Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Ветеринария
Сельское хозяйство
Юриспруденция
Право
Языкознание
Языки
Этика
Философия
Религия
Логика
Социология
Политология
Физика
История
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Информатика
Математика
Химия
Вычислительная техника
Связь
Автоматика
Электротехника
Экология
Геология
Начальные классы
Строительство
Механика
образование
Доп
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Школьному психологу
Технология
География
Директору, завучу
Иностранные языки
Музыка
Астрономия
Социальному педагогу
ОБЖ
Обществознание
Логопедия

ответы 4(нету части). Философский смысл проблемы бытия определите, что изучает онтология в бытие 2


НазваниеФилософский смысл проблемы бытия определите, что изучает онтология в бытие 2
Анкорответы 4(нету части).doc
Дата24.04.2017
Размер82 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаответы 4(нету части).doc
ТипДокументы
#4041

ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ

1.Определите, что изучает онтология: в) бытие;
2. Назовите имя философа, которому принадлежит первая попытка постановки проблемы бытия в европейской философии: г) Фома Аквинский;
3.Выделите категорию, которая может рассматриваться как парная по отношению к категории «бытие»: а)небытие;
4.Назовите основные формы бытия: а)бытие вещей; б)бытие природы; г)бытие общества;
5.Укажите философскую категорию, которой соразмерно понятие «реальность»: г)бытие;
6.Назовите философское направление, отвергающее существование объективной реальности: б) субъективный идеализм;
7.Назовите философскую школу, отрицающую существование идеальной реальности: г) +вульгарный материализм;
8.Определите философскую позицию автора следующего высказывания: «Наиболее фундаментальное из моих интеллектуальных убеждений заключается в том, что представление, будто мир есть нечто единое целое, - вздор. Я полагаю, что Вселенную составляют всевозможные пятна и скачки, без единства и без непрерывности, без согласованности или упорядоченности или каких-либо других качеств, которые нравятся гувернантками». а) Монизм;
9. Укажите форму бытия, которая считается основополагающей в экзистенциальной философии: б) бытие человека;
10. Как понимается бытие в философии постмодерна? в) как абсолютное и предельное основание мироздания;
3.1. УНИВЕРСУМ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1. Определите, что обозначает категория «субстанция»:

г)то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом благодаря другому.
3. Определите, какое из приведенных высказываний соответствует метафизическому пониманию материи.

в)«Материя исчезает – это значит то предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т.п.) и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи». (В.И. Ленин).
4. Определите, кому принадлежит классическое определение материи: «Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». а)В. И. Ленин
5.Назовите важнейшее из свойств материи, зафиксированное ее диалектико-материалистическом определении: в) быть объективной реальностью;
6.Из приведенных характеристик выделите атрибутивные свойства материи: б) наличие атомной структуры; д) структурность; е) самоорганизация.
7. Выделите уровни структурной организации материи в неживой природе: +субмикроэлементарный,+ микроэлементарный, +ядерный, +атомный, +молекулярный,

+уровень макроскопических тел, +уровни планет, +звездно-галактических комплексов, +галактики, + Вселенной.
8. Укажите философскую традицию, с которой сопряжено развитие математизированного естествознания, с научных позиций изучающего уровни структурной организации материи в живой и неживой природе: а)рационализм;
9. Назовите основные виды материи: А) поле и вещество;
10. Укажите школу античной философии, представители которой отрицали такое свойство бытия, как движение:а) +элеаты;
11. Из приведенных высказываний выделите соответствующее диалектико-материалистическому пониманию движения. б) +Движение — это любое изменение.
12. Назовите философскую категорию, понимание которой зафиксировано в следующем высказывании: «...все элементарные частицы в столкновениях достаточно большой энергии могут превратиться в другие частицы или могут быть просто созданы из кинетической энергии; и они могут превратиться в энергию, например, в излучение...».

г) +материя.
13.Укажите, с чьим именем связана исторически первая в диалектико-материалистической философии классификация форм движении материи: б) +Ф. Энгельс;

14. Из приведенного перечня выделите принцип, лежащий в основе классификации форм движения материи по Ф. Энгельсу: б) +принцип редукционизма;
15. Определите методологический подход к анализу биологических систем, на основе которого строится следующее высказывание Б. Рассела: «Все, отличающее живую материю, может быть сведено к химии, и тем самым, в конце концов, к физике. Основные законы, управляющие живой материей, являются, по всей вероятности, теми же самыми, которые управляют и поведением атома водорода, а именно — законами квантовой механики».

