Главная страница
Навигация по странице:

  • Говоря

  • Понятие парламента и его виды

  • 2.2 История создания парламента в РФ

  • ГЛАВА II . СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ – ВЕРХНЯЯ ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА РФ Порядок формирования Совета Федерации

  • 2.2 Полномочия Совета Федерации РФ

  • ГЛАВА III . ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ – НИЖНЯЯ ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА РФ Формирование и структура Государственной Думы РФ

  • 3.2 Полномочия Государственной Думы РФ

  • 3.3 Роспуск Государственной Думы РФ

  • Список используемой литературы

  • Курсовая Федеральное Собрание РФ. Федеральное собрание российской федерации


    Скачать 43.65 Kb.
    НазваниеФедеральное собрание российской федерации
    Дата18.01.2018
    Размер43.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая Федеральное Собрание РФ.docx.docx
    ТипКурсовая
    #34531


    КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


    КУРСОВАЯ РАБОТА
    НА ТЕМУ: ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    Содержание:

    Введение…………………………………………………………….2

    Глава I. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИИ………………………………………………………….....4

    1.1 Понятие парламента и его виды……………………………….4

    1.2 История создания парламента в РФ…………………………...5

    Глава II. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ – ВЕРХНЯЯ ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА РФ…………………………………………….....11

    2.1 Порядок формирования и Структура Совета Федерации……………………………………………………...… 11

    2.2 Полномочия Совета Федерации……………………………...13

    Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА – НИЖНЯЯ ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА РФ………………………………...……………..19

    3.1 Порядок формирования Государственной Думы РФ……….19

    3.2 Полномочия Государственной Думы РФ………………….…20

    3.3 Роспуск Государственной Думы РФ…………………………20

    Заключение……………………………………………………......23

    Список использованной литературы…………………………....24

    Введение

    «При наличии двух различно составленных палат одна служит естественной уздой для другой. Даже зависть одной из палат делается в этом случае защитой против незаконных стремлений другой и, таким образом, вследствие борьбы страстей, действующих в различных направлениях, конституция сохраняется в неприкосновенности.»

    Английский юрист, философ-моралист, Иеремия Бентам

    Конституция играет огромную роль в жизни каждого государства, что определяется ее особым местом в правовой системе страны, она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и взаимоотношений государства и личности. Конституция каждой страны вызывает интерес граждан, политиков. Конституция Российской Федерации принималась в особых условиях и вытеснила принципы социалистического строя принципами капитализма. Она установила новый характер политической власти, зафиксировала иные формы собственности. В связи с этим изучение ее содержания представляется весьма важным.

    Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.1 Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. История современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с революций начала 20 века, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства.

    В Российской Федерации Федеральное Собрание, как парламент республики, пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

    Объектом исследования является система органов государственной власти. Так как государственный орган - это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти. Система государственных органов состоит из органов законодательной власти (представительных органов государственной власти); органов исполнительной власти и органов судебной власти.

    Предметом исследования является Федеральное Собрание РФ, как высший законодательный и представительный орган власти. О том, что Федеральное собрание является законодательным органом, показывают его полномочия, которые в первую очередь проявляются в издании правовых актов высшей юридической силы, за исключением положений Конституции и международных договоров. Характеристика Федерального Собрания, как представительного органа, означает что Федеральное Собрание РФ является законным представителем власти народа.

    Цель работы: изучить сущность и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.

    Задачей работы является:

    • Рассмотреть Структуру Федерального собрания РФ

    • Охарактеризовать полномочия палат Федерального собрания

    • Рассмотреть правовой статус депутатов Федерального собрания

    Говоря о методе исследования, следует выделить следующие –формально–юридический и структурного анализа.

    ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ РФ

      1. Понятие парламента и его виды

    Государство начало формироваться очень давно, ещё с момента достижения человечеством пика эволюции и первых попыток создания определенных групп. Такие группы постепенно расширялись и со временем возникла проблема, связанная с регулированием очень больших социальных формаций. Ведь, по мере своего развития, люди начали создавать настолько большие структуры, которыми было тяжело управлять. Поэтому и начал развиваться вопрос власти в государстве.

    Следует отметить что древние виды государств в большинстве случаев управлялись одним человеком – монархом. Такой социальный строй просуществовал до конца XVIII века. В это время в Европе в течение революционных движений единовластие показало свою беспомощность в некоторых социальных вопросах. Поэтому в это время возникает идея о создании универсального коллективного органа, выполняющего регулятивные функции.

    На данный момент практически во всех современных государствах имеется данная структура, называемая парламентом. Функции парламента имеют свою специфику, но являюсь в первую очередь законодательным органом, он так же является наглядным примером принципа разделения властей.

    В современном мире в той или иной форме парламент присутствует практически во всех государствах (за исключением стран абсолютных монархий: Оман; Объединённые Арабские Эмираты; Ватикан; Катар; Саудовская Аравия; Свазиленд; Бруней). Что касается его компетенции, она может меняться в зависимости от формы правления. В классическом виде он может выносить вотум недоверия правительству или же освобождать от исполнения обязанностей главу государства.

    Но при этом даже в монархических государствах может существовать парламент, не вызывая никакого удивления. Таким примером служат парламентские монархии мира, в которых он своими полномочиями ограничивает власть монарха.

    Если же рассматривать парламент в государствах с республиканской формой правления, то здесь парламент играет ключевую роль. Он, являясь воплощением демократии и представителем народа, решает большинство проблем в государстве.

    В первоначальном виде парламент имеет двухпалатную структуру. Так как родиной мирового парламентаризма является Великобритания, то следует вспомнить что двухпалатная структура являлась компромиссом между двумя сословиями: буржуазией и аристократией. Таким образом решением вопросов занимались все сословия.

    Под влиянием революционных движений, в некоторых странах появились однопалатные парламенты. Они подходят для мобильного решения определённых проблем, но чаще всего являются поддержкой тоталитарного лидера. Исходя из этого можно выделить два вида парламентов:

    1. Двухпалатные;

    2. Однопалатные;

    2.2 История создания парламента в РФ

    В начале XX века началась первая русская революция (1905-1907 год). Эта революция означала, что период самодержавия в России заканчивается и приходит период конституциализации и парламентаризации страны. Первые шаги к парламентаризации были связаны с изданием документов от 6 августа 1905 года: «Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы», «Закона об учреждении Государственной Думы» и «Положения о выборах в Государственную Думу». Однако согласно этим документам Государственная Дума являлась только законосовещательным органом при царе. Как отмечают специалисты: «Манифест об учреждении Думы объявлял, что в состав высших государственных учреждений включается особое законосовещательное установление», но при этом «...сохраняется неприкосновенным Основной Закон Российской Империи о существе самодержавной власти».

    В паре с Государственной Думой в то же время функционировал и Государственный Совет, которому статус законосовещательного органа был придан ещё в 1810 году, а манифестом 1905 года был только подтвержден.

    В следствие издания Указов и Манифестов 1906-1907 года в Государственном Совете можно было увидеть функции как «верхней палаты» парламента, а именно:

    1. Законопроекты, принятые Государственной Думой, приобретали силу закона только после их одобрения Государственным Советом;

    2. Государственный Совет обладал правом «вето» в отношении законопроектов, принятых Думой. Это «вето» не нуждалось в подтверждении со стороны императора: отклоненные Государственным Советом решения Думы не представлялись царю; т. е. «вето» Госсовета имело абсолютный характер (в этом отношении Госсовет превышал планку полномочий верхних палат классических парламентов);

    3. Именно председатель Государственного Совета (а не председатель Думы) вносил на усмотрение императора принятые обеими палатами законопроект2;

