Главная страница
Навигация по странице:

  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ Т.В. ШелепановаВ.М. ГрищенкоА.И. ТимофеевИстория и философия науки

  • Составители: к.ф.н., доцент Т.В. Шелепановак.ф.н., доцент В.М. Грищенко д.ф.н., профессор А.И. ТимофеевРецензенты: Редактор

  • Компьютерная верстка

  • Общие проблемы философии науки

  • История и философия науки. Раздел 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. История и философия науки. Раздел 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НА. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования санктпетербургский государственный университет кино и телевидения


    Скачать 337.12 Kb.
    НазваниеФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования санктпетербургский государственный университет кино и телевидения
    АнкорИстория и философия науки. Раздел 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ.docx
    Дата15.01.2018
    Размер337.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория и философия науки. Раздел 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НА.docx
    ТипУчебно-методическое пособие
    #14075
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    описание: kino

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ


    Т.В. Шелепанова

    В.М. Грищенко

    А.И. Тимофеев

    История и философия науки


    Учебно-методическое пособие

    для аспирантов и соискателей

    Санкт-Петербург

    2009

    Составители:

    к.ф.н., доцент Т.В. Шелепанова

    к.ф.н., доцент В.М. Грищенко

    д.ф.н., профессор А.И. Тимофеев

    Рецензенты:

    Редактор:

    Н.Н. Калинина

    Компьютерная верстка:

    Ибрагимов А.Т.


    Рекомендовано к изданию в качестве учебно-методического пособия кафедрой гуманитарных наук.

    Протокол № 3 от 18.11.09

    © Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, 2010

    Содержание

    Введение




    РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ




    Тема 1. Философия науки как особый раздел философского знания




    1.1. Особенности предметной области философии науки




    1.2. Наука и философия. Функции философии в научном познании




    Тема 2. Наука в культуре техногенной цивилизации




    2.1. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности




    2.2. наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества




    Тема 3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции




    3.1. Генезис науки и проблемы её исторической переодизации




    3.2. Пранаука в структуре традиционных цивилизаций Древнего мира




    3.3. Античная философия и наука




    3.4. Философия и наука в эпоху Средневековья




    3.5. Перестройка основ научного мышления в эпоху возрождения




    3.6. наука и философия Нового времени. Становление классического и неклассического этапов в развитии науки




    3.6.1. Рационализм и эмпиризм как основные философско-мировоззренческие программы нового времени




    3.6.2. Классическая наука и основные характеристики




    3.6.3. Становление идей и методов неклассической науки




    Тема 4. Основные концепции философии науки




    4.1. Первый этап развития позитивизма




    4.2. Второй позитивизм (эмпириокритицизм или махизм)




    4.3. Третий позитивизм (неопозитивизм или логический позитивизм)




    4.4. Четвертый позитивизм (постпозитивизм)




    4.4.1. Концепция роста научного знания К. Поппера




    4.4.2. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса




    4.4.3. Концепция научных революций Т. Куна




    4.4.4. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда




    Тема 5. Структура и методы научного познания




    5.1. Научное знание как сложная развивающаяся система




    5.2. Методы научного познания




    5.2.1. Общелогические методы и приемы




    5.2.2. Эмпирические методы исследования




    5.2.3. Методы теоретического исследования




    Тема 6. Динамика научного знания




    6.1. Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм




    6.2. Эволюционно-кумулятивистская и революционно-антикумулятивистская модели развития науки




    6.3. Пробблемные ситуации в науке




    6.4. Становление развитой научной теории




    Тема 7. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности




    7.1. Взаимодействие традиций и новаций в науке




    7.2. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знаний




    7.3. Научная рациональность и её исторические типы




    Тема 8. Особенности современного этапа развития науки




    8.1. Постнеклассическая наука, её принципы и тенденции развития




    8.1.1. Освоение самоорганизующихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска




    8.1.2. Принцип глобального эволюционизма и его влияние на современную эпоху




    8.1.3. Главные характеристики постнеклассической науки




    8.2. Компьютеризация науки, её проблемы и следствия




    8.3. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования




    8.3.1. Этика науки. Проблема профессиональной и социальной ответственности науки




    8.3.2. Этические вопросы специальных наук




    8.4. Роль науки в преодолении глобальных проблем современности




    8.5. Современная наука и проблемы развития информационного общества




    8.5.1. информатизация как предпосылка формирования информационного общества




    8.5.2. Информационное общество и проблема глобализации




    Тема 9. Наука как социальный институт




    9.1. Понятие науки как социального института




    9.2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности




    9.3. Научная коммуникация как совокупность форм профессионального общения в научном сообществе




    9.4. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм




    9.5. Наука и экономика. Инновационная экономика




    9.6. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки




    РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК




    Тема 10. Философия социально-гуманитарных наук как особый раздел философского знания




    10.1. Предмет социально-гуманитарных наук. Философия – интегральная форма социально-гуманитарного знания




