Главная страница

Как вернуть речь. Визель Т.Г. 1998. Как вернуть речь. Визель Т.Г. Что такое инсульт


Скачать 9.03 Mb.
НазваниеЧто такое инсульт
АнкорКак вернуть речь. Визель Т.Г. 1998.doc
Дата06.12.2017
Размер9.03 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКак вернуть речь. Визель Т.Г. 1998.doc
ТипДокументы
#10725
страница8 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

меньше, чем жителей в Москве, и больше, чем жите­лей в Пскове. В каком городе жителей больше? В каком меньше?'Сережа выше Олега и ниже Виктора. Кто самый высокий?Кто самый низкий?'Оля свет­лее Сони, но темнее Кати. Кто самый светлый?Кто самый темный?Ьор)лс сильнее Юры, но слабее Коли? Кто самый сильный?Кто самый слабый?Вера стар­ше Нины, но моложе Кати. Кто самый молодой? Кто самый старший? Onerживет дальше, чем Игорь, и ближе, чем Зоя. Кто живет ближе всех? Кто жи­вет дальше всех?Таия ходит быстрее Оли и медлен­нее Наташи. Кто ходит быстрее всех? Кто ходит медленнее всех?
Нарисуйте:

Ложку справа от чашки и слева от чашки; домик справа от дерева и слева от дороги; гриб справа от цветка и слева от ежа; кольцо справа от часов и слева от вазы; фотографию над столом, но под книжной полкой; балкон под четвертым этажом и над вторым; место в театре за четвертым рядом и перед шестым; треугольник справа от круга и слева от квадрата; маль­чика за девочкой, но перед мужчиной; птицу над ок­ном, но под крышей.

Восстановление чтения и письма

Системные дислексии (алексии) и дизграфии (аграфии)

Как уже говорилось раньше, нарушение письма и чтения при афазии является неизбежным, системным проявлением первичного дефекта устной речи. В связи с этим все приемы работы, направленные на восстановление устной речи, будут автоматически способствовать и восстановлению письма и чте­ния: чем лучше устная речь, тем лучше больной справляется с письмом и чтением.

Однако существуют и специальные методы, направленные непосредственно на письменную речь. Наиболее простыми из них являются, например, упражнения по раскладыванию под­писей под картинками. Они рассчитаны на «оживление» це­лых слов в памяти, даже тогда, когда больной не понимает букв, составляющих эти слова. Прием основан на том, что те слова, которые до болезни больной очень часто читал или пи­сал, запоминаются целиком, как знакомое лицо или картин­ка. Еще более вероятно, что больной «узнает в лицо» такие слова, как ПУШКИН, ЕВРОПА, МОСКВА, ПРАВДА, РОССИЯ и т.д. Такое чтение называется глобальным. Его рекомендует­ся стимулировать на начальных этапах работы по восстанов­лению чтения и письма.

При раскладывании подписей под картинками целесооб­разно начинать тренировку с ограниченного числа картинок (3-5), на которых изображены простые обиходные предметы (посуда, мебель, животные и т.д.). С течением времени число картинок постепенно увеличивается.

Другие методы рассчитаны на работу не с целым словом, а с отдельной буквой. К ним относятся, например, различные упражнения по звуко-буквенному анализу слов. Каждое сло­во состоит из определенного набора определенной последова­тельности звуков, которые при записи обозначаются соответ­ствующими буквами. Для того чтобы правильно прочитать и особенно написать слово, необходимо определить количество слогов и звуков в этом слове. Кроме того, необходимо соотнес­ти, какая буква соответствует тому или иному звуку, а также

соблюсти порядок следования букв друг за другом. В целях облегчения этой задачи целесообразно введение различных вспомогательных наглядных опор. Например, какое-нибудь слово, допустим «комната», может быть обозначено сплошной чертой определенного цвета. Слоги, составляющие слово, пун­ктиром, расположенным под сплошной чертой, а буквы точ­ками, либо пунктиром другого цвета. Под каждой черточкой можно написать соответствующую букву. Таким образом, сло­во становится разложенным на детали, его структура представ­лена в виде наглядной зрительной схемы:



Усложненным вариантом этого вида работы может слу­жить упражнение по подбору слов по заранее заданной схеме. Например, делается схематическое изображение разных по структуре слов, и больного просят подобрать к каждой схеме подходящее слово.