    Что касается полномочий собственно российского парламента — Государственной Думы, то они ограничивались: во-первых, Государственным Советом; во-вторых, по предметам ведения. Так в соответствии с Указом от 20 февраля 1906 г. «Учреждение Государственной Думы» (гл. V) Дума не обладала полномочиями по осуществлению конституционной реформы: не вправе была «даже возбудить вопрос об изменении Основных государственных законов». Из числа наиболее важных полномочий Государственной Думы (в модели актов 20 февраля 1906 г.) О. И. Чистяков отмечает: «бюджетные права, а также некоторые вопросы, связанные со строительством железных дорог и учреждением акционерных обществ и право депутатов Думы обращаться с запросом к представителям администрации».

    Понятие «Федеральное Собрание» впервые было употреблено в проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией, созданной I Съездом народных депутатов (известен как проект О. Румянцева), где под Федеральным Собранием понималась одна из палат обновленного парламента. Согласно ст. 87 Проекта, обновленный Верховный Совет должен был состоять из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. В качестве названия не одной из палат, а парламента в целом понятие «Федеральное Собрание» было употреблено в Президентском проекте новой Конституции РФ, подготовленном С. С. Алексеевым, С. М. Шахраем и представленном на первое заседание Конституционного Совещания в мае 1993 г. Однако, юридическая основа для реального, практического создания Федерального Собрания как высшего представительного учреждения, общенационального парламента страны была создана Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ». Указ имел решающее значение в практической имплементации предложений о Федеральном Собрании.

    В Указе говорилось: «Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ» и предлагалось учредить новый двухпалатный парламент - Федеральное Собрание, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы.

    Статус Совета Федерации и Государственной Думы вначале регулировался «Положением о Федеральных органах власти на переходный период», которое было введено в действие названным Указом Президента от 21 сентября 1993 г. (№ 1400).

    Однако Совет Федерации на дату принятия Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 г. был фактически функционирующим учреждением. Поэтому в отношении Совета Федерации новелла заключалась в том, что преобразовывался его статус, теперь ему придавалось качество Палаты Парламента. Таким образом, абсолютно новым учреждением должна была стать Государственная Дума. В Указе говорилось: «Наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания РФ со всеми полномочиями, предусмотренными Положением «О Федеральных органах власти на переходный период». Установить, что осуществление указанных положений Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.»3

    Итак, Совет Федерации, в отличие от Государственной Думы, начал свое существование не как палата Федерального Собрания, а как самостоятельный орган. Первое упоминание о Совете Федерации появилось в Постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР « О Федеративном договоре» от 17 июля 1990 г. Согласно этому Постановлению, для выполнения решений I Съезда народных депутатов, глубокого преобразования всей РФ и в целях организации работы по подготовке Федеративного договора между РСФСР и ее субъектами в числе других мероприятий было запланировано и создание Совета Федерации «в количестве 63 человек в составе Председателя Верховного Совета РСФСР, председателей Верховных Советов автономных республик, председателей Советов народных депутатов (СНД) автономных областей и автономных округов и 31 представителя от краев, областей и городов республиканского подчинения, определяемых Председателем Верховного Совета РСФСР».4

    30 января 1991 г. было издано Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О Положении Совета Федерации РСФСР», в котором Совет Федерации определялся как несколько более узкая коллегия, включающая: Председателя Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), Председателей Верховных Советов республик, входящих в состав РСФСР, председателей СНД автономных областей и округов, краевых, областных, Московского и Ленинградского городских СНД « В постановлении также говорилось, что: «Совет Федерации является координационным органом. Основные направления его деятельности: установление и развитие федеративных отношений; обсуждение наиболее важных законопроектов в сфере государственного устройства и межнациональных отношений; определение и согласование основных направлений социально-экономической политики; выработка общей позиции по отношению к Союзному договору; обеспечение участия субъектов Федерации в реализации конституционных положений о национально-государственном устройстве РСФСР; выработка рекомендаций по разрешению межнациональных и территориальных споров; дача конкретных заключений о включении новых субъектов в Федеративные отношения».5

