Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
История
Информатика
Физика
Математика
Вычислительная техника
Культура
Промышленность
Энергетика
Искусство
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Начальные классы
Доп
Строительство
образование
Механика
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Дошкольное образование
Классному руководителю
Другое
Иностранные языки
Физкультура
Казахский язык и лит
География
Технология
Школьному психологу
Логопедия
Директору, завучу
Языки народов РФ
ИЗО, МХК
Музыка
Астрономия
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу

Методичкафизиотерапия перинатальной энцефалопатии. Физиотерапия перинатальной энцефалопатии. Методические указания


НазваниеФизиотерапия перинатальной энцефалопатии. Методические указания
АнкорМетодичкафизиотерапия перинатальной энцефалопатии.doc
Дата27.12.2017
Размер269 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодичкафизиотерапия перинатальной энцефалопатии.doc
ТипМетодические указания
#13203
КатегорияМедицина
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8

Физиотерапия перинатальной энцефалопатии.

Методические указания.
Заболевания и повреждения нервной системы, приводящие к инвалидизации и дезадаптации детей, в 70 – 80% случаев обусловлены перинатальной патологией (Ю.И. Барашев с соавт., 1990).

В период новорожденности наиболее частыми формами перинатальной патологии являются неонатальная (по терминологии H.B. Sarnat с соавт., 1976) или перинатальная (по терминологии Ю.Я. Кушина с соавт., 1979) энцефалопатия.

В возникновении перинатальной энцефалопатии (ПЭП) существенную роль играют наследственные факторы, внутриутробная инфекция, родовые травмы, эндокринные, токсические и гипоксические факторы. В ряде случаев причиной заболевания могут быть сразу несколько факторов, а иногда причину выявить не удается (энцефалопатия неясной этиологии).

В условиях нынешней социальной и демографической ситуации большинство детей получают перинатальные повреждения ЦНС разной степени тяжести.

Патология ЦНС ведет к нарушению физиологических механизмов движений, характер которых зависит от того, на каких уровнях мозга произошло повреждение. Однако нарушение или выпадение какой-либо функции не является незаменимым и не ведет к безуспешности лечения. ЦНС ребенка пластична, в головном мозге имеетcя огромное количество проводников, соединяющих его с двигательными и чувствительными путями той же или противоположной стороны. Поэтому лечение детей с ПЭП должно начинаться как можно раньше, - с первых дней и месяцев жизни ребенка. Наиболее эффективно комплексное восстановительное лечение, - так наряду с медикаментозными средствами с успехом могут быть использованы и не медикаментозные средства реабилитации.

Основная цель комплексного восстановительного лечения – стремление привести психомоторное развитие ребенка в соответствии с возможностями, присущими ребенку его возраста.

Одним из основных средств является кинезотерапия, действие которой заключается в нормализации мышечного тонуса, восстановлении безусловных и установочных рефлексов, улучшении функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, положительном воздействии на психоэмоциональное состояние ребенка.

Как в зарубежной, так и отечественной практике, все шире стали применяться современные техники мануальной коррекции нейро-ортопедических и соматических дисфункций. Мануальная терапия улучшить ликвородинамику и венозный отток, уменьшить внутричерепное давление, восстановить правильную позицию позвонков и нормализовать мышечный тонус.

Ортопедическая коррекция позволяет компенсировать недостаточность двигательных функций изменениями положения тела ребенка с помощью специальных укладок. При этом устанавливается обратная связь между двигательным анализатором и ЦНС, корригируются порочные положения в различных звеньях верхних конечностей, шеи, туловища, нижних конечностей, обеспечиваются условия для нормализации мышечного тонуса.

Рефлексотерапия направлена на подавление патологической активности структур мозга, ответственных за развитие ригидности и спастичности, улучшение нервно-мышечной проводимости, гемодинамики, нормализацию деятельности мозга.

Физиотерапевтические воздействия основаны на нейрогуморальных механизмах, возможности проведения трофикостимулирующей, репаративно-регенеративной и рассасывающей терапии, коррекции водно-минерального обмена и стимуляции антиоксидантной активности. Помимо влияния на функциональное состояние клеток головного мозга и периферический нервный аппарат, физиотерапевтические методы могут быть использованы для непосредственного воздействия на очаг поражения с целью ускорения обратного развития патологического процесса за счет улучшения крово- и лимфообращения, ликвидации отека, улучшения обмена веществ, возможную оптимизацию тонуса и тургора пораженных тканей.

