Главная страница
Навигация по странице:

  • Восстановление способности произнос ить звуки речи

  • Восстановление понимания речи

  • Упражнения для восстановления понимания речи

  • Ответьте на вопросы

  • Выполните следующие инструкции

  • Как вернуть речь. Визель Т.Г. 1998. Как вернуть речь. Визель Т.Г. Что такое инсульт


    Скачать 9.03 Mb.
    НазваниеЧто такое инсульт
    АнкорКак вернуть речь. Визель Т.Г. 1998.doc
    Дата06.12.2017
    Размер9.03 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКак вернуть речь. Визель Т.Г. 1998.doc
    ТипДокументы
    #10725
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Набор пиктограмм и методика их использования разработана в соавторстве с B.M. Шкловским и Т.Г. Боровенко.






    Я (ЖЕНЩИНА)


    Я (МУЖЧИНА)*







    ВРАЧ (МУЖЧИНА)


    ВРАЧ (ЖЕНЩИНА)







    ТЕПЛО

    холодн

    о







    ЕСТЬ


    ПИТЬ






    СПАТЬ

    СИДЕТ

    ь



    ЗВОНИТЬ

    ЧИСТИТЬ ЗУБЫ







    ЛЮБИТЬ


    ОТКРЫВАТЬ/ЗАПИРАТ

    Ь






    ЕХАТЬ

    КУРИТ

    Ь



    ГЛАДИТЬ
    ИЗМЕРЯТЬ ТЕМПЕРАТУРУ






    ПИСАТЬ

    ЧИТАТЬ






    ГОВОРИТЬ

    СЛУШАТЬ






    МОЛЧАТЬ

    ДУМАТЬ






    шить

    РЕЗАТЬ







    ПИЛИТЬ

    КОПАТЬ







    РУБИТЬ

    ЗАБИВАТЬ ГВОЗДИ






    ДАЙ

    ХОЧУ






    ПРИВЕТ! ПОКА!

    СТОП!






    БОЛИТ!

    КОГДА?


    Восстановление способности произносить звуки речи

    У многих больных работа по растормаживанию речи при­водит к хорошим результатам. Однако бывает и так, что уси­лия не приносят желаемого результата. Или же растормажи-вание речевой функции так и ограничивается появлением ав­томатизмов, которые не в состоянии обеспечить даже самых элементарных потребностей речевого общения.

    В этих случаях необходимо применение других методов, например, работы по вызову (постановке) и закреплению зву­ков речи.

    Как это делается? Способы вызова звука разные. У одних больных звук легче появляется при подражании, когда им мно­го раз как бы нарочито повторяют его. Другим больным необ­ходим зрительный образец произнесения звука: он должен увидеть, например, губы, язык говорящего в момент произне­сения звука. Некоторым же больным демонстрация артику­ляции только мешает.

    Кроме того, иногда больному легче произнести целое сло­во, а потом выделить в нем 1-й звук и произнести его отдельно, т.е. освоить артикуляцию этого звука. Те больные, у которых легче вызвать не слово, а отдельные звуки, накапливают их, затем соединяют в слоги, а затем уже в слова. Таким образом, одни больные идут от отдельного звука к слову, а другие — от слова к звуку.

    Закрепление звуков проводится путем введения их в сло­ва и слоги. Очень важна система в подборе соответствующего материала. Так, слова с отрабатыванием звуков должны быть простыми, короткими, затем их структура может постепенно усложняться. К тому же в начальный период обучения подби­раются слова, в которых данный звук стоит первым, затем — в середине и в конце. То же относится и к слогам: сначала сло­ги простые (согласный — гласный, например, П + А = ПА), затем несколько сложнее (гласный — согласный, например, А + П = АП), затем слоги из 3-х звуков (например, ДОС, МОК и т.д., и, наконец, слоги со стечением согласных звуков (на­пример, СТА, КЛУ, ПЛО и пр.).

    Не имея специального образования очень трудно разоб­раться в специфике расстройств произносительной стороны речи, поэтому родственники больного не должны решать сами, какой путь следует выбрать для работы с данным боль­ным. Не следует также делать выводы о том, что один лого­пед работает правильно, а другой — нет, если они использу­ют разные методы, и у одного результат выше, а у другого ниже. Нередко бывает так, что на поверхности нарушение речи у разных больных выглядит совершенно одинаково, и родные больного ждут, что с ними будет вестись одинаковая работа. Когда же они видят, что методы, используемые лого­педами, существенным образом различаются, начинают бес­покоиться, что с их родственником работают неправильно. Однако такие домыслы, как правило, не имеют под собой ос­нований. Причины, вызвавшие столь схожие, казалось бы, расстройства речи, могут быть принципиально разными, по­этому методики логопедического воздействия также не дол­жны быть одинаковыми. Не следует удивляться в связи с этим, что с одним больным работа над артикуляцией (в том случае, когда автоматизированные ряды не «вывели» боль­ного в речь) начинается с отдельных звуков, с их вызова и зак­репления, а с другим — с целых слов, передвигая работу над звуком на последующие этапы. В любом случае отработка от­дельных звуков речи необходима, т.к. без нее затруднено или совсем невозможно восстановление письма и чтения. Ведь восстановление буквы происходит путем перешифровки со­ответствующего звука. Произносится звук и подбирается со­ответствующий графический знак, т.е. буква. Буква не су­ществует сама по себе, она обозначает звук. Следовательно, для того чтобы подыскать букву, нужно хорошо представлять себе обозначаемый ею звук. У взрослого человека с упрочен­ной в течение жизни связью «звук-буква» может быть и об­ратная зависимость. Иногда буква оживляет звук. Бывает так, что больной не может произнести звук, даже повторяя его за кем-либо, а предъявление ему соответствующей буквы помогает найти нужную артикуляцию. Это обстоятельство также используется в восстановительном обучении. По суще­ству, здесь речь идет о взаимодействии различных анализа­ торов: речедвигательный анализатор помогает работе зри­тельного (артикулирование звука вызывает его зрительно-графический образ). Зрительный анализатор помогает речед-вигательному (изображение буквы способствует нахождению нужной артикуляции). Кроме того, оба анализатора (речед­вигательный и зрительный) приводят в действие слуховой анализатор: уточняется звучание звука, его акустический образ.