а)Физикализм;
16. Выделите понятие, с которым в рамках классической философии часто отождествлялась категория «развитие»: а)прогресс;
17.Выделите изменения, которые составляют суть процесса развития: б)+качественные;
18.Укажите законы, относящиеся к диалектической концепции развития: д)закон перехода количественных изменений в качественные; е)закон отрицания отрицания.
19. Из приведенного перечня философских понятий выделите основные категории материалистической диалектики: +единичное, +общее; +причина и следствие;

+необходимость и случайность; +возможность и действительность; +содержание и форма; +сущность и явление.
20. Назовите философа, впервые в истории европейской философии сформулировавшего законы диалектики как теории развития: г) +Г. Гегель;
21. Определите, что характеризует термин «концептуальное пространство - время»:

в)+ воспроизведение реального пространства и времени в содержании теоретических моделей.
22. Определите философскую позицию, лежащую в основе следующего высказывания: «Мы не можем утверждать, что пространство и время имеют реальное существование; они находятся не в вещах, а в способе воспринимать вещи... Пространство и время суть не реальности мира явлений, а способы, которыми мы воспринимаем вещи». г) +диалектический материализм.

23. Укажите, какая модель времени описана в следующих строчках Л. Кара:

«Так же и времени нет самого по себе, но предметы Сами ведут к ощущенью того, что в веках совершилось, Что происходит теперь и что воспоследствует позже.

Неизбежно признать, что никем ощущаться не может Время само по себе, без движения тел и процесса». а)+ Реляционная;
24. Определите, о каком времени идет речь в стихотворении С.Я. Маршака:

«Мы знаем: время растяжимо.Оно зависит от того,Какого рода содержимым Вы наполняете его». а) +о реальном;

25. Назовите область современного научного знания, связанную с изучением явлений самоорганизации и претендующую на основание ни научной картины мира:

г) +синергетика.
3.2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

1. Определите философскую категорию, соразмерную категории «природа», понимаемой в широком смысле слова: а)бытие;
2.Укажите, какая из приведенных составляющих философской: знания исторически первой обратилась к изучению природы: а)натурфилософская;
3.Определите, как понимается природа в философии Новом времени: б) как субъективная реальность;
4.Укажите традицию, в рамках которой акцентируется внимание на сотворенной природе мира: в) креационизм;
5.Назовите тип цивилизации, для которого характерна идеология ненасилия в отношениях человека и природы: б) восточная цивилизация;
6.Назовите принцип, лежащий в основе современной научной картины природного мира: г)принцип универсального эволюционизма;
8. Укажите научные концепции, играющие определяющую и формировании образа природы как саморазвивающейся системы:

в) +синергетнка; г)+ теории биологической эволюции;
9. Что характеризует термин «географическая среда»? а) +Часть природы, непосредственно связанную с жизнью общества;
10. Укажите тип объектов, особенности которого зафиксированы в содержании понятия «биосфера»: в)+ живое вещество;
11. Выделите мыслителей, с чьим именем связана разработка учения о ноосфере: +Э. Леруа, +В. И. Вернадский, +П. Тейяр де Шарден,
12. Укажите, что характеризует термин «ноосфера»: б) +сферу разума;
13. Выделите принцип, лежащий в основе учения о ноосфере: в) +принцип коэволюции человека и природы.
14. Укажите принцип современного научного знания, приобретающий в современных условиях особое мировоззренческое значение для понимания связи человека с природой: б)+антропный принцип;

.

15. Выделите современные концепции, выдвигающие новые ориентиры в отношении человека к природе: б) +инвайронментальный консерватизм;

д) +экологизм; ж) +биоцентризм;
3.3. СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО И НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Выпишите термины, характеризующие сущность сознания и его важнейшие свойства: +идеальность, +отражение, +субъективность, +предметность,

+объективность, +связь с языком,
3. Выделите постклассические варианты философского осмысления проблемы сознания: б)+психоаналитический; ж) +феноменологический.
6. Укажите философскую позицию, заключенную в следующем высказывании врача-физиолога XIX в. Л. Бюхнера: «Материя… не бесчувственна, не лишена духа и мысли, а, наоборот, полна точнейшего ощущения…» +а) Вульгарный материализм;
7. Вставьте пропущенное слово и диалектико-материалистической характеристике сознания: «Сознание. возникающее в процессе исторического развития человеческого общества, - это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма _______ действительности в мозгу человека». (Отражения)

С 59

10. Расположите в хронологической последовательности основные кульминационные точки социоприродной истории человечества:

3а) промышленная революция;

1б) неолитическая революция;

2в) научно-техническая революция
11. Допишите следующую фразу: «Часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизни общества, носит название __________». Ответ: географическая среда
12. Укажите закон общественного развития, который был введен Т. Мальтусом: б) закон народонаселения;
13. Выделите наиболее точную характеристику социальных отношении: а)отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения;
14. Что характеризует понятие «деятельность»? а) Творческую активность человека; г)способность человека целенаправленно изменять внешний мир и самого себя.
15. Назовите основные типы социальной деятельности людей: а) духовная; д) материальная;
16. Укажите мыслителей, считавших разнообразие социальной деятельности людей основой целостности общества:+г) О. Конт;+б) Л. Фейербах;+д) К. Маркс.
17.Установите соответствие между уровнями социальной структуры и основными элементами, относящимися к ним:

1)макросоциальная структура; в)нация; е) африканцы, европейцы, азиаты;

2)мезосоциальная структура; б)социально-экономические классы; ж) средний класс;

3)микросоциальная структура, а) семья; б) социально-экономические классы; г) подростковые группы; д)студенческие группы;
18. Расположите этносоциальные группы в порядке их возникновения в ходе исторического развития общества:

3а) нации; 2б) народности; 1в) родоплеменные объединения.
19. Установите, правильно ли следующее определение нации: «Нация - это социальная общность людей, объединенных единым происхождением, культурой, языком, психологическим складом, образом жизни, территорией». +а) да
20) Назовите мыслителя XIX в., выделившего социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества: а) К. Маркс;
21. Среди приведенного перечня укажите критерий выделения высшего, среднего и низшего классов в западной социологии XX в.:+в) размер доходов.
22. Выберите правильное, на ваш взгляд, определение понятия «страна»: +б) элемент социальной структуры общества, выделяемый по ряду признаков;
23. Выберите высказывание, в наибольшей степени отвечающее реальному положению дел в современном обществе.

+в) Социальный статус человеком может и наследоваться, и приобретаться.
24. Определите, какое из высказываний является правильным.а) Характер социальной группы (страты), в которую входит индивид, определяет его социальный статус.
25. Что такое социальная мобильность? а) Переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса;
26. Определите характер социальной мобильности советского общества: +б) малая социальная мобильность.
27. Что в понимании марксизма является основой жизни общества? б) общественное материальное производство;
28. Расположите различные системы хозяйства в порядке их исторического формирования:

1а) система натурального хозяйства;

2б) система рыночного хозяйства.
29. Укажите фундаментальные характеристики общества как системы. Общество — это:

+а) саморазвивающаяся система; +б) самоорганизующаяся система;+в) самодостаточная система; +г) система индивидов;
30. Из приведенного перечня выделите основные факторы социальной динамики: +б) характер экономического развития; +д) демографический фактор;

+е) национальная культура и менталитет людей.
31. Выделите источники социальной динамики: а)социальные конфликты; в)борьба социальных противоположностей, возникающих прежде всего в экономической сфере.
32.Установите соответствие между нижеперечисленными мыслителями и их позициями в анализе проблемы направленности общественного развития:

в1) К. Маркс; а) регрессизм;

а2) О. Шпенглер; б) эсхатологизм;

г3) Лао-цзы; в) прогрессизм;

б4) Августин Блаженный. г) циклизм.
33. Определите образ направленного развития общества, о котором идет речь в следующем высказывании. Развитие общества — им, преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей». +а) Спираль;
34. Укажите время появления в европейской философии понятия «социальный прогресс»: +в) XVIII в.;
35. Соотнесите основные модели членения исторического процесса их авторов:

1) формационная; в) К. Маркс;

2) культурологическая; г) Н. Я. Данилевский; д) П. А. Сорокин.

3) цивилизационная. а) О. Шпенглер; б) А. Тойнби;

36. Определите социально-философскую оценку истории человечества, которую критиковал Н. Я. Данилевский в следующем высказывании: «Мы возвели Европу в сан нашей общей Марьи Алексеевны, верховной решительницы достоинства наших поступков...» +а) Европоцентризм;
38. Выделите основные содержательные характеристики формационного подхода к пониманию развития общества:

+в)констатация закономерности и единства истории; +г)прогрессизм; +е)утверждение экономической детерминированности истории.
39.Укажите концепцию истории, которая с позиций современной социальной философии является наиболее адекватной нынешним цивилизационным изменениям:

+в)концепция постиндустриализма
40.Выделите идеи, характерные для учения евразийства: а)идея единства восточнославянских народов, находящихся на «стыке» Европы и Азии в геополитическом, историческом, культурном и духовном плане; в)идея разрушительности западного пути развития для Евразии;


3.5. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

1.Назовите исторический период в развитии европейской философии, в рамках которого употребление термина «культура» приобрело устойчивый характер:

+а) философия эпохи Возрождения;
2.Установите связь между понятиями «культура» и «общество»: б)между ними есть содержательная связь, но не тождество;
3. Соотнесите подходы к определению культуры и их основные цельные трактовки этого феномена:

Г-2) аксиологический;

Б-3) семиотический;
4. Назовите основные концептуальные модели культуры:+а) натуралистическая;+ж) классическая;+з) неклассическая;+г) постмодернистская;
5. Установите соответствие между различными концептуальными моделями культуры и временем их появления:

