Главная страница
Навигация по странице:

  • Антонимы и синонимы

  • Метафор ы и пословицы

  • Фразеологизмы

  • Восстановление фразовой речи

  • «Вы будете лечить­ся» — (Буду).

  • «Для чего нужны ноги» — Ходить. «Для чего нужны очки» — Читать. «Для чего нужны крылья» — Летать

  • «буду читать», «буду писать»

  • Как вернуть речь. Визель Т.Г. 1998. Как вернуть речь. Визель Т.Г. Что такое инсульт


    Скачать 9.03 Mb.
    НазваниеЧто такое инсульт
    АнкорКак вернуть речь. Визель Т.Г. 1998.doc
    Дата06.12.2017
    Размер9.03 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКак вернуть речь. Визель Т.Г. 1998.doc
    ТипДокументы
    #10725
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Омонимы

    Прочитайте следующие предложения. Понятен ли Вам их смысл?

    1) У этой кастрюли очень удобные ручки. У ре­бенка маленькая ручка. Мужчина взялся за ручку две­ри. Я пишу ручкой. 2) У девочки длинная коса. Траву косят косой. В реку вдается песчаная коса. 3) Я от­крываю дверь ключом. Из-под земли бьет целебный ключ. Девочка учится писать скрипичный ключ. Он на­шел ключ к моему сердцу.

    Какие предметы, изображенные на картинках, можно назвать одним и тем же словом?















    Слова для справок: лисичка, мат, носик, шашка.

    Можно ли заполнить пропуски в предложениях одним и тем же словом, указанным в скобках?

    1) Завод выпустил Молодые люди вступили в ... (брак). 2) В этой книге самая интересная ... вторая. По радио выступил ... государства (глава). 3) У маль­чика разбитая Эта глубоко вдается в берег (губа). 4) В нашем городе сохранился старинный ... . Это надежный дверной... (замок).
    Окончите разные предложения одним и тем же сло­вом. Пользуйтесь словами для справок.

    1) Учительница вошла в ... . Артист показал вы­сокий (класс). 2)На почтовый конверт наклеивается Не ударь в грязь лицом, держи (марка). 3) Солдат получил внеочередной .... У девушки кра­сивый ... (наряд). 4) Музыкант взял не ту ... . Прави­тельство опубликовало... протеста (нота). 5) По это­му делу ведется .... Твоя болезнь — это... переутом­ления (следствие). 6) На землю опустилась У меня дел ... (тьма). 7) Сегодня на обед отварной .... Я хорошо знаю английский ... (язык).
    Приведенные ниже слова имеют по два значения. Объясните оба значения каждого из слов:

    Роль, совет, шах, папа, туз, очки, ножка, шпик, лавка.
    Придумайте предложения, употребив следующие сло­восочетания:

    Танцевать польку, встретить польку; бороться за мир, объехать весь мир; надуть шарик, надуть друга; обойти полсвета, обойти вниманием; полезное пред­ложение, сделать предложение; врачебный прием, прием в честь гостя; худой человек, худой ботинок.

    -

    Антонимы и синонимы

    Рассмотрите картинки и покажите, где:

    большой дом, маленький дом, молодой человек, старый человек, маленький стул, большой стул.



    Ответьте на вопросы, пользуясь словами, приведен­ными в скобках.

    Комар какой? Слон какой? (большой, маленький)] День какой? Ночь какая? (светлый, темный)] Отлич­ник какой? Двоечник какой? (прилежный, ленивый)] Летом как? Зимой как? (холодно, жарко).

    20'

    155

    Прочитайте предложения. Подчеркните слова, проти­воположные по смыслу:

    Слон большой, а комар маленький. Дерево высо­кое, а куст низкий. Камень тяжелый, а карандаш лег­кий. Работать трудно, а отдыхать легко. Днем светло, а ночью темно. Дедушка старый, а внук молодой. Се­годня мне весело, а вчера было грустно. Этот человек добрый, а этот злой. Эта женщина умная, а эта глу­пая. Самолет летит быстро, а трамвай едет медленно. «А» — первая буква в алфавите, а «Я» — последняя.

