Главная страница

Как вернуть речь. Визель Т.Г. 1998. Как вернуть речь. Визель Т.Г. Что такое инсульт


Скачать 9.03 Mb.
НазваниеЧто такое инсульт
АнкорКак вернуть речь. Визель Т.Г. 1998.doc
Дата06.12.2017
Размер9.03 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКак вернуть речь. Визель Т.Г. 1998.doc
ТипДокументы
#10725
страница9 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Наступает лето. Приходит время отпусков. Люди летят на самолетах, едут на поездах, идут пешком. Они хотят хорошо отдохнуть: купаться, загорать, собирать грибы. Вечером отдыхающие танцуют, хо­дят в кино, театр. Кто хорошо отдыхает, тот потом лучше работает. Не забывайте об этом.

Всем надо двигаться. Некоторые ходят пешком, другие ездят на велосипедах, третьи играют в спортив­ные игры. Без движений человек может заболеть, по­явится одышка, начнут болеть суставы ног и рук. За­ботьтесь о своем здоровье! Будьте подвижны!

Если Вы захотите приготовить борщ, надо взять мясо, залить его водой и поставить на огонь. Затем нужно нарезать овощи и, потушив их на сковороде, опустить в бульон. Варить 20 мин, и борщ готов.

Он много работает, творит, мечтает, сочиняет. Мой сосед ест, гуляет, спит, отдыхает, болтает. Мой друг бегает, прыгает, играет в футбол, поет, танцует, плавает. Мой брат занимается, читает, думает, изоб­ретает. Моя жена шьет, готовит обед, убирает кварти­ру, воспитывает детей. Мой муж работает, ходит в ма­газин, помогает по хозяйству, воспитывает детей.

Было бы замечательно, если бы люди никогда не ссорились друг с другом. Каждый бы уступал друго­му, был вежлив, приветлив. А ведь это так нетрудно! Нужно только думать о том, что от тебя самого зави­сит твое собственное спокойствие, твоих родных и

близких. Будьте всегда внимательны, вежливы, при­ветливы, и Вас все будут любить.

Мечтать, думать, творить — высшее счастье. В книге В. Каверина «Два капитана» есть замечательные слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Так должен поступать каждый настоящий человек.


Тексты с преобладанием предметной лексики

Солнце. Море. Пляж. На горизонте белый па­роход. Красиво! Настроение прекрасное. Как хоро­ша жизнь!

Я очень люблю лето: лес, грибы, купанье. Про­гулки в поля. Там золото спелых колосьев. Легкий ветерок. Неоглядные близкие сердцу просторы. Все это — наша Родина!

Наша семья: я, жена, дети. Я — шофер. Про­фессия отличная: дорога, колеса, скорость. Моя жена врач. Борьба за жизнь больного. День и ночь. Без сна и отдыха. Это благородно. Мой сын — студент. Его задача учеба. Лекции, конспекты, занятия. Вечером — кино, театр, танцы. Молодежь! Без веселья нельзя! Дочь школьница. У нее боль­шие способности к литературе. Книги — ее глав­ное увлечение. Заветная мечта — стать журналист­кой. Что ж, желание — великая вещь! В нашей се­мье закон: взаимная помощь, дружба, уважение. Это главное для семьи!

Я люблю овощи, фрукты, мясо, молоко, мака­роны, конфеты. Мой друг любит кино, театр, музы­ку, литературу, живопись. Мой отец любит тишину, лес, поля, реку, рассветы, закаты, цветы. Мой сын любит город, шум, веселье, праздники, танцы. Я люблю мать, отца, детей, жену (мужа), Родину.

Как научиться лучше запоминать и быстрее находить слова?

Даже если больной достиг значительных успехов в восста­новлении речл, у него могут остаться трудности, связанные с недостаточным объемом внимания, памяти, замедленным тем­пом подбора нужного слова в нужный момент. Такие расстрой­ства обозначаются как нейродинамические, поскольку прояв­ляются в недостаточной подвижности (динамичности) не­рвных процессов.

Преодоление этих изменений требует выполнения доста­точно сложных заданий, тренирующих внимание, память, ре­чевое мышление.
Для укрепления внимания полезны такие виды деятель­ности как:

  • Рисование фигур, требующих двигательных переключений.

  • Воспроизведение серий движений кисти — К — Л — Р (кулак — ладонь — ребро); Р — Л — К; Л — Р — К.

  • Воспроизведение серии движений органов артикуляции с заданным числом повторов: 1 раз подуть — 2 раза поцокать языком ( повторить это 7 и более раз подряд); 3 раза подуть — 2 раза чмокнуть губами (повторить 5 и более раз подряд).

  • Прослушивание воспроизводимых кем-либо ритмичес­ких фигур и отстукивание или отхлопывание их.