Конец 18-нач 19вв-1) натуралистическая;

ж-2) классическая;

з-3) неклассическая;

з-4) постмодернистская.
6. Выделите основные составляющие культуры: +а) коммуникативная; +г) духовная; +в) материальная;
7. Выделите основные подсистемы культуры:+а) материальная;+ж) коммуникативная;+л) духовная;
8.Выделите понятия, с помощью которых можно охарактеризовать механизм развития культуры:+г) элитарная культура; +е) массовая культура.
9.Установите соответствие, характеризующее различие в содержании понятий «мораль» и «нравственность»:

А-1) мораль; в-2) нравственность.
10.Выделите основные элементы морали:+а) нормы;+г) ценности;+е) принципы;
11.Назовите основные функции морали:+а) оценочная; +д) императивная;+е) познавательная; +к) воспитательная;
12.Установите соответствие, характеризующее содержание термина «искусство» в широком и узком смысле:

А-1) искусство в широком смысле;

Б-2) искусство в узком смысле.
14.Укажите основные элементы религии как системного социокультурного образования:+а) религиозное сознание;+г) мифологическое сознание;

+д) религиозные организации;
3.6. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ И ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Назовите основные формы человеческого познания мира.

В общем смысле познание есть процесс приобретения знаний. Объектом познания может выступать все существующее — мир в целом, общество, человек и само познание. Источником и способом познания являются человеческие чувства, разум и интуиция. чувственное и рациональное познание не находятся в непримиримом противоречии, они не отрицают, а диалектически дополняют друг друга..
4.Укажите, какая из перечисленных философских традиций под познанием понимает созерцание, к которому прибегает отдельный субъект для освоения абсолютных и неизменных законов окружающего мира:+в) метафизический материализм;
6.Назовите философскую традицию, в рамках которой познание понимается как научный анализ знаковых структур, претендующий лишь на описание их логических и смысловых инвариантов:

а) аналитическая философия;
7.Укажите философскую традицию, трактующую познание как процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешнего мира, сколько самого себя: +в) феноменология, герменевтика;
11. Укажите представителей агностицизма в классической философии: Д. Юм, И. Кант
14.Назовите философскую традицию, в которой берет начало идея активности субъекта в познании: а) немецкая классическая философия
15.Определите, в какой из перечисленных философских традиций субъект познания понимается как социально организованный индивид, находящийся в системе связей, зависящей от уровня развития культуры и практики: б) диалектико-материалистическая философия
16. Начиная с какого философа субъект познания в классической философии стал пониматься как коллективный субъект? Кант или Гегель
19. Определите, какое из понятий, с точки зрения марксистской теории познания, шире по своему содержанию — «практика» или «деятельность».
20. Укажите основные формы практики в транскрипции маркси­стской философии: А)научный эксперимент;Б) социальная практика, преобразующая подсистемы социума;

Г) материальное производство.
21.Выделите основные функции практики в процессе познании, Практика — это: в) критерий истины; г) цель познания; д) начало познания;
23. Укажите основные формы чувственного познания: + ощущение, + восприятие, + представление
24. Выделите основные формы рационального познания: + умозаключение, +понятие, +суждение.
25. Установите соответствие, характеризующее различие между отдельными формами чувственного познания:

1) представление - в) обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизмам памяти.

2) восприятие - б) целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в момент контакта с ним;

3) ощущение - а) субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, контактирующих с органами чувств познающего субъекта;
26.Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать чувственную и рациональную формы познания:

1) чувственное познание: фрагментарность; наглядность;опосредованность.

2) рациональное познание: абстрактность, конкретность; обобщенность;

27.Установите соответствие, характеризующее структуру чувственного и рационального познания:

1) чувственное познание: ощущения; замыслы, восприятие; представления; эмоции; воображение.

2) рациональное познание: цели; суждения; умозаключения; воля; понятия.
32. Выделите представителей идеалистического крыла рационализма: Г. Лейбниц, Г. Гегель
33.Укажите представителей материалистического течения в эмпиризме: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.
34. Назовите представителей идеалистического эмпиризма: Дж. Беркли, Д. Юм
37. В какой философской традиции была впервые осмыслена и формулирована проблема истины: Б) античная философия
38. Выделите положение, соответствующее корреспондентной концепции истины.

Истина — знание, которое соответствует действительности.
39. Укажите положение, соответствующее когерентной концеп­ции истины. А) Истина — логически непротиворечивое знание.
40. Укажите положение, которое соответствует прагматической концепции истины. Б) Истина — идея, руководство которой приводит к успеху.
41. Назовите сторонников когерентной концепции истины: И. Кант
42. Укажите сторонников корреспондентной концепции истины: Аристотель, Б. Спиноза, Г. Лейбниц
написать администратору сайта