Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия, ее предмет и функции.

  • Философия в системе культуры.

  • Философская мысль Древней Индии и Древнего Китая и их характеристика. Древней Индии

  • Древнего Китая

  • Милетская школа. Гераклит Миле́тская школа

  • Эллейская и Пифагорейская школы. Античный атомизм. ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

  • Эллейская школа

  • Софисты и Сократ.

  • МАХ решенных вопросов по экзамену + словарик. Философия и круг изучаемых ею проблем Слово философия


    Скачать 0.49 Mb.
    НазваниеФилософия и круг изучаемых ею проблем Слово философия
    АнкорМАХ решенных вопросов по экзамену + словарик.doc
    Дата22.04.2018
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМАХ решенных вопросов по экзамену + словарик.doc
    ТипДокументы
    #18365
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. Философия и круг изучаемых ею проблем


    Слово «философия» происходит от двух греческих слов – «philéo» – люблю и «sophia» - мудрость, так что в целом получаем – любовь к мудрости.

    Философия, так же как и наука, - это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Все науки –представляют из себя частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира.. В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом. Например, физика изучает неорганический мир, биология – мир живых организмов, социология – общество

    Основные направления философии:
    онтологии-
    раздел философии, в котором исследуется, как устроен объективный мир, существующий независимо от индивидуального сознания человека. . Высшим понятием онтологии является понятие «бытие» - полнота всего существующего.

    Проблема бытия – существует ли нечто?, что значит «существовать»?
    гносеология- Высшее понятие гносеологии – понятие «истина» - высшее состояние знания.

    Проблемы истины - существует ли истина?, т.е. возможно ли познание мира?,
    аксиология- философская теория ценностей, потому и высшим понятием этого раздела философии является понятие «ценность» - основание и эталон сознания

    Проблемы понимания того, что есть ценность

    логика- раздел философии, в рамках которого исследуются наиболее универсальные законы и принципы, в том числе в той форме, как они выражаются в человеческом мышлении. Высшее понятие логики – «логос» - высший закон и первопринцип.

    Проблемы: существуют ли высшие универсальные законы бытия и сознания? возможно ли создание универсального языка, выражающего первопринципы



    1. Философия, ее предмет и функции.


    Слово «философия» происходит от двух греческих слов – «philéo» – люблю и «sophia» - мудрость, так что в целом получаем – любовь к мудрости.

    Философия, так же как и наука, - это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Все науки –представляют из себя частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира. В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения.

    функции:
    1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
    2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
    3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
    4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том,

    что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
    5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
    6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
    7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.


    1. Философия в системе культуры.



    Философия многогранна. Обширно поле, многообразны проблемные пласты, области философского исследования. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, т.е. охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского мироосмысления вообще. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры. Схематично это можно изобразить в виде «ромашки», где «лепестки» - области философского изучения разных сфер культуры. Число «лепестков» может быть малым (узкоспециализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции).

    Философия: морали, техники, природы, истории, политики, права, искусства, религии.

    В такой схеме можно учесть открытый характер философского постижения культуры: она позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания.

    Культурологический подход дает возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества.

    Рассмотрение философии как культурно- исторического явления позволяет охватить также весь динамический комплекс ее проблем и функций, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур. Философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называется критически-рефлексивным.



    1. Философская мысль Древней Индии и Древнего Китая и их характеристика.

    Древней Индии

    Несмотря на все различия школ индийской философии, они все в своей основе так или иначе опираются на древнеиндийскую мифологическую традицию, связанную с ведами. Веды – это древние священные тексты индийской культуры, играющие в ней роль, подобную роли Библии в христианских культурах. основные идеи этой философии:
    9 основных философских школ.

    2 группы:

    • Ортодоксальные - Астика - 6 штук.

    • Неортодоксальные - Настика - 3 штуки.


