Главная страница
Навигация по странице:

  • Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годовщина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов". "История Пугачевского бунта" и, конечно же, "Капитанская дочка".

  • А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

  • М. Ю. Лермонтова “Бородино”

  • Анатолий Приставкин

  • Валентин Распутин

  • А. С. Грибоедов

  • «Сотников»

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». "Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего. 2)А. Куприн

  • М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

  • М. Шолохова

  • И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»

  • Левши

  • «Священная война»

  • А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

  • Д. И. Фонвизин. Недоросль. А. С. Грибоедов. Горе от ума


    Скачать 24.34 Kb.
    НазваниеД. И. Фонвизин. Недоросль. А. С. Грибоедов. Горе от ума
    Дата22.09.2018
    Размер24.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаprimery_spisok_literatury.docx.docx
    ТипДокументы
    #51245

    Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

    А.С. Грибоедов. «Горе от ума».

    А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Станционный смотритель. «Медный всадник». «Евгений Онегин».

    М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

    Н.В. Гоголь. «Ревизор». «Шинель». «Портрет». «Мертвые души».

    И.А. Гончаров. «Обломов».

    Л.Н. Толстой. «Война и мир».

    Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
    А.Н. Островский. «Гроза».

    И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Стихотворения в прозе.

    Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…»,
    А.П. Чехов. «Ионыч». «Дама с собачкой». «Душечка». «Крыжовник». Хамелеон». «Человек в футляре. «Вишнёвый сад».

    И.А.Бунин. Сборник «Темные аллеи», «Лёгкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско»
    А.И.Куприн. «Гранатовый браслет»

    А.М.Горький. «Старуха Изергиль», «На дне»

    М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита»

    М.А.Шолохов. Судьба человека

    Илья Ильф, Евгений Петров. Двенадцать стульев

    В.Некрасов. «В окопах Сталинграда»

    Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном

    А.Т.Твардовский. «Василий Теркин»

    А.И Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»

    В.П.Астафьев. «Царь-рыба»

    В.Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни»

    Е.Замятин. «Мы».

    Б.Пастернак. «Доктор Живаго».

    Ю.Бондарев. «Горячий снег».

    Б.Васильев. «Завтра была война», «А зори здесь тихие».

    В.Шаламов. «Колымские рассказы».

    Ч.Айтматов. «Плаха».

    Ф.Искандер. «Кролики и удавы».

    Э.Хемингуэй. «Прощай, оружие!», «Старик и море»

    Д.Оруэлл. «Скотный двор». 1984.

    А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

    Р.Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

    Рэй Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту.


    1.Тема исторического прошлого

    Тема исторического прошлого родины постоянно волновала А.С. Пушкина и как поэта, и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годовщина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов". "История Пугачевского бунта" и, конечно же, "Капитанская дочка". Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи

    • Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободителя, ослепительно и сильно звучит в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. В седьмой главе "Евгения Онегина" воспевается подвиг защитников Москвы.

    2.Тема чести и бесчестия

    Прочитав повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка", понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин, их представления о чести. Два офицера ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений.


    3. Любовь к родине

    Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков. Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

    • Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы", - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» читаем:

    Если крикнет рать святая:

    «Кинь ты Русь, живи в раю!»

    Я скажу: «Не надо рая,

    Дайте родину мою».

    4.Нравственные качества человека

    Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести "Ночевала тучка золотая". Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры.

    • Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть "Пожар" Это размышления о гражданском мужестве и нравственных позициях человека. Когда в Сосновке разразился пожар, было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли "погреть руки". Пожар - это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.

    5 Ответственность человека за жизни окружающих

    В произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека перед историей.

    • Чувство вины и ответственности за окружающих поднимается в произведениях о Великой Отечественной войны. Так, в стихотворении А.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...» лирический герой задается риторическим вопросом: мог ли он сберечь тех, кто не пришел с войны? Конечно, нет, но чувство вины не оставляет героя и автора.

    6 Отцы и дети

    Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них. А. С. Грибоедов, описав в комедии “Горе от ума” борьбу “века нынешнего” и “века минувшего”, не обошел вниманием сложную проблему отцов и детей. Сам замысел произведения — борьба старого с новым.

    • А Петр Гринев в повести А.Пушкина «Капитанская дочка», следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать, честь и совесть на всю жизнь оставались для него превыше всего.

    • Одной из самых важных граней проблемы “отцов и детей” является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать.

    7. Роль примера. Воспитание человека

    Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в литературе. Писатель часто обращаются к этому периоду истории Повесть «Сотников», написанная Василем Быковым, является одним из лучших произведений о войне. Пройдя тяжелые испытания, главные герои попадают в лапы немцев. Сотников – скромный, незаметный человек, простой учитель. Даже будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание. Измученный пытками, он остается несломленным.

    Истоком мужества и героизма Сотникова явилась убежденность в справедливости борьбы, которую ведет народ.

    Это произведение учит нас смелости и мужеству, способствует нравственному становлению.

    8. Самопожертвование во имя любви к ближнему

    1)Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

    "Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего.

    2)А. Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.

    3) М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». легенда о «Данко». Данко пожертвовал собой ради спасения людей. Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. Этот подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.

    4) В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь пожилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить», - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.

    5) Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не мог ли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам бросилась медсестра Лидия Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла.

    9. Сострадание и милосердие. Чуткость

    1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

    10.Черствое и бездушное отношение к человеку



    1)А.Платонов «Юшка»

    2) В январе 2006 года во Владивостоке произошел страшный пожар. Загорелось помещение сбербанка, который находился на восьмом этаже «высотки». Начальник потребовал, чтобы сотрудницы сначала спрятали все документы в сейф, а потом уже эвакуировались. Пока убирали документы, пожар охватил коридор, и многие девушки погибли.

    11. Культура речи и языка

    Пример находим в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа Эллочки Щукиной составлял всего лишь несколько десятков слов. И хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.

    • Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.

    12.Проблему наследственности и самоформирования.

    В русской литературе и в жизни так почитаем образ Левши в произведении Лескова. Нигде не учась ремеслу, он сумел без микроскопа подковать блоху. Нет сомнения, что он сам развил свой талант. Никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, напротив, не заложен подобный талант.


    13. Человек и искусство. Воздействие искусства на человека

    1) Например, песня «Священная война» на слова В.Лебедева-Кумача, музыку А.Александрова поднимала солдат в атаку, защищавших свою родину. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины.

    2) В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей. Между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, - заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.

    14. Проблема сохранения памяти

    1. Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».




    15. Проблема человеческой духовности

    Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.



    Искусство всегда имеет огромное влияние на душу человека, заставляет нас радоваться и страдать, плакать и смеяться. Но, наверное, сильнее всего затрагивает наши эмоции музыка. Именно этой проблеме – проблеме воздействия музыки на человека – и посвящены рассуждения великого советского писателя Виктора Астафьева, которые содержатся в приведенном отрывке.

    Описывая великолепный концерт в Домском соборе в Риге, автор даёт нам почувствовать изумительную красоту звучания органа. В предложениях с 7 по 10 Виктор Астафьев создает образное описание звуков. Однако мы видим здесь слова, посвященные не столько музыке, сколько потрясающему впечатлению, которое она произвела на слушателя: «Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга» Музыка заставляет писателя задуматься о безумном контрасте прекрасного искусства и человеческого безумия, проявлением которого являются войны, убийства и несправедливость.

    Автор уверен, что именно музыка способна оказывать на души людей очищающее и возвышающее воздействие.

    Я во многом согласен с автором, действительно, это величайшая сила, прочно связанная с сердцами людей. Но мне кажется, что музыка очищает не всякую душу. Если в человеке слишком много зла, музыка не поможет.

    Например, в пьесе Н. Павловой «Вагончик» один из героев рассказывает, как его деда, великолепного музыканта, расстреляли фашисты сразу после того, как он исполнил для них какое-то произведение. Они понимали, что перед ними гений, но божественные звуки не остановили жажду убийства.

    Не заставляет великолепное произведение отказаться от злого умысла также героя «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Сальери рыдает, слушая новое произведение Моцарта, но всё равно убивает гениального композитора. Уж слишком сильно он ему завидует, и новое доказательство величия Моцарта только растравляет рану, нанесенную завистью.

    Наверное, музыка делает лучше и чище только тех людей, у которых с самого начала была светлая душа.
    написать администратору сайта