Фитотерапия в лечении детей с ПЭП повышает иммунитет, улучшает минеральный обмен и окислительно-восстановительные процессы в организме ребенка.

Немаловажное значение в комплексной реабилитации ПЭП имеют такие методы, как гомеопатическое лечение и вопросы психологического консультирования.

Таким образом, раннее комплексное восстановительное лечение детей с ПЭП высокоэффективно и должно широко внедряться в практическом здравоохранении.

КОМПЛЕКСНОЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПЭП


В течение заболевания различают несколько периодов, в каждом из которых выделяются определенные синдромы, важные для определения объема и тактики лечебного вмешательства.

I. Острый период (до 7-10 дней).

Тяжесть поражения в этот период определяется по шкале Aппгap в первые минуты после рождения ребенка (на 1-й , 5-й, 10-й минутах).

  1. коматозный синдром;

  2. синдром угнетения нервной деятельности (дистония);

  3. синдром двигательных нарушений (в основе лежат поражения на уровне пирамидных, экстрапирамидных и лимбических образований, как результат родовой травмы);

  4. судорожный синдром;

  5. гипертензионный и гидроцефальный синдромы, которые, в свою очередь, можно подразделить:

  • гипертензионный синдром,

  • гидроцефальный синдром,

  • смешанный гипертензионно-гидроцефальный синдром (встречается редко и формируется, как правило, в более поздних периодах);

  1. синдром гипервозбудимости;

  2. вегетативно-висцеральные синдромы (как правило, бывают не самостоятельными, а формируются всеми предыдущими синдромами и проявляются в виде брадикардии, выраженного апноэ и т.д.).

II. Ранний восстановительный период (до 3-4 месяцев).

Тяжесть состояния в этот период определяется по динамике психомоторного развития, по выраженности неврологических и морфо-вегетативных процессов (по ежедневной прибавке массы тела, количеству потребленного грудного молока и по активности акта сосания, развитию рефлекторных, двигательных и других реакций).

Состояние ребенка в этот период может оставаться еще довольно тяжелым, но, как правило, исчезают некоторые, наиболее тяжелые, синдромы, такие как коматозный, синдром угнетения нервной деятельности (последний может трансформироваться в другие синдромы).

III. Поздний восстановительный период (до 1-1,5 лет).

В этот период полностью исчезают коматозный синдром и синдром угнетения нервной деятельности.

В конце позднего восстановительного периода начинают проявляться так называемые синдромы выхода из энцефалопатии:

  1. судорожный синдром (эпилептический синдром перинатального генеза);

  2. гидроцефальный синдром (трансформирующийся из гипертензионно-гидроцефального синдрома перинатального генеза);

  3. синдром повышенной возбудимости (неврозоподобные заболевания на резидуально-органической основе, в том числе и церебрально-астенический синдром);

  4. минимальная мозговая дисфункция (ММД);

  5. детский церебральный паралич (ДЦП).

При перинатальной патологии наряду с медикаментозными средствами с успехом могут быть использованы и немедикаментозные средства и методы реабилитации.
В зависимости от периода заболевания, его выраженности (тяжести) и преобладания тех или иных симптомов используются следующие немедикаментозные методы:

  • мануальная терапия;

  • ортопедическая коррекция;

  • физиотерапия;

  • рефлексотерапия;

  • кинезотерапия и массаж;

  • фитотерапия;

  • гомеопатия;

  • психотерапия.

В зависимости от периода заболевания и выраженности тех или иных симптомов в конкретном периоде сочетание различных средств и методов восстановительного лечения, последовательность их применения должны быть различными.

острый период заболевания


Мануальная терапия

Мануальная терапия может быть использована на всех этапах ПЭП, но в остром периоде она занимает одно из ведущих мест в комплексной терапии.

