Главная страница

Как вернуть речь. Визель Т.Г. 1998. Как вернуть речь. Визель Т.Г. Что такое инсульт


Скачать 9.03 Mb.
НазваниеЧто такое инсульт
АнкорКак вернуть речь. Визель Т.Г. 1998.doc
Дата06.12.2017
Размер9.03 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКак вернуть речь. Визель Т.Г. 1998.doc
ТипДокументы
#10725
страница5 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Ответьте на вопросы:

Как Вас зовут? Сколько Вам лет?

Как Вы себя чувствуете? Как Вы спали?

Когда Вы заболели? Где Вы сейчас находитесь?

Напишите букву «а» и положите ручку в карман!

Вы далеко живете? На чем сюда приехали?

С кем Вы приехали? Вас кто-нибудь провожал?

Что Вы ели на завтрак? Какая у Вас квартира?

У Вас есть балкон? Сколько у Вас комнат?

Сколько человек в Вашей семье?

Что Вы больше любите —яблоки или груши?

Что Вы больше любите — зиму или лето?

Что Вы больше любите — музыку или живопись?

Кто Вы по специальности? В каком городе Вы учились в школе?

Какой институт Вы кончили?

Вы ездили в командировки? В каком городе Вы родились?

Сколько сейчас времени? Скоро ли у Вас будет обед, ужин?

Вы довольны своими соседями по палате? Кто Вам особенно нравится?

В какие игры Вы любите играть? С кем Вы играе­те в шахматы, шашки, домино?

Что Вы любите смотреть по телевизору?

Когда у Вас бывает Ваш лечащий врач?

Какие процедуры Вам назначены?

Много ли времени у Вас уходит на выполнение домашних заданий?

Кто помогает Вам делать домашние задания? Какие книги, газеты Вы читаете? Кто Вам приносит газеты?


Упражнения на восстановление способности улавливать смысловые искажения
Ответьте, может ли так быть:

Рыба летает, птица плавает.

Кашу пьют, воду едят.

Ночью светит луна, днем светит солнце.

Собака лает, собака мяукает.

Летом идет снег, зимой жарко.

Ночью светит солнце.

Мальчик ел воду, мальчик пил хлеб.

Рыба летит по небу, человек идет по потолку.

Корова мычит, корова лает.

Человек идет по улице.

Собака мычит.

Рыба плавает в реке.

Лампа висит над столом, лампа висит под столом.

Птица сидит на ветке.

Хозяйка варит хлеб, хозяйка варит суп.

Упражнения для восстановления фонематического слуха
1. Выработка обобщенного образа звука речи

Рассмотрите картинки. Обратите внимание на то, что разные слова начинаются на одну и ту же букву:
к






Спишите слова и подчеркните букву К: мак, щенок, рак, бак, лук, сук, кошка, каша, кусок, ложка, карта, кино

Спишите слова и подчеркните букву П: пар, пух, пыль, полка, палка, пир, парад, пояс, поле, пуля, платье, пальто, правда, пламя, зарплата, сапоги, комплекс, компот
Спишите слова и подчеркните букву Т: Таня, тапки, такси, торт, тесто,скатерть, каток
Спишите слова и подчеркните букву С: сад, сапоги, сахар, суп, сок, салат, косы, сыр, класс, трус, село, маска, весы, судак

Спишите слова и подчеркните букву П: шапка, лампа, сапоги, липа, скупой, купить, сопка, лепить, постель, паркет, палата


2. Дифференциация слов, близких по длине и ритмической структуре

Слова с дизъюнктными фонемами Покажите на



Вставьте пропущенную букву:

Девочка ;.ьет сок Девочка ш:ет иглой
По реке плывет .одка Здоровье губит .одка
Машина заехала в воро.а На дереве сидит большая воро.а

У кошки четыре ла.ы Девочку зовут Ла.а
Дети идут стрелять в Тит Во дворце былЦир
В саду расцвела рсГ.а На парад идет рсха солдат

Спишите слова, подчеркните первую букву и найдите ее среди букв разрезной азбуки:

мука-рука

тир-пир

гора-нора

пьет-льет

забор-набор торт-порт рога-нога сон-Дон Коля-доля

лодка-водка ворот-город варит-жарит работа-забота


Спишите слова, подчеркните те буквы, которые в них неодинаковы:

рама-рана ворота-ворона кол-кот Вера-мера

Лара-лапа

корова-корона

бок-бор

роза-рота

мак-мал

пол-пот

Какое слово подходит по смыслу? Из чайника идет...

В печке большой... па

^9

Хозяйка сварила...

У мальчика на голове...

У девочки болит...
зуб, суп, чуб


Мою дочь зовут

Всем детям нужна манная ...

Моего сына зовут


Повар готовит

Артистов вызвали на.
Женщина... суп Женщина... котлеты

рис, бис

варит, жарит



Прочитайте и выпишите слова с выделенными буквами:

Надо починить оконную раму. Бойцу перевязали рану.
Хозяйка варит суп. Хозяйка жарит рыбу.
К чаю подали торт. Корабль вошел в порт.
В парке есть тир.

Мы устроили настоящий пир.
Моего брата зовут Коля.

У моего друга счастливая доля.
У этой рубашки красивый ворот. Москва — большой город.
На лугу пасется корова.

В музее есть царская корона.


Слова с оппозиционными фонемами Покажите на картинках:




Ответьте на вопросы:

Это зуб? Это суп? Это роза? Это роса?



Ответьте на вопросы:

У Вас есть бочка? У Вас есть картина? У Вас есть почка? У Вас есть гардина?



Дети вошли в (глаз, класс). У меня взрослая (доч­ка, точка). Ребенку купили (жар, шар). В шкафу стоит (том, дом) Пушкина. Футболисты забили (кол, гол). Это моя счастливая (доля, Толя). Это скачет (конь, кон). У нас есть (сядь, сад). Он очень (рад, ряд). По снегу скользят (сани, сени).
Вставьте пропущенные буквы:





Вова еще м . л. Волнуясь, он м . л платок. Игроки доигрывали ко .. Ко., быстро скачет. Мы пошли в с. д. С дь на свое место. Хозяйка купила на рынке л к. Монтер открыл водопроводный л к. Он был р д встрече. Я купила билеты в 10-й р . д. С горы мчатся с . ни. В избе есть с. ни.
Выберите нужное слово:

Я люблю свою (дочку, точку). Из чайника идет ... (пар, бар). Мы переехали в новый... (том, дом). Огур­цы солят в ... (почке, бочке).



Прочитайте фразы. Выпишите выделенные слова:

Сегодня солнечный день. В саду от деревьев тень.
У ребенка жар.

Тане купили воздушный шар.
До нашего юбилея остался год. У нас живет сибирский кот.
Тетради лежат в пачке.

Пищевые отходы возят в мусорном бачке.
Это старинный собор. Нам нужно починить забор.

В огород забралась коза. У девушки длинная коса.

Этот кот Живет у нас год.
Вставьте пропущенные слова, пользуясь словами для справок:

Кролик залез на ... и стал грызть .... Я ... так зол, что не смог усмирить свой ... Портной ... один и це­лый день .... Мы с ... заплыли так далеко, что с берега казались, наверное, маленькой .... Для детей ... выле­пил снежную ... Это ... принадлежитСлова для справок: гора, кора; был, пыл; жил, шил; дочка, точка; папа, баба; доля, Толя.

Прочитайте фразы. Выпишите подчеркнутые слова:

Мой сын еще мал. Он сильно помял пальто.

В Москве есть ботанический сад. Иванов, сядь на свое место.

Лук очень полезен. Монтер открыл люк.

Давай сыграем еще кон. К дереву привязан конь.

Миша нес Буратино. У него был длинный нос.

Мы сидели в пятом ряду. Мы очень рады, что Вы пришли.

Грише купили сани и поставили в сени. Уголь — хорошее топливо. Малыша наказали и поставили в угол.

На земле рос зеленый мох. У норки красивый мех.









лак, лук


Выберите нужное слово и закончите фразу.

пар, пир

Ногти покрыты ярким ... Этот салат с зеленым ...
В бане густой ... У соседей свадебный ...

мех, мох

рука, река


В лесу мягкий ... На пальто пушистый ...
Волга — великая русская ... Это моя левая ...


А О У И Е Я



Тексты для дифференциации слов с дизъюнктными фонемами

У Саши болел зуб. Он стал таким грустным, что у него повис даже чуб. Маша сказала Саше: «Пойдем к докто­ру. Ты откроешь рот, и доктор вылечит тебе тот зуб, ко­торый болит. Потом мы устроим пир на весь мир».
В одном городе жил портной. Он прекрасно шил. Однажды в этот город пришел незнакомый человек. Он был совершенно гол и потому страшно зол. Чело­век рассказал, что он шел через темный бор. Там на него напал вор и украл всю одежду. Портной сказал: «Если Вы попали в наш город, Вы не останетесь го­лым. Я сошью Вам новые брюки, новый пиджак. У пид­жака будет такой красивый ворот, что им станет лю­боваться весь город». Портному было не лень, он шил целый день. Он делал свое дело, а душа его пела. Костюм был в самую пору, не велик, не мал. В нем можно было идти хоть на бал. Жители города прово­жали гостя словами: «Не ходите больше в бор, там опять ограбит вор».

Недалеко от песчаной косы была привязана коза. Девочка с русой косой косила косой траву и следила за козой. Вдруг коза отвязалась и убежала. Девочка побежала за козой. Она догнала ее и снова привязала козу к дереву. Потом она поправила косу и села ря­дом с козой. Девочка с косой очень дружит с козой.
Тула издавна славится мастерами по оружию. Мое ружье тоже сделано в Туле. У него длинное дуло. Од­нажды весной я пошел с ружьем охотиться на глухарей. Был жаркий день. Я спрятался в тень и стал ждать, ког­да появится глухарь. Я стоял так долго, что стемнело и на небе показался полный месяц. Ногам было холодно и больно, но я продолжал стоять. Мое терпение было вознаграждено. Я принес домой глухаря. Мы пригото­вили его и подали гостям. Гости нашли, что глухарь очень вкусный, и вскоре от него остались одни кости. Не под­вела Тула, умеют делать ружья, чтобы все было в по­рядке — и приклад, и дуло.
Тексты для дифференциации слов с оппозиционными фонемами

Галя и Коля пошли с папой в сад. В саду было много бабочек. Галя сказала: «Папочка, посмотри сколько здесь бабочек». «Да,— сказал папа,— очень много. Видишь, одна села на забор. Закрой на за­пор калитку и сядь на скамейку. Будем наблюдать за бабочками. Потом мы поймаем несколько бабочек для коллекции. Ты их положишь в красивую папочку с бабочкой на обложке».

Во дворце был бал. Один придворный споткнул­ся и упал на пол. Он ударил ногу и ощутил сильную боль. «Как больно»,— крикнул он: «Полно,— ска­зал ему король,—тот, кто не стар, должен быть весе­лым. Вы не получите от меня тот дар, о котором я Вам писал. Можете покинуть зал». «Хорошо,—ответил придворный,— когда наступит новый день, от меня останется здесь только тень».
Однажды Том заблудился и не мог найти свой дом. Вокруг дома был высокий забор, а рядом сто­ял большой белый собор. Том скакал по всем до­рогам и искал собор. С его лба ручьями лился со­леный пот. Он никак не мог найти ни собора, ни за­бора. Навстречу шел Билл. Билл сказал Тому: «На­верное, ты сегодня пил виски. Ведь твой дом ря­дом, Том. Скорей иди домой, затопи камин, высу­шись и обогрейся. Ведь ты долго мок под дождем и мог простудиться». «Спасибо, Билл,— сказал Том,— действительно, это мой дом. Вот и собор, вот и забор».

Восстановление словаря

Слово — это основная смысловая единица речи. Если спро­сить любого человека из чего состоит человеческая речь, он отве­тит: из слов. В связи с этим восстановление способности понимать и произносить слова имеет исключительно важное значение.

У больных, которые были «безречевыми» и в результате работы по растормаживанию речи стали произносить отдель­ные звуки и слоги, следует формировать простые по структу­ре слова. Вместе с тем эти слова должны быть хорошо знако­мыми и часто употребляемыми. К ним относятся, например, такие слова, как «да», «нет», «дай», «хочу», «могу», «буду», «хорошо», «спасибо», «привет», «пока» и т.п. Эти слова при­годны для ответа на многие вопросы и в большей степени, чем другие служат целям общения. Употребляя их, больной убеж­дается, что перестал быть «безречевым». Для закрепления этих слов в течение дня могут предъявляться специальные вопро­сы, как бы провоцирующие больного к ответу нужным словом. Например: «Ты будешь обедать?» — «Буду»; «Ты будешь смот­реть телевизор?» — «Буду»; или «Ты хочешь обедать?» — «Хочу»; «Ты хочешь смотреть телевизор?» — «Хочу» и пр.