  • Решение разного рода головоломок (ребусы, лабиринты, «найди отличия» и пр.), содержащихся в журналах, книгах для детей.

  • • Отсчитывание от 100 по 3, 7, 9. Аналогично — от 300, 500 и пр.

  • • Устное решение арифметических примеров и задач.

  • • Подчеркивание заданной буквы в тексте объемом в одну, две, три страницы.



  1. Для тренировки памяти можно использовать следующие виды работы:

  • • Зрительное восприятие и запоминание: фраз и текстов разной длины с последующим письменным воспроизведени­ем их по памяти; рядов геометрических фигур и цифр в пря­мом и обратном порядке (число элементов ряда постепенно уве­личивать), телефонов. Качество запоминания проверяется по тому, как больной воспроизводит запомненное на бумаге.

  • • Заучивание наизусть стихотворений.

  • • Восприятие и запоминание со слуха и с последующим по­вторением услышанного по памяти: тех же рядов звуков, слов, фраз и текстов, что и для восприятия со зрительной опорой.



  1. Примеры для запоминания постепенно удлиняющихся рядов цифр в прямом и обратном порядке:

  2. 8-4-2-1 9-5-7-1-3 3-6-9-4-5-7 0-7-6-8-4-9-3



  3. Примеры постепенно удлиняющихся рядов звуков и слов:

  • А-У-0 А-О-И-У У-И-А-О-Э

  1. Э-А-О-У-И-Ы



  2. КОТ-ЛЕС-НОЧЬ

  3. НОЧЬ-СТОЛ-КОТ-ЛЕС

  4. НОЧЬ-КОТ-ЛЕС-СТОЛ-ДОМ-СЫН

  5. КОТ-СЫН-НОЧЬ-СТОЛ-ДОМ-ЛЕС-СВЕТ

  6. СВЕТ-СЫР-КОТ-ЛЕС-НОЧЬ-СТОЛ-ДОМ-СЫН

  7. СТОЛ-ДОМ-СЫН-КОТ-ЛЕС-НОЧЬ-СВЕТ-СЫР-МЯЧ

  8. МЯЧ-НОЧЬ-КОТ-СВЕТ-ЛЕС-СТОЛ-ДОМ-СЫН-СЫР-ЗУБ

  9. Примечание: При повторении рядов следует стараться соблюдать порядок звуков и слов.

Речевое мышление отрабатывается с помощью таких уп­ражнений:

  • Подбор слов: на заданную букву; с заданным числом букв; по заданному признаку; ассоциативно связанных с за­данным словом.

  • Объяснение слов («Толковый словарь»).

Пример: Телевизор — это техническое устройство, пе­редающее изображение на расстоянии.

• Объяснение пословиц и идиом.

Пример: Цыплят по осени считают — Подводить ито­ги можно лишь после завершения дела.

  • Подбор омонимов, синонимов.

  • Сходство и различие между понятиями.

Пример: Чем похожи: попугай и дятел; весна и зима; тра­ва и цветок; стакан и чашка; дерево и куст; стул и табурет и т.д.? Чем они различаются?

• Исключение «4-го лишнего» и объяснение почему при­нято, именно такое решение.
Примеры постепенного удлинения фраз: Собака лает Во дворе лает собака Во дворе лает злая собака В нашем дворе лает злая собака В нашем темном дворе лает злая лохматая собака В нашем старом темном дворе лает злая черная лохматая собака
Запоминание «столбиков» слов:

  • Прочитать каждый столбик в отдельности сверху вниз.

  • Прочитать слова обоих столбиков попарно: «дом — комната».

  • Закрыть листом чистой бумаги левый столбик и вспом­нить, какое слово было парным к каждому из тех, которые со­держатся в правом столбике.

  • Закрыть листом чистой бумаги правый столбик и вспом­нить, какое слово было парным к каждому из тех, которые со­держатся в левом столбике.

  1. Все задания данного раздела следует выполнять с секун­домером, фиксируя время, затрачиваемое на выполнение уп­ражнения. Постоянное сокращение времени является важным показателем продвижения больного вперед по пути нормали­зации пострадавшей функции.


II.

III.

дом

хлеб

цветок

собака

чай

ребенок

кольцо

бумага

муж

свет

товар

страна

телефон

монета

улица

аптека

линейка

суп

платье

врач

мяч

артист

птица

круг

любовь

день

радость

терпение

прошлое

красота

минута

грамота

весна

доход

колокол

маска

страх

комната

стол

сад

кошка

самовар

мама

свадьба

книга

семья

тьма

деньги

народ

обед

клеи

пила

окно

дорога

цирк

кино

голубь

лампа

ребенок

зонт

радио

дорога

судьба

гроза

свобода

место

слезы

плен

лень

звук

слух

скука

телевидение глупость


ПРИЛОЖЕНИЕ
1 ЧТО ТАКОЕ ИНСУЛЬТ?