    10.2. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и его социокультурная обусловленность




    10.3. этапы развития социально-гуманитарных наук: классисческий, неклассический, постнеклассический




    10.4. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук




    10.4.1. Натуралистическая исследовательская программа




    10.4.2. Анти натуралистическая исследовательская программа




    Тема 11. Специфика социально-гуманитарного познания




    11.1. Особенности субъекта и объекта социально-гуманитарных наук




    11.2. Сходства и различия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы




    11.3. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных наук




    11.4. Жизнь как категория наук об обществе и культуре




    11.5. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании




    11.6. Коммуникативная природа социально-гуманитарного знания




    Тема 12. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании




    Тема 13. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках




    13.1. Научное объяснение и его типы




    13.2. Герменевтика как наука и искусство в истолковании текста




    13.3. Понимание как метод социально-гуманитарного познания




    13.4. Интерпретация – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарных наук




    Тема 14. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках




    Тема 15. Формирование новой парадигмы социально-гуманитарного знания




    РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК




    Тема 16. Философия техники как особый раздел философского знания




    16.1. Предмет философии техники. Сущность техники: «техническое» и «нетехническое»




    16.2. Специфика философского осмысления техники




    16.2.1. Формирование философии техники на рубеже XIX и XX веков




    16.2.2. Философия техники XX века




    16.2.3. Современная философия техники. Социально-философские программы исследования и оценки техники




    Тема 17. Принципы исторического рассмотрения: философия и история науки и техники




    17.1. Изменение соотношения науки и техники в истории развития общества (основная концепция)




    17.2. Становление и развитие современной инженерной деятельности




    17.3. Исторические ступени рационального обобщения в технике




    Тема 18. Специфика технических наук




    18.1. Естественные и технические науки




    18.2. Специфика технических наук и особенности технической теории




    18.3. Особенности современных неклассических научно-технических дисциплин




    18.4. Информатика как междисциплинарное направление второй половины XX века




    Тема 19. Социальная оценка техники (СОТ) как «прикладная» философия техники




    19.1. Социальная оценка техники – государственная экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду – экологический менеджмент и аудит




    19.2. Оценка техники как комплексная проблемно-ориентированная научная дисциплина




    19.3. Проблема технической этики и социальной ответственности инженера и проектировщика




    19.4. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса




    РАЗДЕЛ IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ПРЕДМЕТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ




    Тема 20. Методические указания и рекомендации по написанию рефератов для сдачи кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»




    Тема 21. Тематика рефератов по проблемам курса «История и философия науки» для аспирантов и соискателей социально-гуманитарных специальностей




    21.1. Темы рефератов по современным философским проблемам экономических наук (специальность: 08.00.05. «Экономика и управление народным хозйством»




    21.2. Темы рефератов по современным философским проблемам экономических наук (специальность: 17.00.03. «Кино-теле и другие экранные искусства




    Тема 22. Тематика рефератов по проблемам курса «История и философия науки» для аспирантов и соискателей технических специальностей




    22.1. Темы рефератов по современным философским проблемам технических наук (специальность: 05.11.18. «Приборы и методы преобразования изображения и звука)




    22.2. Темы рефератов по современным философским проблемам технических наук (специальность:




    Тема 23. Список вопросов к кандидатскому экзамену по истории и философии науки для аспирантов и соискателей социально-гуманитарных специальностей




    Тема 24. Список вопросов к кандидатскому экзамену по истории и философии науки для аспирантов и соискателей технических специальностей




    Приложение 1




    Приложение 2




















































    Введение
    «Для того чтобы ученые, которые в нашем современном

    мире играют огромную общественную роль,

    не превращались в класс ученых невежд,

    их образование не должно строится только

    на узкопрофессиональном подходе к явлениям,

    а должно уделять подобающее внимание

    философским вопросам и месту науки

    во всей области человеческой мысли».
    Филипп Франк, австрийский физик и философ
    Программные требования, предъявляемые к аспирантам и соискателям социально-гуманитарных и технических специальностей, сдающим кандидатский экзамен по истории и философии науки
    Данное учебно-методическое пособие предназначено для аспирантов и соискателей технических и социально-гуманитарных специальностей. Оно даёт возможность подготовиться к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки», обязательной для каждого соискателя ученой степени кандидата наук, в соответствии единым минимумом требований к уровню знаний в области общих проблем философии науки и в области философской проблематики избранной ими отрасли технических или социально-гуманитарных наук.

    Учебное пособие по своей структуре представляет собой введение в общую проблематику философии науки, рассматриваемую в широком социокультурном контексте и в её историческом развитии, начиная с традиционных культур древности, античности и до современности, когда во всём многообразии проявилось повсеместное внедрение науки и информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества. При этом большое внимание уделяется социогуманитарному подходу к развитию науки, соотношению философии и науки, науки и нравственности, роли науки в современном образовании и формировании личности, выявлению функций науки в жизни общества. Кроме этого в настоящей работе выделены современные философские проблемы технических и социально-гуманитарных наук, которые соответствуют (в широком плане) областям научных исследований аспирантов и соискателей Санкт-Петербургского Государственного университета кино и телевидения.

    Пособие написано в соответствии с учебной программой кандидатских экзаменов «История и философия науки» утвержденной приказом Минобразования РФ К697 от 17 февраля 2004 г. Данный курс ориентирован в первую очередь на формирование у аспирантов и соискателей осмысленной потребности не только овладеть методами научного творчества, эффективно решать актуальные научно-исследовательские проблемы, но и адекватно оценивать роль и значение новых научных идей для развития общества, определять их ценностные и нравственные измерения. Эта стратегическая ориентация в развитии образования соответствует тенденциям динамики современной науки, интегрирующей инструментальные и социокультурные параметры научного познания.

    Целью пособия является публикация учебно-методического комплекса, призванного актуализировать изучение нового курса по истории и философии науки на уровне постдипломного образования, а также оказать научно-методическую помощь молодым ученым в процессе подготовки и сдачи экзамена кандидатского минимума по данной дисциплине. В соответствии с требованиями программы предусмотрены следующие формы работы с аспирантами: чтение лекционного курса, проведение семинарских занятий, коллоквиумов, контрольных работ, круглых столов, индивидуальных консультаций, изучение первоисточников, методическая помощь в написании реферата и сдачи кандидатского экзамена. При этом особый акцент ставится на необходимости существенно активизировать творческую самостоятельную работу аспиранта как по осмыслению и анализу литературы (первоисточников), так и по интерпретации наиболее важных и актуальных проблем современной философии и методологии науки с учетом конкретного технического или гуманитарного профиля выполняемых диссертационных исследований. Эта работа осуществляется, прежде всего, в процессе подготовки реферата по курсу «История и философия науки» с последующей его защитой на одном из «круглых столов», проводимых в рамках занятий с аспирантами.

    Опыт работы с аспирантами, накопленный в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, свидетельствует о том, что реферат – очень значимый компонент в системе мировоззренческой и философско-методологической подготовки молодых ученых. Он требует не только от аспиранта (соискателя), но и от его научного руководителя больших затрат времени и серьёзного внимания к выбору темы. Аспирант (соискатель) выбирает тему по согласованию с научным руководителем диссертационной работы и научным руководителем кафедры гуманитарных наук, ведущим занятия по курсу истории и философии науки. Выбираемая аспирантом тема должна максимально (насколько это возможно в узком или широком плане) приближаться к теме диссертационной работе и освещаться в социокультурном, историческом и философском контекстах, в рамках которых происходило становление данной области знания. В пособии особое внимание уделено методическим рекомендациям, касающимся написания реферата, с целью сориентировать аспирантов (соискателей) на творческое и инновационное отношение как к выбору темы, так к его структуре и содержанию.

    Избранная тема должна быть утверждена на заседании кафедры гуманитарных наук и на совете факультета. Проверка подготовленного реферата проводится научным руководителем диссертационной работы, который осуществляет первичную экспертизу, а также научным руководителем кафедры гуманитарных наук, который представляет рецензию на реферат и выставляет окончательную оценку. Только при наличии положительной оценки аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философской части дисциплины. Реферат необходимо сдать на кафедру гуманитарных наук в оформленном виде, с рецензиями научных руководителей за один месяц до сдачи кандидатского экзамена, который ежегодно проводится в первых числах июня. К экзамену допускаются аспиранты, которые прослушали курс лекций, принимали активное участие в семинарских занятиях, сдали во время реферат, защитили его и получили за него положительную оценку.

    Итак, кандидатский экзамен по истории и философии науки имеет сложную трехсоставную структуру, включающую:

    1. Общие проблемы истории и философии науки;

    2. Современные философские проблемы конкретных отраслей научного знания: технических и социогуманитарных наук, которые соответствуют областям научных исследований аспирантов и соискателей СПбГУКиТ;

    3. Историко-философские и социокультурные аспекты отдельной отрасли науки, по которой аспирант (соискатель), пишет реферат.

    Соответственно оценка ответа аспиранта (соискателя), сдающего кандидатский экзамен по истории и философии науки, складывается из трех составляющих:

    1. оценка ответа по истории философии науки (общая часть);

    2. оценка ответа по философским проблемам соответствующей области знания;

    3. оценка реферата по истории и философии профильной дисциплины.

    В итоге аспирант (соискатель) получает результирующую оценку, которая определяется как средняя из трех вышеназванных при условии, что все они положительные.

    По мнению авторского коллектива данного учебно-методического пособия, курс «История и философия науки» может стать ступенью в формировании личности будущего ученого, его толерантности, нравственности, ответственности, а также дать импульс к раскрытию его творческого потенциала, расширению научных коммуникаций, освобождению сознания от стереотипов восприятия философских и научных проблем.


    РАЗДЕЛ

    I



    Общие проблемы философии науки


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    написать администратору сайта