    Подобное взаимодействие разных анализаторов в усвое­нии буквы имеет место и у детей, однако у них отмечается более строгая последовательность этого взаимодействия: на­пример, пока не усвоено произношение звука, невозможно полноценное овладение буквой. Буква, в свою очередь, не поможет ребенку уточнить артикуляцию, потому что обрат­ная связь «буква-звук» не имела места в речевой практике ребенка, в отличие от взрослого больного, для которого она привычна.

    Когда у больного появляются первые слова, пригодные для общения, не следует добиваться сразу же чистоты их про­изнесения. Нужно побуждать больного к тому, чтобы он пользовался теми словами, которые есть, говорил бы их как получится. В противном случае возможен вообще отказ от речи: если не выходит правильно, лучше совсем не буду гово­рить, а то меня исправляют на каждом слове и все равно не дают выразить мысль!

    Параллельно с растормаживанием речи и стимулирова­нием больного говорить «как получится», а также с восстанов­лением понимания речи больными, у которых появилась или была с самого начала собственная речь, необходимо проводить специальную работу по закреплению способности сознатель­но и произвольно произносить звуки речи и слова. Это требует большого числа специальных упражнений, которые и приво­дятся ниже. Задания этого раздела работы рассчитаны на то, что у больного в той или иной мере сохранилась связь между буквой и соответствующей артикуляционной позой — артику-лемой. В связи с этим ему предлагаются крупно написанные («бросающиеся в глаза») слоги и слова.

    Отрабатываемые зву­ки речи представлены в самых разных сочетаниях с другими

    звуками, в разных словах и фразах (смысловых контекстах). Согласно одним заданиям, нужно вспомнить саму артикуле-му, другим — суметь перевести ее в букву. Тексты составлены таким образом, чтобы не только служить целям закрепления звукопроизношения, но и способствовать восстановлению ре­чевой функции в целом. В них приводятся обиходные выра­жения, которые необходимы любому человеку в разговорной речи. Тем больным, которые ошибаются в произнесении зву­ков речи, следует, насколько это возможно, показать способ артикулирования, т.е. ввести зрительную опору на способ ар­тикулирования .

    Восстановление понимания речи

    Наряду с нарушением способности говорить при афазии часто теряется способность понимать речь. Больной перестает понимать слова и предложения или понимает многие слова неправильно.

    Например, ему говорят «кошка», а он думает «собака» и т.д. Особенно трудны для понимания слова, различающиеся каким-нибудь одним элементом: «точка-дочка», «почка-боч­ка» и т.д. Эти парные звуки требуют особого внимания при восстановлении речи у больных с афазией.

    Бывает и так: больной четко слышит слова, не путает вхо­дящие в него звуки, даже несколько раз правильно повторяет это слово, но не знает, что оно обозначает. Например, больного просят показать нос. Он говорит: «Нос... нос. нос... где же он? Что это такое?» Название предмета как бы отлетает от самого предмета, происходит их расслоение. В таких случаях необ­ходимо вновь совместить слово и обозначаемый им предмет. Прежде всего необходимо вернуть больному способность пони­мать речь.

    Кроме того, имеется большое различие в степени трудно­сти понимания фраз ситуативной и неситуативной речи. Ситу­ативной называют ту речь, которая соответствует ситуации об­щения, и вполне понятно, что окружающая обстановка «под­сказывает» в этом случае смысл фразы. Если же ситуативный диалог ведется на бытовые темы, то он еще более легок. В неси­ туативной диалогической речи таких «подсказок» нет, и слу­шающий вынужден опираться непосредственно на смысл слов.

    Аналогичные различия существуют между диалогичес­кой и монологической речью. Диалогическая легче потому, что она «разложена» на собеседников, и один помогает другому: в ответе можно не произносить многие слова, т.к. они содержа­лись в вопросе. Монолог требует большей строгости построе­ния высказывания, и поэтому труднее. В связи с этим моноло­гическую речь восстанавливают при афазии на более поздних этапах, чем диалогическую.

    Особое место занимает работа по восстановлению способ­ности различать звуки речи направлена на восстановление фо­нематического знания, или, как принято его обозначать, фо­нематического слуха. Поскольку прежде всего страдает слу­ховой образ звука, т.е. на слух он воспринимается с трудом или искаженно, необходимо обратиться к другим его образам, на­пример, зрительному (буква) или артикуляционному (распо­ложение органов артикуляции в момент произнесения данно­го звука). Работа, как правило, начинается не с отдельных зву­ков, а со слов. Например, больному, с которым отрабатывает­ся звук «п», показывают картинки с предметами, начинающи­мися на этот звук, и одновременно обращают внимание на на­писанные рядом названия предметов. Нужная буква (звук) выделена цветным карандашом или жирным крупным шриф­том, чтобы он бросался в глаза. В момент рассматривания боль­ным предмета и написанного слова обучающий несколько раз произносит это слово вслух. Отрабатываемый звук произносит­ся с утрированием звучания и артикуляции. Если больной справляется с узнаванием данного звука (буквы) в разных сло­вах, то ему предъявляют несколько букв и просят показать ту, которая соответствует отрабатываемому звуку. Затем узнава­ние звука проводится на слух. Обучающий называет несколь­ко звуков и просит больного, например, поднять руку или по­дать какой-нибудь знак, если он услышит заданный звук. За­тем больному, который уже умеет опознавать звуки зритель­но и на слух, дается задание придумать слова с этим звуком, написать или прочитать эти слова. Таким образом, от пассив­ного различения звуков переходят к их активному использо­ванию в слове.

    Научившись различать звуки, больные, как правило, на­чинают понимать те слова, которые раньше не понимали. Кро­ме того, слова, «отлетевшие» от предметов, постепенно совме­щаются с ними. Услышав слово, больные сразу же представ­ляют себе соответствующий предмет, а если он находится в поле зрения, то отыскивают и показывают его.

    Так, восстановление фонематического слуха обеспечива­ет основу для восстановления понимания речи в целом.

    Ниже приводится дидактический материал по восстанов­лению функции понимания речи и фонематического слуха.
    Упражнения для восстановления понимания речи

    Диалогическая речь

    Фразы I степени сложности для ответа словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом
    Ответьте на вопросы:

    Вас зовут Мария Ивановна?

    Вас зовут Николай Петрович?

    Вас зовут Петр Иванович?

    Вы мужчина? Вы женщина?
    Вы живете в деревне? Вы живете в городе? Вы живете в Америке? Вы живете в России?

    Вы находитесь дома?

    Вы находитесь в больнице?

    Вы находитесь в парке?

    Вы находитесь в поликлинике?
    У Вас на тумбочке стоит сок? У Вас на тумбочке стоит телевизор? У Вас на тумбочке стоит стакан? У Вас на тумбочке лежит ложка?
    Вы хотите говорить? Вы хотите писать? Вы хотите болеть? Вы хотите спать? Вы хотите есть? Вы хотите заниматься?
    Вы любите молоко? Вы любите цветы? Вы любите уколы? Вы любите водку? Вы любите природу? Вы любите музыку? Вы любите смотреть телевизор? Вы любите театр?
    У Вас есть брат? У Вас есть сестра? Вы были на юге? Вы были на севере?
    У Вас был сегодня врач? Вам давали сегодня таблетки?

    Вам уже делали укол?

    Вы лучше себя чувствуете?

    У Вас болит рука? У Вас болит голова?
    Вы лежите на кровати? Вы сидите на стуле?

    У Вас есть тетрадь? У Вас есть карандаш? У Вас есть мыло? У Вас есть полотенце?
    Вы шофер? Вы слесарь? Вы инженер? Вы учитель?
    Выполните следующие инструкции:

    Поднимите руку! Возьмите со стола карандаш!

    Дайте мне карандаш! Закройте глаза!

    Подойдите к окну!

    Достаньте из кармана носовой платок!

    Сожмите руку в кулак!

    Откройте тетрадь!

    Расстегните пуговицу!

    Поднимите воротник!

    Возьмите со стола книгу и дайте ее мне!

    Закройте тетрадь и положите ее в ящик!

    Сожмите руку в кулак и поднимите вверх!

    Снимите очки и положите их в карман!

    Наденьте очки, откройте тетрадь и напишите цифру 5!

    Встаньте, подойдите к окну и откройте форточку!

    Подойдите к шкафу, возьмите книгу и дайте ее мне!

    Сожмите руку в кулак, протяните вперед, а потом поднимите вверх!

    Нарисуйте круг, закройте тетрадь и дайте ее мне!

    Когда к Вам придет жена (муж), скажите, чтобы зашла ко мне!

    Когда Вы пойдете к врачу, не забудьте сказать, что у Вас кончилось лекарство!

    Когда завтра проснетесь, включите радио!

    Будьте внимательны при выполнении домашнего задания!

    Не торопитесь, переходя улицу!

    Не сидите долго у открытого окна, Вы можете простудиться!

    Фразы II степени сложности для ответа одним-двумя словами
    1   2   3   4   5   6   7   8   9