    5. Подберите близкие по смыслу определения, пользу­ясь словами, приведенными в скобках:

    Мы жили в небольшом доме. Задача оказалась трудной. В соседней квартире живет старая женщи­на. Нам стало почему-то грустно. Российские солда­ты — храбрые люди, (маленький, нелегкий, пожи­лой, невесело, мужественный)

    Подчеркните близкие по смыслу определения: Чемодан оказался нелегким, тяжелым. Это спо­собная, талантливая актриса. Доктор был немолодым, пожилым человеком. Дети смотрели смешной, весе­лый фильм. Дети любят добрых, щедрых волшебни­ков. Это простое, несложное дело.

    Ответьте на вопросы, пользуясь словами, приведен­ными в скобках:

    О какой стране написана эта книга? Где живет Ваша сестра? Какой сегодня день? Какой человек этот ученый? Каких Вы любите людей? Каким дол­жен быть российский воин? (замечательная, пре­красная; рядом, недалеко; талантливый, способ­ный; честный, правдивый, прямой; смелый, храб­рый, мужественный)

    Придумайте предложения со следующими словами: холодно — жарко; белый — черный; далеко — близ­ко, недалеко; добрый — злой; дорого — дешево; пря­мой — кривой, извилистый; трусливый, несмелый — храб­рый; умный — глупый; веселый — грустный, печальный.

    Метафоры и пословицы

    В чем смысл каждой из следующих пословиц:

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Тише едешь, дальше будешь. На всякого мудреца доволь­но простоты. Что с воза упало, то пропало. Что напи­сано пером, не вырубишь топором. По одежке встре­чают, по уму провожают. Как волка ни корми, все рав­но в лес смотрит. С кем поведешься, от того и набе­решься. Клин клином вышибают. Как аукнется, так и откликнется.
    Объяснясните смысл пословиц:

    Не все то золото, что блестит. Цыплят по осени считают. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Пуганая ворона куста боится. Мал золотник, да дорог.
    Как Вы понимаете следующие выражения:

    каменное сердце; железная рука; острый язык; больной вопрос; стреляный воробей; золотая середи­на; легкая рука; последняя капля; золотая голова; медный лоб; золотые руки; светлая голова; золотое дно; медвежья услуга; крепкий орешек.

    Фразеологизмы

    Объясните, что значат следующие выражения. Если они Вам непонятны, найдите объяснение в приведенных вни­зу пояснительных предложениях:

    бежать, высунув язык; больной вопрос; встать с левой ноги; тянуть за язык; выбросить из головы.
    Пояснительные предложения:

    1) Ну, зачем я это сказал, разве кто-нибудь меня тянул за язык? 2) Я опаздывал на работу и бежал за автобусом, высунув язык. 3) Воспитание детей — больной вопрос многих людей. 4) Не расстраивайся, выбрось это из головы. 5) Мой брат встал сегодня, наверное, с левой ноги: все ему не так, невозможно угодить.
    Объясните выражения:

    глаза разбегаются; говорить под руку; дальше ехать некуда; делать спустя рукава; слюнки текут; дер­жать язык за зубами; заварить кашу; мир тесен.
    Подчеркните выражения, приведенные в предыдущем упражнении, в следующих предложениях:

    1) Не мешай мне, не говори под руку. 2) В этом музее так много интересного, что глаза разбегаются. 3) Есть люди, которые все делают плохо, спустя рука­ва. 4) На столе все так вкусно, что слюнки текут.

    1. Куда ни пойду, встречаю знакомых: мир тесен!

    2. В некоторых случаях разумнее не говорить много,а держать язык за зубами. Этот поступок такой отвра­тительный, дальше ехать некуда.


    Ответьте на вопросы:

    1.0 каком человеке говорят, что у него денег куры не клюют (о богатом или бедном)?

    2. О каком человеке говорят, что он сухим выйдет из воды (о ловком или робком)?

    3.0 каких людях говорят, что они два сапога пара (о похожих или разных)?

    1. Что значит делать из мухи слона (преувеличи­вать значимость событий или преуменьшать)?

    2. О каком человеке говорят, что он тянет время (о ленивом или трудолюбивом)?

    6.0 каком человеке говорят, что ему цены нет (о доб­ром, умном или о глупом, злом)?

    7. Что значит жить душа в душу (хорошо или плохо)?

    1. Что значит терять голову (быть спокойным или растерянным)?

    2. О каком человеке говорят, что он нем, как рыба (о молчаливом или разговорчивом)?

    Восстановление фразовой речи

    Работая над словарем, мы невольно затрагиваем и фразо­вую речь, поскольку отдельные слова употребляются редко. Чаще всего они входят в состав предложения. Однако помимо этой неспециальной работы над фразой существуют и специ­альные упражнения, рассчитанные на систематизированное восстановление фразовой речи. Они построены по принципу постепенного усложнения грамматических правил, знание ко­торых необходимо для построения предложения. Следует уточ­нить, что слово «знание» употребляется нами не в том смысле, что каждый человек, который говорит фразами, должен изу­чить правила, по которым эти фразы построены. Мы все пре­красно знаем, что маленькие дети и совершенно неграмотные люди, которые никогда не слышали о том, что существуют эти правила, говорят фразами. Следовательно, под знанием пра­вил в разговорной речи подразумевается «чувство языка», фор­мирующееся стихийно, в процессе овладения речью.

    Восстанавливая фразовую речь у больных с афазией, мы и рассчитываем на оживление «чувства языка». Нет смысла зау­чивать с больным правила, как это делается в школе. Восстано­вительное обучение имеет своей целью не повышение уровня образования, а возвращение больному разговорной речи.

    Тем не менее оживить «чувство языка», бессистемно раз­говаривая с больным, трудно. Взрослый мозг не может так быстро и так гибко, как детский, извлекать из речевого пото­ка других людей необходимые закономерности. Задача тех, кто восстанавливает речь, дать их больному в концентрированном и систематизированном виде, как даются лекарства, воспол­няющие в нужной дозе то, чего недостает организму.

    В соответствии со степенью сложности, существующей в языке, целесообразно отрабатывать с больным сначала «лег­кие» грамматические конструкции, а затем — более сложные. При этом, занимаясь с ним, мы имеем возможность дать сразу много одинаковых конструкций, не дожидаясь пока больной отыщет их сам в речи окружающих. Такая серия аналогичных грамматических построений выполняет роль образца, по ко­торому они строятся в речи, и одновременно способствует его усвоению.

    Вся работа проводится с опорой на картинку, т.е. с при­влечением возможно более разнообразного иллюстрированно­го материала.
    Грамматика

    Вернемся к грамматическим категориям, использование которых необходимо для построения фразовой речи, и приве­дем некоторые примеры разных видов работы над ними.

    Как показывает опыт, для больных степень трудности грамматических категорий возрастает приблизительно следу­ющим образом:

    • Единственное и множественное число имен существи­тельных.

    • Род имен существительных и прилагательных, падежи существительных, из которых более доступны именительный и винительный, творительный, менее — родительный, пред­ложный и дательный.

    • Лицо глагола, причем в первую очередь усваивается 3-е и 1-е лицо единственного числа.

    • Времена глагола, из которых наиболее трудным оказы­вается будущее время.

    • Местоимения и числительные.

    Синтаксические построения на основе перечисленных выше грамматических категорий по сложности усвоения рас­полагаются так:

    • Простое предложение из 2-х слов (подлежащее и сказуе­мое), например, «мужчиначитает».

    • Простое предложение из 3-4-х слов:




    • подлежащее и сказуемое + прямое дополнение, т.е. до­полнение без предлога, например, «мужчина читает газету»;

    • подлежащее и сказуемое + косвенное дополнение, т.е. дополнение с предлогом, например, «мужчина читает газету в комнате».

    • • Распространенное предложение, включающее определи­тельные слова, например, «седой мужчина читает сегодняш­нюю утреннюю газету».

    • • Сложное предложение, включающее придаточные. Сложное предложение с причастными оборотами.

    • Связные тексты, состоящие из нескольких предложений.

    Эта приблизительная схема дает определенное представ­ление о том, в какой последовательности следует вести с боль­ными работу над грамматикой (морфологией и синтаксисом). Она хорошо работает в основном для больных с моторной афа­зией, у которых фразовая речь затруднена соответственно объективной степени сложности языка. У больных с другими формами афазии, например, с сенсорной, могут быть некото­рые несоответствия. Например, иногда они легче усваивают материал, работая с целым текстом, чем с отдельными просты­ми предложениями или отдельными грамматическими кате­гориями. Это надо учитывать при выборе соответствующих ме­тодик и материала для работы с больным.
    Число

    Отработка этой категории у больных с грубым нарушени­ем грамматического строя речи начинается с предъявления кар­тинок, на которых изображен один и тот же предмет в единствен­ном и множественном числе (например, одна ложка — много ложек, одно дерево — много деревьев). Сначала больного про­сят показать, где нарисована ложка, а где — ложки, где дерево, а где — деревья. Затем дается задание сказать, что нарисовано на картинках. Называя предметы, больной невольно должен об­разовать единственное и множественное числа. Поскольку в рус­ском языке окончания множественного числа для разных слов неодинаковы, каждый тип окончания отрабатывается отдельно. Наиболее легкими являются окончания -И (Ы), -А, например, столЫ, ножИ, лампЫ, чашкИ; домА, глазА и т.д. Это так назы­ваемые стандартные окончания множественного числа. Но су­ществуют и нестандартные окончания, которые употребляются значительно реже. К ним относятся такие окончания, как -Я (морЯ), -ЬЯ (стулЬЯ, деревЬЯ). Кроме того, некоторые формы множественного числа в русском языке образуются от устарев­ших основ, в которых есть наращения, отсутствующие в един­ственном числе, например, мать — матери, знамя — знамена и пр. Другие существительные образуют единственное и множе­ственное число от разных основ, например, человек — люди. Все

    это более трудные формы, и они, как правило, усваиваются доль­ше, чем формы со стандартными окончаниями. Нередко больные упорно пользуются стандартными формами. В их речи появля­ются ошибки типа: «деревА», «человекИ», «стулЫ» и т.п.

    Еще чаще ошибки возникают при необходимости измене­ния слова во множественном числе по падежам, например:

    За деревЬЯМИ стоит наш дом.

    Это послание обращено к матЕРЯМ всего мира.

    На стулЬЯХ сидят люди.

    Таким образом, даже относительно простая грамматичес­кая категория таит в себе много сложностей, требующих осо­бого внимания.
    Род

    Если и единственное и множественное число обозначают реальное количество предметов, которое может быть представ­лено наглядно, вещественно, то род — это категория, в значи­тельной мере, условная.

    Практически никто, кроме некоторых специалистов-фи­лологов, не сможет объяснить, почему, например, в русском языке солнце — среднего рода, а луна — женского и т.п. Оста­ется одно: ориентироваться на окончание слова, хотя иногда этот ориентир может подвести. Например, окончание «-А» как будто бы наиболее характерно для женского рода, однако сло­во «мужчина», имеющее именно это окончание, никак нельзя отнести к женскому роду. То же самое можно сказать о словах «юношА», «балдА» (по отношению к мужчине).

    Тем не менее, окончание слова в большинстве случаев ука­зывает на род. Поэтому при восстановлении категории рода у больных с афазией следует систематизировать предъявляемые слова по типу их родовых окончаний: женский род — мукА, де-вочкА, кофтА, работА и пр; мужской род — стоЛ, стуЛ, доМ, го-роД и пр. Или конЬ, уголЬ, огонЬ, пенЬ и пр; средний род — окнО, винО, доминО или полЕ, солнцЕ, морЕ и т.д. Для дополнитель­ного подчеркивания рода следует ввести слова «мой, моя, мое». Так, вместо того чтобы спрашивать, какого рода, например, стул, можно дать больному задание подставить соответствующее мес­тоимение к словам «стул, комната, лицо» (мой, моя, мое).