Помимо этих слов, необходимо восстановление слов-на­званий предметов. Начинается эта работа с показа картинок по названиям изображенных на них предметов*. Сначала чис­ло картинок ограничено тремя-пятью, затем оно постепенно увеличивается. Полезен показ картинок с каким-либо из при­знаков предмета. При этом одним из наиболее важных явля­ется функциональный признак, указывающий на то, каково основное назначение предмета. Он обозначается вопросом: для чего? Например: для чего нужна ложка? (чтобы есть, для еды). Кроме функциональных, большое значение имеют признаки качества (форма, размер, цвет, материал), а также такие по­нятийные признаки, как «живое-неживое», «движется-не дви­жется», «вещь-не вещь» т.д.

Для отработки каждого из признаков больного просят, на­пример, показать, где изображено то, чем пишут; то, чем ре- жут; то, из чего пьют; то, на чем сидят, где изображено то, что сделано из дерева; что сделано из железа; где изображено то, что круглое, то, что длинное, где изображено «живое», где — «неживое» и т.п.

Отработка этих признаков позволяет подойти к обобще­ниям и объединять слова в крупные группы (категории).

Обычно словарь систематизируется по темам: одежда, посуда, мебель, транспорт, искусство и т.д. Значения слов уточняются путем введения их в разные по смыслу предложе­ния (т.е. в разные смысловые контексты). Такой прием носит название смыслового обыгрывания. Например, обыгрывая сло­во «очки», можно ввести его в следующие фразы: «Это мои очки. Очки нужны, чтобы лучше видеть. Мне нужны новые очки. Очки продаются в аптеке. Врач выписал рецепт на очки. Очки сохраняют зрение. От солнца носят темные очки. По пля­жу шла девушка в красивых темных очках. Я доволен своими очками. Очки упали и разбились. Я забыл очки дома и не могу работать. Моему другу очень идут очки и т.д.»

Каждая из этих фраз как бы «высвечивает» тот оттенок значения, который в данном предложении является главным и позволяет сконцентрировать именно на нем внимание боль­ного. Кроме того, прием смыслового обыгрывания демонстри­рует многозначность слова и способствует преодолению тон­ких нарушений понимания речи, которые всегда в той или иной степени имеют место при афазии. Фразы, в которые вво­дится слово, можно предъявить больному в готовом виде для прочтения и осмысления, но можно придать им и другой вид — пропустить отрабатываемое слово с тем, чтобы больной нашел и вписал его самостоятельно. Например, «Я стал хуже видеть, и доктор прописал новые...» (очки). Можно, наконец, дать больному задание самому придумать разные предложения с тем или иным словом.

Работа по восстановлению понимания слова облегчает за­дачу подбора нужного слова. Слова, приведенные в систему, легче запоминаются, больному проще их подыскать.

Ниже приводится дидактический материал по восстанов­лению словаря.

Упражнения для накопления обиходного словаря

Предметный словарь

Покажите на картинках, где:карандаш, заяц, носок, кровать> спички, фартук, корова, сова, кастрюля, машина, крыжовник, дерево, подъемный кран, гвоздь, водопроводный кран, ко­рабль, баран, ключ, кружка, бритва.



Это нож или вилка?



Это паровоз или трамвай?

Покажите, где на картинках:

врач, учитель, строитель, художник, портной, повар, продавец, артист.



Ответьте:

Кто лечит больных? Кто рисует? Кто строит дом? Кто шьет? Кто готовит обед? Кто продает? Кто поет?

Глагольный словарь
Назовите, что делают люди, изображенные на картин­ках (слова для справок: строят, дерутся, прыгает, рубит, танцует, поют, продает):



Выберите правильное название действия, ответив но вопросы:




Этот мужчина работает?

Выработка обобщенных понятий

Назовите мебельв своей квартире (ступ, стол, диван, кресло, шкаф, письменный стол, обеденный стол, ку­хонный стол, буфет, полки, табурет, мойка и др.)
Какая посуда есть у Вас в доме (чашка, вилка, лож­ка, тарелка, нож, стакан, ведро, сковорода, таз и др.)?
Назовите предметы одежды (пальто, брюки, чул­ки, платье, трусы, халат, туфли, костюм, носки, шапка и др.)
Назовите известных Вам домашнихживотных (ко­рова, коза, кошка, собака, лошадь, свинья, кури­ца, утка, кролик и др.)
Назовите членов своей семЬ£/(мать, отец, СЫН, ДОЧЬ, бабушка, дедушка, теща, тесть, свекровь, свекр).
Каким общим словом из приведенных ниже в скобках можно назвать следующие предметы:

кошка, корова, мышь, конь, лев; огурец, свекла, морковь, картофель, помидор; незабудка, роза, фи­алка, ромашка, колокольчик; стакан, чашка, ложка, кастрюля, нож; платье, пальто, шапка, рубашка, брю­ки (одежда, животные, овощи, посуда, цветы).