    23 октября 1992 г. было издано Распоряжение Президента РФ о создании еще более узкой коллегии Совета глав республик, т. е. в нее вошли только главы республик. В нем говорилось: «Принять предложение глав республик об образовании Совета глав республик под председательством Президента РФ в целях выработки основных принципов реализации Федеративного договора и государственного управления РФ на основе ее новой Конституции, согласованных решений по обеспечению территориальной целостности и государственной независимости России». Было утверждено Положение о Совете глав республик и Регламент Совета глав республик.

    Предложение Президента РФ об упразднении Съезда и Верховного Совета и переходе к новому парламенту, изложенное в Указе от 21 сентября 1993 г. было воспринято при подготовке проекта новой Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г.

    В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. говорится: что парламентом России является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. 

    ГЛАВА II. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ – ВЕРХНЯЯ ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА РФ

      1. Порядок формирования Совета Федерации

    Порядок формирования Совета Федерации РФ закреплен в соответствующем законе. Так, в состав входит по 2 представителя от субъекта страны. Совет Федерации РФ включает в себя по одному от исполнительного и законодательного (представительного) властного органа субъекта. В качестве члена рассматриваемого органа может быть назначен (избран) гражданин России, не моложе тридцати лет. При этом лицо должно обладать правом выбирать и быть выбранным в соответствии с конституционными нормами

    Порядок формирования Совета Федерации предусматривает, что члены – представители законодательных органов власти субъектов выбираются на срок полномочий этих органов, а при их формировании – на период полномочий депутатов, избранных однократно. Порядок Формирования Совета Федераций предусматривает рассмотрение кандидатов на избрание председателем. Представитель от органа исполнительной госвласти субъекта назначается должностным лицом (руководителем исполнительного высшего органа) субъекта. Порядок формирования Совета Федерации предполагает тайное голосование при избрании представителя законодательного института власти. Принятое решение оформляется соответствующим постановлением. Решение, принятое должностным лицом, о назначении представителя от исполнительного органа закрепляется соответствующим указом. Этот указ в течение трех дней направляется в представительный орган госвласти субъекта.

    Порядок формирования Совета Федерации предусматривает определенные условия вступления в силу указов и постановлений о назначениях. Например, решение о принятии в должность представителя от исполнительного властного органа в случае, если на внеочередном (очередном) заседании представительного органа госвласти субъекта две трети всего количества депутатов не отдадут свои голоса против назначения. Постановления о назначении (избрании) членов Госсовета направляются принявшими их органами в Совет Федерации. Согласно законодательству, образование рассматриваемого органа завершилось к началу 2002-го года. В соответствии с конституционными нормами, установлен перечень вопросов, которыми ведает Госсовет:

    1. Содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

    2. Обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации;

    3. Обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

    4. Содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    5. Рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;

    6. Обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;

    7. Обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета;

    8. Обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;

    9. Обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

    10. Согласно соответствующей конституционной норме Госдума и Совет Федерации образуют Счетную палату. Порядок ее деятельности, состав закрепляется законодательно.

    Из своего состава Совет Федерации выдвигает Председателя, а также его заместителей. Они ведают внутренним режимом работы, ведут заседания. Госсовет формирует комиссии, комитеты, проводит парламентские слушания, связанные с вопросами своего ведения. В структуре органа при этом недопустимо образование парламентских объединений, фракций.

    Обеспечение коллегиального и оперативного обсуждения каких-либо неотложных вопросов по деятельности Госсовета, связанных с постоянным функционированием органа, осуществляется при помощи Совета палаты. Этот коллегиальный орган действует постоянно. В его состав включены заместители Председателя Госсовета, Председатель, председатели комиссий и комитетов Совета, а также Комиссии по парламентским процедурам и регламенту.

