Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава I ЧТО ТАКОЕ ИНСУЛЬТ

  • Причины инсульта

  • Понятие о параличе (парезе)

  • Болезнь и психика

  • Глава II КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УХОД ЗА БОЛЬНЫМ

  • Адаптация к жизни

  • Как вернуть речь. Визель Т.Г. 1998. Как вернуть речь. Визель Т.Г. Что такое инсульт


    Скачать 9.03 Mb.
    НазваниеЧто такое инсульт
    АнкорКак вернуть речь. Визель Т.Г. 1998.doc
    Дата06.12.2017
    Размер9.03 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКак вернуть речь. Визель Т.Г. 1998.doc
    ТипДокументы
    #10725
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    Т.Г. Визель


    Как вернуть речь

    Инсульт и нарушения речи

    Афазия и ее формы Дизартрия и ее формы

    Восстановление речевой функции

    Уход за больными


    Глава I

    ЧТО ТАКОЕ ИНСУЛЬТ

    В переводе с латыни инсульт означает «удар». Как видно, в самом названии заложена внезапность данного явления. Внешне так оно и есть. Только что человек говорил, ходил, работал — и вдруг ему стало плохо, закружилась голова, час­тично, а то и полностью, исчезло сознание. Налицо тяжелые последствия, которые в быту нередко называют «парализаци­ей» (от слова «паралич» — исчезновение движения). Нередко приходится слышать не совсем правильное, но бытующее оп­ределение состояния больного: «парализацияруки», «парали­зация ноги», «парализация речи». Более грамотно говорить параличили парез (частичный паралич) руки, ноги. Следует обратить внимание на то, что не всегда инсульт лишает боль­ного и движения и речи одновременно. Бывает, что страдает рука или нога, или только речь. Хотя чаще всего при инсуль­тах нарушается движение и того, и другого.

    Почему же инсульт и черепно-мозговая травма имеют та­кие тяжелые последствия? Инсульт — это результат сосудисто­го заболевания головного мозга. Черепно-мозговая травма — результат механического воздействия на череп, приводящего к тому или иному повреждению вещества мозга. Как извест­но, мозг человека — это самый сложный вид живой материи. Именно он обеспечивает человеку возможность видеть, слы­шать, двигаться, ориентироваться в действительности, в том числе и в пространстве, говорить, читать, считать. Благодаря работе мозга человек может мыслить, чувствовать, создавать прекрасные произведения искусства и т.п.

    Ученые всегда проявляли большой интерес к структуре и функциям мозга. Высокое развитие техники открывает колос­сальные возможности в этом направлении. Существует аппа­ратура, способная регистрировать биотоки мозга, измерять скорость прохождения нервных импульсов и даже «заглянуть» внутрь мозга (компьютерная томография — ТГ, ядерно-маг­нитный резонанс — ЯМР и др.). Появляется все больше и боль­ше сведений о строении нервных клеток, о механических, фи­зических, химических и других процессах, происходящих в них. Ученые научились понимать «языки» мозга, регистри­ровать и анализировать их.

    Известно, что мозг состоит из двух полушарий. Каждое из них выполняет свою собственную работу и действует по сво­им, лишь ему присущим законам. Но только совместная, строго отрегулированная работа обоих полушарий мозга мо­жет обеспечить нормальное протекание процессов высшей не­рвной деятельности. Если в осуществлении отдельных функ­ций преимущественное участие принимает одно из полуша­рий, то второе по отношению именно к этой функции являет­ся «вспомогательным». Так, речь, чтение, письмо, счет — эти виды деятельности находятся в основном в ведении левого полушария, а например, музыкальные способности — пре­имущественно правого. У большинства людей левое полуша­рие обладает способностью к аналитической деятельности — вычленению отдельных признаков предмета (форма, размер, цвет, количественные параметры и т.п.), сопоставлению их между собой, улавливанию смысловых признаков понятий. Правое же полушарие отражает действительность в чувствен­ных образах. Наиболее ценные результаты работы левого по­лушария, достигнутые человечеством, выражаются в зако­нах, формулах, схемах, предназначенных для всех, т.е. но­сящих универсальный характер. Правое полушарие дарит людям неповторимые произведения искусства, обнажающие глубины внутреннего мира творца, т.е. продукцию, носящую индивидуальный характер.

