Главная страница
Медицина
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Право
Юриспруденция
Языкознание
Языки
Логика
Религия
Философия
Этика
Социология
Политология
Физика
История
Информатика
Энергетика
Промышленность
Искусство
Культура
Математика
Вычислительная техника
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Экология
Геология
Механика
Начальные классы
Строительство
Доп
образование
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Школьному психологу
Технология
География
Директору, завучу
Иностранные языки
Астрономия
Музыка
Обществознание
Логопедия
ОБЖ
Социальному педагогу

Статья Проблема истины в философии. Концепции истины. Гносеологическое понимание Истина знание соответствующее действительности


Скачать 26.16 Kb.
НазваниеГносеологическое понимание Истина знание соответствующее действительности
Дата26.02.2018
Размер26.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтатья Проблема истины в философии. Концепции истины.docx.docx
ТипДокументы
#37262


ПРОБЛЕМЫ ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ. КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ
Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания. Истина является одним из наиважнейших мировоззренческих понятий. Проблема истины является достаточно сложной.

Человечество, в ходе развития, на каждом его этапе обладало лишь относительной истиной, в связи с бесконечностью познания мира. С другой стороны, проблема истины в философии заключается в том, что человечество на каждом этапе владело и элементами абсолютной истины, поскольку она имеет содержание, которое позволяло развить понятие истины последующим эпохам.

Проблема истины в философии привела к появлению множественных подходов к её пониманию, а именно:

  1. Онтологическое понимание – «истина – то, что есть». Важнейшим элементом является само существование вещи или предмета.

  2. Гносеологическое понимание – «Истина – знание соответствующее действительности».

  3. Позитивистское понимание – «Истина должна подтверждаться опытом». Данный подход оставляет без внимания многие важные аспекты существования и деятельности человечества.

  4. Прагматическое понимание – «Истина – полезность, эффективность знания». Истиной признается лишь то, что дает эффект.

  5. Конвенциональное понимание – «Истина – это соглашение». При разногласиях истиной считали то, о чем могли договориться.

На самом деле проблемы истины объединяют и переплетают все эти подходы.

Истины – это то, что на самом деле существует, соответствует нашему знанию. Она является объективной и субъективной, конкретной и абстрактной, абсолютной и относительной.

Проблема истины в философии заключается в выборе наиболее подходящего убедительного объяснения.

С научной точки зрения – «Истина – категория философии и культуры обозначающая идеал знания и способ его достижения, обоснования. Это ценностно - теоретическое понятие, предполагающее рефлексивно-конструктивную разработку критериев совершенства и совершенствования знаний, а также отнесение к системе ценностей, в которой идеал данного совершенства определяется контекстуально, через связи с другими ценностными категориями.

Современное понимание истины предусматривает диалог между различными философскими концепциями, и интеграцию наиболее важных, близких, точных, убедительных идей в вопросе современных представлений в науке, философии и жизни в целом.

Классическое понятие истины сформулировал Аристотель: «Истина, как соответствие наших знаний о действительности самой действительности». Это была исторически первая и самая распространенная трактовка. Эта концепция получила название «корреспондентской теории истины». Она долгое время была ведущей в научном познании и является наиболее приемлемой с точки зрения обыденного опыта. Однако, она опирается на ряд предпосылок, которые сами по себе достаточно проблематичны. Проблемный характер этих предпосылок фиксировался уже в рамках классической и полностью сформировался в неклассической философии, сформулировавшей ряд альтернативных подходов к пониманию истины.

Прагматическая концепция истины - значимости истинности знания придавала его практическая полезность, эффективность для достижения целей, которые ставит и добивается, идеалов, к которым стремится человек. В теории познания Маркса, опирающуюся на корреспондентскую концепцию истины, также присутствуют элементы прагматистского влияния. Важнейшим критерием истины в данном случае является практика.

Конвенционалистская концепция - то, что в науке определяется как «факт» во многом является теоретическим конструктом. Сама картина научной реальности зависит от используемого понятийного и логического аппарата, выбор которого, в свою очередь, определяется соглашением (явным или неявным) среди членов научного сообщества. Таким образом, само определение истины и ее конкретное содержание носят условно-договорной характер и являются производными от выбора концептуального инструментария, используемого при исследовании.