    2.2 Полномочия Совета Федерации РФ

    Совет Федераций имеет следующие виды полномочий. Данный орган осуществляет бюджетный и финансовый контроль. Он имеет право контролировать деятельность исполнительной власти, сферы государственного управления. В полномочия Совета Федерации входит контроль над кадровыми назначениями, решениями в сфере безопасности и обороны, во внешней политике.

    Данный государственный орган способен оказывать влияние на финансовую и бюджетную политику страны, принимая федеральные законы о бюджете, сборах и налогах, валютном, финансовом, таможенном, кредитном регулированиях. Совет Федерации косвенным образом реализует свои полномочия через Счетную палату, в которую входят представители и Госдумы, и Совета Федерации. Данным органом осуществляется контроль над исполнением расходных и доходных статей государственного бюджета. Она производит экспертную и аналитическую, контрольную и ревизионную, информационную и другую деятельность. Данный орган обеспечивает единую общую систему контроля за тем, как исполняется федеральный бюджет, проводит тематические проверки и комплексные ревизии по отдельным статьям и разделам бюджета, исследует и анализирует нарушения бюджетного процесса, обеспечивает в пределах своих полномочий меры по противодействию коррупции.6

    В полномочия Совета Федерации как части Счетной палаты7 включен контроль за федеральными финансами. Данный вид контроля является важным аспектом работы палаты как представительного органа. Контроль в сфере госуправления проявляется в отрешении от должности Президента, в назначении на должности Генерального прокурора, судей высшего суда, заместителя председателя, аудиторов Счетной палаты. С Советом Федерации согласуют кандидатуры дипломатов и представителей государства в международных организациях и иностранных государствах. Совет дает рекомендации Президенту об отзыве и назначении дипломатических представителей. Полномочия Совета Федерации в сфере безопасности и обороны проявляются в рассмотрении федеральных законов, которые касаются защиты и статуса государственной границы России, мира и войны. Верхняя палата может решать вопросы о возможном использовании армии за пределами государства, о привлечении воинских формирований к исполнению задач, которые не связаны с основным их назначением. Она утверждает указ Главы государства о введении военного и чрезвычайного положения в стране. В полномочия Совета Федерации включены рассмотрение расходов на оборону, утверждение принятых нижней палатой федеральных законов, касающихся оборонного комплекса. Несмотря на то, что в области внешней политики полномочия принадлежат Президенту, но значительные полномочия имеет и Совет Федерации в данной сфере. В обязательном порядке верхняя палата рассматривает принятые нижней палатой парламента федеральные законы, в которых рассматриваются вопросы по ратификации и денонсации российских международных договоров.

    ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ – НИЖНЯЯ ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА РФ

      1. Формирование и структура Государственной Думы РФ

    В 1993 году Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина о Конституционной реформе, была учреждена Государственная дума Российской Федерации.

    Последние выборы в Государственную Думу проходили в 2016 году. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, выборы которых проходили по смешанной системе, 225 из них были избраны по партийным спискам по единому федеральному округу (пропорциональная система), а вторая половина была избрана по одномандатным кругам (по мажоритарной системе), при этом барьер для политических партий был определён в 5%. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 21 года и имеющий право учувствовать в выборах (причем одно и то же лицо не может быть депутатом Государственной Думы и Совета Федерации).

    Срок полномочий II—V созывов Государственной думы — четыре года. Начиная с VI созыва депутатов избирают сроком на пять лет.

    Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 и в 2016 годах.

    Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители.

    Порядок формирования государственной думы — выборы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.

    Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.

    Структура Государственной думы включает руководство (председатель Государственной думы и его заместители), депутатские объединения (фракции и депутатские группы), также комитеты и комиссии. Председатель Государственной думы избирается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы при тайном голосовании на весь срок полномочий данного созыва. Председатель Государственной думы ведет заседания палаты, ведает вопросами внутреннего распорядка, организует работу Совета Государственной думы, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата думы, назначает и увольняет руководителей аппарата, представляет думу во взаимоотношениях с президентом, правительством, Советом федерации, подписывает постановления Государственной думы. Число заместителей председателя определяется решением Государственной думы. Заместители председателя думы избираются большинством голосов от общего числа депутатов. Они замещают председателя во время его отсутствия, по поручению председателя ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной думы.

    Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений.

    К полномочиям комитетов относятся:

    • внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц;

    • осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой;

    • подготовка проектов постановлений Государственной думы;

    • подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;

    • подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный суд Российской Федерации;

    • в соответствии с решением Совета Государственной думы, поручением Председателя Государственной думы подготовка проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный суд Российской Федерации;

    • организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний;

    • заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

    • анализ практики применения законодательства.

    Так же необходимо выделить Депутатские Объединения, которым посвящена Глава 3 Регламента Государственной Думы. К депутатским объединениям относят фракции и депутатские группы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Главным отличием фракции от депутатской группы состоит в том, что фракция – это объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. В депутатские группы входят депутаты, не вошедшие фракции, а также минимальное количество участников депутатской группы обязательное для регистрации определено в не менее 35 человек.

    3.2 Полномочия Государственной Думы РФ

    Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

    1. дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

    2. заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

    3. решение вопроса о доверии Правительству;

    4. назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального Банка РФ;

    5. назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты РФ и половины состава её аудиторов;

    6. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    7. объявление амнистии;

    8. выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

    Государственная дума принимает Федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

    Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

    В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

    3.3 Роспуск Государственной Думы РФ

    Роспуск Государственной Думы. В соответствии с Конституцией РФ (п. "б" ст. 84) Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Речь здесь идет о досрочном прекращении деятельности палаты, т. е. вопреки ее воле. Данный институт предусмотрен на случаи возникновения непримиримых разногласий между законодательной и исполнительной властью. Он имеет определенное устрашающее воздействие на Думу, которое может побудить ее к компромиссу. Если же роспуск все же будет осуществлен, то возникает возможность достижения согласия главы государства с новым составом палаты. Роспуск палаты как крайняя мера предусмотрен конституциями многих стран мира.

    Оснований для роспуска Государственной Думы всего три, они сформулированы в ст. 111 и 117 Конституции РФ:

    1) Дума может быть распущена Президентом РФ в ответ на трехкратное отклонение представленных ей кандидатур на должность Председателя Правительства РФ;

    2) Дума может быть распущена в случае, если в течение трех месяцев она повторно выразит недоверие Правительству РФ;

    3) Дума может быть распущена при выражении ею недоверия Правительству, когда инициатором постановки вопроса о доверии является сам Председатель Правительства РФ.

    Роспуск Государственной Думы не может привести к бессрочному прекращению деятельности данной палаты, поскольку это могло бы парализовать Федеральное Собрание в целом. Конституция РФ (ч. 2 ст. 109) поэтому устанавливает, что в случае роспуска Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Это в определенной мере связывает Президента РФ, который вынужден учитывать состояние общественного мнения и возможность избрания политически неблагоприятного для него нового состава Думы. Роспуск Думы означает прекращение ее полномочий, осуществление которых возможно в ходе заседания (принятие законов, объявление амнистии и др.), но не в других формах (работа комитетов, парламентские слушания и др.).

    Однако в Конституции РФ (ст. 109) есть и гарантии против произвольного употребления Президентом РФ своего права роспуска Государственной Думы. Таких гарантий четыре, они не допускают роспуска Думы в следующих случаях:

    1) в связи с выражением ею недоверия Правительству в течение года после ее избрания;