Спишите слова, группируя их по следующим темам — «одежда», «посуда», «мебель», «животные», «семья», «еда»:

чашка, пальто, ложка, колбаса, масло, нож, стол, хлеб, собака, тарелка, мать, дедушка, котлета, сын,

стакан, отец, дочь, шкаф, суп, кот, кровать, бабушка, шапка, ботинки, корова, стул, кастрюля, шуба, сапо­ги, диван, дядя, платье, ребенок, каша, юбка, курица.
Ответьте на следующие вопросы:

Чашка — это столовая или чайная посуда? Коро­ва — это домашнее или дикое животное? Шуба — это летняя или зимняя одежда? Юбка — это женская или мужская одежда? Лев — это домашнее или дикое животное? Тарелка — это чайная или столовая посу­да? Сок—это еда или питье? Морковь — это овощ или фрукт? Снег — признак зимы или лета? Трава — при­знак зимы или лета? Луна бывает днем или ночью? Солнце светит днем или ночью?
Какое общее название можно подобрать к следующим группам слов:

1) белый, черный, синий, красный, зеленый, жел­тый, коричневый; 2) мать, отец, дети; 3) радиоприем­ник, телевизор, транзистор, проигрыватель, магнито­фон; 4) автобус, автомобиль, троллейбус, трамвай, метро; 5) зима, лето, осень, весна; 6) час, сутки, мину­та, секунда; 7) дождь, снег, град, молния, гром, ве­тер; 8) школа, институт, училище, университет, курсы; 9) завод, фабрика, стройка, электростанция, комби­нат; 10) аптека, больница, поликлиника, госпиталь, са­наторий; 11) врач, санитарка, медицинская сестра, фельдшер, массажистка; 12) молоток, лопата, топор, рубанок, клещи, пила, сверло, дрель, шило; 13) гита­ра, пианино, труба, гармонь, баян, скрипка, флейта,

балалайка; 14) липа, береза, дуб, тополь, осина, со­сна, ель; 15) гимнастика, футбол, волейбол, хоккей, теннис, баскетбол.

Слова для справок: транспорт, семья, цвет, вре­мя, радиоаппаратура, явления природы, времена года, учебные заведения, предприятие, инструмент, медицинский персонал, музыкальные инструменты, медицинские учреждения, деревья, вид спорта.
Ответьте:

Что делает врач? Что делает повар?

Что делает парикмахер? Что делает продавец?

Что делает портной? Что делает учитель?

Что делает писатель? Что делает певец?

Что делает ученик? Что делает дворник?

Что делает художник? Что делает композитор?
Ответьте:

Как отдыхают зимой? Как отдыхают летом? Что делают в театре? Что делают в ресторане? Что делают в больнице? Что делают в школе?
Закончите предложения:

Ушами слушают, а глазами ... Руками берут, а ногами ... Ложкой едят, а ножом ... Пилой пилят, а топором ... Ножницами режут, а иглой ... Телевизор смотрят, а радио ...

Закончите предложения:

Кошка мяучит, а собака ... Свинья хрюкает, а гусь ... Лошадь ржет, а корова ... Овца блеет, а петух ...
Ответьте:

На чем сидят? На чем спят? На чем пишут? На чем летают? На чем плавают? На чем ездят?
Объясните:

Зачем нужна ложка? Зачем нужен нож? Зачем нужны часы? Зачем нужен термометр? Зачем нужны туфли? Зачем нужна шапка? Зачем нужна тетрадь? Зачем нужна ручка?
Объясните:

Зачем нужна одежда? Зачем нужна посуда? Зачем нужна мебель? Зачем нужен транспорт? Зачем нужны книги?

Зачем нужны канцелярские принадлежности? * Зачем нужны бытовые электроприборы?
1   2   3   4   5   6   7   8   9