Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет финансового права

  • 2. Система финансового права

  • 3. ПРИНЦИПЫ финансового права

  • 4. Источники финансового права

  • Подзаконные и нормативные акты

  • 5. понятие финансовой системы

  • 6. финансовые правоотношения: их особенности и виды

  • Субъекты финансовых правоотношений

  • 7. финансовая деятельность государства

  • Финансовое право - ответы на 50 вопросов к экзамену. Финансовое право


    Скачать 0.71 Mb.
    НазваниеФинансовое право
    АнкорФинансовое право - ответы на 50 вопросов к экзамену.doc
    Дата28.01.2017
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФинансовое право - ответы на 50 вопросов к экзамену.doc
    ТипДокументы
    #114
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

    1. Понятие, предмет, метод финансового права

    Финансовое право находится в ведении РФ.

    В состав финансового права входят такие отрасли права, как: бюджетное, налоговое, фондовое, валютное, коммерческое, корпоративное, предпринимательское, банковское и др.

    Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.

    Задачи государства: внешние – обеспечение безопасности и сотрудничество с другими государствами мира, внутренние.

    Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фонда денежных средств.

    К предмету финансового права относятся:

    1. отношения между РФ, субъектами РФ и закрытыми административно-территориальными образованиями, в лице соответствующих государственных органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Минфин РФ);

    2. между финансовыми органами как представителями интересов государства в целом и отдельными предприятиями и организациями;

    3. между финансово-кредитными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с образованием и распределением соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных).

    По состоянию на 2008 г. в РФ существует 80 субъектов РФ, при Путине их было 82, а до него – 89.

    Закрытые административно-территориальные образования – это структуры, где полностью управляет Правительство РФ. На сегодняшний день их 47.

    Предметом регулирования финансового права являются финансы.

    Отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются:

    1. в зависимости от функций финансовой деятельности:

    • мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды,

    • распределения финансовых ресурсов государства,

    • использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

    • контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

    • эмиссии денежных знаков;

    2. в зависимости от субъектов, между которыми они возникают:

    • с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, с другой – между организациями и физическими лицами,

    • между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований;

    3. по экономическому критерию:

    • финансовые относятся – отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и др. признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отношения по бюджетному финансированию и т.д.,

    • нефинансовые – это отношения, при которых не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов;

    4. критерий финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам:

    • бюджетные,

    • возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов,

    • налоговые,

    • неналоговые,

    • отношения по государственному внутреннему долгу,

    • по сметно-бюджетному финансированию,

    • по государственному внебюджетному финансированию,

    • по бюджетным кредитам,

    • по государственному страхованию,

    • по денежному обращению и расчётам,

    • по валютному регулированию.

    Метод финансового права – это способ воздействия на общественные отношения, а также система специфических средств, приемов, с помощью которых права регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности.

    Существует 2 метода финансового права:

    1. административно-правовой метод, т.е. «власть и подчинение». Отношение власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношении «субординации» (подчинения по вертикали). Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости;

    2. гражданско-правовой метод основан на равенстве сторон и регулируется экономическими методами (штрафы, пени, неустойки).

    Существует другая классификация методов финансового права. Их также два:

    1. императивный метод – метод властных, обязывающих предписаний (между налоговыми органами и гражданами, организациями);

    2. диспозитивный метод – метод, предоставляющий возможность выбора (между банками и гражданами).

    2. Система финансового права

    Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

    В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права – общая и особенная части.

    К общей части относятся:

    • правовые нормы (корпоративные, моральные, нравственные, религиозные, социальные);

    • нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, системы органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов-участников финансовых правоотношений, а также вопросы регулирования и финансового контроля государства.

    В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

    • бюджетной системы;

    • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

    • финансов государственных и муниципальных предприятий;

    • государственных и муниципальных доходов;

    • государственного и муниципального кредита;

    • организации имущественного и личного страхования;

    • государственных и муниципальных расходов;

    • банковского кредитования;

    • денежного обращения и расчетов;

    • валютного регулирования.

    3. ПРИНЦИПЫ финансового права

    Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права.

    Финансовая деятельность в РФ осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности РФ, закрепленными в Конституции РФ от 12.12.1993 года.

    Основные их них:

    1) принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения (например, статья 176 УК РФ – незаконное получение кредита). Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность финансовых отношений, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государством программ, в различных сферах общественной жизни, и другие отрицательные последствия.

    2) принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до граждан (в т.ч. с помощью СМИ) содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проектов и ревизии финансовой деятельности. Согласно статье 15 ч. 3 Конституции РФ «Законы подлежат официальном опубликованию».

    Источники опубликования ФКЗ и ФЗ РФ – «Российская газета» и журнал «Собрание законодательства». В Москве официальным источником опубликования является газета «Тверская-13».

    3) принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенций РФ и субъектов РФ в области финансов. Согласно статье 71 Конституции РФ «в ведении РФ находятся: финансовые, валютные, кредитные регулирования, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет и федеральные налоги и сборы. К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения в РФ».

    4) принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельности РФ базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих правовых актах.

    Основными финансово-плановыми актами являются:

    • федеральный бюджет;

    • внебюджетные фонды;

    • система расходов – для конкретных организаций (бюджетных организаций).