Кроме этих приемов широко известны и используются на практике такие упражнения, как заполнение в словах пропу­щенных букв, например: Л . К (лук), С ОЛ (стол), СО . АКА (собака) и т.д. Установлено, что гласные буквы больные усва­ивают легче, чем согласные. Согласные же должны отрабаты­ваться в последовательности «от легкого к трудному». Так, буквы С, М, Н употребляются чаще и поэтому легче усваива­ются, чем буквы Ч, Ф, Щ. Полезны, конечно, и такие традиционные упражнения, как списывание, письмо под диктовку и п

рПервичные дислексии и дизграфии

Ранее мы останавливались на тех нарушениях чтения, ко­торые обусловлены распадом графического образа буквы: боль­ной перестает воспринимать букву как знак, «забывает» роль отдельных элементов буквы, начинает путать такие буквы как Б и Д, П и Н и т.д. Естественно, что основными приемами ра­боты здесь являются анализ графического образа буквы, сопо­ставление букв, различающихся какими-либо элементами, отыскивание этих букв в тексте и т.д. Полезна лепка букв из пластилина, конструирование их из палочек, спичек и т.п. Су­ществуют приемы отождествления буквы с предметом, напри­мер, буква С похожа на месяц, Ж на жука и др. Необходимы и упражнения по узнаванию букв.разных шрифтов, стилизован­ных букв, наложенных друг на друга, объединенных в виде вензеля и т.д.

Распад графического образа буквы, как правило, наруша­ет чтение, а на письмо влияет гораздо меньше. Это происходит потому, что при письме взрослый человек, у которого было «беглое» письмо, ориентируется не на зрительный образ бук­вы, а на правильное движение руки (двигательный автома­тизм). Однако, если правая рука, привыкшая писать, парали­зована, то искажения графического образа буквы могут по­явиться и в письме.

Ниже приведен дидактический материал по восстановле­нию чтения и письма.

Упражнения для стимулирования глобального чтекния

Чтение идеограммных слов и фраз Прочитайте и покажите, где написано слово:

Кино кафе такси метро универмаг продмаг почта телефон школа.

Не курить! Соблюдайте тишину! Не шу­меть! Вход выход Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Петербург Киев Рига Париж Лондон Нью-Йорк Берлин Варшава Прага Рим Будапешт Вена Бухарест Мадрид София.

Волга Ока Дунай Урал Алтай Кавказ Черное море Европа Азия север юг Африка запад восток.

Глобальное чтение отдельных неидеограммных слов и фраз

Укажите картинки к словам:

Дом ком лук море лапа ваза кошка парта голова ворона идет пьет лежит курит болеет сидит ест читает несет (рисунки подбираются логопедом).
Покажите, где написано слово или предложение:

Да нет где когда кто надо буду не надо не буду вот там вчера сегодня завтра хорошо плохо жарко холодно я мы он;

Я хочу пить я буду говорить дай газету! дай есть! зажги свет! погаси свет! дай очки! иди сюда! открой окно!

Упражнения для неглобального чтения

Восстановление оптико-пространственного образа буквы
Найдите букву А среди букв: О, У, И, А, Я.

Найдите букву У среди букв: Я, И, Е, У, А, О.

Найдите букву Т среди букв: С, М, Т, К, П, Л.

