в ситуациях, приближенных к клиническим. Работа с заданиями позволит студентам более углубленно изучить материал, развивать логическое мышление, систематизировать теоретические знания с соответствующим преломлением их для целей стоматологии. В заданиях для каждого раздела внесено описание лабораторных работ, которые буду выполняться на практических занятиях, приведен перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения учебного материала. Важным разделом заданий являются требования к результатам освоения дисциплины, основанные на компетентностном подходе. Кроме этого, в заданиях имеется перечень учебно-методических материалов, изданных кафедрой биологической химии КГМУ и типовые экзаменационные вопросы.




ББК 28.072


ã Коллектив авторов, 2013




ã ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2013


ВВЕДЕНИЕ

Современная медицина развивается на базе достижений медико-биологических отраслей науки. Важная роль в этом процессе принадлежит биологической химии, являющейся теоретической основой для выявления закономерности функционирования многих физиологических систем в норме и патологии.

Целью изучения биологической химии на стоматологическом факультете является формирование у будущего стоматолога четких представлений о взаимосвязи между структурой, свойствами, обменом и функциями различных соединений в живой клетке и целостном организме; механизмах регуляции и нарушения обмена и функций различных соединений; принципах биохимической диагностики и коррекции нарушений обменных процессов в тканях и жидкостях ротовой полости.

ПРИСТУПАЯ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ, ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬТЕСЬ СО СТРУКТУРОЙ НАСТОЯЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ.

Задание на самоподготовку в каждом из 8 разделов (модулей) состоит из мотивационной установки, формулировки цели и задач изучения раздела, по каждой теме раздела из вопросов для самоконтроля, необходимых для усвоения данной темы, вопросов и упражнений для самоконтроля, описания лабораторных работ, выполняемых на практических занятиях, перечня литературы, необходимой для изучения дисциплины.

МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ показывают значение данной темы для усвоения последующих тем биологической химии, смежных дисциплин и подготовки квалифицированного специалиста.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ определяют конечный результат, который должен быть достигнут в результате самоподготовки и работы на практическом занятии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ для каждой темы позволят выделить и усвоить наиболее существенный учебный материал.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ помогут научиться применять теоретические знания в конкретных ситуациях, по возможности приближенных к клиническим.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ, которые будут выполняться на практических занятиях, помогут в освоении теоретического материала дисциплины и станут основой для освоения практических навыков, предусмотренных ФГОС 3-го поколения по биологической химии.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КАЖДОЙ ТЕМЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНИК ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ И КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
Перечень литературы состоит из 4 разделов. В первом разделе представлена основная литература, которая имеется в библиотеке, читальных залах или в электронном виде (доступ ЭБС «Консультант студента», карточки для доступа имеются во всех читальных залах или у старост групп).

Во втором разделе приведена дополнительная литература для более углубленного изучения и детализации отдельных тем (находится в читальных залах и библиотеке КГМУ).

В третьем разделе представлены методические указания и учебные пособия, изданные сотрудниками кафедры биохимии и необходимые для самоподготовки к занятиям и самостоятельной работе по закреплению знаний. Многие из этих материалов в библиотеке и читальных залах КГМУ есть в электронном виде и по желанию студента могут быть копированы для личного пользования.

В четвертом разделе представлен перечень руководств для выполнения лабораторных работ на практических занятиях.

Очень важным моментом в изучении биологической химии, исходя из большого материала в учебниках и пособиях, является успешная работа на лекциях, с последующим использованием лекционного материала при подготовке к занятиям, итогам и экзаменам.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ

ВО ВРЕМЯ САМОПОДГОТОВКИ
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ – получение новых знаний и включение их в свой толковый словарь.

Вид действия

Способ действия

1. Изучение материала темы.

1. Внимательно ознакомиться с заданиями на самоподготовку и с заданием на практическое занятие.

2. Изучить материал по учебнику и конспектам лекций, а в случае необходимости получить более широкие и глубокие знания – по дополнительным источникам. В процессе изучения необходимо:

а) воспроизводить на бумаге формулы, химические процессы, графики и схемы;

б) прочитав и обдумав весь учебный материал, повторить вслух наиболее важные его положения;

в) вновь, на память написать формулы, химические процессы и нарисовать графики и схемы, иллюстрирующие основное содержание изученного материала;

г) уяснить взаимосвязь изученных процессов, а также их биологическое и физиологическое значение.

2. Самоконтроль усвоения учебного материала.

1. Внимательно прочитать вопрос или условие задачи и уяснить их сущность.