    4. Источники финансового права

    Источники финансового права – это нормативно-правовые акты, в которых содержаться правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

    Нормативно-правовые акты в зависимости от юр. силы можно разделить на следующие группы:

    1) Конституция РФот 12.12.1993 (особенно статьи 71, 75). Документ, имеющий высшую юридическую силу, содержащий в себе разные норм права. Имеет прямое действие. Номы Конституции регулируют общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, конкретизированные и детализированные в ФЗ, нормы которых определяют финансовые положения. Нормы Конституции разграничивают предмет ведения РФ и ее субъектов в области финансов, это отражено в Бюджетном кодексе, в частности, в нормах, регулирующих доходы и расходы бюджетов субъектов РФ, межбюджетные отношения, в нормах Налогового кодекса РФ при установлении и введении различных видов налогов и сборов.

    2) Федеральные законы – нормы, принимаемые Парламентом (Федеральным Собранием):

    • Конституционные ФЗ – законы, необходимость принятия которых предусматривает Конституция (о Президенте, о Правительстве);

    • Кодифицированные законы (в виде кодексов) – Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Административный, Административно-процессуальный Кодексы РФ и др.

    • Специальные законодательные акты – регулируют ту или сферу деятельности (О ЦБ РФ, Об аудиторской деятельности, О банках и банковской деятельности, О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ, Об эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг, О Счетной палате РФ, О валютном регулировании и валютном контроле, О бухучете и др.)

    3) Подзаконные и нормативные акты – указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты Министерств других центральных органов (ЦБ РФ, ВЦИК, Генеральная Прокуратура, Счетная палата), приказы, постановления, инструкции иных органов центральной исполнительной власти.

    Кроме этого, в структуру источников финансового права входят также нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, а также общепризнанные принципы и нормы международных оговоров, ратифицированные РФ (часть 4, статья 15 Конституции РФ). Например, «Договор об избежании двойного налогообложения», «Женевская вексельная конвенция» и др.

    5. понятие финансовой системы

    Финансовая система в экономическом аспекте – это внутреннее строение финансов, совокупность входящих с них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждый из которых представляет собой специфическую группу финансовых отношений.

    На современном этапе в состав финансовой системы РФ входят:

    1. бюджетная система РФ, включающая государственные бюджеты (федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты муниципальных образований (статья 10 БК РФ);

    2. внебюджетные целевые государственные и муниципальные местные фонды (ПФ РФ, ФФСС, ФФОМС и территориальные фонды ОМС);

    3. финансы предприятий, организаций, учреждений;

    4. финансы страхования;

    5. кредит (государственный, муниципальный, банковский, бюджетный – с недавнего времени).

    Все эти звенья финансовой системы существуют, соответственно, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, а также местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но, в силу своих особенностей, по-разному влияют на социально-экономические процессы. Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков, но в большей степени – денежными безналичными платежами и расчетами.

    6. финансовые правоотношения: их особенности и виды

    Финансовые правоотношения – общественные отношения по регулированию норм финансового права, участники которых обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

    Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства и местного самоуправления, т.е. деятельность, направленную на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств, и эта деятельность регламентируется нормами финансового права.

    Особенности финансовых правоотношений заключаются в том, что они:

    1. возникают в сфере государственной деятельности в процессе распределения и перераспределения национального дохода;

    2. одним из субъектов данных отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (судебный, законодательный, исполнительный);

    3. обязательным объектом всегда выступают деньги и денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

    Субъекты финансовых правоотношений:

    • физические лица (граждане),

    • юридические лица, а также организации, не наделенные правами юридического лица,

    • государственные образования (РФ и субъекты РФ – статья 124 ГК РФ)

    • муниципальные (местные) образования (в Москве – внутригородские муниципальные образования – ВМО)).

    Финансовые правоотношения принято классифицировать в зависимости от подотрасли права, раздела и института финансового права на следующие виды:

    1. бюджетные правоотношения;

    2. налоговые правоотношения;

    3. неналоговые правоотношения;

    4. финансовые правоотношения:

      • в области государственного кредита;

      • в области страхования;

      • при осуществлении государственных расходов, в т.ч. и при сметно-бюджетном финансировании;

      • в области банковской деятельности;

      • в области денежного обращения и расчетов;

    5. валютные правоотношения.

    В зависимости от объекта правового регулирования различают материальные и процессуальные финансовые правоотношения.

    В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию финансовых ресурсов, выраженных в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов.

    В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование.

    Финансовые правоотношения возникают между:

    • органами государственной власти;

    • органами государственной власти и органами местного самоуправления;

    • законодательными органами и органами исполнительной власти;

    • органами исполнительной власти и судебными органами;

    • финансовыми и кредитными организациями;

    • государственными унитарными предприятиями и их вышестоящими органами управления;

    • государственными учреждениями и их вышестоящими органами;

    • финансовыми органами и хозяйствующими субъектами;

    • налоговыми органами и хозяйствующими субъектами;

    • налоговыми органами и гражданами;

    • ЦБ и кредитными организациями;

    • кредитными организациями и хозяйствующими субъектами и т.д.

    7. финансовая деятельность государства

    Финансовая деятельность государства – это деятельность государства (РФ) по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающая его обороноспособность, бесперебойное финансирование и развитие.

    Финансовая деятельность государства рассматривается как особый вид государственной деятельности, потому что этот вид деятельности осуществляют органы государственной власти трех уровней: законодательная, исполнительная и судебная.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    написать администратору сайта