    В зависимости от того, справился ли больной с этим зада­нием, можно судить о степени усвоения им категории рода.

    Падеж

    Каждый падеж в русском языке имеет определенное зна­чение. Однако в целом ряде случаев значения падежных окон­чаний условны, трудно определяемы. Поэтому работу над ка­тегорией падежа следует начинать с тех упражнений, в кото­рых значение падежа является понятным, определенным. Желательно так^ке. чтобы это значение было иллюстрировано соответствующей картинкой с подписью, например, «гвоздь за­бивают молоткОМ» или «кашу едят ложкОЙ» и пр. Когда боль­ной усваивает форму выражения падежа с конкретным значе­нием, можно переходить к более сложным вариантам.

    Следует помнить, что работа над падежом непосредствен­но связана с работой над предлогами, представление о кото­рых очень часто страдает у больных. Здесь остается в силе та же закономерность, что и в падежных окончаниях: например, пространственные предлоги имеют более конкретное значение, что может быть наглядно отражено путем соответствующего расположения реальных предметов в пространстве, на рисун­ке или же схематически. Легко представить себе, как будут «выглядеть» такие предлоги, как «под», «над», «в», «к», «от» и т.д. Другие же предлоги изобразить не так просто, хотя ил­люстрация соответствующего сюжета тоже облегчает задачу восстановления предлогов в речи больных. Например, «слезы закапали из глаз», «с головы слетела шляпа», «от радости он засмеялся» и пр.

    При работе над предлогами стоит задача восстановления их понимания и употребления. Поэтому одни задания рассчитаны на восприятие предлогов, другие — на самостоятельный подбор нужного предлога. Так, понимание предлогов отрабатывается в заданиях типа «покажите рисунок, на котором ручка на книге, а затем на котором ручка под книгой» и пр. Или в таких заданиях, как: «положите спичку на коробку, под коробку, в коробку; на­рисуйте карандаш на столе, карандаш под столом» и пр. Или же: «покажите на схеме, где изображено НА, НАД, В, ПОД».

    Для восстановления способности к самостоятельному ис­пользованию предлогов существует множество различных ви­дов упражнений, наиболее распространенными среди которых являются упражнения, содержащие фразы с пропущенными предлогами, например: «Тапочки стоят... кроватью». В эти фразы могут быть введены вопросы в виде опор, облегчающих нахождение предлога. Например, «тапочки стоят (Где? Под чем?)... кроватью».

    Не следует отрабатывать много предлогов сразу. Целесо­образно как следует закрепить одно предложное значение, а затем уже переходить к следующим или же для контраста ра­ботать сразу над двумя предлогами с противоположным зна­чением, например, «над» и «под». Полезно подключение на­речий с теми же пространственными значениями, что и у пред­логов — «внизу» (под), «наверху» (над) и т.д.

    Отработка падежных окончаний и предлогов — это тесно взаимосвязанные виды работы. Усвоение падежного оконча­ния способствует оживлению в памяти предлога, и наоборот, усвоенный предлог поможет подобрать правильное падежное окончание. В целом, восстановление категории падежа при­водит к возможности использования больными одних из самых распространенных в русском языке конструкций, а именно предложно-падежных.
    Лицо глагола

    Эта грамматическая категория имеет прямое отношение к предложению. Без глагола не может быть составлена фраза. Глагол же требует употребления в определенном лице. Чаще всего это 3-е и 1-е лицо: «Женщина идет в магазин», «Я иду в магазин». Затем по частоте употребления следует 3-е лицо мно­жественного числа: «Люди идут по улице». Наиболее трудной для использования в речи оказывается так называемая вежли­вая форма — форма 2-го лица единственного числа: «Вы идете в магазин?». Очевидно, это связано с тем, что она формируется у ребенка сравнительно поздно. Первоначальный речевой опыт допускает обращение ко всем на «ты». Следовательно, время ус­воения чего-либо в языке тоже имеет большое значение и учи­тывается в программе восстановительного обучения.