    Следует иметь в виду, что сведения по этому вопросу из­ложены в самом общем, упрощенном виде.

    Причины инсульта

    Человеческий мозг — это предельно сложный механизм, и малейшее нарушение его работы может привести к самым серьезным последствиям, которые не всегда удается до конца Устранить.

    Если кровоснабжение мозга нарушается, наступает его голодание (ишемия). За несколько минут оно приводит к ги­бели ткани (инфаркту).

    Инфаркт мозга, или ишемический инсульт, возникает при заболеваниях сосудистой стенки — это прежде всего атероск­лероз, ревматизм, эндортерит и др.

    Атеросклероз принято считать неизбежным спутником ста­рости. Однако известны случаи склеротических бляшек у слу­чайно погибших молодых людей (15-18-летних). С другой сторо­ны, и в пожилом возрасте сосуды могут остаться сохранными.

    Читатель, очевидно, достаточно хорошо осведомлен о фак­торах риска, ускоряющих дряхление сосудов, а также знаком с рекомендациями врачей сбалансировать диету, включить в распорядок дня активную мышечную деятельность, избавить­ся от ядов (никотин, алкоголь), соразмерять эмоции. Однако несмотря на это, большинство людей продолжают испытывать «на прочность» сосудистую стенку, уповая только на могуще­ство таблетки. Стенка все чаще «утомляется», межклеточные щели расширяются. В них появляются кусочки жироподоб-ных веществ. С течением времени в них могут попасть кровя­ные шарики, которые распадаются, обрастают нитями фибри­на, образуя склеротическую бляшку. В начальной стадии бляшка еще может регрессировать, «промыться» током кро­ви. Со временем в нее прорастает соединительная ткань, от­кладываются соли кальция (известь) — сосуд из эластичного, активно помогающего сердцу органа превращается в хрупкую пассивную трубочку, через которую кровь может пройти толь­ко при повышенном давлении. Каждому человеку следует знать, что атеросклероз — это одна из наиболее частых при­чин гипертонии. Гипертония, в свою очередь, — одна из наи­более частых причин инсульта, т.к. высокое внутричерепное давление может привести к разрывам стенки сосуда. Опасность этого особенно возрастает ночью. С наступлением сна сердеч­ная деятельность сокращается, урежается частота пульса, часть крови уходит в «кровяное депо», и давление крови в со­судистом русле снижается. Склерозированный сосуд не в со­стоянии обеспечить кровоснабжение соответствующего учас­тка мозговой ткани, и он гибнет.

    Иногда бывает, что сосуд закупоривается кусочком склеро­тической бляшки, ревматического узелка, комочком жира, боль­ного органа, попадающими в кровоток. Это называется эмболией.

    Случается, что на стенке сосуда (возле склеротической бляшки) образуется тромб — сгусток свернувшейся крови, препятствующий свободному току крови. Увеличиваясь в раз­мере или во время сосудистого спазма (сжатия), тромб может полностью перекрыть сосуд. Результат понятен.

    Вы познакомились с основными причинами инсульта, или иначе, инфаркта мозга (ишемического инсульта): гипертони­ей, эмболией, тромбозом артерий. Разумеется, они далеко не исчерпывают всех возможных факторов, лежащих в основе инсульта. Однако в рамках настоящей беседы более подробное освещение вопроса вряд ли является необходимым

    Понятие о параличе (парезе)

    Представим себе, что одна из приведенных выше причин вызвала омертвение участка головного мозга, где расположе­ны нервные клетки (нейроны), посылающие импульсы-прика­зы мышцам правой руки. Наступающая в результате этого полная обездвиженность данной конечности носит название паралича, а частичная — пареза. Параличи и парезы бывают спастическими и вялыми.

    Спастический парез характеризуется напряженностью мышц. При этом сгибатели на конечностях мощнее разгибате­лей, поэтому пальцы, например, паретичной руки, согнуты, собраны в кулак и разогнуть их больной не в состоянии. При­ходится приложить силу, и порой значительную, чтобы вып­рямить парализованные пальцы больного или разогнуть руку в локтевом суставе.