Острое, относительно внезапно возникающее нарушение кровоснабжения участка головного мозга, вызывающее омер­твление клеток мозга (инфаркт мозга). Диагнозы инсульт и ос­трое нарушение мозгового кровообращения — одно и то же (ОНМК).
2, КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ИНСУЛЬТА?

Нарушение кровоснабжения возникает в результате пе­рекрытия кровотока: закупорка артерии эмболом, тромбом или при сжатии (спазме) сосуда.

При ухудшении сердечной деятельности, при болезнях сердца или при снижении сердечной активности во время сна создаются условия, при которых резко снижается кровоток в склерозированных артериях. Эти изменения приводят к недо­статочности кровоснабжения (ишемии). Клетки мозга голода­ют («белая смерть»). В других случаях происходит разрыв со­суда с излиянием крови в вещество мозга (гемморагия), что также приводит к гибели участка мозга («красная смерть»).

Разрушение мозга опухолью, ранением, инфекционным процессом (энцефалит) приводит к тем же нарушениям функ­ций, что и инсульт.
3. ОТЧЕГО ВОЗНИКАЕТ ТРОМБОЗ, ЭМБОЛИЯ, СПАЗМ?

В нормальных условиях кровь остается жидкой, способ­ной протечь по тонким сосудам — капиллярам. Она как бы скользит по абсолютно гладкой стенке сосуда. При нарушении этой гладкости вступают в силу механизмы самозагустения — свертываемости. Не будь этого — малейшая ранка привела бы к смертельному кровотечению. В то же время эта способность крови — свертываться — становится вредной, если гладкость сосудистой стенки нарушается. Так бывает при ревматизме, эндартерите, сифилисе и некоторых других болезнях. Тогда возле поврежденной стенки образуется сгусток — тромб. Иног­да часть сгустка отрывается и плавает в токе крови до тех пор, пока не попадает в сосуд, диаметр которого меньше, чем сгус­ток. Такой комочек-эмбол может оторваться от ревматической или склеротической бляшки, туберкулезного бугорка и т.п.

Способность сосудов сжиматься (спазмировать) носит защит­ный характер, так как позволяет организму регулировать ток крови. Но повышенная готовность к длительным спазмам при­водит к недостаточности кровообеспечения отдельных участков.
4. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ТЯЖЕСТЬ ИНСУЛЬТА? ЧТО ЗНАЧИТ МИКРОИНСУЛЬТ?

Чем больший участок мозга разрушен, тем глубже расстрой­ства функций, которые он организует. К тому же есть жизненно важные функции, «выпадение» которых ведет к тяжелейшим последствиям, например, к отсутствию речи. Величина поражен­ного участка мозга зависит от калибра закупоренного сосуда. При микроинсультах функция, как правило, сохраняется (иногда не полностью). Микроинсультом считается такое ОНМК, послед­ствия которого (афазия, дизартрия, парезы, нарушения чувстви­тельности) исчезают в пределах 36 часов.
5. МОЖНО ЛИ ПРЕДОТВРАТИТЬ ИНСУЛЬТ?

Обеспечение полноценного кровоснабжения головного мозга — это и есть профилактика инсульта. Необходимо убе­речь от заболевания сосуды, обеспечить их бесперебойную ра­боту. В этом поможет тот комплекс мероприятий, который именуется здоровым образом жизни.

Каждый человек имеет возможность уменьшить, если не исключить, факторы риска: нервные перегрузки, курение, гиподинамию (недостаток движения), ожирение, алкоголизм.

6. ВЛИЯЕТ ЛИ НА ЧАСТОТУ ИНСУЛЬТОВ КУРЕНИЕ?

Безоговорочно — да! Оставляя в стороне фактор канцероген­ное™ табачного дыма, каждому человеку необходимо знать, что содержащийся в этом дыму никотин вызывает спазм сосудов.

У молодых людей одна выкуренная сигарета вызывает тридцатиминутный спазм мозговых сосудов. Этим объясняет­ся головокружение, подташнивание, которые появляются у начинающих курить после первых затяжек.
7* НАСКОЛЬКО ОПАСЕН АЛКОГОЛЬ?

Вряд ли можно найти в организме орган или ткань, для которых алкоголь был бы безвреден. Говоря о его вредоносном воздействии на сосуды, напомним читателю лицо человека «с похмелья»: кожа отечна, в синюшных и багровых пятнах. Ткань мозга «выглядит» так же, а ведь ее клетки во много раз «нежнее» клеток кожи.
8* КАКИЕ ПОГРЕШНОСТИ В ДИЕТЕ ГРОЗЯТ ИНСУЛЬТОМ?

Основные требования к диете — это ее сбалансированность по соотношению белков, жиров, углеводов, достаточная вита­минная обеспеченность, полноценность минерального состава.