    2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

    3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

    4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

    Эти гарантии логически вытекают из понимания того, что нельзя проводить всеобщие парламентские выборы слишком часто, тем более, когда воля народа была выражена совсем недавно. Непозволительно также оставлять оружие роспуска в руках Президента в момент, когда против него выдвинуто обвинение, поскольку без такого ограничения отрешение Президента от должности стало бы просто невозможным. Законодатель исключает возможность проведения парламентских выборов в периоды военного или чрезвычайного положения, поскольку усилия органов государственной власти в такие периоды отвлечены на другие цели, да и воля народа не может проявиться адекватно. Наконец, роспуск Государственной Думы за шесть месяцев до истечения полномочий Президента (а следует учитывать, что в случае роспуска Думы выборы должны быть назначены в такой срок, чтобы Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска) означал бы, что разрыв между парламентскими выборами и выборами Президента РФ составил бы всего 2 месяца, - ясно, что столь частое проведение выборов нецелесообразно, а избиратели могут "помочь" разрешению разногласий двух властей путем своего участия только в одних, т. е. в очередных президентских выборах.

    Предусмотренные Конституцией РФ гарантии против произвольного роспуска. Государственной Думы способствуют ее стабильности и урегулированию разногласий законодательной и исполнительной властей без применения крайних мер.

    Заключение

    В заключении данной работы хотелось отметить, что основная цель данной работы, по моему мнению, была достигнута – были кратко изучены сущность и роль Федерального Собрания РФ в системе государственных органов, а также рассмотрена его структура.

    Итак, Федеральное собрание состоит из Государственной Думы и Совета Федерации и является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Представительный характер государственного органа, как было отмечено ранее, означает что Федеральное Собрание в первую очередь представляет народ, а законодательный же характер показывает нам основную задачу Федерального Собрания РФ – это издание новых законов, которые обладают высшей юридической силой, но конечно же за исключение положений Конституции.

    Если говорить о порядке формирования Государственной Думы, то можно сказать, что российские законодатели учредили оптимальную модель выборов, в которой сочетаются пропорциональная и мажоритарная системы. Голосование по партийным спискам полностью соответствует Конституции РФ, где сказано, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Избирателю легче и проще ориентироваться в названиях партий, чем в десятках фамилий, включенных в бюллетени по одномандатным округам.

    Следует особо отметить различие функций палат по принятию федеральных законов. Законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой. Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их.

    Список используемой литературы:

    1. Конституция РФ 1993 г.

    2. Политология. Решетников С.В.

    3. Пахоленко Н. Б. К характеристике «Думского периода» в истории Российского государства

    4. Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву РФ /Сост. Овсепян Ж. И. - М. 1997. С. 70 - 71.

    5. Газета Молот. 30 сентября.

    6. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 8 ст. 112.

    7. Ведомость Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 6. Ст. 97.

    8. Российская газета. 1992. 30 октября.

    9. Кутафин О.Е. Государственное право РФ. М.: Юридическая литература, 2006.

    10. Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право РФ. М.: Юристъ, 2008.

    11. Федеральный закон О Счетной палате Российской Федерации (с изменениями на 7 февраля 2017 года) (редакция, действующая с 28 июня 2017 года)

    12. Баглай М. В., Габричидзе А.Б. Конституционное право РФ. М.: 2000

    13. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (с изменениями на 1 июля 2017 года)

    14. Федеральный закон О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.07.1999 N 133-ФЗ) (с изменениями на 29 июля 2017 года)

    15. Регламент Государственной Думы РФ

    16. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

    1 Конституция Российской Федерации ст.94

    2 ст. 14 гл. II Указа от 29 февраля 1906 г. «О переустройстве учреждения Государственного Совета»

    3 Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 пункт 3

    4 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВС РСФСР от 17.07.1990 О ФЕДЕРАТИВНОМ ДОГОВОРЕ пункт 1



    5 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВС РСФСР от 30.01.1991 О ПОЛОЖЕНИИ О СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ РСФСР пункт 4




    6Федеральный закон о Счетной Палате РФ ст.5 (редакция, действующая с 28 июня 2017 года)

    7 Конституция РФ статья 101, пункт 5

    написать администратору сайта