    На ноге, напротив, мощнее разгибатели, поэтому нога ра­зогнута во всех суставах, носок стремится упереться в пол. Таким образом, одна часть мышц (в частности, руки) постоян­но находится в состоянии максимального сокращения, а дру­гая (в частности, ноги) — в состоянии максимального растя­жения. И в тех и в других мышцах со временем наступает ре­акция перерождения, они теряют свою сократительную спо­собность. Перерождению подвержены, и бездействующие сус­тавы, движения в них становятся невозможными (анкиллоз), появляются мучительные суставные боли.

    Нарушение движений (параличи и парезы) у больных с афази­ей, возникшей в результате перенесенных инсульта или травмы мозга, отмечается, как правило, с одной стороны — правой. Отсут­ствие или ограничение двигательных функций в правой руке и ноге носит название правостороннего гемипареза (или паралича).

    В каждом из полушарий берет начало свой двигательный путь, идущий к исполнительным органам противоположной полушарию стороны тела. Это обусловлено тем, что в опреде­ленных местах мозга двигательные пути делают перекрест (рис. 1). А поскольку афазия чаще всего возникает при левопо-лушарных очагах поражения, движения у данной группы больных расстраиваются в правой половине тела: только в руке или только в ноге, или же в руке и ноге одновременно.



    Сказанное выше о двигательных функциях конечностей справедливо и для органов артикуляции. Эти органы не явля­ются парными, как руки и ноги, но они состоят из двух поло­вин. Каждая половина снабжается нервной энергией (иннер-вируется) и управляется также противоположным полушари­ем мозга. Поэтому явления паралича и пареза могут быть вы­ражены преимущественно в одной половине органа артикуля­ции, например, языка, и в этом случае наблюдается отклоне­ние его вбок (как правило, вправо, потому что мышцы правой половины ослабевают, а слева натягиваются).

    Аналогичным образом расстраивается чувствитель­ность мышц конечностей, лица, органов артикуляции. Раз­личие состоит в том, что очаг поражения охватывает в этих случаях не двигательные, а чувствительные нервные пути. Нарушение чувствительности в одной из половин тела ощуща­ется как онемение. Оно может быть выражено только на одной половине лица или какой-нибудь его части, только в руке (или отдельных пальцах), только в ноге (или ее части), а может рас­пространяться на всю половину тела.

    Расстройства двигательных и чувствительных функций могут сочетаться (т.е. выступать на одной из половин тела од­новременно) или же проявляться изолированно (страдают только движения или только чувствительность).

    Если же очаг поражения располагается в правом полуша­рии мозга, то отмечается расстройство движений и чувстви­тельности в левой половине тела. У таких больных, как пра­вило, нарушения речи отсутствуют или же выступают в гораз­до более легкой форме.

    Методы восстановления гемипараличей и гемипарезов сложны и в значительной мере отличаются от методов, направ­ленных на разработку движений вообще.

    Болезнь и психика

    Длительная болезнь всегда в той или иной степени влияет на психику больного (тем более это справедливо для такого тяжелого заболевания как инсульт). Выделяется четыре пери­ода, в зависимости от фона настроения больного.

    1-й период — это психическое состояние больного непос­редственно после выхода из острого состояния. Очень важно, чтобы в это время больной был активен: ему разрешается встать с постели, если позволяют общие показатели здоровья, ходить. Появляется возможность есть сидя, умываться в ванной, пользоваться туалетом. Это в значительной мере поддержива­ет волю больного.

    2-й период — появляется надежда на выздоровление, крепнет сознание того, что самое страшное позади. Этот пери­од характеризуется подъемом настроения. Иногда он бывает даже чрезмерным. Больной может быть слишком уверен в себе. Оценка им своих возможностей, притязания на скорейшее воз­вращение в жизнь могут быть не совсем оправданными.

    3-й период. Проходит месяц, другой. Больной осознает тяжесть последствий инсульта, их длительность. Многие боль­ные переходят на инвалидность. Осознается утрата социаль­ного статуса, часто возникают сложности в быту, семье. Этот период характеризуется потерей надежды, подавленным на­строением, «уходом в себя», утратой жизненных интересов, случаются попытки ухода из жизни.

    4-й период. Оценивается как период адаптации к стойко­му дефекту. Происходит стабилизация состояния. Больной как бы свыкается с параличом (парезом), речевым дефектом или адекватно (по срокам и конечному результату) оценивает пер­спективу его преодоления. Обретаются навыки, помогающие в той или иной мере компенсировать недостающие функции. Больной находит свое место в новой социальной ситуации, при­обретает навыки самообслуживания. Средний фон настроения в этот период заболевания более ровный, спокойный. Вместе с тем у некоторых больных наблюдаются и не столь благополуч­ные варианты восстановления: снижается активность в рабо­те над устранением последствий болезни. Больной удовлетво­ряется достигнутым.