Когерентная концепция истины - акцент на самосогласованности и логическая непротиворечивости. Решить вопрос об истинности определенного высказывания, значит установить его согласованность с некой системой высказываний. Когерентность знания может устанавливаться не только в рамках одной теории, но и между теориями в пределах определенной отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками культуры.

В философии различают две основные позиции по отношению к истине: узкая и широкая.

Узкая – отнесение понятия «истина» только к логически правильно построенным предложениям естественных и искусственных языков. К утвердительным суждениям объективного вида, к которым применима бинарная истинностная оценка (истина - ложь). Эта операционалистская позиция позволяет однозначно различать истинные и ложные суждения с помощью определенного критерия истины. Узкий подход является источником философских и нефилософских теорий истины.

Широкий подход ограничен философским пониманием истины. В данной позиции теряется смысл жесткого противопоставления суждения и понятия, а также онтологизации определенной логической формы предложений вообще. В рамках данного подхода истинным может быть не только утвердительное описательное суждение, но и модальное суждение, вопросительное предложение, философская или научная проблема, неявно выраженное убеждение, практическое действие. Наиболее представительными концепциями данного подхода являются онтологическая и трансценденталистская концепции истины.

Маркс трактовал истину включающую в себя:

– субъективность – так как истину познают люди, она является субъективной по внутренним идеальным содержанию и форме;

– истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а углубляется постепенно со временем.

– объективность – независимость содержания истины от отдельных людей.

Существует две категории, с помощью которых характеризуют объективность истины, как процесса, а именно истина абсолютного (показывающая устойчивость, стабильность в явлениях) и истину относительного (выражающая изменчивость).

Абсолютная истина представляет собой предельно точное, максимально полное, законченное знание об объекте, а также элемент знания, опровергнуть который непредставляется возможным с истечением времени. Эта цель является такой, к которой устремляется познание человечества, но обладать абсолютной истиной в полной мере не предоставляется возможным, по причине изменчивости окружающей действительности.

Путь к абсолютной истине лежит через череду нахождения множества относительных истин.

Относительная истина – представляет собой объективное знание, выраженное в не полном объеме, с возможностью применения уточнений и дополнений. Данная истина отражает объективную истину на определённом этапе исторического развития человечества, в рамках конкретных условий и достигнутого уровня знаний и развития.

В буквальном смысле, каждая из относительных истин содержат в себе определённые части абсолютных истин.

Вследствие этого знания всегда являются относительными, по причине зависимости от уровня развития человечества.

Познание представляет собой процесс смены одних относительных истин другими, более уточнёнными и дополненными.

Абсолютная истина состоит из множества относительных, и чем выше уровень развития и познания, тем ближе становится абсолютная истине, но это явление бесконечно, по причине абсолютного характера движения и развития.

Таким образом, данные четыре вида характеристики истины: абсолютная, относительная, объективная, и конкретная – не являются разными, а представляют одно и тоже истинное знание с данными свойствами.

Выделяют также и иные свойства истины:

- непротиворечивость (с точки зрения формальной логики);

- когерентность (согласованность знания с основными идеями);

- простота,

- красота;

- эвристичность;

- плюрализм;

- антиконьюктурность;

- способность к самокритичной рефлексии.

По формам истину подразделяют на:

- экзистенциальную (понимание духовного мира);

- предметную (знание о материальных системах);

- концептуальную.

Также выделяют истины представленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная.

Проблема истины была в центре внимания философов всех этапов развития человечества, и на далее будет являться таковой, так как процесс развитие человечества будет давать возможность и пищу для размышления ученым будущего. Но есть мнения, что истинного понятия истины, одного, неоспоримого и конечного человечество так и не осознает, что делает проблему истины в философии уникальной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 – 240 с.

  2. История и философия науки. Огородников В.П.(2011, 352с.)

  3. Философия в вопросах и ответах. (Учебное пособие) Родзинский Д.Л. (2009, 448с.)

  4. Философия науки. (Учебное пособие) Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. (2010, 333с.)

  5. Философия. Конспекты + Шпаргалки. Ольшевская Н., Малышкина М. (2013, 192с.)
написать администратору сайта