    Кроме того, форма 3-го лица легче восстанавливается и в связи с тем, что она менее абстрактна в сравнении с формами 1-го и 2-го лица. Так, местоимения ОН, ОНИ можно заменить другими словами, например, «Он идет, мальчик идет», а фор­мы 1-го и 2-го лица глагола могут употребляться только с мес­тоимением: «Я иду», «Вы идете», «Ты идешь», «Мы идем». Параллельное употребление формы 3-го лица с местоимением и существительным наполняет его более разноопределенным и образным содержанием, что способствует закреплению и рас­ширению рамок использования.

    В работе над лицом глагола так же, как и над другими грамматическими формами, следует вводить максимально воз­можное число внешних опор. Например, полезны картинки, где изображено одно, два или несколько действующих лиц; два человека, разговаривающих друг с другом и пр. Желательно, чтобы все участники изображенной ситуации выполняли одно и то же действие. Тогда изменение глагола по лицам будет на­гляднее. Можно использовать прием выделения личных окон­чаний глагола разными цветами, крупным шрифтом и пр. В упражнение с пропущенными окончаниями можно на опреде­ленном этапе обучения вводить «подсказки».

    Для закрепления (автоматизации) форм 1-го и 2-го лица очень полезны диалоги. Темы и содержание диалогов можно заимствовать из «Разговорников», предназначенных для ино­странных туристов.

    3-е лицо глагола закрепляется в пересказах текста. 2-е лицо единственного числа (вежливая форма) требует общения с людьми, которых необходимо называть на «Вы». В домаш­них условиях такое общение можно организовать, пригласив кого-нибудь в гости, но предварительно убедиться, что боль­ной в состоянии упражнять полученный навык не только в си­туации занятия, но и в жизни.
    Время глагола

    Все грамматические категории отражают чрезвычайно важные для человека понятия. Как мы видим, род, падеж, чис­ло связаны с важнейшими представлениями человечества о родовых, пространственных, количественных и других харак­теристиках мира. Время — не явление природы, оно понятие условное. Эта понятийная сложность времени обусловливает и сложность его выражения средствами грамматики.

    Как известно, понятие времени существует в 3-х видах: настоящее, прошедшее и будущее время. Наиболее употре­бительна форма настоящего времени, затем — прошедшего и уже потом — будущего. Это естественно — настоящее время самое насущное, самое актуальное. Прошедшее время не столь актуально, зато достоверно. Оно обозначает то, что уже было, то, что может удержать память и, если надо, мысленно воспроизвести. А вот будущее время — это нечто пока не со­вершенное — предположение, прогноз, план. Будущее вре­мя наиболее сложное временное понятие и в философском, и в психологическом плане. Поэтому грамматическая форма выражения будущего времени более сложна, чем настояще­го и прошедшего. Чаще всего оно обозначается не одним, а двумя словами (сложная форма), например, «буду читать», «буду надеяться» и т.д.

    В связи с этим в речи больных с афазией будущее время глагола встречается крайне редко или используется с ошибка­ми. Некоторые исследователи за рубежом считают, что в труд­ностях употребления будущего времени повинна не только грамматическая сложность этой формы, но и особенности пси­хологии тяжелр больных людей, у которых будто бы «нет бу­дущего» . Однако эту точку зрения нельзя считать бесспорной. Согласно известному положению психологии, человеку свой­ственно надеяться, поэтому отсутствие планов на будущее — явление исключительное, патологическое. Очевидно, все-таки грамматический фактор играет решающую роль.

    Работа по восстановлению глагольного времени начина­ется с демонстрации различий 3-х форм глагола. Для этой цели больному предъявляют картинки, на которых изображено одно и то же действие, но ясно, что одно из них совершается сейчас, другое уже совершилось, а третье только будет совер­шаться. Например, на одной картинке «мужчина читает газе­ту», т.е. сидит и держит газету перед собой, на второй — «муж­чина читал газету», т.е. отложил ее в сторону и привстал, со­бираясь уйти, на третьей — «мужчина будет читать газету». Эту ситуацию можно изобразить, например, так: он сидит,
    протянул руку, а ребенок несет ему газету. Больного просят показать, где какое действие изображено.