    В целом конечный результат «выхода» из инсульта или травмы мозга у разных больных различен. Одни больные идут по пути все лучшей адаптации, у других усиливается выражен­ность психических расстройств.
    Глава II

    КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УХОД ЗА БОЛЬНЫМ

    Участие родственников больного в лечебно-восстанови­тельных мероприятиях целесообразно на всех этапах болезни.

    Уже с первых минут, когда появились начальные призна­ки заболевания (головокружение, неустойчивость на ногах и т.д.) очень важно не поддаться панике, уложить больного, ус­покоить его, исключить активные действия, обеспечить дос­туп свежего воздуха и, конечно, немедленно вызвать врача.

    Как правило, больные с инсультом госпитализируются в неврологические или нейрохирургические отделения. Но су­ществуют и противопоказания к направлению в больницу. Таким больным может оказываться медицинская помощь в объеме так называемого стационара на дому. Не правы те род­ственники, которые оспаривают решение врача о месте даль­нейшего лечения: не соглашаются отправить больного в ста­ционар, либо, наоборот, требуют госпитализации, когда транс­портировка противопоказана.

    В остром, самом тяжелом и ответственном, периоде — пер­вые две-три недели — основные мероприятия направлены на поддержание жизненно важных функций и профилактику ос­ложнений. На плечи родственников (если больной остался дома) ложится труд по уходу за совершенно беспомощным в это вре­мя человеком. Нужно подчеркнуть, что уход за больным, выха­живание его едва ли не важнее, чем собственно лечение.

    В общении с больным необходимы терпение и внимание, но вместе с тем и твердость в соблюдении всех указаний врача, бе­зусловное выполнение всех назначений. Даже тогда, когда боль­ной как бы безучастен к окружающему, будто бы не понимает обращенной к нему речи, все же следует скрывать свою тревогу, растерянность, раздражение, т.к. травмированная нервная сис­тема очень болезненно реагирует на отрицательные стимулы. От Ухаживающего за больным требуется знание некоторых приемов, с которыми мы приглашаем вас познакомиться.

    Обеспечив правильную вентиляцию помещения, в кото-Ром находится больной, необходимо проследить, чтобы дыха­тельные пути были свободно проходимы. В некоторых случаях у больных западает корень языка, перекрывая вход в тра­хею (дыхательное горло), затрудняет дыхание скопившаяся слюна, неправильно подаваемая пища (питье), вызывая поперхивание или вдыхание комочков пищи, слюны в дыхательные пути. Это приводит к возникновению очень тяжело протекаю­щих пневмоний, что нередко является причиной смертельно­го исхода, так как антибиотики в этих случаях малоэффектив­ны. Возникают и так называемые застойные пневмонии, т.к. дыхательные движения у лежачих больных ограничены, воз­дух в отдаленных участках легких вентилируется плохо, кро-вообмен снижен. Отсюда необходимость следить за чистотой полости рта, положением языка. При подаче пищи и питья следует приподнимать голову больного, не допускать попер-хивания (подавать маленькими порциями), 3-4 раза в день по­лость рта следует протирать ватным тампоном, смоченным в растворе борной кислоты: 1/2 чайной ложки на стакан воды. В тяжелых случаях больному вводят воздуховод.

    Больного следует каждые полтора-два часа поворачивать с положения на спине по очереди на один или другой бок. Полез­но 2-3 раза в день проводить серию из 10-20 пассивных дыха­тельных упражнений: ухаживающий разводит руки больного чуть кверху — вдох, а потом приводит локти к ребрам по на­ружному краю реберной дуги — выдох. Затем можно сделать несколько движений ногами: бедра приведены к животу — вдох, бедра выпрямлены — выдох. Движения должны быть мягки­ми, соответствовать дыханию больного.

    Неприятным, но, к сожалению, частым осложнением яв­ляются пролежни. Омертвение мягких тканей наступает в свя­зи с тем, что в сдавленные (прижатые) участки не может про­никнуть кровь, питание их ухудшается, падает сопротивляе­мость микробам, которые всегда присутствуют на кожных по­кровах. Сначала возникает вроде бы безобидная ссадина, кожа вокруг нее краснеет, вскоре она покрывается гнойной пленкой, ссадина разрастается в обширную глубокую гниющую рану.

