Главная страница
Навигация по странице:

  • Предисловие

  • 1.4. Структура социологического знания

  • Становление и развитие социологии

  • 2.5. Современная социология

  • . Личность

  • 3.6. Девиантное поведение

  • Социальная структура

  • 5.7. Социальная мобильность

  • 6.5. Социальный кризис

  • 7.3. Функционирование и развитие культуры

  • 8.1. Институт как форма регуляции общества

  • 8.7. Взаимодействие социальных институтов

  • Россия: проблемы и перспективы

  • 10.3. Взгляд в будущее

  • 11.2. План действий социолога

  • Социология для менеджеров Г.П. Зинченко. Г. П. Зинченко социология для менеджеров для студентов вузов


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеГ. П. Зинченко социология для менеджеров для студентов вузов
    АнкорСоциология для менеджеров Г.П. Зинченко.doc
    Дата27.04.2017
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология для менеджеров Г.П. Зинченко.doc
    ТипДокументы
    #6021
    страница1 из 19
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



    Г.П. Зинченко

    СОЦИОЛОГИЯ

    ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ
    ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

    Зинченко Г.П.

    3 63 Социология для менеджеров. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 352 с. (Серия «Учебники "Феникса"»).
    В учебном пособии обобщен десятилетний опыт преподавания общего курса социологии автора. Она принесет пользу преподавателям и студентам других специальностей, потому что раскрывает процесс формирования социологического знания, становления и развития этой науки. В книге изложены основные положения взаимодействия личности и общества, строения, регуляции и модернизации общества.

    Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта для высшего образования.

    Предназначено для студентов вузов по управленческим специальностям.

    ББК67


    ISBN 5-222-01937-3

    ©Зинченко Г.П., 2001

    ©Оформление «Феникс», 2001

    !!! Чтобы перейти по гиперссылке в оглавлении, необходимо навести курсор на необходимый пункт, нажать клавишу Ctrl + левую кнопку мыши
    Оглавление


    Предисловие

    Раздел первый.

    Социология на службе менеджмента
    Глава 1. Формирование социологического знания

    1.1. Репутация социологии

    1.2. Социология в системе обществознания

    1.3. Научный статус социологии

    1.4. Структура социологического знания

    1.5. Специфика социального познания

    1.6. Социология в системе управления
    Глава 2. Становление и развитие социологии

    2.1. Происхождение социологической науки

    2.2. Социологические парадигмы, доктрины,концепции и теории

    2.3. Ранняя социология

    2.4. Классическая социология

    2.5. Современная социология

    2.6. Развитие социологической мыслив России
    Раздел второй.

    Личность и общество
    Глава 3. Личность

    3.1. Человек и личность

    3.2. Конкурентно-способный тип личности

    3.3. Статусно-ролевая концепция личности

    3.4. Статусный портрет менеджера

    3.5. Механизмы действия личности

    3.6. Девиантное поведение

    3.7. Социализация
    Глава 4. Общество

    4.1. Признаки общества

    4.2. Междисциплинарный подход к изучениюобщества

    4.3. Типология обществ
    Раздел третий.

    Строение общества
    Глава 5. Социальная структура

    5.1. Способы описания социальнойструктуры

    5.2. Общности

    5.3. Группы

    5.4. Трансформационные группировки

    5.5. Управленческая команда

    5.6. Социальная стратификация

    5.7. Социальная мобильность
    Глава 6. Социальное взаимодействие

    6.1. Социальное действие

    6.2. Социальная связь

    6.3. Социальная коммуникация

    6.4. Социальные процессы

    6.5. Социальный кризис

    6.6. Регуляция социальной связи
    Раздел четвертый.