Основные задачи мануальной терапии: улучшение гемодинамики головного мозга за счет повышения кровоснабжения по позвоночной артерии; улучшение венозного оттока, снижение внутричерепного давления; восстановление корково-подкорковой взаимосвязи, т.е. нормализация функции стволовых структур мозга; улучшение функционирования диафрагмы и других внутренних органов; ликвидация спастической “кривошеи“, снижение патологического гипертонуса, улучшение тонуса мускулатуры, укрепление связочного аппарата позвоночника; улучшение психомоторного развития и выработка рефлексов; улучшение физического развития; повышение резистентности организма и его адаптационных возможностей.

С помощью методик мануальной терапии может быть устранен подвывих в области С1-2 ПДС, улучшена гемодинамика, а тем самым улучшено функционирование всего виллизиева круга. Мануальные методики позволяют добиться уменьшения гипертензионного синдрома, а нередко и нормализации внутричерепного давления и венозного кровотока.

В первые 10 дней для устранения болевого синдрома и восстановления нормального положения позвонков и формы позвоночного канала проводится мануальная терапия с применением “мягкой“ щадящей кранио-сакральной техники и миофасциальное расслабление мышц, находящихся в состоянии гипертонуса.

Дополнительное воздействие оказывается на субокципитальный сустав, а также на область ограничения отведения бедер – сакро-илиакальный сустав.

Для достижения лечебного эффекта, как правило, бывает достаточно одной-двух манипуляций. После этого, в обязательном порядке проводится иммобилизация шейного отдела позвоночника и головы, осуществляемая кольцевидной ватно-марлевой повязкой на период 2-3 недели.

Поэтому, как самостоятельный метод лечения, а также в дополнение к мануальной терапии, на данном этапе лечения приобретают значение различные ортопедические методики.
Ортопедические мероприятия

Ортопедические мероприятия имеют большое значение, причем не только для профилактики контрактур и деформаций, но и для лечебного воздействия, способствующего наилучшему восстановлению и регулированию произвольной мышечной деятельности ребенка. Ортопедическое лечение также содействует нормализации процессов возбуждения и торможения.

Важно правильное положение ребенка, как во время сна, так и в часы бодрствования в любом периоде заболевания.

В острый и ранний восстановительный период проводится лечение положением: ребенку необходимо обеспечить правильное положение в постели. Характер положения зависит от функционального состояния мышц. Цель - создать массивное длительное корригирующее воздействие. Ребенок должен лежать на ровной, не очень мягкой постели, голова - на низкой подушке.

Ортопедические укладки следует проводить только во время дневного, но не ночного сна, т.к. дети устают находиться в определенном положении, их сон становится тревожным.

Лечение положением лучше проводить 3 раза в день: с 11 до 12 часов, с 13 до 14 часов и с 17 до 18 часов. При наличии нейрогенной кривошеи можно использовать специальные “бублики“, мешочки с песком, воротник Шанца или укладку по Козловскому, когда два мешочка с песком располагаются вдоль туловища от подмышечных впадин до гребней подвздошных костей для хорошей фиксации, а третий мешочек с подогретым песком между нижней челюстью и ключицей на стороне наклона в положении коррекции.

При повышенном тонусе приводящих мышц нижних конечностей для разведения ног используют также мешочки с песком, подушку Фрейка.

Главное - не производить грубой и насильственной, длительной гиперкоррекции, так как мышца в перерастянутом длительном положении после снятия фиксации реагирует парадоксально, то есть мышечным спазмом, усугубляющим еще в большей степени контрактуру суставов.

В комплексной реабилитации эффективным методом на ранних этапах лечения и восстановления является физиотерапия.

Физиотерапия.

Задачи: антигипоксическая и антиишемическая терапия; оптимизация венозного оттока, снижение внутричерепного давления; восстановление корково-подкорковых взаимосвязей, седативная, спазмолитическая, рассасывающая и трофикостимулирующая терапия.

