Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Ветеринария
Сельское хозяйство
Юриспруденция
Право
Языкознание
Языки
Логика
Этика
Философия
Религия
Политология
Социология
Физика
История
Информатика
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Математика
Вычислительная техника
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Экология
Геология
Начальные классы
Механика
Строительство
Доп
образование
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Технология
География
Школьному психологу
Иностранные языки
Директору, завучу
Астрономия
Музыка
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу
Логопедия

Философия (от греч phileo люблю, sophia мудрость) любовь к мудрости


Скачать 234.28 Kb.
НазваниеФилософия (от греч phileo люблю, sophia мудрость) любовь к мудрости
Дата12.03.2018
Размер234.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFILOSOFIYa_1.docx.docx
ТипДокументы
#38250
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

1)

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Философия включает в себя:

– учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

– о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

– учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

– теорию познания;

– проблемы теории познания и творчества;

– этику;

– эстетику;

– теорию культуры;

– свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Функции философии:

– мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

– методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

– прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

– критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

– аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

– социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

2) Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии. 

Корни философии скрыты в глубине тысячелетий. В европейской цивилизации ее генезис связывают со взлетом эллинской мысли. В других частях планеты первые философемы фиксируются в Ведических гимнах, конфуцианских легендах и пр.. 
Если говорить о временных периодах, то зачатки современного философского мышления находятся в индийских Ведах (25-20 вв. до н.э.), в древнекитайской философии, зарождение которой относится к 18-12 вв. до н.э.; в античной философии, возникшей примерно в 6 в. до н.э. 
В нашем курсе мы, в основном, ориентируемся на философию, сложившуюся на Западе. Курс Восточной философии обычно изучается отдельно. 
Историю собственно западной философии ведут от античности. В западной философии мы выделяем периоды раннехристианской философии, философии средних веков, философии Возрождения, философии Нового времени. Затем особо выделяют период немецкой классической философии (конец XVIII начало XIX вв.), обогатившей философскую мысль построением сложных целостных философских систем, период неклассической философии XIX с плавным переходом в начале XX века к периоду современной философии. 
Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости» (греч. φιλέω - люблю, σοφία – мудрость). По свидетельству античных авторов слово «философия» впервые встречается у Пифагора (ок. 500-580 гг. до н.э.), слово «философы» у Гераклита Эфесского, глагол «философствую» – у Геродота; в значении, наиболее близком к современному смыслу, термин философия впервые употребляет Платон. 
Первоначально термином философия обозначали стремление к знанию вообще, поэтому философия охватывала все отрасли доступного древним знания: практические наблюдения и выводы, зачатки наук, раздумья людей о мире и о себе, о смысле человеческого существования. Предметом философии могло стать все: быт и бытие, познание, этические нормы и правила и пр. Возникновение собственно философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. 
Постепенно из философии стали выделяться отдельные частные сферы знания, на основе которых зарождались науки. Тогда философия стала пониматься как система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. А предметом философии стало всеобщее в системе «человек-мир», всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. 
В философии нет единой генеральной линии развития. Меняется мир – преобразуется и философия. Жизненные смыслы, которые ищет и обретает философия – не даны на века, они историчны, и в поисках этих смыслов – человеческая мысль создает различные философские системы, помогающие в духовном постижении действительности. По сути дела, изучение философии означает изучение различных философских учений (причем часто различающихся принципиально), осмысление их – и формирование собственной философской концепции. 
Так как история философии складывается из историй самых разных философских учений, школ, течений, направлений – уточним некоторые из этих понятий. 
