Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Ветеринария
Сельское хозяйство
Юриспруденция
Право
Языкознание
Языки
Логика
Этика
Философия
Религия
Политология
Социология
Физика
История
Информатика
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Математика
Вычислительная техника
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Экология
Геология
Начальные классы
Механика
Строительство
Доп
образование
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Технология
География
Школьному психологу
Иностранные языки
Директору, завучу
Астрономия
Музыка
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу
Логопедия

Таблица по истории педагогики. Ф. И. О., годы жизни, основные педагогические труды Мировоззрение ученого


Скачать 60.36 Kb.
НазваниеФ. И. О., годы жизни, основные педагогические труды Мировоззрение ученого
АнкорТаблица по истории педагогики.docx
Дата09.03.2017
Размер60.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТаблица по истории педагогики.docx
ТипДокументы
#3560
страница1 из 4
  1   2   3   4

Ф.И.О., годы жизни, основные педагогические труды

Мировоззрение ученого

Цель, задачи, принципы воспитания, обучения

Содержание воспитания, обучения. Методы, формы, средства воспитания, обучения

Система школ. Требования к педагогу

Марк Фабий Квинтилиан

(ок. 35 – ок 95 гг. н. э.)

Произведение «Воспитание оратора» (в 12 книгах)

Макр Фабий предерживался идей гуманизма.

Овладение навыками самообразования гуманисты ставили превыше всего.

Квинтилиан полагал, что все дети от природы способны, и все же в воспитании нужно учитывать их индивидуальные особенности.


Марк использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики.


Ученый полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование.

Римский педагог требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов.

Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение.


Марк Фабий был сторонником сочетания заучивания с осмыслением материала.


Марк Фабий счал, что педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику развития. Наставник и учитель должны иметь к детям родительскую любовь, знать теорию обучения, быть просвещенным человеком.

Он содержал риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и находилась под покровительством императоров. Стал основателем государственной школы.


Томас Мор.

7.2.1478  — 6.7.1535.

Город Лондон.

«Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516).

Томас Мор был честным и неподкупным. Католик, отстаивал идею единства христианского мира. Считал, что все равны перед законом, и даже король не вправе нарушать его. За свои взгляды он был обвинен в государственной измене и казнен.

Образование общее и для мужчин и женщин.

Все обучение на родном языке.

Связь воспитания с жизнью и с трудом.

Личностный подход.

Томас Мор считал, что образование должно даваться на родном языке как мужчинам, так и женщинам.

В центре учебных предметов стоит естествознание. Физическое воспитание должно осуществляться с помощью гимнастики и военных упражнений. Высказал идею соединения теоретического образования с практическим. Основой трудового воспитания было земледелие, которое изучалось в школах теоретически, а на полях – практически.

Он считал, что все должны заниматься самообразованием. Наукой должны заниматься наиболее одаренные. Умственный труд, по мнению Мора, это истинное наслаждение и величайшее благо.

Mop был не только основателем школы утопического социализма, но и родоначальником ее демократического направления, понимающего социализм не просто как рациональную организацию общества, но и как средство решения социальных противоречий, упразднения общественного неравенства и эксплуатации. Мор - демократ и в том смысле, что он построил политическую систему утопийцев на принципах свободы, равенства и уважения человеческой личности.


Томмазо Компанелла

(5 сентября 1568 г. – 21 мая 1639 г.)

«Город Солнца»

Мировоззрение Кампанеллы удивительным образом совмещает в себе все три главных направления новой философии — эмпирическое, рационалистическое и мистическое. Кампанелла задается «восстановлением наук», то есть созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания есть ощущение. Сохраняемые памятью и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных посредством индукции делает общие выводы, создавая, таким образом, опыт — основание всякой «мирской» науки. Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно.

Цель воспитания: способствовать развитию у детей всех сил и способностей. Воспитание носит общественный характер и одинаково для всех граждан.

Детей растят специальные служащие по утвержденному распорядку. Большое внимание должно уделяться умственному развитию, которое необходимо сочетать с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием. Детей необходимо приучать к труду, обучать различным профессиям. Мальчики и девочки обучаются вместе.

Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в эпоху Возрождения рост интереса к знаниям, к культурному наследию античных народов, усилили потребность в новом характере и направлении образования. Это находит свое выражение в гуманизации, в отказе от суровой палочной дисциплины, системы телесных наказаний, жесткого режима, подавляющего ребенка, игнорировавшего его интересы и запросы. Создаются новые типы школ, подобные основанной Витторино де Фельтре (Италия) «школе радости».

Джон Локк (1632-1704) «Некоторые мысли о воспитании», «Опыт о человеческом разумении»

Критиковал декартово учение о врожденных идеях и разрабатывал сенсуализм-теорию происхождения всех знаний из чувственного опыта, он говорил, что «нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, в чувствах».

 Локк считал: только здравый смысл должен служить регулятором поведения человека.

«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле. 

Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы, нравственность, риторика, главнейшие части гражданского права, логика, натурфилософия, физика - вот что должен знать образованный человек.

Обучение должно быть наглядным, вещным, ясным, без школьной терминологии. 

 Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твёрдой воли, умение сдерживать неразумные желания. Педагоги должны приучать учащегося управлять собой.

 Обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При обучении не должны применяться наказания.

 Нравственные нормы и правила поведения учащегося должны стать глубоко внутренними личностными качествами. 

Жан-Жак Руссо (28 июня  1712 — 2 июля 1778),

роман-трактат «Эмиль, или О воспитании».

 В вопросах мировоззрения Руссо придерживался деизма (Сторонники деизма признают, что Бог сотворил мир, но скептически относятся к участию Бога в делах мира). Руссо рассматривал материю и дух как два извечно существующих начала (Дуализм). В теории познания придерживался сенсуализма(ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания), хотя и признавал врожденность нравственных идей. Руссо резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и гражданские свободы, за равенство людей независимо от рождения.
В основе его мировоззрения лежали созданные им теории естественного права, естественной религий и естественного воспитания.

Основную цель воспитания Руссо определил следующим образом: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он не будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком... и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда на своем месте» Основная цель воспитания – сохранить и развить естественного человека.

Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно.

Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами. Он отрицал принуждение как метод воспитания.
Руссо делил жизнь ребенка на четыре периода. 1-ый период — от 0 до 2 лет —время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание. 2-ой период — от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать «внешние чувства». 3-ий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание. 4-ый период— с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

Первое из естественных прав человека, заявил Руссо, — свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка.

Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения.

Иоганн Фридрих Гербарт (04.05.1776-14.08.1841)

«Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806)


Из философии выводил цели воспитания. С помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. Сводил процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений.

Педагогику понимал как науку об искусстве воспитания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. 

Воспитывающее обучение не должно отделять сообщение знаний от пробуждения умственной самодеятельности учащегося.

Специфические по своим функциям воспитание и обучение взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой.

Стал основоположником формальной эстетики, обычно противополагаемой содержательной эстетике Гегеля. Прекрасное, по И. Ф. Гербарту, заключается в формальных взаимоотношениях симметрии, пропорций, ритма, гармонии, которые и являются источником эстетического удовольствия.

Виды обучения:

1. Описательное — выявить опыт ребёнка и дополнить его;

2. Аналитическое — исправить и усовершенствовать мысли ученика;

3. Синтетическое — построение стройной системы мысли.

Задачи обучения. Развития у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков, математики. 

Виды интересов: эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный, религиозный.

Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок.

Задачи нравственного воспитания:

1. Удерживать воспитанника;

2. Определять воспитанника;

3. Устанавливать чёткие правила поведения;

4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5. Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием.

Ступени обучения: 

1. Ясность — углубление в состоянии покоя. У ученика мобилизовано внимание. Происходит введение нового материала;

2. Ассоциация — углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым; 3. Система — поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут — обобщают, делают выводы, определяют;

4. Метод — осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Дети применяют знания и умения. Гербарт отмечал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности.

 Методы управления детьми: Основные — угроза, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания; вспомогательные — авторитет, любовь.

Типы школ: элементарная, городская, гимназия.

Задачи управления детьми: дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, подавление дикой резвости ребёнка.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866)

 Немецкий педагог, либеральный политик.

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность.

«Воспитывать — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества.

Главная задача обучения — развитие умственных способностей детей. Формальное образование связанно с материальным. Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

Принцип культуросообразности означал учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, - всю современную культуру в широком и всеобъемлющемсмысле слова…».

Правила и принципы обучения. Принципы: природосообразность, самостоятельность, культура.

  • Обучать соответственно особенностям детского восприятия.

  • От примеров надо идти к правилам.

  • От предметов к обозначающим их словам.

  • От простого к сложному.

  • От лёгкого к трудному.

  • От известного к неизвестному.

  • Закрепление материала.




Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Развитие в детях самодеятельности. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности.
  1   2   3   4
написать администратору сайта