Сравните буквы: ПиН ПиИ МиШ ГиТ ЛиМ ШиТ
Спишите буквы: ПКВУАСТпквуаст
Перенесите элемент «о» в букве «Ь» снизу вверх. Какая получится буква? Уберите элемент из буквы Щ. Какая полу­чится буква? Добавьте элемент «о» в букву Р с другой сторо­ны. Какая получится буква? Перенесите элемент «—» в букве «П»в середину. Какая получится буква? Поверните букву «3» в другую сторону. Какая получится буква?
Напишите буквы: ТСУКВАЛМП письменно, а затем печатным шрифтом.
Найдите заданную букву среди следующих букв (буквы алфавита в разбивку, разных цветов и шрифтов подбира­ются логопедом).
Прочитайте буквы СМТВУША*/ найдите слово, которое начинается на каждую из этих букв:

машина, туфли, сани, улица, шар, автобус, вода, школа, море, ум, альбом, вальс, ухо.


ПиА

ПиУ

МиА

МиУ

ТиУ

Ти А

П и 0

ПиЕ

П и Я

МиО

МиЕ

МиЯ

ТиО

ТиЯ

ПиЫ

ПиЕ

ПиЮ

МиЮ

ТиЫ

ТиЕ

ШиУ

Чи А

Ф и О

Ци А

ЩиУ

















Прочитайте слоги:

МА ПА

СА НА

ВА

ЛА ТА

РА СА ДА

ША

ПУ СУ

ТУ МУ

НУ

КУ ДУ

ШУ ЛУ

ВУ

РУ

ЧУ ГУ

ФУ то

ВО

ПО ЛО

МО со

КО

до

ВЫ ПЫ ТЫ ЛЫ МЫ ДЫ РЫ ки ля

НИ

мя

РЮ дя

ПЕ СЕ

















Прочитайте слоговые таблицы :

МА МЯ

ПА

ПЯ ТА

тя

ЛА

ЛЯ

СА

ся

ВА

ВЯ МО ME

ПО ПЕ

то

ТЕ

ЛО

ЛЕ

со

КА

ВО BE

МУ

МЮПУ

ПЮТУ

ТЮ ЛУ

ЛЮ СУ

СЮ ВУ

ВЮ МЫ МИ

ПЫ

ПИ

ты

ТИ

ЛЫ

ЛИ

сы си

ВЫ

ВИ




















Прочитайте слова по слогам: ка-ша, со-ва, му-ка, мы-ло, лу-жа, ла-па, да-ма, пи­ла, сум-ка, вил-ка, са-хар, кни-га, лож-ка, о-бед, оч­ки, ок-но; ку-ри-ца, ма-га-зин, ка-ран-даш, мо-ло-ко, бо-ро-да, у-ли-ца
Прочитайте слоги и переставьте их так, чтобы полу­чилось слово:ша-ка, ка-сум, ва-ко-ро, жа-лу, но-ок, рек-ди-тор, ло­мы, ко-ло-мо, да-во, ка-вил, во-ро-да-ско, ку-ца-ри, хар-са, га-ма-зин, па-ла, ки-оч, ва-со, ка-му, га-кни, ла-пи

Слова с различной ритмической структурой Прочитайте слова:Кот, ток, крот, плот, стог, стон, выключатель, под­ставка, забор, разбор, подоконник, костер.
Кошка, ловить, лакать, спать, гладить, умываться, мышь, собака, убегать, догонять, стол, есть, пить, се­мья, тарелка, ложка, соль, нож, хлеб, обед, улица,

дом, автобус, автомобиль, тротуар, движение, ас­фальт, пешеход, светофор, милиция.
Города, город, машина, курица, пишет, танцует, занимается, причесывается, холодно, жарко, где, ког­да, кто, почему.

Слова с одинаковой ритмической структурой

Прочитайте слова по столбикам. Обратите внимание на схожесть звучания слов в отдельных столбиках:

рука нога пока мука века
дела была мела
кума сама
корова корона ворона мадонна
ворота работа болото забота лапа рана ванна
Таня Маня Ваня баня
валюта салюты малютка
монеты советы билеты победа заветы
кошка ложка мошка крошка мышка пышка мишка шишка сушка
молоко далеко высоко
самолет недочет вертолет
самокат дубликат
кусок разок совок глазок салат парад назад
сарафан Магадан
города борода бирюза тормоза
Карамзин магазин
петух пастух
сезон лимон бекон батон

козыри лодыри
матери дочери
трубачи

усачи

горячи
корабли помогли берегли стерегли
сахар

пахарь

знахарь
лекарь пекарь аптекарь


Слова и фразы с одинаковыми элементами

Прочитайте. Подчеркните одинаковые части слов: Образец: мячик, стульчик.