    Регуляция общества
    Глава 7. Культура

    7.1. Культура — регулятор общества

    7.2. Ценностно-нормативный механизмсоциальной регуляции

    7.3. Функционирование и развитие культуры

    7.4. Многообразие культур

    7.5. Культура в административнойсреде
    Глава 8. Социальные институты

    8.1. Институт как форма регуляции общества

    8.2. Семья

    8.3. Государство

    8.4. Собственность

    8.5. Образование

    8.6. Религия

    8.7. Взаимодействие социальных институтов

    Глава 9. Социальная организация

    9.1. Основные черты организации

    9.2. Бюрократия

    9.3. Управление в организации и степень ееуправляемости

    Раздел пятый.

    Модернизация общества
    Глава 10. Россия: проблемы и перспективы

    10.1. Особенности модернизации российского общества

    10.2. Россия в мировом сообществе

    10.3. Взгляд в будущее

    Глава 11. Технология социологического анализа

    11.1. Разработка программы исследования

    11.2. План действий социолога

    11.3. Сбор, обработка и анализ данных


    -ББК67 363

    Будущему менеджеру,

    моей дочери Ярославе посвящается

    Предисловие

    Эта книга — итог десятилетнего опыта преподавания социологии в вузах новой России. В начале пути, когда в стране еще не было учебников, я решился на публикацию курса своих лекций — «Теория социологии» (Ростов н/Д, 1993). Это был переходный курс от марксистского социологического наследия к общепринятому пониманию науки об обществе.

    С тех пор в России выпущен целый ряд учебников и учебных пособий зарубежных и отечественных авторов, которые оказали существенную помощь в преподавании социологии. Многие из них я апробировал в студенческих аудиториях: А.Г. Эфендиев и др. (М., 1993), Э.Т. Тощенко (М., 1994), Г.В. Осипов и др. (М., 1996), С.С. Фролов (М., 1996), А.И. Кравченко (М., 1997), Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая (М., 1998) и др. От лица преподавателей и студентов я хотел бы выразить авторам искреннюю благодарность.

    Однако это — универсальные учебники. Они не учитывают профиля подготовки специалистов. Между тем особенности специальности требуют специфического преподавания социологии. Например, в нашей стране сейчас осуществляется подготовка кадров для государственной службы. На смену политизированному администратору должен прийти профессиональный менеджер — посредник между государством и гражданским обществом. Ясно, что для подготовки современного менеджера требуется отобрать соответствующий содержательный материал.

    Предлагаемое читателю пособие представляет собой первый опыт отбора такого материала. Его освоение поможет менеджеру сформировать социологическую культуру, приобрести умения и навыки анализа общественной жизни, выработки соответствующих стратегий и технологий.

    Тематика пособия связана с профилем управленческого вуза, т.е. с тем, чтобы менеджер в результате учебы смог проявить следующие знания, умения и навыки:

    • научился распознавать, понимать и правильно оценивать общественную жизнь на основе системного подхода, всестороннего видения социальных проблем современности; приобрел навыки самостоятельного анализа, обобщения, интерпретации научно установленных социальных фактов, характеризующих состояние социальной системы;

    • умел свободно ориентироваться в социальной структуре общества, со знанием деда включиться в социальные отношения, вести переговоры, согласовывать разные интересы, гармонизировать связи органов управления с общественностью на основе изучения мнений различных слоев населения;

    • подготовился к творческой управленческой деятельности, изучив и социологически осмыслив опыт своей будущей профессиональной группы менеджеров; приобрел навыки организации и проведения эмпирических исследований социальных процессов для поиска оптимальных управленческих решений;

    • понимал социальное предназначение госслужбы, общественно гражданский смысл административных функций; развивал демократические процессы участия населения в решении управленческих задач; владел методами диагностики госаппарата и средствами его модернизации, обладал способностями к организационным изменениям, преодолению инертности бюрократии.

    Материал, включенный в пособие, неоднозначен, нередко дискуссионен, как и сама социология. Поэтому необходимо не только внимательное, но и критическое чтение, сравнения, сопоставления, выработка собственного мнения. Безусловно, это нелегко, но интересно и, главное, полезно для будущей практической работы.

    Раздел первый. Социология на службе менеджмента


    Глава 1. Формирование социологического знания
    Цели главы:

    *Дать обзор мнений о достоинствах и недостатках социологии.

    *Показать место социологии в системе обществознания

    *Определить научный статус социологии.

    • Рассмотреть структуру социологического знания.

    • Подчеркнуть специфику социального познания.

    • Объяснить роль социологии в системе управления.


    1.1. Репутация социологии

    Приступая к изучению социологии, вы наверняка задумываетесь над тем, какую пользу можно от нее получить. На этот вопрос не найти простого ответа. Ведь репутация социологии в нашей стране неоднозначна.

    Многие полагают, что это скучная и бесполезная дисциплина. От нее веет академической сухостью, абстрактными схемами, далекими от действительности. И эти люди по-своему правы. Еще недавно социология отождествлялась у нас с историческим материализмом (истматом) — марксистским социально-философским учением о наиболее общих законах развития человеческого общества.

    Однако законы эти и закономерности жизни конкретных людей - вещи разные, хотя и связаны между собой. Если для выявления законов смены общественно-экономических формаций (рабовладельческой, феодальной и т.д.) достаточно философских умозрительных допущений, то для того, чтобы обнаружить закономерности общественной жизни в отдельной стране нужны еще и эмпирические исследования. Вот почему «истматовская» социология вынуждена была пойти на малопонятный симбиоз философского и научного знания. Что получилось в результате? Облекая простые понятия совместной жизни людей в сложную терминологию, она превратилась в догматическую и схоластическую дисциплину.

    Например, слово «формация» — ключевая категория истмата. Между тем, человек в формации не живет. Он обитает в реальной стране, в конкретном городе или селе, в своей семье. Именно об этом, а не о капитализме или социализме ему нужны знания в первую очередь. Поэтому в данной книге рассказывать об «истматовской» социологии мы не будем. Существует и другая, возможно, более распространенная точка зрения, в соответствии с которой социология ассоциируется с изучением общественного мнения. В самих опросах населения, конечно, нет ничего плохого. Во многих странах это стало обычной практикой. Но сводить социологию только к среднеарифметическому мнению большинства просто смешно. Ведь она дает представления о жизни общества в целом, которые не могут быть сведены к сумме мнений отдельных людей.

    К сожалению, результаты опросов вызывают у наших людей недоверие. На этом часто спекулируют средства массовой информации. Самый распространенный прием — краткое интервью с прохожими на улице. Опрашивается 10—15 человек, но затем сюжет монтируется, включая всего 3—4 нужных заказчику мнения. Такая «уличная» социология дискредитирует науку. Поэтому и ее мы также в этой книге рассматривать не будем.

    Наконец, имеется еще один взгляд на социологию. Ее связывают с подстрекательством. Царское и советское правительства в России препятствовали проникновение социологии в общественное сознание. Первые считали ее рассадницей социалистических идей, а вторые — буржуазных. Социология действительно носит подрывной, точнее, критический характер. Она занимается самыми острыми проблемами, лежащими в основе коренных противоречий и конфликтов человеческой жизни.

    Длительное время российское общество находилось вне критики. Принятая у нас концепция социализма, вроде священного писания, никакому сомнению не подлежала. Общество изменялось, а концепция оставалась прежней. В результате социальные науки в нашей стране превратились в иллюзорную систему знаний, мешающую взглянуть на жизнь в ее подлинном виде.

    Один из парадоксов современности состоит в том, что мы до сих пор не можем понять общество, в котором живем. Почему нынешним реформаторам так и не удалось провести в жизнь ни один «самый прогрессивный» закон, ни одну «самую умную» программу? Видимо, потому что преобразования эти не соответствуют действительным характеристикам нашего общества. Они отторгаются социальным организмом либо как абсолютно чуждые ему, либо как совершенно непосильные для исполнения.

    Важно осознать, что если и дальше мы будем жить в мире иллюзий, закрывать глаза на реальный мир, пусть неприглядный, то это приведет к еще более тяжким последствиям. Словом, обществу крайне необходимо свое зеркало. В качестве такого зеркала и выступает социология.

    Однако она создана не только для беспристрастного отражения человеческой жизни. Роль социологии заключается в критическом взгляде на общество. Она призвана высветить те острейшие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, показать их причины, подсказать, каким образом можно нивелировать негативные и, наоборот, стимулировать позитивные тенденции. Именно к такой, активной социологии и обращается сейчас российское общество. Преимущество социологии в том, что она является и теоретически и практически ориентированной наукой одновременно. Поэтому человек, изучающий эту дисциплину, может с равным успехом искать свое призвание и в таких элитных профессиях, как ученый, политик, и в таких «человечески контактных» профессиях, как менеджер, государственный служащий, социальный работник.

    Возможны самые разнообразные формы изучения социологии. Иногда это всего лишь вводный курс, но подчас он продолжается всю жизнь. В первом случае «польза» будет выражена в виде пятерки в зачетке, а во втором — в наполнении своей жизни осмысленным содержанием.

    Социологический ракурс вносит свой оттенок в общую картину о том, как и зачем мы живем. Разумеется, существуют и другие мировоззренческие системы. Многие люди опираются на философские, религиозные, астрологические представления, или просто на «здравый смысл». Решение самых земных вопросов повседневности требует определенного понимания социального. Каждому из нас приходится выбирать друзей, своего супруга, выносить суждения о том, почему люди вступают в связи друг с другом и т.д. При этом мы руководствуемся здравым смыслом. Однако он не всегда мудр, ибо в нем уживаются знания и предрассудки. Отсюда многие обыденные представления противоречивы. Вот почему люди с надеждой обращаются к научному знанию.
    Ключевые слова

    Репутация социологии.

    «Уличная» социология.

    «Истматовская» социология.

    «Активная» социология.

    1.2. Социология в системе обществознания

    Современное обществознание представляет собой довольно сложную систему, включающую философию, идеологию и науку. Чем же отличается социология от других форм знания об обществе?

    Социология и философия. Социология вышла из недр философии. В нашей стране эти формы социальной мысли длительное время были тесно переплетены. Сейчас происходит их размежевание. Это действительно самостоятельные формы знания. Если социология производит научное знание, то философия — мировоззренческое. Философия сильна своей всеобщностью и концептуальностью. Она составляет ядро мировоззрения человека. В этом смысле философия больше, чем наука. Социолог, осмысливая совместную жизнь людей, обычно опирается на какую-то философскую идею, которая определяет исходные подходы к изучаемой проблеме.

    Вместе с тем, философия в силу своей умозрительности способна решать лишь «вечные» вопросы человеческого бытия, т.е. вопросы, не имеющие ответа. Когда же требуется рассмотреть конкретный вопрос, то попытки умозрительного его решения демонстрируют свою ограниченность.

    Социология, используя разнообразные методы научного познания, осмысливает общественную жизнь не как общую абстракцию, а как реальность. При анализе какого-либо социального явления она стремится исследовать конкретные механизмы, зависимости, связи, влияющие на изучаемый предмет. Все это позволяет социологии не только преодолеть умозрительность, но и существенно сузить возможности проявления субъективизма в понимании общественных явлений, повысить уровень доказательности полученного знания.

    Социология и идеология. Идеология, являясь теоретическим выражением социального интереса какой-либо большой группы людей, представляет собой умозрительную модель общества, на основе которой оценивает реальные события. Социология же их изучает. Если идеология ориентирована на интерес, то социология — на истину. Задача социологии — доказывать, а не убеждать. Поэтому она не может непосредственно воздействовать на массы. Но призванная на службу пропаганды, социология способна совершенствовать ее практику.

    Социология и социальные науки.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    написать администратору сайта