    Школы ньяя и вайшешика

     

    В школе ньяя было разработано учение об особом виде умозаключения – так называемом пятичленном силлогизме Утверждение: Основание: Пример: Применение: Следствие: Философия вайшешики разрабатывала более онтологические вопросы. Мир проходит в своем развитии циклы. В конце каждого цикла наступает разрушение и хаос. Утверждалось, что материя состоит из атомов, которые распадаются в конце каждого мирового цикла, чтобы затем вновь возникнуть в новых комбинациях.

    .

    Школы санкхья и иога

    Школа санкхья была основана древнеиндийским мудрецом Капилой. Она утверждает существование двух высших начал в мире – пуруши и пракрити. Пуруша есть принцип пассивного духа-сознания. Пракрити – активная бессознательная материя-энергия Пракрити состоит из трех первоэнергий – Гун . Гуна саттва выражает активное положительное начало, Гуна раджас – активное отрицательное начало, Гуна тамас представляет пассивное и инертное начало бытия. Сочетания гун образуют 24 первоэлемента, лежащие в основании бытия.

    Считается, что философия иоги была основана мудрецом Патанджали Иога предлагает различные техники упражнения и медитации, выделяет разнообразные состояния сознания человека, учит достижению высшего состояния сознания. Путь совершенствования человека проиходит 8 основных ступеней, подобных классам школы. Это:

    1. Соблюдение нравственных законов.

    2. Дисциплина (очищение, аскеза1 [1] ).

    3. Асаны – различные позы, совершенствующие дисциплину тела.

    4. Достижение контроля над дыханием.

    5. Отвлечение чувств от внешних объектов.

    6. Концентрация мыслей на одном объекте.

    7. Медитация.

    8. Самадхи – высшее состояние сознания, выражающее полное освобождение человека от силы материи-пракрити.

    Школы миманса и веданта

    Миманса в большей степени связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну.

    Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н.э.), индийский царевич, который по легенде с детства был окружен удовольствиями и роскошью, пока однажды, очутившись за пределами дворца, не увидел три события, которые потрясли его душу и заставили покинуть дворец и стать отшельником. Эти события - старик (старость), больной (болезнь) и мертвец (смерть). Царевич понял, что мир наслаждений и удовольствий рано или поздно сменится болезнями, старостью и смертью, и потому покой и комфорт даже для царя есть скоротечный миг и иллюзия. Подлинный смысл жизни следует искать в чем-то ином. И царевич пошел искать этот смысл. Он учился у многих мудрецов, но ни у кого из них не мог найти вопрос на мучившие его вопросы, пока наконец, погрузившись в медитацию под деревом, он не достиг понимания этого смысла и подлинного успокоения. Гаутама освободился и достиг состояния просветления. С тех пор его стали наззывать «буддой» – «пробужденным», а его учение - буддизм.

    Свою программу освобождения буддизм формулирует в четырех благородных истинах:

    1. Жизнь есть страдание.

    2. Причина страдания – привязанность к жизни в силу неведенья.

    3. Избавление от страдания – преодоление привязанностей.

    4. Путь к преодолению привязанностей – так называемый благородный восьмеричный путь, включающий в себя

    -         правильное понимание

    -         правильное намерение

    -         правильную речь

    -         правильные дела

    -         правильную жизнь

    -         правильное усилие

    -         правильные мысли

    -         правильное созерцание

    Во всех формах жизни человек должен избегать крайностей, пытаясь достичь высшего состояния сознания – нирваны.

    Разделение буддизма на более эзо- и экзотерическое направление получило свое выражение в таких двух течениях буддизма, как Хинаяна (малая колесница) и Махаяна (большая колесница). Хинаяна больше распространена в Тибете и Монголии (в форме так называемого ламаизма), Махаяна – в Индии и Китае. В Хинаяне предполагается, что путь спасения доступен лишь избранным, следующим пути монаха и ушедшим от мира. Для спасения необходимы специальные ритуалы и обряды, недоступные простому человеку. В Махаяне предполагается, что спасение доступно всем, для чего достаточно вести правильный образ жизни, следуя в самой жизни учению Будды.
    Древнего Китая

    Важнейший текст, оказавший большое влияние на китайскую философию и культуру – так называемая «Книга перемен» (И-цзин). В ней представлено учение о высшем начале, называемом «Великий предел» (Тайцзы), который образуется единством двух противоположных элементов Инь и Ян. ЯН – это начало активности и избытка, начало положительное (как «плюс» в электричестве) и беспокойное. ИНЬ – это, наоборот, начало пассивности и недостатка, начало отрицательное (как «минус» в электричестве) и покоящееся. Конфуцианство. Основатель этой философии – древний китайский мудрец Конфуций Конфуций проповедовал следование нравственным нормам и законам. Идеал человека Конфуций представляет в образе «благородного человека», который должен быть образован, неприхотлив в еде и одежде, избегать крайностей. Конфуцианство проповедует веру в судьбоносное Небо и дух предков.

    Даосизм. По легенде, даосизм был основан китайскими мудрецами Лао-цзы и Чжуан-цзы Даосизм учит о великом законе-пути Дао, который должен ощутить и выразить своей жизнью человек. Для этого лучше уйти из шумного бестолкового мира и сделаться отшельником, вернуться к природе и вести жизнь простую и чистую. ему не приходится прикладывать собственных усилий при совершении действия, он сливается с ритмом Дао и движется его силой. Даосы искали средства продления человеческой жизни и обретения бессмертия.


    1. Милетская школа. Гераклит


    Миле́тская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

    Исходя из принципа сохранения «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Т.о. за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало»); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределенное и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

    Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.
    Гераклит

     

    Многие относят Гераклита к милетской натурфилософии, но точнее выделять в его философии две части – экзотерическую и эзотерическую. Только первая, более популярная, часть его философии близка милетской натурфилософии. Здесь Гераклит выдвигает идею огня в качестве генетического архэ, из которого в космических циклах мир временами остывает и в которое временами вновь сгорает. Что же касается эзотерической, более тайной и трудной части философии Гераклита, то здесь мы находим пример скорее номологического архэ (от греч. «номос» - закон). Среди материальных вещей, считает Гераклит, невозможно найти подлинного архэ, так как все материальные стихии постоянно превращаются, исчезают и возникают, в то время как архэ не должно быть подверженным каким-либо изменениям. Подлинным архэ в эзотерической философии Гераклита оказывается некоторый универсальный Закон (Логос), организующий и определяющий всю систему материальных превращений. Он подобен мировому расписанию событий, определяющему, когда какому началу нужно возникнуть, когда исчезнуть, сколько и как просуществовать. Закон также представляет из себя род единства, но это единство уже не материальное, а функциональное – вот почему эта часть философии казалась грекам повышенно трудной, за что Гераклита даже прозвали «темным», т.е. непонятным. Кроме того, Гераклит предполагает, что в качественном разнообразии материального мира используется первичная диада качеств «возникновение-уничтожение», напоминающая до некоторой степени китайскую двоицу «ян-инь».


    1. Эллейская и Пифагорейская школы. Античный атомизм.

    ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛАПифагор, равно как и его последователи, разделял веру в
    метемпсихоз (переселение душ) и даже якобы знал о своих прошлых воплощениях,.

    Главное в учении Пифагора — субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой, включая сюда даже нравственность. Душа, по мнению пифагорейцев, — гармония, — также числовое отношение. Этот вывод был сделан Пифагором на основе собственных эмпирических наблюдений за связью между весом кузнечного молота и высотой звука, производимого им при ударе о наковальню.

    Пифагор слывет великим математиком, много сделавшим для превращения этой науки из эмпирической в теоретическую. Ему приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и открытие явления несоизмеримости. Ему приписывается идея о связи пяти физических элементов с пятью видами правильных многогранников. В астрономии с его именем связывается открытие косого положения зодиака и определение продолжительности «великого года». Пифагор — в числе первых геоцентристов и создатель учения о «гармонии сфер».Известны имена целого ряда ранних пифагорейцев, среди них: Парменикс, Перкопс, Петрон, Алкмеон, Бронтин, Теано (Дейно-но).

    Пифагорейцы учат, что «миром правят числа», и среди всех чисел особо следует выделить первые 10 чисел. Ими было положено начало полярно -

    диалектическому мышлению, идеализму и мистике. Они пытались

    сформулировать законы развития мира на основе математики - материалисты,

    метафизики.

    Эллейская школа - Сенофал, Парменид - разработали учение, во многом

    противоположное учению Гераклита и Милецкой школы, считая главной

    проблемой проблему бытия и мышления. Бытие - это то, что можно познать

    только разумом, а не органами чувств, потому что только мышлению дано

    неизменное и единое, т. е. бытие. Субстанцией у них являлась стихия -

    материалисты, метафизики.

    Атомисты - Демокрит и Левкипп - принимают тезис о том, что бытие

    есть нечто простое и неделимое, в качестве бытия берут атом - наименьшие

    физические частицы, разделённые пустотой.Атомы движутся под действием законов в бесконечном пустом пространстве (у атомистов, по-видимому, впервые появляется идея пустоты и пустого пространства). Сближение атомов кажется нам возникновением материального тела, их рассеяние – исчезновением тела. Иллюзией оказываются уже все чувственные качества. На самом деле, утверждают атомисты, есть только атомы и пустота.


    1. Софисты и Сократ.


    Строго говоря, софисты в большинстве своем не были ни философами, ни учеными. Само слово «софист» означало в то время профессионального преподавателя, который обучал искусству красноречия Софисты, однако, оказали невольную услугу греческой мысли, расшатав привычные каноны мышления, изощрив искусство анализа, но в итоге они пришли к самоотрицанию философии. И это было вполне закономерно. Представители:

    Протогор и Горгий "Человек есть мера всех вещей". Они считали, что бытие -

    это изменчивый, чувственный мир, каким он явлен индивидуальному

    восприятию. С офисты считают что многообразие философских систем проистекает из природы человеческого познания, которое соединяет в себе объективное и субъективное начало. Объективная часть знания – та, которая выражает природу реальности в человеческом сознании. Субъективная составляющая выражает, наоборот, не столько природу познаваемого объекта, сколько природу самого человека – познающего субъекта. Многообразие образов истины возникает из-за «примеси» к объективному знанию субъективной составляющей, и задача познания – отделить объективное от субъективного. Так софисты переносят центр философии из онтологии в гносеологию, из проблемы мира – в проблему отношения человека и мира.
    Сократ выводит античную философию из кризиса софистики и открывает новое измерение ее развития. Главная идея Сократа состоит в том, чтобы не выбирать из многообразия философских систем и точек зрения какую-то одну, но – собрать все эти точки зрения в некоторое более целостное учение, синтезировать их. Метод Сократа называют также методом античной диалектики. В составе этого метода можно выделить три основных этапа:

    1. Полилог – разговор многих (минимальной и первичной формой полилога является диалог – разговор двоих). Полилог есть первый этап познания, когда происходит порождение множества точек зрения, подходов к решению той или иной проблемы.

    2. Монолог – разговор одного. На втором этапе – этапе монолога – мыслитель должен уйти в себя, оттолкнуться от наработанного вначале многообразия разных точек зрения и погрузиться в свой внутренний мир, через который пролегает путь ко второй реальности бытия

    3. 3) Собственно диалектика – третий этап метода Сократа, как единство полилога и монолога. Теперь, владея многообразием полилога и принципом единства, постигнутого в моно-логе, необходимо скоординировать между собою эти два – анализ и синтез – вида бытия.

    Главная проблема - человек и его сознание. Главная задача - научить человека

    думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их

    определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело

    природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия.

    Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек

    познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к

    человеку, к самому себе.\

    1.   1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта