Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3. Нисходящая и восходящая разработка программного обеспечения

  • 2.4. Структурное и «неструктурное» программирование. Средства описания структурных алгоритмов

  • Цикл-пока i ≥ Если I ≥ n то

  • Диаграммы Насси-Шнейдермана.

  • 2.5. Стиль оформления программы

  • Правила оформления модулей.

  • Технология программирования - Иванова Г.С.. Г. С. Иванова Технология программирования


    Скачать 9.91 Mb.
    НазваниеГ. С. Иванова Технология программирования
    АнкорТехнология программирования - Иванова Г.С..pdf
    Дата01.02.2017
    Размер9.91 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТехнология программирования - Иванова Г.С..pdf
    ТипДокументы
    #1685
    КатегорияИнформатика. Вычислительная техника
    страница6 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
    Библиотеки ресурсов. Различают библиотеки ресурсов двух типов: библиотеки подпрограмм и библиотеки классов.
    Библиотеки подпрограмм реализуют функции, близкие по назначению, например, библиотека графического вывода информации. Связность подпрограмм между собой в такой библиотеке - логическая, а связность самих подпрограмм - функциональная, так как каждая из них обычно реализует одну функцию.
    Библиотеки классов реализуют близкие по назначению классы. Связность элементов класса - информационная, связность классов между собой может быть функциональной - для родственных или ассоциированных классов и логической - для остальных.
    В качестве средства улучшения технологических характеристик библиотек ресурсов в настоящее время широко используют разделение тела модуля на интерфейсную часть и область
    реализации (секции Interface и Implementation - в Pascal, h и срр-файлы в C++ и в Java).
    Интерфейсная часть в данном случае содержит совокупность объявлений ресурсов
    (заголовков подпрограмм, имен переменных, типов, классов и т. п.), которые данная библиотека предоставляет другим модулям. Ресурсы, объявление которых в интерфейсной части отсутствует, извне не доступны. Область реализации содержит тела подпрограмм и, возможно, внутренние ресурсы (подпрограммы, переменные, типы), используемые этими подпрограммами. При такой организации любые изменения реализации библиотеки, не затрагивающие ее интерфейс, не требуют пересмотра модулей, связанных с библиотекой, что улучшает технологические характеристики модулей-библиотек. Кроме того, подобные библиотеки, как правило, хорошо отлажены и продуманы, так как часто используются разными программами.
    2.3. Нисходящая и восходящая разработка программного обеспечения
    При проектировании, реализации и тестировании компонентов структурной иерархии, полученной при декомпозиции, применяют два подхода:
    • восходящий;
    • нисходящий.
    В литературе встречается еще один подход, получивший название «расширение ядра». Он предполагает, что в первую очередь проектируют и разрабатывают некоторую основу- ядро программного обеспечения, например, структуры данных и процедуры, связанные с ними. В дальнейшем ядро наращивают, комбинируя восходящий и нисходящий методы. На практике дан- ный подход в зависимости от уровня ядра практически сводится либо к нисходящему, либо к восходящему подходам.
    Восходящий подход. При использовании восходящего подхода сначала проектируют и реализуют компоненты нижнего уровня, затем предыдущего и т. д. По мере завершения тестирования и отладки компонентов осуществляют их сборку, причем компоненты нижнего уровня при таком подходе часто помещают в библиотеки компонентов.
    Для тестирования и отладки компонентов проектируют и реализуют специальные тестирующие программы.
    Подход имеет следующие недостатки:
    • увеличение вероятности несогласованности компонентов вследствие неполноты спецификаций;
    • наличие издержек на проектирование и реализацию тестирующих программ, которые нельзя преобразовать в компоненты;
    • позднее проектирование интерфейса, а соответственно невозможность продемонстрировать его заказчику для уточнения спецификаций и т. д.
    Исторически восходящий подход появился раньше, что связано с особенностью мышления программистов, которые в процессе обучения привыкают при написании небольших программ сначала детализировать компоненты нижних уровней (подпрограммы, классы). Это позволяет им лучше осознавать процессы верхних уровней. При промышленном изготовлении программного обеспечения восходящий подход в настоящее время практически не используют.
    Нисходящий подход. Нисходящий подход предполагает, что проектирование и последующая реализация компонентов выполняется «сверху-вниз», т. е. вначале проектируют компоненты верхних уровней иерархии, затем следующих и так далее до самых нижних уровней. В той же последовательности выполняют и реализацию компонентов. При этом в процессе программи- рования компоненты нижних, еще не реализованных уровней заменяют специально разработанными отладочными модулями - «заглушками», что позволяет тестировать и отлаживать уже реализованную часть.
    При использовании нисходящего подхода применяют иерархический, операционный и комбинированный методы определения последовательности проектирования и реализации компонентов.