Как метод лечения и реабилитации детей с наличием перинатальной энцефалопатии, физиотерапия может быть применена с первых дней жизни ребенка. Широко распространенные в последние годы методики электрофореза эуфиллина наряду с положительными эффектами (улучшение насыщения крови кислородом, стимуляция мозгового кровотока, стимуляция венозного и лимфатического оттока) могут обеспечить и такие негативные клинические проявления, как торпидное течение заболевания у детей, перенесших внутрижелудочковые кровоизлияния (эуфиллин является антиагрегантом), чрезмерно выраженный эффект вазодилятации, что приводит у некоторых детей к усугублению венозного и лимфатического застоя в ЦНС. Вместе с тем существуют различные альтернативные возможности проведения лечения методом электрофореза по глазнично-затылочным или лобно-затылочным методикам с введением препаратов:

  • меди (сульфата меди), ГОМК, оксибутирата натрия при наличии очагов судорожной активности,

  • магния (сернокислой магнезии) при гипертензионно-гидроцефальном синдроме,

  • препаратов антифиброзирующей активности: протеолитических ферментов – лидазы, микроэлементов – йода (калия йодид), серы (натрия тиосульфат), церебролизина для проведения рассасывающей терапии,

  • витамина Е (-токоферола ацетата на 2 % ДМСО), меди (меди сульфата), витаминов группы В, в частности, эмаксипина; никотиновой кислоты, эуфиллина - антиоксидантов и стимуляторов микроцикркуляторной активности,

  • унитиола, тиосульфата натрия, никотиновой кислоты, сульфатов меди, магния, цинка, вводимых с катода – для стимуляции венозного и лимфатического оттока, купирования гипертензионно-гидроцефального синдрома при явлениях пирамидной недостаточности и наличии двигательных расстройств,

  • аскорбиновой кислоты - с целью стабилизации сосудистого тонуса,

  • витаминов группы В, эмаксипина - для оптимизации проведения нервного импульса и профилактики неполноценной миелинизации нервных волокон,

  • дибазола, папаверина – при спастических и вялых парезах, прозерина – при вялых и смешанных парезах

Процедуры электрофореза проводятся при дозировании силы тока для местных методик, продолжительностью 7 – 8 минут, в режиме анодизации, предусматривающем помещение анода (положительного полюса) в области лба или век при закрытых глазах и катода (отрицательного полюса) в шейно-затылочной области. Продолжительность курса лечения 8 – 10 процедур при проведении их ежедневно (оптимально) или через день.

При сочетанном повреждении шейного и поясничного отделов позвоночника и выраженных проявлениях гипертензионно-гидроцефального синдрома, синдома двигательных нарушений и гипервозбудимости применяется метод магнитотерапии – постоянное или переменное непрерывное магнитное поле - на область пояснично-крестцового отдела позвоночника. Дозирование напряженности магнитного поля проводится традиционно, с назначением минимальных значений, продолжительность процедуры 8 минут, процедуры проводятся в режиме монотерапии или в один день с электрофорезом (магнитотерапия, затем электрофорез с интервалом не менее 1 – 1,5 часов между ними), ежедневно или через день, на курс до 10 – 12 процедур.

При слабо выраженных патологических изменениях в области шейного отдела позвоночника можно ограничиться применением только метода магнитотерапии. Курс лечения 10 – 12 процедур при ежедневном их проведении по 8 - 10 минут.

Светолечение – фотохромотерапия - с использованием зеленой и синей матрицы (аппарат «Спектр»), или, соответственно, зеленого и синего светофильтров (лампы «Бионикс», «Биоптрон») применяется с целью оказания седативного и миорелаксирующего эффектов. Оптимально назначение непрерывного режима излучения на воротниковую область, стопы и ладони с целью проведения общего корригирующего воздействия на гомеостатические механизмы. Красная и оранжевая матрицы или светофильтры используются при необходимости получения тонизирующего и трофикостимулирующего эффектов. Удовлетворительные результаты для достижения трофикостимулирующего эффекта могут быть получены и при использовании желтой матрицы или светофильтра.

Из рекомендуемых методик следует отметить:

  • рефлекторно-сегментарные, на области шейного и верхнегрудного отдела паравертебрально и дистальные отделы верхних конечностей, а также пояснично-крестцового отдела паравертебрально и дистальные отделы нижних конечностей;

  • местные (локальные), на конкретные области поражения;

  • общего действия, проводимые на дистальные отделы конечностей – ладони и стопы, или на области воротника, надпочечников, эпигастральную область. Нежелательно при проведении общих методик стимулирующей направленности в течение одной процедуры воздействовать более чем на одну зону.