Любые излишества (в том числе и излишние воздержания) вредны. С возрастом, когда явления атеросклероза более веро­ятны, следует отдавать предпочтение мол очно-кислым продук­там, растительным жирам, уменьшая количество животных, меньше употреблять крепкие бульоны, студень, печень, икру. Концентрированные настои чая, отвары кофе увеличивают на­грузку на сердце. Особенно противопоказаны они для людей с гипертонической болезнью. Поваренная соль также вредна: она способствует удержанию воды в тканях организма, что вы­зывает дополнительную нагрузку на сердечную мышцу.

9. МОЖНО ЛИ ЗАМЕТИТЬ КАКИЕ-НИБУДЬ ПРЕДВЕСТНИКИ ИНСУЛЬТА?

В некоторых случаях предвестники инсульта проявляют­ся в кратковременном онемении («мурашках») конечностей, их слабости или неловкости, появлении пятен или звездочек пе­ред одним из глаз, звоне или «закладывании» уха, тошноте, го­ловокружении, пошатывании и т.п. Эти состояния относят к преходящим нарушениям мозгового кровообращения, но успо­каиваться на том, что «все прошло» нельзя. Такие состояния должны насторожить, побудить обратиться к врачу и аккурат­но выполнять его рекомендации по профилактике инсульта.

В большинстве случаев имеется возможность оператив­ным путем восстановить нормальное кровоснабжение в по­врежденном сосуде, избавив больного от грозящего инсульта.
10. МОЖЕТ ЛИ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ ВЫЗВАТЬ ИНСУЛЬТ?

Защитные механизмы в организме человека очень сильны. Однако при непомерных нагрузках их можно «сорвать». Предста­вим себе человека, сосуды которого в какой-то степени склерозиро-ваны. Кровообеспечение его головного мозга нормализовано за счет немного повышенного давления, помогающего крови продвигать­ся по несколько суженному руслу. При нагрузке (даже незначитель­ной) нетренированное сердце может не справиться, давление крови в склерозированных сосудах мозга упасть, кровоток снизиться, воз­можно, до критического состояния, т.е. до развития инсульта.

Все, что неблагоприятно влияет на организм — отрица­тельные эмоции, резкие перемены погоды, другие вредности внешней среды, болезненные состояния и т.д. — может приве­сти к срыву компенсации системы кровообращения, неполно­ценной по какой-либо из многочисленных причин.
11 ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНСУЛЬТА?

Всеми функциями организма, его внутренней средой, вза­имодействием с внешней средой управляет нервная система. В головном мозге имеются участки поля, в которых располо­жены нервные клетки — нейроны, ответственные за ту или иную функцию: движение, чувствительность, зрение, слух, вкус, речь во всем ее многообразии и т.д.

Последствия инсульта, т.е. вид утраченной функции, зави­сит от того, какой участок мозга погиб. При этом следует помнить, что иннервация организована перекрестно, т.е. правой половиной тела управляют нейроны, расположенные в левом полушарии.

Представим себе участок омертвения в задних отделах ле­вой лобной доли, где находятся нейроны, организующие движе­ния в правых конечностях. Ясно, что произвольные движения в них окажутся невозможными. Рядом расположены скопления нейронов, управляющие речевой мускулатурой (речевые цент­ры только в левом полушарии), следовательно, во многих случа­ях, кроме паралича правых конечностей, в нашем примере боль­ной может лишиться произносительной стороны речи. Функции, нейроны которых не задеты очагом поражения, сохраняются. В случае поражения другого поля может сохраниться движение, но погибнут чувствительность, зрение, понимание речи и т.п.
12. ПОЧЕМУ РУКА ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ХУЖЕ, ЧЕМ НОГА?

Нервные клетки не способны к регенерации. Но в боль­шинстве случаев после инсульта часть клеток функциональ­ного поля в мозге выживает. Некоторые функции можно за­местить, приспособить. Например, больной не может произ­вольно согнуть и разогнуть ногу в голеностопном суставе, но опорная функция ноги за счет работы систем, обеспечивающих позу, может быть приспособлена для ходьбы.

Функции руки значительно сложнее и многограннее, их заместить сложнее.
13. ЧТО ТАКОЕ РЕАБИЛИТАЦИЯ - ВОССТАНОВЛЕНИЕ?

Врачи невропатологи, физиотерапевты, специалисты по ле­чебной гимнастике, а также логопеды и психологи разработали комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и адап­тацию расстроенных в результате инсульта различных функций.

В результате своевременного и планомерного проведения этих мероприятий удается улучшить многие из утраченных фун­кций, сохранив для больного возможность приспособиться к ус­ловиям быта, а иногда и к социально-полезной деятельности.


1   2   3   4   5   6   7   8   9