В основе историко-философского процесса лежит Философское учение: это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений того или иного мыслителя. Примеры: философские учения Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Н.А. Бердяева, М. Хайдеггера, М.М. Бахтина и др. 
Обычно учение, созданное тем или иным философом, находит своих продолжателей, в результате формируются философские школы: это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Примеры: платонизм, неоплатонизм, марксизм. 
Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями. Примеры: позитивизм, персонализм, интуитивизм. 
Совокупность философских течений, объединенных на основе некоторых общих, принципиальных положений, называют философскими направлениями. Это самые крупные и значительные образования в историко-философском процессе. Примеры: идеализм, материализм, эмпиризм, рационализм, экзистенциализм. 
Таким образом, в философии реально существуют множество учений. школ. течений, направлений, которые в чем-то солидарны друг с другом, в чем-то противоречат друг другу и борются между собой. Рассмотрим некоторые из них. 
Учения античных философов Платона и Аристотеля – очень разные, несмотря на то, что Аристотель был учеником Платона. Платон различал два мира: мир идей (идеальный, небесный) и мир земной, реальный, который является лишь слабым подобием (тенью) мира небесного. В мире идей живут идеальные Истина, Добро, Красота, Любовь и пр. На земле же мы имеем лишь их несовершенные копии. 
Аристотель, в отличие от Платона, уже не ставил непреодолимых границ между Богом и земным миром. Земной мир развивается, совершенствует свои формы, и тем самым стремится к миру небесному. Но главное отличие двух философов в том, что Платон, для обоснования своих идей прибегает к мифологическим образам, его философия – это совокупность своеобразных мифов, притч. Аристотель же является основателем формальной логики, его философский стиль строг и логичен. В возникшем позднее христианстве, разделившемся на отдельные конфессии, также выделяют платоническую линию (восточная церковь, православие) и аристотелевскую (западная церковь, томизм). Русская философия в целом тяготеет к платонической линии. До сих пор эти две линии – платоническая и аристотелевская – прослеживаются в философии, каждый философ так или иначе тяготеет к одной из них.
Материалисты и идеалисты по-разному отвечают на вопрос, что первично, материя или сознание. Материалисты утверждают, что в основе мира лежит бездуховная, мертвая материя, которая на определенном этапе своего развития смогла породить свою высшую форму – живое существо и человека, с его сознанием – продуктом мозга и сложных психических процессов. Идеалисты, наоборот, утверждают, что первично сознание – некий абсолютный всемирный дух (Бог), который способен в процессе творчества создать материю в определенных формах, дать ей энергию. движение. 
В зависимости от ответа на вопрос, познаваем ли мир, выделяют философское направление агностицизма и реализма (познавательного оптимизма). Агностики утверждают, что мир в принципе непознаваем, что мы имеем дело только с нашими ощущениями, чувствами, для которых неважно, существует ли внешний мир или нет. Каков внешний мир на самом деле, мы не знаем. В философской системе Канта, например, мир делится на две части: состоящий из вещей-для-нас, и состоящий их вещей-в-себе. Мы смотрим на мир, как будто сквозь искажающие очки (наши чувства, ощущения, установки) – и познаем, таким образом, Вещи-для-нас. А каковы вещи-в-себе мы никогда не узнаем, так как «очки» снять не можем. В противовес агностикам, сторонники познавательного реализма утверждают, что наши знания о мире соответствуют ему, мы можем убедиться в этом на практике, через наш опыт в процессе преобразования этого мира. 
Как видим, названные выше направления основное внимание уделяют вещам абстрактным, отвлеченным. Однако в философии есть направления, основное внимание уделяющие самой жизни, ее многосторонним проявлениям, ее смыслу. Такие направления относят к экзистенциализму (экзистенция – существование). (Французская сказка о поэте, который решил, что жизнь бессмысленна и пошел топиться. По дороге он отдал глаза – слепому, уши – глухому, ноги – безногому. Но когда добрался до реки – сел, подумал и решил, что жизнь прекрасна и что топиться не стоит). Не все экзистенциалисты приходят к аналогичным выводам, многие из них большое внимание уделяют такому фактору, как смерть и ее значению в жизни человека. 
Есть течения (направления) – «философия жизни», персонализм, философская антропология, психоанализ и пр. Как видим даже из названий, они близки, по духу, к экзистенциальным, связаны с осмыслением феномена человека и того, что связано с человеком: свобода, любовь, добро, сознание и пр. 
Особенностью современного этапа развития философии является философский плюрализм – как попытка синтеза различных философских концепций, рассмотрение их как взаимодополняющих, а не исключающих друг друга. 

3) ГЛАВА 2. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА И СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ: ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН

ИОНИЯ  И НАЧАЛО  ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Колыбелью греческой философии была Иония, заселенная греками западная полоса малоазийского побережья. Иония располагалась на территории современной турецкой провинции Анатолия, и её население было этнически смешанным. Там располагались 12 знаменитых городов /1/, в которых сложилась основа известной нам греческой культуры. Туда приходили торговые караваны с востока. В Ионийских портах товары перекладывались на корабли и отправлялись далее на запад морским путем.  Морские путешествия развивали любознательность,  желание узнать и понять, уважение к иным обычаям и мнениям. В Ионии начали формироваться привлекательные черты древнегреческого характера: здравый смысл, интерес к индивидуальному,  терпимость к иному мнению, чувство меры и порядка. Вместе с товарами, с востока приходили и философские идеи и религиозные представления. В 546 г. до  н.э. Иония перешла под власть Персии, и в греко-персидских войнах ионийцы воевали на стороне персов. Персидское «иго» было в целом довольно мягким и способствовало проникновению персидской культуры в Ионию.

С востока приходили мифы о сотворении мира, индийские идеи об абсолюте и бытии, персидские монотеистические представления, складывающиеся в рамках зороастризма, верования в переселение душ. Религиозные представления Востока были оформлены не только  в систему мифов, но и в развитую философию, осмысливающую явления божественного и их связь с человеческим. Там, на востоке, возникли столь фундаментальные в последующем  умственном развитии человечества понятия о духе, абсолюте и истине,  о смысле человеческого существования. Возникло понятие бытия, и развилась философская проблематика связанная с его истолкованием. Там сформировались этические системы, и проявилась роль философии и религии как источников этики. Там возникло понятие о мудрости, как практическом знании основ бытия, включающем элементы философии и вытекающей из нее этики. Там возникают «духовные методики»,  школы самосовершенствования, самопознания,  духовного очищения и интуитивно-мистического восприятия «потока жизни». Там возникает понятие о единой первооснове бытия, к слиянию с которой стремится человек.  Все эти представления и философские учения, разнородные и зачастую противоречащие друг другу, проникали в  греческий мир. 

Впрочем, достоверных сведений о влиянии восточных философских систем на греческую мысль немного. Высокомерное отношение к «варварам»  приводило к тому, что  древнегреческие авторы преподносили научные результаты и идеи как свои собственные, даже если был элемент заимствования. В поздней античности, напротив, появилась традиция приписывать греческим мудрецам длительные путешествия на восток, особенно в Египет. В науке 19 века, в связи с общим увлечением ориентализмом, тема влияния Востока на Грецию опять стала актуальной, и на эту тему появилась обширная литература. Однако в действительности трудно разобрать, где имело место прямое влияние, а где – типологическое сходство. Само направление греческой философии было вполне самобытным. Если на Востоке философия была направлена на понимание человеком своего внутреннего мира и достижение внутренней гармонии, то жизнелюбивые и любознательные греки больше заботились о познании окружающего мира и определении места в нем человека; эти тенденции легко увидеть и в современной европейской науке и культуре. Греческую философию в целом нельзя считать продолжением восточной, но она создавалась в атмосфере, в которой многие восточные концепции и научные результаты были хорошо известны.

В греческой философии с самого начала обозначилась тенденция к монизму, то есть к поиску главной и единственной основы бытия. Подобные поиски рано или поздно должны были привести к конфликту с языческой религией и способствовать восприятию греческим обществом новой монотеистической  религии - христианства. Однако в тот период, о котором пойдет речь, поиск Единого происходил в рамках языческого в целом мышления и приводил к формулировке учений, в которых на первое место ставилась определенная полу-материальная сущность-стихия, порождающая из себя многообразие вещей.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (первая половина 6 века до н.э.)
От ранних греческих философов (т.наз «досократиков») не осталось прямых письменных источников. Их учения дошли до нас фрагментарно в изложении более поздних авторов. Наиболее детальный обзор философии  этого периода содержится в книгах Диогена Лаэртского, написанных около 220  г. н.э.

К милетской школе относят трех философов: Фалеса Милетского, Анаксимандра и  Анаксимена. Все они творили в начале 6 века до н.э. Анаксимандр и Анаксимен были младшими современниками Фалеса и развивали его идеи. Учение самого Фалеса, по-видимому, не было никогда записано, и от него остались только отдельные упоминания историков и последующих философов. Из этих упоминаний следует, что Фалес был не только философом, но и исторически значимым деятелем своей эпохи.

ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ 
Фалес происходил из знатной финикийской семьи. Он был богатым купцом и государственным деятелем Ионии. В качестве советника лидийского царя Креза он участвовал в попытках противостоять растущему персидскому влиянию и создать государственность Ионии. В качестве купца он, вероятно, занимался морской торговлей тирским пурпуром и оливковым маслом. 

Фалеса называют не только первым философом, но и первым ученым. Из-за отсутствия прямых исторических свидетельств сведения о его достижениях полу-легендарны. Предполагают, что свои научные познания он получил в Египте. Прокл писал, что «Фалес первый принес в Грецию египетскую мудрость».  Основываясь на подобии треугольников, Фалес измерил высоту египетских пирамид по длине отбрасываемой ими тени и разработал метод измерения расстояний до кораблей. Историки полагают, что если у египтян и вавилонян некоторые базовые геометрические соотношения были известны как эмпирические правила, то Фалес ввел понятие доказательства и этим положил начало геометрии как науке.

В философии Фалеса первоначалом бытия является вода. Для нас это звучит материалистически: ведь по современным понятиям вода – это материальная среда, т.е. пассивное само по себе вещество, которое активизируется внешними воздействиями. Первоисточник этих воздействий в последовательном материализме остается невыявленным  –  и в этом его главная слабость как философского учения: непонятно какой силой из пассивной и неодушевленной материи создается организованный, развивающийся и «живой» мир, который мы видим перед собой. В учении Фалеса этой проблемы не было.  Вода по Фалесу – это активная субстанция и источник жизни в самом прямом смысле, т.е. жизнь как бы содержится в воде и передается всему живому. Если для нас рыба существует отдельно от воды, то в учении Фалеса она как бы возникает из неё. Одной из причин такого выделения роли воды считается зависимость ионийских греков от моря как среды передвижения и источника основных жизненных благ. Вода – это вечно текучая влага, вода живая, питающая и рождающая из себя всё. 
  1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта