Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие о болезни, сформулированное С.П.Боткиным. Функциональные и органические изменения при развитии болезни.

  • Понятие о болезни, сформулированное С.П.Боткиным. Методология постановки диагноза (с позиций диалектики). Симптомы и синдромы.


  • Понятие о болезни, сформулированное С.П.Боткиным. Специфические и неспецифические признаки (симптомы) болезни.

  • специфические

  • главными

  • 5. Анамнез и его разделы. Основные и второстепенные жалобы. Детализация жалоб. Анамнез

  • Общебиографические сведения.

  • Жилищно-бытовые условия.

  • Перенесенные заболевания.

  • Семейный и наследственный анамнез.

  • Аллергологический анамнез.

  • 6. Анамнез и его разделы. Приоритет отечественной медицины в разработке анамнестического метода. Понятие о наводящих вопросах: прямых и косвенных. Анамнез

  • Матвей Яковлевич Мудров

  • Григорий Антонович Захарьин

  • Экзаменационные вопросы по пропедевтике внутренних болезней


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по пропедевтике внутренних болезней
    АнкорPropedevtika_voprosy_OtVeTy.docx
    Дата22.04.2017
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPropedevtika_voprosy_OtVeTy.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #5137
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Экзаменационные вопросы по пропедевтике внутренних болезней

    1. Понятие о болезни, сформулированное С.П.Боткиным. Компенсированная и декомпенсированная стадии болезни.

    “Болезнь есть жизнь в условиях нарушенного равновесия обменных процессов и реакция организма на эти изменения». В течении болезни можно условно различить две стадии: компенсированную и декомпенсированную. Компенсированная стадия болезни характеризуется тем, что с помощью компенсаторных механизмов организм в состоянии восстановить функции органов и систем, но, в отличие от физиологической компенсации, компенсация во время болезни происходит на фоне повреждения тканей. В декомпенсированной стадии болезни появляются жалобы больного, нарушается его самочувствие, работоспособность, качество жизни больного.


    1. Понятие о болезни, сформулированное С.П.Боткиным. Функциональные и органические изменения при развитии болезни.

    Болезнь представляет собой анатомические и функциональные нарушения в результате

    действия патогенного или чрезвычайного раздражителя и ответные, как правило, защитные изменения, направленные на устранение происшедших повреждений. Изменение организма в ответ на раздражение или повреждение обозначается термином «реакция» и проявляется в функциональных и морфологических процессах.

    Первым существенным признаком болезни является повреждение организма (нарушение

    анатомической целостности или функционального состояния ткани, органа или части тела, вы-

    званное внешним воздействием). К повреждениям относятся и отсутствие ферментов или других

    веществ, недостаточность механизма гомеостаза и др.

    Вторым существенным признаком болезни является реакция организма на различные по-

    вреждения. Повреждение и реакция на него — признаки, необходимые и в то же время достаточ-

    ные для основного определения болезни; это не сумма, а единство существенных признаков, т. е.

    болезнь можно рассматривать как реакцию организма на его повреждение.


    1. Понятие о болезни, сформулированное С.П.Боткиным. Методология постановки диагноза (с позиций диалектики). Симптомы и синдромы.

    Так как законы природы являются объективными и причины, вызывающие болезни, также определëнны, то и болезни проявляются в виде более или менее специфических картин, имеющих ряд своих, присущих им, признаков, или симптомов (греч. «symptoma» = «совпадение»). В то же время, если бы клиническая картина болезни состояла только из определенных и всегда однотипных признаков, которые можно было бы уложить в математические законы, то распознавание болезней было бы делом чрезвычайно простым. Врач тогда вполне мог бы быть заменен техником.

    Но так как индивидуальные особенности каждого организма чрезвычайно разнообразны, а строение человеческого тела чрезвычайно слóжно, то многие явления не могут быть еще рассчитаны с математической точностью.

    Поэтому в жизни типичная клиническая картина болезни (наиболее часто проявляющийся вариант болезни) встречается далеко не всегда, а различные проявления болезни не могут быть разложены по пунктам.

    И поэтому для распознавания болезни нужен врач, о котором было сказано, что он не механик, не исполнитель, а всегда искатель.


    1. Понятие о болезни, сформулированное С.П.Боткиным. Специфические и неспецифические признаки (симптомы) болезни.

    Признаки, которые свидетельствуют о поражении определенных органов и систем или характеризуют определенные причинные факторы, относятся к специфическим, или достоверным (как правило наличие именно этих признаков побуждает больного обратиться к врачу), другие же, связанные с общей реакцией организма на заболевание, являются неспецифическими, или вероятными (общая слабость, недомогание, повышение температуры, ускорение СОЭ и т.д.).