Батон баран базар багаж барон; рука река века Лука луна; ворота ворона борода города порода; боты ноты коты мосты листы; мальчик пальчик шкафчик стульчик мячик учитель мучитель повели­тель родитель канитель; горчица больница водица девица, улица; пробежал пропустил проболтал про­скакал проспал прогадал пронес; унес убежал уб­рал устал уладил; ложка чашка кружка девочка; ложки чашки кружки девочки; общество творчество упрямство.
Прочитайте фразы. Подчеркните одинаковые слова.

Дай мне руку! Дай мне пить! Дай мне есть! Дай мне книгу!

Пойдем к врачу! Пойдем в гости! Пойдем в кино! Пой­дем гулять!

Иди сюда! Иди в магазин! Иди на работу! Иди в школу!

Сядь на стул! Сядь за стол! Сядь на место! Сядь поближе!

Не надо шуметь! Не надо курить! Не надо плакать!

Я пойду гулять. Я пойду в магазин. Я пойду к другу. Я пойду на улицу. Я пойду на работу. Я пойду в лес.

Это большой дом. Это большой стол. Это большой диван. Это маленький стол. Это маленький диван.

Мой сын студент. Мой сын школьник. Мой сын заболел.

Моя дочь живет рядом. Моя дочь красивая. Моя дочь веселая.

Мой муж инженер. Мой муж рабочий. Мой муж врач.

Послоговое ритмизированное чтение

Прочитайте по слогам эти слова:

Я хо-чу во-ды. Ма-ма мо-ет Ма-шу. Ка-тя, и-ди сю­да. Ма-ша бы-ла ма-ла. Ле-на е-ла ка-шу. Маль-чик ри-су-ет дом. Де-ти со-би-ра-ют гри-бы. Де-воч-ка и-дет до-мой. Жен-щи-на по-ку-па-ет про-дук-ты. Муж-чи­на чи-та-ет га-зе-ту.
Прочитайте словосочетания по столбикам. Обрати­те внимание на их созвучность:

Род-на-я дочь Тем-на-я ночь
Боль-ша-я печь Чу-жа-я речь
Рва-ные се-ти Род-ны-е де-ти
Быст-ры-е ре-ки Тя-же-лы-е ве-ки

Труд-на-я ра-бо-та От-цов-ска-я за-бо-та
Бе-лы-е но-чи Чер-ны-е о-чи
Гро-мад-ный жук Гром-кий стук
Сплош-на-я чушь Ве-ли ка-я сушь

Боль-ша-я лень При-ят-ный день

Род-ной дом У-са-тый сом


Боль-ша-я тень Ко-ря-вый пень

Ве-ли-ка-я по-бе-да Боль-шой не-по-се-да



Тексты для чтения 1 -й степени сложности

Мама купила рыбу. Дома были Маша и Вова. Мама дала рыбу Маше и Вове. Дети ели рыбу.

Мама и Наташа гуляли в саду. В саду они увидели розы. Розы были хороши.

Дети пошли в кино. Там было много народу. Дети купили билеты и пошли в зал. Было весело. Дети были довольны.

Моя жена работает на часовом заводе. Она дела­ет часы. В цехе чисто и тихо. Все работают в белых халатах. Жена любит свою работу.

Наступила ночь. На небе показалась луна. Стояла тишина. Природа уснула. Люди тоже легли спать. До утра будет полная тишина.

Иван Иванович родился в Москве. В Москве он окончил школу. Потом Иван Иванович переехал в Ле­нинград. Там он учился в институте и работал. Недав­но он вернулся в Москву.

Мой сын инженер. Он работает далеко на Севере. Там очень холодно, но зато там у него друзья с теп­лой душой. Они мододые, смелые и веселые.

Тексты с преобладанием глагольной лексики
1   2   3   4   5   6   7   8   9