    Затем переходят к отработке настоящего времени. Снача­ла работа ведется на часто встречающихся глаголах, наиболее необходимых в обиходной речи. Когда предварительно отра­батывалась категория лица, то одновременно это было отра­боткой и формы настоящего времени глагола, поэтому данный вид упражнений не будет для больного новым.

    Образование прошедшего времени глагола связано с ис­пользованием суффикса «-Л». Это довольно простой суффикс и по звучанию, и по артикуляции. Больные, как правило, дос­таточно легко усваивают его. Если же предварительно велась работа над категорией рода, то образование прошедшего вре­мени становится доступным большинству больных: « я читал », «я читала» и т.д.

    Что же касается будущего времени глагола, то работа над ним возможна лишь после того, как усвоена форма настояще­го времени и неопределенная форма глагола. В связи с этим полезно членение форм будущего времени на две части и отра­ботка каждой из них отдельно. Для усвоения первой состав­ной части, а именно глагола «быть» в разных лицах, больному предлагается серия вопросов, требующих ответа с этим глаго­лом в соответствующей форме. Например: «Вы будете лечить­ся?» — (Буду). «Вы будете обедать?» — (Буду). «Вы будете смотреть телевизор?» — (Буду). «Ваш сын будет поступать в институт?»— (Будет). «Ваша жена будет сегодня дома?» — (Бу­дет). «Люди будут рады весне?» — (Будут). «Летом будут цве­ты?» — (Будут) и т.д.

    Для усвоения второй составной части будущего времени, а именно неопределенной формы глагола, проводится специ­альная работа по называнию разных действий. Для этого боль­ному предъявляются вопросы, требующие ответа именно в нео­пределенной форме. Например: «Для чего нужны ноги?» — Ходить. «Для чего нужны очки?» — Читать. «Для чего нужны крылья?» — Летать и т.д. После этого переходят к соединению этих частей в одну форму сложного будущего времени: «буду читать», «буду писать» и др.

    Форму простого будущего времени не рекомендуется от­рабатывать до тех пор, пока больной не усвоит основные пред­логи, поскольку все глагольные приставки образовались от предлогов путем присоединения их к глагольной основе.

    Работа по восстановлению глагола заканчивается упраж­нениями, содержащими все глагольные формы. В основном эти упражнения представляют собой задания составить предложе­ние по сюжетной картинке, пересказать текст, заполнить про­пущенные глагольные формы в предложениях и текстах. Про­пущенным может быть либо все слово — глагол, либо его грам­матический элемент.

    Полезна и диалогическая речь, стимулирующая употреб­ление различных форм глагола.
    Числительные*

    Как известно, числительные делятся на количественные и порядковые. Количественные числительные по форме не­сколько легче для восприятия. Поэтому на начальном этапе ведется работа по восстановлению количественных числитель­ных. Первые шаги в этом направлении делаются при растор-маживании речи — порядковый счет (один, два, три...). Затем они отрабатываются, когда больной выполняет задание сосчи­тать различные предметы, выполнить простые арифметичес­кие операции и решить арифметические задачи. Можно при­бегнуть к помощи цифр, прочно связанных с каким-нибудь предметом или явлением. Например, числа известных празд­ников (1-е Мая, 9-е Мая, 8-е Марта и пр.); числа дней рожде­ния (своего и близких); цены таких товаров, как хлеб, сахар, молоко, спички и пр.

    Порядковые числительные предцочтительнее отрабаты­вать в контекстах: шеренга солдат рассчитывается на 1-Й-2-Й; школа — учащиеся 1-го, 2-го... 5-го... классов.

    В целом стимулировать числительные, их произнесение удобно при счете денег различного достоинства (копеек, рублей).

    Грамматические изменения числительных, т.е. склоне­ние, следует отрабатывать по аналогии со склонением имен прилагательных.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9