    Некоторые специфические признаки являются почти постоянными – они называются патогномоничными признаками (пато... и греч. «gnōmonikós» = «сведущий»). Они специфичны только для конкретного заболевания. Однако таких признаков немного. Да и таких болезней, при которых были бы такие, только этим (и никаким другим) болезням свойственные признаки, немного.

    К таким признакам, например, относятся:

    - изменения костного мозга при лейкозе,

    - пятна Бельского-Коплика-Филатова при кори,

    - подтягивание задней створки митрального клапана к передней створке при ЭхоКГ исследовании у больных митральным стенозом.

    Другие же специфические признаки встречаются не всегда, а с большей или меньшей частотой.

    Их наличие говорит именно о данном заболевании, отсутствие же не противоречит данной болезни.

    Не следует думать, что специфические признаки являются главными, а неспецифические – второстепенными для диагностики болезней.

    В ряде ситуаций, особенно в сложных случаях, анализ неспецифических признаков позволяет подойти к постановке правильного диагноза.

    5. Анамнез и его разделы. Основные и второстепенные жалобы. Детализация жалоб.

    Анамнез - совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.

    АНАМНЕЗ БОЛЕЗНИ

    При расспросе о развитии самой болезни (anamnesis morbi) нужно получить точные ответы на следующие вопросы: 1) когда началось заболевание; 2) как оно началось; 3) как оно протекало; 4) какие проводились исследования, их результаты; 5) какое проводилось лечение и какова его эффективность. В процессе такого подробного расспроса нередко вырисовывается общее представление о болезни.

    История настоящего заболевания должна отражать развитие болезни от ее начала до настоящего момента. Необходимо выяснить, чем лечили ранее больного (терапия сердечными гликозидами, сосудорасширяющими, мочегонными средствами, антибиотиками, гормонами и др.) и каковы результаты лечения. Наконец, нужно установить мотивы настоящей госпитализации (обострение болезни, уточнение диагноза и др.) или обращения к врачу.

    АНАМНЕЗ ЖИЗНИ

    Сведения о жизни больного часто имеют большое значение для выяснения характера настоящего заболевания и установления причин и условий его возникновения.

    Анамнез жизни (anamnesis vitae) представляет собой медицинскую биографию больного по основным периодам его жизни (младенчество, детство, юношество, зрелый возраст). Общебиографические сведения. Начинают собирать анамнез жизни с общебиографических сведений. Имеют значение такие данные, как место рождения, ибо известно, что некоторые болезни (например, эндемический зоб) распространены в одних местностях и редко встречаются в других. Далее выясняют возраст родителей больного при его рождении, родился ли он в срок, каким по счету ребенком был в семье, вскармливался грудью или искусственно, когда начал ходить, говорить, не было ли в детстве явных признаков рахита. Эти сведения позволяют оценить состояние его здоровья при рождении и в младенческом возрасте. Далее расспрашивают об общих условиях его жизни в детстве и юности (местность, семейные обстоятельства, жилищные условия, питание); следует выяснить также особенности его развития в эти периоды, не отставал ли он от сверстников в физическом или умственном отношении, как учился. Выясняют время наступления половой зрелости, ее влияние на общее состояние. У женщин нужно узнать число беременностей, родов, их течение, наличие абортов и их осложнений.

    Жилищно-бытовые условия. Большое значение для состояния здоровья имеют жилищно-бытовые условия в различные периоды жизни больного (отдельная квартира или общежитие, комната в подвале, полуподвале, санитарные условия и т. д.). Нужно установить семейное положение больного, узнать, сколько человек живет вместе с ним, их состояние здоровья, какова материальная обеспеченность семьи. Большое значение для возникновения некоторых заболеваний имеет неправильное питание. Поэтому нужно выяснить режим питания больного, достаточно ли оно, сбалансирован ли его рацион по основным питательным веществам — белкам, жирам, углеводам, витаминам и др.

    Большое внимание следует уделить также режиму свободного времени больного: следует выяснить, достаточно ли он спит и отдыхает, бывает ли на свежем воздухе, занимается ли физической культурой и спортом.

    Условия труда. Неблагоприятные условия и вредности также могут способствовать возникновению ряда заболеваний. Например, некоторые виды производственной пыли способствуют возникновению бронхиальной астмы, хронических заболеваний бронхов и легких. Сильный шум, вибрация, высокая температура в помещении или, наоборот, сквозняки и холод при работе на улице также могут быть причиной заболеваний. В ряде случаев возможны промышленная интоксикация (ртутная, свинцовая, окисью углерода), а также лучевое поражение при несоблюдении техники безопасности. Имеет значение и режим работы. Знание неблагоприятной роли определенных производственных факторов позволяет выработать конкретные трудовые рекомендации для больного с учетом характера его заболевания.

    Перенесенные заболевания. Необходимо также установить, какие болезни перенес больной до последнего заболевания. Некоторые инфекционные заболевания (например, корь, скарлатина) сопровождаются выработкой у больного стойкого иммунитета к данной инфекции; после других инфекционных болезней (например, рожа, ревматизм) остается склонность к их повторению.

    Следует учитывать, что больной может не знать о некоторых заболеваниях, перенесенных ранее, поэтому при наличии подозрения у врача следует расспросить больного, не было ли у него в прошлом симптомов, которыми эти болезни проявляются. Всегда необходимо выяснить, не было ли более или менее тесного контакта с больными инфекционными заболеваниями, особенно при наличии эпидемии (например, гриппа).

    Семейный и наследственный анамнез. Выяснение состояния здоровья родственников (родители, братья, сестры) нередко помогает распознаванию заболевания у данного больного. Если кто-нибудь в семье страдает туберкулезом легких, то возможно заражение и заболевание туберкулезом других членов семьи. Сифилис может передаваться внутриутробно от матери детям.

    Таким образом, инфекционные болезни могут поразить одновременно нескольких членов семьи. Сопоставляя заболевание больного с болезнями его родственников, можно сделать заключение о роли наследственности в происхождении или развитии заболевания. Наследственная предрасположенность проявляется в большинстве случаев только при определенных (провоцирующих) условиях. Поэтому при отсутствии этих факторов болезнь не возникает, а создание благоприятных условий часто укрепляет организм и может устранить наследственное предрасположение к болезни.

    Принято различать наследственные (генотипические) и ненаследственные (паратипические) заболевания, однако это деление не совсем точно. С развитием генетики стало очевидно, что ряд заболеваний, при которых, казалось бы, фактор наследственности не играет роли, в действительности являются генотипическими. Врачи чаще всего имеют дело с такими заболеваниями, при которых передается по наследству не болезнь, а лишь большая или меньшая предрасположенность к ней (гипертоническая болезнь, атеросклероз, желчнокаменная болезнь и др.).

    Аллергологический анамнез. Учитывая, что у больных и даже у практически здоровых лиц нередко встречается патологически повышенная, или извращенная, реакция иммунной системы—аллергия (в патогенезе ряда заболеваний внутренних органов она играет существенную роль), обязательно следует собрать аллергологический анамнез. Узнают, не было ли в прошлом у больного (а также у его родственников) аллергических реакций на пищевые продукты (клубника,

    яйца, крабы и т. д.), какие-либо лекарственные препараты, парфюмерные изделия, цветочную

    пыльцу и т. д. Аллергические реакции могут быть крайне разнообразными — от вазомоторного

    ринита, крапивницы, отека Квинке до анафилактического шока.

    Группа совершенно определенных, четких жалоб, указывающих на поражение того или иного органа или системы — это основные жалобы: кашель, боли в грудной клетке, одышка — при заболеваниях органов дыхания, диспепсические расстройства, боли в животе — при патологии желудочно-кишечного тракта и т.д.

    Группа неопределенных, неясных жалоб без указания на поражение какого-нибудь определенного органа или системы это второстепенные жалобы (типа плохого самочувствия, общей слабости, неустойчивости настроения, нарушения сна, появления повышенной потливости, снижения интереса к работе), которые могут встречаться при разного рода функциональных расстройствах или хронических заболеваниях.

    При детализации жалоб мы устанавливаем основные характеристики, связанные с основным заболеванием, например боль: характер, локализация, распространиение, сопутствующие симптомы, облегчение и т.д.
    6. Анамнез и его разделы. Приоритет отечественной медицины в разработке анамнестического метода. Понятие о наводящих вопросах: прямых и косвенных.

    Анамнез - совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.

    Анамнез включает: 1) жалобы, 2) историю настоящего заболевания, 3) историю жизни больного (медицинский, социальный, трудовой, половой, семейный, наследственный анамнезы, вредные привычки).

    Матвей Яковлевич Мудров (1776—1831) — создатель русской терапевтической школы рассматривал болезнь как результат воздействия на организм неблагоприятных условий внешней среды. В связи с этим он впервые ввел в клинику опрос больного, основав анамнестический метод, разработал схему клинического исследования и ведения истории болезни.

    Григорий Антонович Захарьин (1829—1897) детально разработал анамнестический метод в диагностике заболеваний, позволяющий в сочетании с физическими исследованиями больного и лабораторными данными проводить индивидуальную диагностику не только при морфологических, но и функциональных изменениях в различных органах.

    Наводящий вопрос – это такой вопрос, который при его постановке рассчитан на подтверждение содержащейся в нем либо подсказывающей информации, и ответ на него, по имеющимся в нем фактическим сведениям, полностью соответствует содержанию вопроса, не выходит за его рамки, не дает новой, дополнительной, ценной в доказательственном отношении информации, кроме как почерпнутой из заданного вопроса (открытые / прямые и косвенные (скрытые) вопросы).


    7. Анамнез – метод субъективного исследования больного. Научные основы анамнестического метода. Значимость анамнеза в выявлении начальных (функциональных) изменений состояния больного и в период ремиссий заболеваний.

    Распознать болезнь можно, зная ее проявления, умея найти только ей присущие изменения в организме. Для обнаружения и изучения разнообразных проявлений болезни применяют различные способы исследования, начиная с расспроса больного, измерения температуры его тела и кончая более сложными методами исследования — изучением под микроскопом форменных элементов крови, химическим исследованием жидкостей организма, просвечиванием рентгеновскими лучами и т. д.

    Здоровый человек не испытывает неприятных ощущений. Боли, тошнота, рвота, повышение температуры тела, увеличение селезенки появляются при той или иной болезни и считаются ее проявлениями, или симптомами (от греч. symptoma - совпадение). Одни симптомы (например, повышение температуры тела) свидетельствуют об изменении, происшедшем во всем организме, другие (например, понос) указывают на нарушение функции того или иного органа, третьи (например, увеличенная плотная печень) обнаруживают изменения строения органа.

    Ощущения боли или тошноты относятся к субъективным симптомам: они являются отражением в сознании больного объективных изменений в его организме. Проявления заболеваний, обнаруживаемых при исследовании больного врачом (например, желтуха, увеличенная печень), считаются объективными симптомами болезни.

    На основании лишь одного симптома распознать болезнь очень трудно: она определяется только по совокупности разных симптомов. Наибольшее число диагностических ошибок происходит вследствие недостаточного, неполного обследования больного, поэтому первым правилом диагностики является как можно более полное и систематическое изучение больного. Для того чтобы обследование было полным, его всегда проводят по определенному плану, т. е. составляют план обследования больного.

    Этот план предусматривает последовательное изучение состояния больного вначале с помощью расспроса, затем с применением методов осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации. При расспросе больного сначала выясняют его жалобы, так как рассказ об испытываемых им неприятных ощущениях имеет не меньшее значение для распознавания болезни, чем всестороннее объективное обследование. Иногда предварительный диагноз заболевания основывается почти исключительно на субъективных симптомах (например, стенокардия, или грудная жаба, распознается на основании характера болей в области сердца; желчнокаменная болезнь— по особенностям приступов болей в правом подреберье). В еще большей степени диагнозу помогает подробный расспрос больного о том, когда возникло заболевание, какими симптомами оно проявлялось и как протекало до настоящего момента. Все эти сведения составляют так называемое воспоминание о настоящей болезни (anamnesis morbi).

    После ознакомления с анамнезом заболевания собирают сведения о жизни больного, перенесенных им заболеваниях (anamnesis vitae—воспоминание о жизни). При собирании анамнеза этапы развития заболевания прослеживают на основании рассказа больного о себе или сведений, сообщаемых его родственниками.

    Другой частью изучения больного является объективное исследование его состояния в настоящий момент (status praesens). При помощи различных диагностических способов — осмотра, измерения температуры тела, выстукивания, выслушивания, ощупывания, лабораторных, рентгенологических и других исследований — можно обнаружить патологические изменения, отклонения в строении и функции органов и систем, о которых больной может и не знать.

    Во время болезни пациент обычно находится под наблюдением медицинского персонала и ему проводят повторные исследования, при которых отмечают изменения в субъективном и объективном состоянии, определяют направление развития болезни, оценивают эффект лечения. Все это составляет данные о течении болезни (decursus morbi).

    Так, путем расспроса изучают функции главнейших систем организма — дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, двигательной, половой, нервной и составляют представление о состоянии различных органов и систем больного.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15