    Следовательно, нельзя допускать сколько-нибудь дли­тельного придавливания участков тканей. Для этого необхо­димо регулярно поворачивать больного, а также разглаживать кожные морщины. Очень важно правильно оборудовать ложе больного. Оно должно быть в меру жестким, чтобы тело не погружалось глубоко, простыня должна быть натянута Прием, облегчающий подкладывание простыни, со­стоит в следующем. Ближний край простыни свернут валиком и придвинут к спине больного, после чего больного осторожно переворачивают через валик на противоположный бок, выс­вобожденный из-под больного валик расправляют по постели.

    Кожа больного нуждается в уходе: 2-3 раза в день следует протирать спину, подмышки и в паху борным или камфорным спиртом. Ежедневно туловище и конечности моют мягкой губ­кой, смоченной в теплом мыльном растворе (можно чередовать с раствором, приготовленным из равных объемов тройного оде­колона, уксуса и воды). После этого необходимо насухо проте­реть мягким полотенцем. На время умывания под больного под-кладывают клеенку. Если все же ссадина образовалась, ее нуж­но немедленно прижечь темным раствором марганцовки.

    Если больной не контролирует мочеиспускание, применя­ют различные мочеприемники: стеклянные «утки», резиновые подкладные судна или гигроскопические пеленки. Если есть возможность, памперсы. Мокрая простыня усиливает опас­ность пролежней.

    Первые сутки-двое питание больного состоит из минераль­ной воды (без газа), слегка подслащенного клюквенного или яб­лочного сока. Затем диету расширяют за счет овощного и фрук­тового пюре, творога, молочно-кислых продуктов. Показаны чер­нослив, урюк, свекла, как средства, улучшающие деятельность кишечника. Через несколько дней больному дают суфле из не­жирных сортов мяса и рыбы. Картофель целесообразно готовить на пару, чтобы сохранить очень нужные соли калия.

    С первых дней следует принять меры против возможных контрактур (мышечные спазмы). Пока больной остается в по­стели, необходимо следить за положением пораженных конеч­ностей. Руку, при положении больного на спине, отводят до горизонтального уровня ладонью кверху. При этом пальцы Должны быть разведены и выпрямлены. Для фиксации при­меняют мешочки с песком (солью). Под колено подкладывают валик (свернутое одеяло). Стопу с помощью какой-нибудь про­ кладки удерживают под углом 90° к голени. В дальнейшем, со второй-третьей недели, следует помнить о том, что бездеятель­ные мышцы перерождаются, поэтому необходимо аккуратно и длительно проводить занятия гимнастикой, несмотря на ка­жущуюся порой малую эффективность.

    Часто больной не в состоянии информировать врача о сво­их трудностях. Поэтому очень важно проследить за опорож­нением кишечника и мочевого пузыря, за возможным появ­лением кашля, мокроты (запомнить ее вязкость, цвет). Необ­ходимо измерять температуру тела.

    Иногда после инсульта возникают судорожные припадки. Во время припадка нужно уберечь больного от ушибов, подло­жив подушку или что-нибудь мягкое. Насильно сдерживать судорожные движения нельзя. Важно проследить, с каких ко­нечностей начинается судорога. Обо всех своих наблюдениях следует информировать врача.

    Постепенно клетки, шокированные инсультом, приходят в себя, возрождая свои функции. Лишь в зоне омертвения вос­становление невозможно, в ней образуется киста — полость, заполненная жидкостью. Максимального восстановления сле­дует ожидать через 6-10 месяцев после инсульта. К этому вре­мени заканчивается рубцевание погибших нервных тканей и восстановление «оглушенных», но сохранивших жизнеспособ­ность. Восстановление функций тем эффективнее, чем целенап­равленнее проводились лечебно-восстановительные мероприя­тия. В их задачу входило локализовать очаг омертвения до ми­нимального размера, ускорить «пробуждение» оглушенных клеток, уберечь больного от осложнений. Кроме того, в этот пе­риод заболевания большая роль принадлежит и спонтанному (самопроизвольному) восстановлению пострадавших функций.