2. Четко сформулировать окончательный ответ, обозначив процесс решения задачи, написав при этом все необходимые формулы, объяснив происходящие процессы и нарисовав графики и схемы.

3. Если ответить на некоторые вопросы или решить задачи не удается, вновь вернуться к учебнику и конспектам лекций, еще раз попытаться проанализировать соответствующий материал и попытаться найти правильный ответ или решение.

3. Выполнение письменных заданий.

1. Ознакомиться с требованиями задания и обдумать способ его выполнения.

2. Сделать черновой набросок и уточнить детали.

3. Оформить окончательный вариант выполненного задания в специальной тетради.

4. Подготовка к выполнению лабораторных работ на предстоящем практическом занятии.

1. Внимательно ознакомиться с описанием лабораторных работ и уяснить принцип их выполнения.

2. Переписать в лабораторный журнал принцип и основные этапы выполнения лабораторных работ, а также рекомендуемые формы протоколов опытов.


ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ

СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ

На лабораторных занятиях необходимо научиться использовать знания, приобретенные во время самоподготовки, для получения новой информации решения конкретных задач. Она достигается в процессе выполнения лабораторных работ, собеседования с преподавателем по наиболее сложным вопросам темы, решения проблемных задач.

Вид действия

Способ действия

1. Выполнение лабораторных работ.

1. Выполнить лабораторную работу по описанию.

2. Сопоставить полученные данные с имеющимися теоретическими сведениями и дать им всестороннее объяснение.

3. Сформулировать выводы, вытекающие из результатов лабораторных работ и их теоретического осмысливания.

4. Представить результаты лабораторных работ преподавателю.

5.Заполнить формы протоколов, опытов. Написать выводы и их обоснование. Представить журнал лабораторных работ на подпись преподавателю.

2. Собеседование с преподавателем.

1. Отвечать на вопросы преподавателя.

2. Внимательно следить за ответами других студентов.

3. Задавать вопросы с целью уяснения наиболее сложных для понимания вопросов.

4. Активно участвовать в организуемой преподавателем дискуссии.

3. Решение задач.

1. Решить предложенные преподавателем задачи.

2. Сопоставить полученные ответы с имеющимися теоретическими сведениями и дать им объяснение.

3. Сформулировать выводы и обобщения, вытекающие из результатов решения задач и их теоретического осмысления.

4. Записать решение задач, выводы, обобщения и обоснование полученных результатов в специальную тетрадь.


На семинарах необходимо усвоить наиболее трудные для понимания темы курса. Он проводится в виде собеседования или дискуссии, с широким привлечением всей группы при активном участии преподавателя.

На итоговых занятиях проверяется и оценивается усвоение 6 разделов (модулей) курса. Это достигается с помощью методов программированного контроля, собеседования, решения задач. Параллельно с контролем усвоения учебного материала преподаватель вносит необходимые коррективы.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9, ПК-16, ПК-18, ПК-27, ПК-31, ПК-32.

В результате изучения биохимии студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью анализировать социально-значимые процессы и использовать на практике методы естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

В результате изучения биохимии студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующие физико-химические методы исследования (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

в диагностической деятельности:

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания для своевременной диагностики заболеваний и патологических состояний (ПК-16);

способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастным группам с учетом их физиологических особенностей, знать понятие нормы (ПК-18);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (приказы, регламенты, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации) (ПК-27);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования и внедрении результатов исследований (ПК-32).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • правила работы и техники безопасности в химических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;

  • строение и свойства основных классов биологически важных химических соединений: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, витаминов, гормонов;

  • основные метаболические пути их превращения; ферментативный катализ; основы биоэнергетики;

  • роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека;

  • химико-биологическую сущность процессов, происходящих на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях в организме человека;

  • основные механизмы регуляции метаболических превращений белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов;

  • механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного состояния организма, основ химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния;

  • диагностически значимые показатели биологических жидкостей (плазмы крови и мочи) у здорового человека;

Уметь:

  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

  • пользоваться лабораторным оборудованием;

  • проводить математический обсчёт полученных экспериментальных данных, проводить их элементарную статистическую обработку;

интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной биохимической диагностики;

отличать в сыворотке крови нормальные значения уровней метаболитов от патологически измененных и объяснять причины различий;

трактовать данные энзимологических исследований сыворотки крови;

выполнять тестовые задания в любой форме, решать ситуационные задачи на основе теоретических знаний.

Владеть:

  • понятием ограничения в достоверности и специфики наиболее часто встречающихся лабораторных биохимических тестов;

  • медико-функциональным понятийным аппаратом;

навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования пациентов.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение

Требования к результатам освоения дисциплины.

Раздел I. Белки. Ферменты.

Раздел II. Биоэнергетика. Обмен углеводов.

Раздел III. Обмен липидов.

Раздел IV. Обмен азотсодержащих соединений.

Раздел V. Биохимия витаминов и гормонов.

Раздел VI. Биохимия крови.

Раздел VII. Биохимия соединительной и костной ткани

Раздел VIII. Биохимия полости рта
Лабораторные работы для выполнения на практических занятиях.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Типовые экзаменационные вопросы.

Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9, ПК-16, ПК-18, ПК-27, ПК-31, ПК-32.

В результате изучения биохимии студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью анализировать социально-значимые процессы и использовать на практике методы естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

В результате изучения биохимии студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующие физико-химические методы исследования (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

в диагностической деятельности:

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания для своевременной диагностики заболеваний и патологических состояний (ПК-16);

способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастным группам с учетом их физиологических особенностей, знать понятие нормы (ПК-18);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (приказы, регламенты, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации) (ПК-27);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования и внедрении результатов исследований (ПК-32).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • правила работы и техники безопасности в химических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;

  • строение и свойства основных классов биологически важных химических соединений: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, витаминов, гормонов;

  • основные метаболические пути их превращения; ферментативный катализ; основы биоэнергетики;

  • роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека;

  • химико-биологическую сущность процессов, происходящих на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях в организме человека;

  • основные механизмы регуляции метаболических превращений белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов;

  • механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного состояния организма, основ химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния;

  • диагностически значимые показатели биологических жидкостей (плазмы крови и мочи) у здорового человека;

Уметь:

  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

  • пользоваться лабораторным оборудованием;

  • проводить математический обсчёт полученных экспериментальных данных, проводить их элементарную статистическую обработку;

интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной биохимической диагностики;

отличать в сыворотке крови нормальные значения уровней метаболитов от патологически измененных и объяснять причины различий;

трактовать данные энзимологических исследований сыворотки крови;

выполнять тестовые задания в любой форме, решать ситуационные задачи на основе теоретических знаний.

Владеть:

  • понятием ограничения в достоверности и специфики наиболее часто встречающихся лабораторных биохимических тестов;

  • медико-функциональным понятийным аппаратом;

  • навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования пациентов.


Раздел I. ХИМИЯ БЕЛКОВ. ФЕРМЕНТЫ.
Белки (протеины) – высокомолекулярные азотсодержащие органические соединения, играют важную роль в построении живой ткани и в осуществлении процессов жизнедеятельности. Особенности структуры и наличие ряда уникальных свойств обеспечивают функционирование белков как одного из основных материальных носителей жизни. Представление о структуре, физико-химических свойствах и биологических функциях белков являются теоретической основой изучения всех последующих разделов биологической химии.

Ферменты – это биологические катализаторы, характеризующиеся высокой активностью и специфичностью. Благодаря этим свойствам ферментативный катализ выступает в качестве механизма биологической регуляции химических процессов в живой клетке. Закономерности биохимических процессов можно понять только на базе четких представлений о структуре и свойствах катализирующих их ферментов.

В клинико-лабораторной практике широко используется определение активности ферментов в крови, моче и клетках для диагностики и прогнозирования течения многих заболеваний, а также для контроля за эффективностью применяемых методов лечения.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА: уметь использовать знания о структуре и функциональном многообразии белков, об изменении белкового состава органов и тканей в норме и при болезнях для объяснения нормальных функций организма и их нарушений при патологии. Применять знания о свойствах ферментов и ферментативном составе органов и тканей при последующем изучении метаболизма и функций органов и для решения вопросов диагностики.
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА.
Знать: структуру аминокислот, пептидную связь;

  • значение первичной структуры белков, определяющей их структурное и функциональное многообразие;

  • уровни структурной организации белков;

  • химические и энергетические особенности связей и взаимодействий, стабилизирующих различные уровни организации молекулы;

  • причины и следствия денатурации белков, факторы вызывающие денатурацию;

  • примеры использования денатурирующих факторов в медицине;

  • основные методы разделения и очистки белков;

  • классификацию и номенклатуру ферментов;

  • структурно-функциональную организацию ферментов;

  • механизм действия ферментов;

  • кинетику ферментативных реакций;

  • общие свойства ферментов;

  • принципы применения препаратов белка и ферментов в медицине.

Уметь: выполнять качественные и количественные реакции определения белка;

- определять активность некоторых ферментов в биологических жидкостях.
Раздел I. Химия белков. Ферменты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
написать администратору сайта