    Иерархический метод предполагает выполнение разработки строго по уровням. Исключения
    допускаются при наличии зависимости по данным, т. е. если обнаруживается, что некоторый модуль использует результаты другого, то его рекомендуется программировать после этого модуля. Основной проблемой данного метода является большое количество достаточно сложных заглушек. Кроме того, при использовании данного метода основная масса модулей разрабатывается и реализуется в конце работы над проектом, что затрудняет распределение человеческих ресурсов.
    Операционный метод связывает последовательность выполнения при запуске программы.
    Применение метода усложняется тем, что порядок выполнения модулей может зависеть от дан- ных. Кроме того, модули вывода результатов, несмотря на то, что они вызываются последними, должны разрабатываться одними из первых, чтобы не проектировать сложную заглушку, обеспечивающую вывод результатов при тестировании. С точки зрения распределения человеческих ресурсов сложным является начало работ, пока не закончены все модули, находящиеся на так называемом критическом пути.
    Комбинированный метод учитывает следующие факторы, влияющие на последовательность разработки:
    • достижимость модуля - наличие всех модулей в цепочке вызова данного модуля;
    • зависимость по данным - модули, формирующие некоторые данные, должны создаваться раньше обрабатывающих;
    • обеспечение возможности выдачи результатов - модули вывода результатов должны создаваться раньше обрабатывающих;
    • готовность вспомогательных модулей - вспомогательные модули, например, модули закрытия файлов, завершения программы, должны создаваться раньше обрабатывающих;
    • наличие необходимых ресурсов.
    Кроме того, при прочих равных условиях сложные модули должны разрабатываться прежде простых, так как при их проектировании могут выявиться неточности в спецификациях, а чем раньше это произойдет, тем лучше.
    Нисходящий подход допускает нарушение нисходящей последовательности разработки компонентов в специально оговоренных случаях. Так, если некоторый компонент нижнего уровня используется многими компонентами более высоких уровней, то его рекомендуют проектировать и разрабатывать раньше, чем вызывающие его компоненты. И, наконец, в первую очередь проектируют и реализуют компоненты, обеспечивающие обработку правильных данных, оставляя компоненты обработки неправильных данных напоследок.
    Пример определения последовательности реализации модулей будет рассмотрен в § 5.2.
    Нисходящий подход обычно используют и при объектно-ориентированном программировании. В соответствии с рекомендациями подхода вначале проектируют и реализуют пользовательский интерфейс программного обеспечения, затем разрабатывают классы некоторых базовых объектов предметной области, а уже потом, используя эти объекты, проектируют и реализуют остальные компоненты.
    Нисходящий подход обеспечивает:
    • максимально полное определение спецификаций проектируемого компонента и согласованность компонентов между собой;
    • раннее определение интерфейса пользователя, демонстрация которого заказчику позволяет уточнить требования к создаваемому программному обеспечению:
    • возможность нисходящего тестирования и комплексной отладки
    (см. гл. 9).
    2.4. Структурное и «неструктурное» программирование.
    Средства описания структурных алгоритмов
    Одним из способов обеспечения высокого уровня технологичности разрабатываемого программного обеспечения является структурное программирование.
    Различают три вида вычислительного процесса, реализуемого программами: линейный,
    разветвленный и циклический.
    Линейная структура процесса вычислений предполагает, что для получения результата необходимо выполнить некоторые операции в определенной последовательности.
    Разветвленная
    структура процесса вычислений предполагает, что конкретная последовательность операций зависит от значений одной или нескольких переменных.
    Циклическая структура процесса вычислений предполагает, что для получения результата некоторые действия необходимо выполнить несколько раз.
    Для реализации указанных вычислительных процессов в программах используют соответствующие управляющие операторы. Первые процедурные языки программирования высокого уровня, такие, как FORTRAN, понятием «тип вычислительного процесса» не оперировали. Для изменения линейной последовательности операторов в них, как в языках низкого уровня, использовались команды условной (при выполнении некоторого условия) и безусловной передач управления. Потому и программы, написанные на этих языках, имели запутанную структуру, присущую в настоящее время только низкоуровневым (машинным) языкам.
    Именно для изображения схем алгоритмов таких программ в свое время был разработан ГОСТ
    19.701-90, согласно которому каждой группе действий ставится в соответствие специальный блок
    (табл. 2.3). Хотя этот стандарт предусматривает блоки для обозначения циклов, он не запрещает и произвольной передачи управления, т. е. допускает использование команд условной и безусловной передачи управления при реализации алгоритма.

    В качестве примера, демонстрирующего особенности использования команд передачи управления для организации требуемого типа вычислительного процесса, рассмотрим программу на языке Ассемблера.
    Пример 2.1 (вариант 1). Реализовать на языке Ассемблера подпрограмму поиска минимального элемента массива а(n). На рис. 2.2 приведен пример неудачной реализации этой подпрограммы. Стрелками показаны передачи управления. Даже с комментариями и стрелками понять хорошо известный алгоритм достаточно сложно.
    После того, как в 60-х годах XX в. было доказано, что любой сколь угодно сложный алгоритм можно представить с использованием трех основных управляющих конструкций, в языках программирования высокого уровня появились управляющие операторы для реализации соответствующих конструкций. Эти три конструкции принято считать базовыми. К ним относят конструкции:
    следование - обозначает последовательное выполнение действий (рис. 2.3, а);
    ветвление - соответствует выбору одного из двух вариантов действий (рис. 2.3, б);
    цикл-пока - определяет повторение действий, пока не будет нарушено некоторое условие, выполнение которого проверяется в начале цикла (рис. 2.3,б).

    Помимо базовых, процедурные языки программирования высокого уровня обычно используют еще три конструкции, которые можно составить из базовых:
    выбор - обозначает выбор одного варианта из нескольких в зависимости от значения некоторой величины (рис. 2.4, а);
    цикл-do - обозначает повторение некоторых действий до выполнения заданного условия, проверка которого осуществляется после выполнения действий в цикле (рис. 2.4, б);
    цикл с заданным числом повторений (счетный цикл) - обозначает повторение некоторых действий указанное количество раз (рис. 2.4, в).
    Любая из дополнительных конструкций легко реализуется через базовые. Перечисленные шесть конструкций были положены в основу структурного программирования.
    Перечисленные шесть конструкций были положены в основу структурного программирования.
    Примечание. Слово «структурное» в данном названии подчеркиваем тот факт, что при программировании использованы только перечисленные конструкции (структуры). Отсюда и понятие «программирование без go to».
    Программы, написанные с использованием только структурных операторов передачи управления, называют структурными, чтобы подчеркнуть их отличие от программ, при проектировании или реализации которых использовались низкоуровневые способы передачи управления.
    Несмотря на то, что Ассемблер не предусматривает соответствующих конструкций,
    «структурно» можно программировать и на нем. Вернемся к примеру 2.1.
    Пример 2.1 (вариант 2). Поскольку реализуемый цикл по типу «счетный» с количеством повторений п-1, используем соответствующую команду Ассемблера. Уберем и усложняющий понимание возврат на метку less, заменив его дубликатом команды сохранения текущего максимального элемента.
    Полученный в результате «структурированный» вариант программы поиска максимального элемента массива приведен на рис. 2.5. Единственный возврат реализует циклический процесс, а передача управления на следующие команды - ветвление.
    Представление алгоритма программы в виде схемы с точки зрения структурного программирования имеет два недостатка:
    • предполагает слишком низкий уровень детализации, что часто скрывает суть сложных алгоритмов;
    • позволяет использовать неструктурные способы передачи управления, причем часто на схеме алгоритма они выглядят проще, чем эквивалентные структурные.

    Классическим примером последнего является организация поискового цикла с использованием неструктурной передачи управления (рис. 2.6, а) и эквивалентный структурный вариант (рис. 2.6, б).
    Кроме схем, для описания алгоритмов можно использовать псевдокоды, Flow-формы и диаграммы Насси-Шнейдермана. Все перечисленные нотации с одной стороны базируются на тех же основных структурах, что и структурное программирование, а с другой - допускают разные уровни детализации.
    Псевдокоды. Псевдокод - формализованное текстовое описание алгоритма (текстовая нотация). В литературе были предложены несколько вариантов псевдокодов. Один из них приведен в табл. 2.4.

    Описать с помощью псевдокодов неструктурный алгоритм невозможно. Использование псевдокодов изначально ориентирует проектировщика только на структурные способы передачи управления, а потому требует более тщательного анализа разрабатываемого алгоритма. В отличие от схем алгоритмов, псевдокоды не ограничивают степень детализации проектируемых операций.
    Они позволяют соизмерять степень детализации действия с уровнем абстракции, на котором это действие рассматривают, и хорошо согласуются с основным методом структурного программирования - методом пошаговой детализации.
    В качестве примера посмотрим, как будет выглядеть на псевдокоде описание алгоритма поискового цикла, представленного на рис. 2.6: i: =1
    Цикл-пока i
    ≥ < n и A[i] ≠ у i: =i+l
    Все-цикл
    Если I
    ≥ n
    то Вывести «Элемент найден»
    иначе Вывести «Элемент не найден»
    Все-если
    Flow-формы. Flow-формы представляют собой графическую нотацию описания структурных алгоритмов, которая иллюстрирует вложенность структур. Каждый символ Flow-формы соответствует управляющей структуре и изображается в виде прямоугольника. Для демонстрации вложенности структур символ Flow-формы может быть вписан в соответствующую область прямоугольника любого другого символа. В прямоугольниках символов содержится текст на естественном языке или в математической нотации. Размер прямоугольника определяется длиной вписанного в него текста и размерами вложенных прямоугольников. Символы Flow-форм,
    соответствующие основным и дополнительным управляющим конструкциям, приведены на рис.
    2.7.
    На рис. 2.8 представлено описание рассмотренного ранее поискового цикла с использованием
    Flow-формы. Хорошо видны вложенность и следование конструкций, изображенных прямоугольниками.
    Диаграммы Насси-Шнейдермана. Диаграммы Насси-Шнейдермана являются развитием
    Flow-форм. Основное их отличие от Flow-форм заключается в том, что область обозначения условий и вариантов ветвления изображают в виде треугольников (рис. 2.9). Такое обозначение обеспечивает большую наглядность представления алгоритма.
    Также, как при использовании псевдокодов, описать неструктурный алгоритм, применяя Flow- формы или диаграммы Насси-Шнейдермана, невозможно (для неструктурных передач управления в этих нотациях просто отсутствуют условные обозначения). В то же время, являясь графическими, эти нотации лучше отображают вложенность конструкций, чем псевдокоды.
    Общим недостатком Flow-форм и диаграмм Насси-Шнейдермана является сложность построения изображений символов, что усложняет практическое применение этих нотаций для описания больших алгоритмов.

    2.5. Стиль оформления программы
    С точки зрения технологичности хорошим считают стиль оформления программы, облегчающий ее восприятие как самим автором, так и другими программистами, которым, возможно, придется ее проверять или модифицировать. «Помните, программы читаются людьми», призывал Д. Ван Тассел, автор одной из известных монографий, посвященной проблемам программирования [60].
    Именно исходя из того, что любую программу неоднократно придется просматривать, следует придерживаться хорошего стиля написания программ.
    Стиль оформления программы включает:
    • правила именования объектов программы (переменных, функций, типов, данных и т. п.);
    • правила оформления модулей;
    • стиль оформления текстов модулей.
    Правила именования объектов программы. При выборе имен программных объектов следует придерживаться следующих правил:
    • имя объекта должно соответствовать его содержанию, например:
    MaxItem - максимальный элемент;
    NextItem - следующий элемент;
    • если позволяет язык программирования, можно использовать символ «_» для визуального разделения имен, состоящих из нескольких слов, например:
    Max_Item, Next_Itetm; необходимо избегать близких по написанию имен, например:
    Index и InDec.
    Правила оформления модулей. Каждый модуль должен предваряться заголовком, который, как минимум, содержит:
    • название модуля;
    • краткое описание его назначения;
    • краткое описание входных и выходных параметров с указанием единиц измерения;
    • список используемых (вызываемых) модулей;
    • краткое описание алгоритма (метода) и/или ограничений;
    • ФИО автора программы;
    • идентифицирующую информацию (номер версии и/или дату последней корректировки).
    Например:

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
    написать администратору сайта