    Адаптация к жизни

    Следует отметить, что даже перед теми больными, кото­рые хорошо адаптируются к дефекту, неотвратимо встают про­блемы, связанные с остающимися на долгое время последстви­ями мозговой катастрофы. Поэтому со временем все большее значение приобретает задача приспособления больного к жизни, столь неожиданно изменившейся для него. Усилия близ­ких в этом направлении протекают на фоне лечения, которое, конечно же, еще необходимо. Еще долго нужны будут лекар­ства, улучшающие обмен веществ в нервных клетках, повы­шающие активность сосудов, снижающие вязкость крови и тенденцию к склеиванию кровяных шариков* Необходимо удерживать на нормальном уровне кровяное давление и дру­гие физиологические параметры, для чего также необходимы лекарства, но удельный вес обучения со временем становится все значительней. Логопеды обучают приемам восстановления речи, инструкторы лечебной физкультуры — умению пользо­ваться остаточными двигательными возможностями, совер­шенствовать их. Если роль больного в процессе лечения отно­сительно пассивна, то обучение невозможно без активного за­интересованного участия пациента. Процесс этот длительный, ведь всегда остается возможность совершенствовать свои на­выки. Задача родственников — поддерживать у больного ин­терес к занятиям и тренировкам, помня, что их результат ска­зывается лишь со временем.

    При всей схожести отдаленных последствий инсульта (па­резы, афазии и др.) у каждого больного они выражены по-сво­ему. Поэтому мы лишены возможности предложить здесь уни­версальные приемы, годные каждому конкретному больному. Мы хотим напомнить вам основные принципы, по которым строится комплекс восстановительных учебных и лечебных мероприятий. Важно также помнить, что не последнее место принадлежит рациональному режиму, что порой недооцени­вают больные и их родственники.

    Первые недели после инсульта больной вынужден нахо­диться в постели. Длительное лежание уже само по себе ухуд­шает кровообмен. Даже здоровые люди, встав после длитель­ного лежания, могут ощутить легкое головокружение, вя­лость, разбитость. Поэтому необходимо, сообразуясь, конеч­но, с состоянием больного, как можно раньше начать активи­зировать его. Это следует делать постепенно наращивая интен­сивность нагрузки. Целесообразно постоянно обращать внимание больного на то, что сегодня ему разрешено больше, чем вчера, что он отвоевывает у болезни одну позицию за другой.

    Где-то на третьей-четвертой неделе больному разрешают сидеть, затем — ходить у постели. К этому его следует подгото­вить психически и физически, имитируя ходьбу здоровой и па­рализованной ногой в положении на спине. В это время присту­пают к восстановлению бытовых навыков с обязательным при­влечением паретичной руки. Больной тренирует приемы умы­вания, бритья, еды, учится пользоваться, пусть совсем немно­го, пострадавшей рукой при одевании, уборке постели и т.п.

    Как правило, через месяц-полтора со дня заболевания больной может быть выписан из стационара. К этому времени он уже обслуживает себя в пределах основных бытовых потреб­ностей. Родственники, получив у врача, логопеда, инструкто­ра лечебной гимнастики рекомендации по дальнейшему вос­становительному режиму, должны следить за тем, чтобы боль­ной выполнял их с охотой, регулярно, но не допускать утом­ления. При физических упражнениях нельзя допускать одыш­ки, учащения пульса более чем на 10-15 ударов в минуту, на-туживаний (в том числе и при дефекации).

    Одежда не должна стеснять движений. Ее необходимо подбирать, сообразуясь с удобством больного, чтобы он без уси­лий мог одеться и раздеться. Особенно важно посоветоваться с врачом при подборе обуви. Жесткость ее элементов должна способствовать удержанию паретичной стопы под углом 90° к голени и препятствовать подворачиванию.

    Повышаются требования к пищевому режиму. Кроме об­щегигиенических требований, его необходимо сбалансировать по калорийности и компонентам (жиры, белки, углеводы), до­статочной витаминной ценности, регулярности. Во-первых, следует помнить, что калорийность пищи больного должна быть несколько ниже общепринятой (2500-3000 кал), т.к. его двигательная активность уменьшается из-за паралича; во-вто­рых, следует уменьшить привычное количество животных жи­ров и белков в пользу растительных. Нужно найти ту золотую середину, которая бы, обеспечив потребности организма, ис­ключила переедание.

    Большое значение имеет и трудовой режим. В благопри­ятных условиях через 3-6 месяцев после инсульта больные могvt вернуться к некоторым видам производственной дея­тельности. Но большинство наших больных из-за параличей конечностей и невозможности нормального речевого общения признаются инвалидами I-II группы. Мы уже упоминали о пси-хотравмирующем значении этого факта. Поэтому необходима так называемая терапия занятостью. Больной не должен чув­ствовать себя обузой, более того, ему необходимо ощущать свою полезность окружающим. Хорошо было бы, например, привле­кать выздоравливающих к посильным домашним обязаннос­тям, не забывая при этом выделить достаточное время для ло­гопедических занятий и упражнений по лечебной гимнасти­ке. Часть больных может приспособиться к определенным на­домным работам — сборка мелких изделий, картонажные по­делки, вязание на машинах, ткачество и т.п. Существуют на­блюдения, что привлечение парализованной правой кисти к труду, возрождение в ней целенаправленных движений спо­собствует нормализации речи (не потому ли еще наши бабуш­ки, обучая нас первым словам, играли с нами в ладушки и со­року-воровку).

    Трудовая деятельность должна регламентироваться сле­дующими принципами:

    1. Работу за столом следует чередовать с двигательной раз­минкой.

    2. Длительность рабочего времени определяется самочув­ствием пациента.




    1. Характер труда должен исключать возможность травм и т.д.

    2. Рабочее место должно быть удобным, хорошо освещенным.

    5. Больной должен быть заинтересован в результатах сво-
    его труда.

    Важно правильно организовать распорядок дня больного. Пожилые люди с трудом приспосабливаются к сменам ритма жизни. Отсюда вытекает целесообразность постоянного распо­рядка дня: начало и окончание активного дня, часы приема ПиЩи, прогулок, работы, занятий. Подвижную деятельность полезно чередовать с сидячей работой, памятуя слова И.П. Пав­лова о том, что отдых — это смена деятельности.

    С возрастом меняется потребность в сне. У многих появ­ляется желание вздремнуть днем, у большинства укорачива­йся ночной сон. Иногда приходится слышать жалобы на «бес­сонницу». Проснувшись где-то в 3-4 часа, пациент мучитель­но пытается вновь заснуть, а спать вовсе не хочется, голова свежа, полна мыслей. Лишь к утру вновь одолевает дремота. Со временем появляется страх перед этими ночными бдения­ми. Возникает желание принять «снотворную» таблетку. А между тем она вредна, эта таблетка. Как правило сон у на­ших пациентов нормален, ведь в пожилом возрасте вполне до­статочно поспать 5-6 часов. Нужно только не мешать организ­му регулировать отношения между сном и бодрствованием (есть желание — спать, а нет — то и не нужно).

    Напоминаем основные требования к организации полно­ценного ночного отдыха: сон в проветренном, нежарком поме­щении; ужин за полтора-два часа до сна (перед сном, при же­лании, можно выпить стакан кефира, простокваши, ряженки); непосредственно на ночь не следует допускать эмоциональных перегрузок (в том числе тревожных зрелищ, книг, споров). Очень полезны прогулки перед сном.

    В настоящее время нейрофизиологи представляют себе сон как своеобразную деятельность нервной системы. Во сне го­ловной мозг не только продолжает руководить жизнедеятель­ностью организма, обеспечивая взаимодействие внутренней и внешней среды, но и обрабатывает огромный объем информа­ции, полученный во время бодрствования. Отдаленно это по­хоже на работу склада, во двор которого днем поступают раз­нообразные грузы, а ночью эти грузы распределяются по соот­ветствующим стеллажам, отсекам, четко кодируются и реги­стрируются. Перед сном полезны спокойные, приятные, рит­мичные занятия (вязание, систематизирование коллекций, ретушь фотографий, шахматные задачи и т.п.), мягкая музы­ка, легкое чтение. Убаюкивающе действуют тихие монотон­ные звуки (шум листвы, прибоя, капли дождя). Пациенту, про­снувшемуся среди ночи, мы советуем не напрягаться в попыт­ках тут же уснуть, а спокойно отдаться грезам. Сон, если в нем есть потребность, придет сам.

    Итак, болезнь, ее последствия, а особенно двигательная и речевая неполноценность, резко нарушают жизнь больного. Он не в состоянии теперь делать по дому то, что делал раньше, не может больше общаться в том объеме, как прежде, с членами семьи и другими людьми. Такое положение дел приводит к напряжению сложившихся до болезни семейных отношений, Р изменению положения больного в обществе. Те больные, ко-К то снимали положение главы семьи (лидера) или были ак-тивными членами общества, после болезни вынуждены быть целиком зависимыми от других членов семьи и общества. Это, как правило, крайне тяжело переживается ими.

    Родственники, столкнувшись с таким фактом, часто не знают, как вести себя. Некоторые из них находят выход в чрез­мерной опеке больного. Они стараются все делать за него, даже то что в состоянии делать он сам, предупреждают каждый его шаг. Однако поступая таким образом, они не понимают, что унижают больного, постоянно подчеркивая его беспомощ­ность, замедляя, задерживая восстановление целого ряда уме­ний, которые помогли бы ему приспособиться к изменившим­ся условиям жизни. Нередко, к сожалению, приходится встре­чаться и с другим, обратным вариантом отношения родствен­ников к больному. Мы имеем в виду те случаи, когда больно­му не уделяется достаточного внимания, не оказывается необ­ходимой помощи в овладении теми или иными навыками.

    Больной же нуждается в разумном к себе отношении. Ко­нечно, ему во многом надо помогать, но именно в том, в чем он беспомощен. Вместе с тем необходимо побуждать больного к самостоятельным действиям, обязательно отмечать их важ­ность для семьи.

    Еще более важной задачей является привлечение больного к общению с членами семьи и другими людьми. Поскольку у больного с афазией нарушено речевое общение с окружающи­ми, наряду с накапливанием речевых навыков для использова­ния их в целях коммуникации иногда можно предложить «не­речевые» способы общения. К ним относятся жесты, рисунки, условные рисованные знаки. Эти «заменители» речи позволят хотя бы частично компенсировать утерянную способность об­щения. Как же организовать такое «неречевое» общение?

    Во-первых, говорящие члены семьи могут попробовать Уясниться с больным жестами и рисунками, придав этому характер своеобразной игры. В процессе «игры» можно выяс­нить, насколько больной понимает неречевые средства обще-Ия- Если больной понимает их, ему предлагают самому попробовать объясниться. В случае успеха от «игры» переходят к использованию неречевых средств общения в жизни. При этом необходимо иметь в виду, что каждое неречевое действие (жест или рисунок) должны сопровождаться словами говоря-щего члена семьи. Такое параллельное употребление нерече­вого и речевого средств общения способствует «оживлению слова», что в конечном счете является основной целью работы по организации общения больного в быту. При появлении пер. вых успехов следует предпринять попытки в расширении ра­мок общения. С этой целью можно пригласить в гости близ­ких друзей и незаметно для больного организовать беседу на близкие для него темы, имеющие положительную эмоциональ­ную окраску. Очень важно, чтобы друзья, находящиеся в гос­тях, «подыгрывали» больному, вселяли в него уверенность в том, что дела идут лучше.

    Полезно совместить приход гостей с празднованием какой-либо даты. Хорошее растормаживающее действие оказывает рассматривание семейных альбомов, просмотр слайдов, видео­кассет, на которых запечатлены семейные торжества и т.д.

    Налаживание быта обязательно предусматривает обучение больного какому-либо труду. Во-первых, это необходимо для общей активизации больного к приобретению полезных навы­ков, во-вторых, для того чтобы больной был занят.

    Овладение доступным видом труда может приблизить боль­ного хотя бы к частичному решению одной из самых важных для него проблем, а именно, к проблеме участия в общественно-полезной работе. Формы этого участия могут быть разными: надомный труд, труд в специальных мастерских, труд в облег­ченных, щадящих условиях с изменением его профиля, и, на­конец, возвращение к прежнему виду труда. Родственники дол­жны исходить из реального положенияГдел, не переоценивать и не умалять трудовых возможностей больного. Не надо вселять в него необоснованных надежд, но и не надо убеждать, что от­ныне будет недоступен труд вообще. Всегда можно найти какое-нибудь дело, которое может стать основным занятием больного и позволит ему не чувствовать себя бесполезным.

    Теперь перейдем к нарушению речи — последствию бо­лезни, очевидно, самому тяжелому для больного.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9