На каждое поле воздействие проводится в сканирующем или стационарном режиме, по 1,5–2 - 4 минуты (в зависимости от избранного стимулирующего или седатирующего метода), не более2 –3 полей в течение одной процедуры, при проведении их ежедневно (оптимально) или через день и продолжительности курса лечения 5-6 (при проведении стимулирующей терапии) - 10–12 (при проведении седативной и миорелаксирующей терапии) процедур. Проведение инфракрасного облучения пояснично-крестцовой области и спастичных групп мышц актуально при гипертензионно-гидроцефальном синдроме и синдроме двигательных нарушений и проводится с использованием ламп Соллюкс, Минина, инфракрасной матрицы от аппарата «Спектр». В качестве альтернативной методики можно проводить лечение с использованием магнитного поля и инфракрасного излучения от аппарата МИЛТА при тех же локализациях воздействия. Процедуры проводятся ежедневно или через день, при необходимости их чередования с электрофорезом, на курс назначается до 5 – 6 процедур.

Не следует забывать о возможностях пунктурной физиотерапии (фотохромотерапии, магнитотерапии, электропунктуры).

Достаточно актуальным является проведение в остром периоде процедур ароматерапии с использованием эфирных ароматических масел белой лилии (при перенесенной родовой травме), лаванды и пупавки благородной (при кефалогематоме), цикория полевого и ломоноса (при синдроме торможения), тимьянового (при гипотонии), мимулуса и вербены (при синдроме гипервозбудимости, затруднении засыпания), лаванды, розмарина и апельсинового (при синдроме двигательных нарушений). Для проведения процедур в ароматическую смесь добавляется не более 3 капель каждого эфирного масла. При лечении пациентов с кефалогематомой, патологическим гипертонусом мышц возможна постановка компрессов с вышеназванными эфирными маслами, берущимися по 1 капле, помещающимися в воду с последующим традиционным приготовлением компресса и его локальной постановкой. На курс назначается до 10 – 15 процедур ароматерапии и до 2 – 5 компрессов.
Рефлексотерапия

В остром периоде использование рефлексотерапии мы не рекомендуем.
Кинезотерапия и массаж

Одним из методов, используемых в комплексной реабилитации детей с ПЭП, является кинезотерапия.

Задачи кинезотерапии: нормализация мышечного тонуса; восстановление безусловных рефлексов; становление установочных рефлексов; нормализация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем; закаливание; положительное воздействие на психо-эмоциональное состояние ребенка.

Начинать занятия лечебной физкультурной можно с разрешения невропатолога и врача лечебной физкультуры. Проводить занятия необходимо под постоянным врачебным контролем. Врач лечебной физкультуры определяет последовательность, сочетанность и характер упражнений лечебной гимнастики, приемов массажа и лечения положением, а также количество повторений упражнений в одной процедуре, ее продолжительность. Методисту необходимо следить за самочувствием и состоянием ребенка. При правильно проводимом занятии ребенок выглядит спокойным и веселым, то есть занятия лечебной гимнастикой, массажем всегда должны вызывать у него положительные эмоции. При появлении признаков утомления, таких как: недовольство ребенка, возбуждение, ухудшение качества выполнения упражнений, значительное отвлечение от занятий, вялость (пассивность) необходимо уменьшить нагрузку в занятии. Это возможно сделать за счет уменьшения времени занятия, количества повторений упражнений и приемов массажа, темпа и амплитуды движений, включения пауз отдыха и дыхательных упражнений, дробного проведения основного комплекса в течение дня и использования исходного положения преимущественно лежа.

Методика лечебной физкультуры строится, исходя из ее задач. Она включает в себя:

  1. лечение положением;

  2. лечебную гимнастику;

  3. плавание.

Методы лечебной физкультуры можно применять с самого рождения, но чаще они используются с месячного возраста, когда проведены реанимационные мероприятия по ликвидации отека мозга, снижению повышенного внутричерепного давления, когда улучшены функции основных жизненно важных органов и систем. Однако, с 5-ти дневного возраста, когда заживет пупочная ранка, возможно грудное плавание в ванне с температурой воды 36,5о С в течение 10-15 минут ежедневно или через день. Из приемов классического массажа на данном этапе можно использовать преимущественно поглаживание верхних и нижних конечностей, мышц спины, ягодиц, грудной клетки и живота. Длительность массажа составляет от 5 до 15 минут. Если массаж назначается в один день с плаванием, его проводят перед купанием.

  1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта