Главная страница
Навигация по странице:

  • БИЛЕТ 58. Феноменология живого. Проблема адекватности в выражения феномена жизни в современной биологии и медицине.

  • БИЛЕТ 66.Холизм в биологии и медицине.

  • БИЛЕТ 89. Виды медицины с точки зрения различных интегральных критериев оптимальности.

  • БИЛЕТ 91. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.

  • Билет 92. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни

  • БИЛЕТ 45. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.

  • БИЛЕТ 59. Проблема существования у живых организмов собственного пространства и времени.

  • ответы по вопросам на экзамен. Билет философия и круг изучаемых ею проблем Слово философия


    Скачать 478.5 Kb.
    НазваниеБилет философия и круг изучаемых ею проблем Слово философия
    Анкорответы по вопросам на экзамен.doc
    Дата02.02.2017
    Размер478.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы по вопросам на экзамен.doc
    ТипДокументы
    #1813
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Структура научного познания, его методы и формы Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно- исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейшими из которых являются эмпирическая, теоретическая и производственно-техническая.
    Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация). Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки. Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, прокладывая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собственно научных методов, так как носит прикладной характер. Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре науки, элементы которой одновременно являются и ступенями развития научного знания. Так, эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в том числе вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с помощью которой устанавливаются новые факты. Теоретическое исследование предполагает работу ученых, направленную на объяснение фактов(предположительное - с помощью гипотез, проверенное и доказанное - с помощью теорий и законов науки), на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе осуществляет проверку познанного на практике. В основе методов естествознания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым.
    БИЛЕТ 58. Феноменология живого. Проблема адекватности в выражения феномена жизни в современной биологии и медицине.

    Проблема сущности жизни. Философия и естественные науки о происхождении жизни на Земле.

    В разные исторические периоды были разные определения сущности жизни (механицизм, виталистическая теория и т.д.). жизнь – это явление многокачественное – рост, естественный отбор, борьба за существование, но есть еще организованность, информированность и упорядоченность. Уровни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, биогеоценоз, биосфера. Жизнь – это особая форма движения материи, составляющая способ существования высокоорганизованных надмолекулярных с-м. Этот способ своеобразен, он отличается структурами и ф-циями. Это опровергает упрощенный подход к жизни. Жизнь возникает вместе с высокомолекулярными физико-химическими с-мами (белки и НК). Эти с-мы неразрывно едины, изменчивы и устойчивы. Св-ва с-м связывают с составом и структурой. В биологических процессах окислительно-восстановительные явления саморегуляции возникают как результат, сов-сть хим. р-ций, к-рые отдельно не могут саморегулироваться.

    Фундаментальное св-во жизни – самовоспроизведение. Генетический аппарат должен быть устойчивым и гибким.

    Специфический признак живых с-м – хиральная частота Хиральность – способность двух мол-л существовать в зеркальных формах. Пастер открыл оптическую изомерию. Оптические изомеры вращают плоскость поляризованного света в разные стороны. В живых с-мах белки содержат только L – аминок-ты, а НК только D – сахара. Это значит, что белки вращают плоскость влево. Современное естествознание раскрывает сущность жизни, поэтому нужно объединение наук в определении сущности жизни. В 20-е гг. 20 в. определился системный подход (Берталанфи) – своеобразие живой с-мы связано с ее организацией. Любая живая с-ма – не сумма эл-тов, а целостное образование. В живых с-мах св-ва определяются не простым сложением составляющих, а организацией. Чтобы знать организацию, надо знать ф-ции живой с-мы, к-рые истекают из популяций, биогеоценозов, биосферы.

    Раньше думали, что всегда происходит самозарождение живого из неживого. Ван Гельмонд составлял рецепты получения мышей из пшеницы и грязного белья. В 17 в. стали накапливаться данные против этого мнения. Ф. Редди дакозал, что белые черви в мясе – личинки мух. Перельховский тоже доказал, что микроорганизмы происходят от предков. Пастер доказал, что в современных условиях невозможно зарождение жизни из неживого. Есть мнение, что жизнь возникла случайно. Ген – основа жизни возник случайным сочетанием мол-л. Другая, что жизнь пришла из космоса, где жизнь вечна.

    Энгельс – жизнь сформировалась в ходе длительной эволюции материи. Гипотеза сложного многоступенчатого пути метерии (Опарин, Холдейн) – есть коацерваты – комплекс коллоидных частиц (Со, Na и т.д.) – этот раствор разделяется на два слоя: богатый частицами и бедный ими. Образуются отдельные капли. В первичном океане могло быть образование этих капель. Был отбор этих капель, сохранилась их малая часть, к-рые были способны к устойчивому обмену вещ-в. Сохранились те капли, к-рые при распаде сохраняли св-ва своих структур. Здесь коацерватная капля превратилась в простейший живой орг-зм. В капле встретились НК, простые белки. Отдельная мол-ла не может быть живой. Считают, что первоначально возникали белково- и нуклеоподобные полимеры, к-рые не были обусловлены, когда они соединялись могло возникнуть биологическое функционирование. Здесь возник естественный отбор. Гипотеза Опарина способствовала конкретному изучению простейших форм жизни. Создавались условия первичной Земли. Под воздействием физических воздействий эти смеси могут преобразовываться в Н, N, синильную к-ту. В межзвездной среде есть облака пыли и газа, в к-рых есть вода, аммиак, сероводород, кремний, формальдегид, спирт – они близки к биоорганическим мол-лам, т.е. м-но сказать, что в космосе есть все необходимые для построения живых орг-змов. В метеоритах обнаружены аденин, гуанин, ароматические углеводороды. В нашей галактике наиболее распространены С, N, О2. А на Луне – Fe, Si, Al. Луна, Марс, Меркурий – мертвы, т.к. они потеряли флюидные эл-ты галактики. В Земле много воды, метана, аммиака, поэтому в Земле едет химическая эволюция, т.к. есть флюидные эл-ты. Эволюция идет потому, что ее решающим фактором явл. излучение Солнца. № млрд. лет назад кислорода не было. Единственным источником его стали р-ции фотодиссоциации мол-л воды в верхних слоях Земли. Потом источником стали микроорганизмы.

    Олескин, Ботвинко, Кировская выдвинули в 1997 г. гуп-зу об сосбой роли малых мол-л в первичном зарождении белково-нуклеиновых с-м. Не белок, не ДНК, не РНК были предшественниками гипотетической жизни. Жизнь эволюционировала на базе игры неорганических мол-л. Даже ф-ция наследственной передачи первоначально зависела от неорганических генов (алюмо-силикатных глин) Первые полимеры – результат автокатализа этих неорганических мол-л. Жизнь возникла в облаках. Дождевые капли облучались УФ – облучением первобытного солнца. Потом капли попадали в океан и развивались по опаринскому сценарию.
    БИЛЕТ 66.Холизм в биологии и медицине.

    Холизм, идеалистическая «философия целостности». Термин введён Я. Смэтсом. Согласно Х., миром управляет процесс творческой эволюции — процесс создания новых целостностей. В ходе эволюции формы материи преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными; холистический процесс отвергает закон сохранения материи. Носителем всех органических свойств объявляется чувственно невоспринимаемое, нематериальное поле (подобное лейбницевской монаде), остающееся постоянным при всех изменениях организма. Целое (целостность) трактуется в Х. как высшее философское понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное; оно провозглашается «последней реальностью универсума». Согласно Х., высшая конкретная форма органической целостности — человеческая личность. Придавая мистический характер «фактору целостности», Х. считает его нематериальным и непознаваемым. Идеи Х. развивали А. Мейер-Абих (Германия), А. Леман (Франция). В современной западной литературе термин «Х.» иногда используется для обозначения принципа целостности.


    БИЛЕТ 89. Виды медицины с точки зрения различных интегральных критериев оптимальности.

    Пусть  - некоторый психический критерий оптимальности, величина которого выражает «психическое здоровье» («-здоровье») человека,  - физический (физиологический) критерий оптимальности, величина которого выражает «физическое здоровье» («-здоровье») человека. Пусть также З – некоторый интегральный критерий оптимальности, на основе которого выражается общее здоровье («Здоровье» с большой буквы) человека. Критерии  и  - это частные случаи критерия З, т.е. З = З(,,К1,…,Кm,…) – интегральный критерий здоровья З есть функция от физического, психического и, возможно, еще каких-то критериев, К1,…,Кm,…, здоровья человека. В связи с этими критериями можно выделять и несколько видов медицины: «физическая (соматическая) медицина» («-медицина») ограничивает здоровье человека только -здоровьем; «психическая медицина» («-медицина») ограничивает здоровье человека только -здоровьем; «психосоматическая медицина» («-медицина») ограничивает здоровье только психосоматическим здоровьем, т.е. той частью критерия З, которая определяется только критериями  и  -медицина представляет из себя классические разделы западной соматической медицины. -медицина – это психиатрия. В последнее время все более активно развивается психосоматическая медицина, в которой формируется философия более интегрального – психосоматического – образа здоровья и болезни. В этом процессе выражается общая тенденция развития западной медицины – тенденция восхождения от более частных к более интегральным критериям здоровья, в пределе стремящихся к интегральному критерию Здоровья (З), который, однако, никогда не может быть до конца выражен средствами научного познания. Следует заметить, что, тем не менее, критерий З может даваться ученому-медику посредством интуиции, в то время как более частные критерии здоровья рано или поздно могут быть выражены и средствами рационального познания.
    БИЛЕТ 91. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.

     В интегральной медицине организм рассматривается не только как анатомо-физиологическая субстанция, но и как живая пирамида структурных (организационных) биофизических уровней в строгой зависимости и соподчиненности.

    Первый уровень - элементарный, фундаментальный, где основное действующее начало элементарные частицы атомов тех веществ, из которых состоит биологический объект - человек. Второй уровень - атомарный, где основное действующее начало - атом. Все свойства этой ступени определяются свойствами атомов тех элементов таблицы Менделеева, которые составляют основу биологической ткани - Н, О, С, S, N, Р. Третий уровень - молекулярный., состоит из множества атомов, соединенных в молекулярные связи и образующих вещества с определенными химическими свойствами: молекулы воды, кислорода, азота, углеводородов. Из них в основном и состоят биологическая ткань, ферменты и многие другие органические и неорганические соединения. Четвертый уровень - клеточный, где главная структурная единица - живая клетка. На этом уровне, являя собой более сложную организацию, появляются свойства дифференцирован-ности и авторитма - характерных признаков живой клетки. Пятый уровень - тканевой, состоит из структурных объединений множества клеток по признакам дифференциации и совместной функции, в зависимости от органной принадлежности самой биологической ткани. Шестой уровень - органный, где разнородные тканевые образования сформированы в анатомические структуры - органы. Седьмой уровень - системный, где группы органов, объединенных взаимосопричастными функциями, образуют системы жизнеобеспечения организма с более широкими функциями:. Восьмой уровень - центральных регуляторов. Это нейроэндокринные структуры мозга, управляющие и согласующие работу всех систем.. Девятый уровень - корковый. Это кора головного мозга с ее громадой нейронов и нейронных связей, лежащих в основе нейропсихической деятельности человека, формирующей его сознание на базе условных и безусловных рефлексовДесятый - уровень независимой субстанции - определяет бессознательную деятельность, яркой категорией которой выступает интуиция и другие трансцендентальные возможности человека. ". ... Человек - не только анатомо-физиологи-ческая субстанция, состоящая из органов и систем, а сложная многоуровневая биофизическая структура - живая пирамида, - существующая в условиях и по законам окружающего пространства и времени, состоящая с ними в сложных энергоинформационных отношениях. Во всех изменениях, наступивших в живой пирамиде, принимают участие всеобъемлющие связи с внешним миром и внутри пирамиды. Всякая полноценная коррекция внутри пирамиды возможна только с учетом сбоев на всех ее уровнях.
    Билет 92. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни

    Тезисы доклада: Философия биологии – область философского знания, занимающаяся метафизическими, эпистемологическими и понятийными проблемами биологии. Она является относительно молодой наукой, возникшей в 60-х гг. ХХ века как область философии науки, ориентированной на проблемы физики. В начале 1970-х Дэвид Халл (David Hull), Майкл Руз (Michael Ruse) и другие занялись специально формальными проблемами эволюционной биологии. В соответствии с принципом дифференциации, господствующим в развитии научного знания в целом, философия биологии - несмотря на свою короткую историю - успела разбиться на определенные субполя своих исследований, включающие и философию медицины. И все же - несмотря на все эти признаки развития - на сегодняшний день нельзя сказать определенно, что философия биологии и медицины является окончательно конституировавшейся дисциплиной.

    Споры, возникающие в ней, нередко оказываются противостоянием наиболее общих философских точек зрения, уже известных из истории философии. Однако в приложении к новому материалу биологии и медицины эти старые философские споры могут дать неожиданный познавательный эффект. Одним из таких споров является спор современных онтологов и номиналистов о понятии болезни. Суть спора можно свести к следующему. С онтологической (реалистической) точки зрения болезни являются реальными сущностями, наличествующими в мире. С этой точки зрения нозологии, например - в качестве классификаций болезней-как-сущностей – есть истинные классификации мира. Болезни, по мысли онтологов, «разрезают» природу на её стыках, давая, тем самым, нам возможность видеть ее устройство. В отличие от онтологов номиналисты ссылаются на старую поговорку «Нет болезней, есть больные люди». Нозологии с точки зрения номиналистов - всего лишь условные системы классификации. Нозологии имеют, конечно, большой практический смысл, но это не означает, что они описывают реальность «как она есть». Фиксация основных положений спора онтологов и номиналистов в рамках истории философии биологии представляется важной уже потому, что – хотят они того или нет - онтологическую или номиналистическую точку зрения вынуждены занять все специалисты, работающие в области биологии и медицины.
    БИЛЕТ 45. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.

    Любовь – одна из форм творчества, выступающая как искусство высшего отношения к объекту любви. В этом случае любовь выражается в напряженном и постоянном контакте с высшим принципом объекта любви. Речь идет о том, что всякое начало в мире, в первую очередь живые существа, в том числе люди, обладают первообразами своих высших состояний – своего рода «максимумами» своего бытия, как мог бы выразиться Николай Кузанский. Такие высшие образы бытия для того или иного начала можно называть его Идеал-бытием. Например, Идеал-бытие человека – это тот высший максимум бытия, соединяющий в себе наиболее совершенные и высшие проявления этого человека, к которому человек хотел бы стремиться, но который требует крайнего напряжения сил для своего хотя бы мгновенного проявления. Лишь в короткие мгновения высшего существования человек может прикасаться к образам своего Идеал-бытия. В обычной жизни мы воспринимаем и себя, и другого человека в обычном режиме его существования, но иногда может приходить удивительное новое отношение к человеку, когда мы непосредственно начинаем переживать сияние его Идеал-бытия, так что все существо человека, его лицо, мимика, жесты, движения, мысли и слова, чувства и поступки, - все пронизывается неким высшим сиянием и преображением всего существа человека. К человеку в этом чувстве возникает глубочайшая симпатия, желание помогать и служить ему, постоянно быть рядом, хранить высшую чистоту отношений, жертвовать собой ради человека, раствориться и слиться с ним в едином существовании. Такое чувство и есть любовь.
    Обычно любовь приходит ненадолго, и такое преходящее сияние другого называют «влюбленностью». В любви любящие существа поднимаются вдохновением на высокий энергетический уровень жизни, в котором преодолеваются различия их более эгоистической индивидуальности. С «остыванием» любви снижается энергия единства, и люди обнаруживают между собой разного рода  несовместимости, которые сами собой преодолевались ранее единящей энергией любви-вдохновения.

    Подлинная любовь требует, как и любое творчество, больших душевных сил и самодисциплины. Обычно любовь легко смешивается с эгоистическими побуждениями любящего, когда ему нравится любить, и он незаметно под видом любви к другому начинает любить себя в этой любви. Кроме того, западные образцы любви очень ревнивы, требуя единственности влюбленных друг для друга. Чувство единственности легко переходит в эгоизм, когда любящий начинает постоянно ревновать объект любви ко всему иному, кроме себя. Он стремится изолировать объект любви от мира, погрузив себя и его в некоторый непроницаемый кокон собственного мира-на-двоих.

    В любви человек открывается другому, открывает ему свою душу. Такое открытие обычно сопровождается большой уязвимостью, когда в нежную плоть открытой раковины можно особенно больно ударить. Эгоистические искусы любви, ее падения в животные чувства, которые ослабляют разум, легко могут привести к искушению ударить любимого человека и нанести ему особенно болезненные уколы. Первый опыт таких ударов может быть очень болезненным, приводя в дальнейшем к «опытности» и закрытию человека от другого, в конечном итоге к потере способности любить и использованию более безопасных отношений, в которых исчезает глубокая открытость другому и общение протекает в более поверхностно-масочных слоях личности. Подлинность чувства оказывается прямо пропорциональной возможной душевной боли, и люди, избегая боли, начинают предпочитать не столь подлинные чувства.

    Поэтому хотя любовь приходит ко многим, но подавляющее большинство людей испытывают ее недолго, а держать это чувство в себе на должной высоте и длительное время способны уже очень немногие, обладающие подлинным талантом или гением любви. В качестве Эго-Гения в настоящей любви выступает Идеал-бытие объекта любви, которое само по себе представляет сверхчеловеческое состояние и способно порождать свое вдохновение, измененное состояние сознания и любовную эмпатию, когда любящий отождествляет свое Я с ИдеалБытием объекта любви. Измененное состояние сознания влюбленного выражается в том, что для него более реальным оказывается Идеал-бытие объекта любви, а не его зримый обыденный облик. Здесь также есть свой искус потери связи с реальностью и попадания в сети «иллюзии любви». Отсюда слова поэта: Любовь слепа, и нас лишает глаз, Не видим мы того, что видно ясно, Я видел красоту, но каждый раз,
    Понять не мог, что дурно, что прекрасно… сонет В.Шекспира (перевод С.Я.Маршака)

    В итоге подлинная любовь оказывается связанной с высокой дисциплиной долга и разума, которые не подавляют истинное чувство, но придают ему устойчивость и масштаб. Только в таком редком сочетании удается избегать разного рода «ловушек любви» - страдательности безмерной чувственности, эгоизма и ревности, любовной слепоты, полного растворения в объекте любви с потерей собственного Я и т.д. Только при этих условиях любовь окажется тем, о чем писал поэт: Любовь - над бурей поднятый маяк, Не меркнущий во мраке и тумане. Любовь - звезда, которою моряк Определяет место в океане. Любовь - не кукла жалкая в руках У времени, стирающего розы На пламенных устах и на щеках, И не страшны ей времени угрозы. сонет В.Шекспира (перевод С.Я.Маршака)

    Даже кратковременная любовь привносит в душу человека высокое наслаждение, которое он запоминает на всю жизнь. Такая сила любви заставляла многих говорить о любви как об исключительном чувстве, через которое человек особенно прикасается высшей реальности. В наибольшей мере такая природа любви была развита в христианстве, которое возвело любовь к Богу. С этой точки зрения любовь – непосредственное чувственное переживание высшего бытия, в конечном итоге уходящего в природу Бога. В любви мы непосредственно переживаем то, что разуму приходится долго и опосредованно доказывать.

    Природа божественной любви прекрасно выражена в Евангелии в «Гимне любви» апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая… имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое сожжению, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…» (Первое послание к Коринфянам, глава 13).

    Связь любви и творчества выражается также в том, что от любви мужчины и женщины рождаются дети – любовь приводит к высшим формам творчества новой жизни. На любовь можно посмотреть как на силу рождения-творения. В отношении к Эго-Гению творец выступает женским страдательным началом, и творчество возникает как результат любви творца к своему Эго-Гению. Результатом такой любви является вдохновение и его плоды, которые творец приносит в мир в своем творчестве. Вот, возможно, почему среди философов мало женщин, поскольку ум философа должен представлять собой своего рода «ментальную матку», которая оплодотворяется и вынашивает плоды философского творчества, а иметь две матки – ментальную и физическую – это, по-видимому, слишком дорогое удовольствие для природы. Если эта гипотеза верна, то философия должна требовать от творца повышенно женско-страдательного начала в ментальной сфере, в отличие от других видов нефизического творчества. Тогда философский мужской ум – это на самом деле повышенно женская ментальность, так что, будучи физическими мужчинами, философы являются ментальными женщинами, а нельзя быть женщиной дважды, поскольку иметь две матки, ментальную и физическую, – это слишком. Вот почему нет подлинных женщин-философов. Философы, в отличие от других творцов, должны привносить в мир особенно глубокие идеи, лежащие на самом краю нашего бытия, в то время как творцы других видов создают более производное новое. Если применять компьютерное сравнение, то философы должны создавать новые операционные системы, в то время как все иные творцы создают лишь те или иные программы в рамках готовой операционной системы. Вот, возможно, почему в философии возникает вид особенно глубокого рождения, конкурирующий по своей силе с физическим рождением, на который способна только женщина.
    Таким образом, не только любовь есть один из видов творчества, но и любое творчество есть форма любви. Любовь и творчество вазимно проникают друг друга. Любовь сексуальная оказывается связанной с любовью творческой – так утверждают, например, разного рода психоаналитические теории. Творческая любовь может забирать себе энергию сексуальной любви – этот процесс называется в психоанализе сублимацией, древним термином алхимиков, которым они обозначали превращение неблагородных металлов в золото под действием философского камня. Во всех этих перекличках заложены глубокие неслучайные связи.
    БИЛЕТ 59. Проблема существования у живых организмов собственного пространства и времени.

    Только по отношению к живому мы употребляем такие термины, как «рождение» и «смерть». Употреблять их, н-р, по отношению к камню можно только в метафорическом смысле. Когда камень возникает, отколовшись от скалы, или ис­чезает, распавшись на кусочки, мы вряд ли можем серьезно ска­зать, что камень «родился» и «умер». Такие термины употребимы только по отношению к живому. Для неживых объектов мы гово­рим лишь о «возникновении» и «уничтожении». Можно предполагать, что «рождение» — это «сильное возник­новение», а «смерть» — «сильное исчезновение». Что означает слово «сильное». По-видимому, рождение как «силь­ное возникновение» предполагает, что живой организм по-насто­ящему возникает, в то время как возникновение камня означает возникновение его как отдельной целостности скорее в нашем сознании. В реальности камень — это во многом скопление ато­мов, которое сильно не меняется, отделившись от другого подоб­ного скопления, или распавшись на меньшие совокупности. Сле­довательно, по большому счету камень и не возникает и не исче­зает, или — слабо возникает и слабо исчезает, поскольку сам ка­мень слабо существует в форме отдельной целостности. Другое дело, живой организм. Здесь мы чувствуем, что это не просто множество атомов, это некое самостоятельное целое, сильно вы­деленное из фона, по-настоящему существующее. Поэтому, если уж оно возникает, то возникает сильно, по-настоящему. Если ис­чезает, то исчезает по-настояшему. Мы ощущаем, что рождение живого организма запускает собственное время этого организма, как и смерть завершает это собственное время. Следовательно, у живого существа есть свое время, которое длится между рождением и смертью. Неорганическое тело своим временем не обладает, существуя в общем для всех объектов мировом времени.

    Затем, живое, например, способно расти, и его рост в общем случае сильно отличается от роста неорганических объектов, на­пример, роста кристаллов. Кристалл растет, лишь прибавляя но­вые части к уже существующим старым. Что же касается живого роста, то здесь растут все части тела, здесь каждый раз обновляет­ся как бы все пространство, захваченное телом живого организма. Следовательно, у живого есть не только свое время, но и свое пространство.Наличие своего пространства подтверждается также разделением на внутреннюю и внешнюю среду, что столь характерно толь­ко для живого организма. Пространство внутри камня в принци­пе не отличается от внешнего пространства, оно лишь часть об­щего физического пространства. Другое дело, пространство внут­ри тела живого организма. Это пространство сильно отличается и сильно защищается живым от посягательств внешнего простран­ства. Например, живые организмы имеют защитные оболочки и поверхности, обладают иммунными системами, призванными со­хранить неприкосновенность внутреннего пространства живого тела.
    БИЛЕТ 60. Особенности органической формы.

    Эта форма посто­янно сыпется и разваливается, ее нужно все время ремонтировать и восстанавливать, нужно затрачивать много энергии только для сохранения этой формы в прежнем виде («энергия структурного покоя» живого организма). Складывается впечатление, что орга­ническая форма является чужой и трудной для неорганической материи. Последняя с трудом, и то ненадолго способна удержать эту неподходящую для себя форму. Быть может, в этом одна из причин структурного обмена веществ в живых организмах.

    Необычной является и геометрия органической формы, сравнительно с формами неорганическими. Неорганические формы как правило угловатые, в них господствуют прямые линии, плоскости и резкие скачки, образующие углы. Таковы, например, фор­мы кристаллов. Что же касается органических форм, то их геометрия преимущественно криволинейная, в ней господствуют плавные линии, непрерывные переходы. Следовательно, в органической форме нет таких резких скачков, здесь скачки малые, образующие непрерывные переходы. Угол выражает резкий ска­чок от одного геометрического качества к другому, т.е. внешность и независимость этих качеств. Наоборот, непрерывный переход от одного направления к другому выражает множество промежу­точных состояний, соизмеряющих эти направления между собой, погружающих их в некоторое единое целое. Таким образом, рез­кие углы выражают геометрию, в которой части господствуют над целым. Наоборот, плавность и криволинейность выступают признаками формы, в которой господствующее целое растворяет в себе отдельные части. Следовательно, органическая форма, характеризующаяся криволинейностью иинепрерывностью, являет собою пример «холистической геометрии», в которой целое господствует над частями.
    БИЛЕТ 61. Философские основания возможности питания и размножения живых организмов.

    Только живое способно питаться. Это удивительный процесс — питание. Камень вообще не может обладать такой способ­ностью. Только живое существо обладает этим качеством. Живое питается, чтобы пополнить запасы своей энергии. Следовательно, только у живо­го есть своя энергия, которая может заканчиваться, которую мож­но и нужно пополнять. Неорганический объект не обладает своей энергией, он растворен в океане общей физической энергии. По­этому ему и не нужно получать какую-то специальную энергию. В процессе питания живое ищет и находит подходящую энергию, которую в пищеварении оно окончательно превращает в свою энергию.

    Одно из фундаментальных свойств живого — свойство размножения. Виды размноже­ния, например: 1) размножение как избыток роста, превышаю­щий некоторую меру единичности организма — когда величина тела живого организма как бы переливается через край какого-то запаса единичности, и вливается в новую живую форму. Н-Р: рост растений, при размножении почковани­ем. 2) Возможно размножение путем освобождения части от гос­подства целого. Н-р, гидру разрезают на части, и из каждой части возникает новая гидра, то в этом случае выделение части в процессе разрезания активирует эту часть как новое це­лое. Получается, что в частях целого потенциально содержится целое, которое активируется после высвобождения частей или потенцируется существованием частей в составе целого. 3) наиболее развитый вид размножения — половое размноже­ние. В процессе полового размножения сливаются два дополни­тельных целых, образуя новую целостность. Во всех этих видах размножения мы, тем не менее, можем заметить одно замечатель­ное свойство, которое, является главным для спо­собности размножения. Это взаимопроникновение целого и час­ти — часть может становиться целым, а целое — частью. Следова­тельно, для живого характерно некоторое третье состояние — со­стояние, которое можно было бы назвать термином часть-целое, выражая им синтез того и другого, целое целого и части — как бы целое 2-го порядка.
    БИЛЕТ 62. Феномен самодвижения живых существ и принципы его обеспечения.

    Живое способно к самодвижению. Н-р, живой организм перемещается в пространстве, то он движет себя собою.

    Рассмотрим с этой точки зрения живую ходьбу на двух ногах. Когда одна нога движется, вторая служит ей опорой, и наоборот. Таким образом, в каждый момент времени живое тело в процессе ходьбы делится на более причинную-опорную и более производную-дви­жущуюся части, как бы на часть-причину и часть-следствие. Причем, часть причина определяет собою активность части-следствия. Но такое деление не фиксировано, а постоянно может себя пере­определять, задавая в качестве причинных частей те части, кото­рые ранее были следствиями, и наоборот. Так в живом способны перетекать друг в друга не только часть и целое, но и причина со следствием. В живом есть не только синтетическое состояние часть-целое, но и синтез причина-следствие. Такое причинно-следствен­ное единство способно в любой момент поляризовать себя на ча­сти-причины и части-следствия. Части-причины начнут опреде­лять собою части-следствия. В следующий момент может про­изойти реполяризация, и в составе динамического единства будут выделены новые части-причины и части-следствия, и поток оп­ределения потечет в новом направлении от первых ко вторым. Но, несмотря на все эти поляризации и реполяризации, живое вновь и вновь восстанавливает себя как единство и переход лю­бых своих следствий в любые причины, существуя как единое состояние «причина-следствие». Так обеспечено самодвижение живого.
    БИЛЕТ 63. Относительная автономность живого от внешней среды.

    Живое активируется средой, но уже не определяется ею. Живое приобретает относительную автономность от воздействий среды. Н-р: пнуть ногой камень и пнуть собаку — это две разные вещи. С камнем мы можем быть уверены по поводу того, как он отреагирует на удар. Камень прозрачен для внешнего воздействия среды, практически однозначно пропуская ее через себя. Среда выступает причиной изменения состояния неорганического тела. Иное дело — живой организм. Здесь уже полной уверенности в том, как отреагирует собака на удар, быть не может. Она может и укусить, и трусливо отбежать в сторону, и сделать еще нечто, что вообще не ожидалось. Живое уже перестает быть прозрачным для внешнего воздействия среды. Оно хотя и реагирует на среду, но на одно и то же внешнее воздействие каждый раз может ответить по-разному, преодолевая здесь однозначную причинно-следствен­ную связь. Крайней формой автономности живого является его возможность рождать и уничтожать движение. В неорганическом мире активность (энергия) лишь переходит из одной своей формы в другую, не исчезая и не возникая. Когда же кошка просыпается от громкого звука, мы чувствуем здесь момент возникновения активности. И наоборот, сон несет в себе нечто от исчезновения движения. Кажется, что в живом мы чувствуем нарушения закона сохранения энергии — живое словно способно включить и выключить свою энергию. Возможно, это как раз связано с тем, что у живого есть своя энергия, которая может и начинаться, и закан­чиваться.
    БИЛЕТ 64. Проблема обладания живыми организмами своим собственным внутренним миром.

    В живом мы чувствуем свой собственный внутрен­ний мир. Живое смотрит на нас, а не только мы на него смотрим. Смотря на камень, человек спокоен, будучи уверен, что только он смотрит на камень, а камень на него — нет (монологическая раци­ональность). В случае же с живым мы приобретаем особую неуве­ренность и колеблемость, ощущая, что не только мы смотрим, но и на нас смотрят (диалогическаярациональность). Возникает нечто по большому счету равное нам, способное посмотреть на нас со стороны и тем самым уменьшить нас до части своего поля вос­приятия.
    БИЛЕТ 65. Интегральный принцип феноменологической специфики жизни.

    феноменология жизни, т.е. то множество полусознательных представлений о жизни, которы­ми обладает каждый человек из повседневного опыта общения с живыми существами.

    Феноменологические особенности живого: форма, пространство, время, питание, размножение. Живое — это начало, хотя и погруженное, но не растворенное в физико-химической среде, во многом выделенное и равноправно сосуществующее с этой средой, обладающее моментом свободы от ее законов. Живое — это малый мир («микро­косм» внутри «макрокосма»), со своим пространством-временем, своей собственной материальностью и активностью, согласующей­ся, но не подчиняющейся вполне физико-химическим законам.Но если это так, если живое не сводимо вполне к законам сре­ды, то, следовательно, за живым стоит некоторый свой собствен­ный принцип, основание, определяющее автономное бытие живых форм. Этот принцип так и можно называть — Принцип Жизни.
    БИЛЕТ 67. Редукционизм в биологии и медицине.

    Противоположное холизму, редукционизм— происходит от лат слова «reductio» — «упрощение», сведение сложного к простому. Представители ре­дукционизма (редукционисты) считают, что никаких принципи­альных различий между живым и неживым нет, различие здесь только количественное — живые организмы представляют из себя очень сложные физико- химическиесистемы. Поэтому возможна биология как наука, но законы биологии — это законы физики и химии, лишь проявляющие себя в специфических условиях. Т о, для редукционистов биология — одна из приклад­ных физико-химических наук.

    БИЛЕТ 68. Основные виды холизма.

    «холизм» от греческого «holos» (целое) - это направление в биологии всегда подчеркивало принципиалыное отличие живых организмов от неживых тел. Представители холизма (холисты) считают, что в живом есть некоторое особое качество, которое отсутствует в неживой природе и принципи­ально отличает живое от неживого. Н-р, в биоло­гии не до конца применимы законы физики и химии, нужны но­вые, чисто биологические законы, чтобы объяснить поведение живых организмов. Внутри холизма всегда существовало еще множество более частных направлений, из которых можно выделить два наиболее важных. Эти два направления можно условно назы­вать рациональным и иррациональным холизмом. Иррациональный холизм это направление холизма по существу отрицает возможность биологии как науки и превращает биологию в мистику. Рациональный холизм, допуская принципиальное отличие живого от неживого, тем не менее полагает, 0 возможно рациональное, научное познание этого отличия и построение биологии как научной дисциплины.
    БИЛЕТ 69. Основные виды редукционизма.

    Противоположное холизму, редукционизм— происходит от лат слова «reductio» — «упрощение», сведение сложного к простому. Внутри редукционизма, однако, также можно выделить два направления — сильный и слабый ре­дукционизм. Сильный редукционизм полностью отрицает особенности живых организмов даже как физико-химических си­стем, считая, что для объяснения феномена жизни достаточно классических разделов физики, н-р, механики. Слабый редукционизм - это направление в той или иной степени признает необходимость создания новой неклассической физики для объяснения феномена жизни, хотя в любом случае это видоизменение не настолько велико, чтобы вообще выйти за границы физики. Н-р: готовность представителей этого направления расширить само понимание физики, если на основе старых зако­нов физики невозможно будет описать те процессы, которые происходят в живых организмах. Н-р, известный физик ХХ-го столетия, один из создателей квантовой механики, Эрвин Шрёдингер в книге «Что такое жизнь?» В этом случае позиция слабого редукционизма уже вплотную приближа­ется к позиции рационального холизма, и может оказаться, что спор между ними будет уже больше касаться терминов. Различие будет состоять лишь в том, что слабые редукционисты будут продолжать называть физикой не старую, а новую физику, а рациональные холисты будут настаи­вать, что физикой следует называть только старую физику, в то время как то изменение, которое слабые редукционисты называ­ют новой физикой, выходит уже за рамки физики вообще. Таким образом, по существу различие между этими направлениями ис­чезнет, и останется спор только о словах.
    БИЛЕТ 70. Основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения холизма и редукционизма.

    Если проследить историю биологии и медицины, то можно отметить следующую основную тенденцию развития этих наук: развитие биологии и медицины происходило от принятия крайних форм холизма и редукционизма к постепенному сближению их пози­ций. Вначале, когда в биологии и медицине господствовал либо холизм, либо редукционизм, это были крайние формы обоих направлений, иррациональный холизм и сильный редукционизм, не способные воспринять плодотворные идеи противоположного лагеря. Постепенно, особенно с развитием биомедицинских наук в ХХ-м веке, ученые стали, с одной стороны, понимать, что мно­жество биологических функций и структур имеют вполне реаль­ную физико-химическую основу (это относится к структуре бел­ков и хромосом, к процессам нервной проводимости и мышечно­го сокращения, и т.д.), а, с другой стороны, все эти процессы и состояния проявляют устойчивую своеобразность по отношению к параметрам неорганических физико-химических процессов. Причем, эта своеобразность оказалась настолько выраженной, что для ее объяснения потребовалось изменить саму физику, на-р объяснение молекулярной устойчивости наследственности живых организмов стало понятно только после открытия квантовой физики, а специфика физико-химических процессов в живых организмах стала получать свое объяснение только после построения основ неравновесной нелинейной термодинамики и синергетики. Так постепенно в биологии и расширяются области при­менения физики и химии, и одновременно изменяются сами эти науки все более приспосабливаясь к особенностям живых орга­низмов. В целом можно сказать, что происходит сближение раци­онального холизма и слабого редукционизма. Это можно понять только при том условии, что своя часть истины содержится в каж­дом из этих направлений (как в холизме, так и в редукционизме), и здесь нужно не выбирать, но соединять все то хорошее, что есть в каждой точке зрения.

    БИЛЕТ 71. Концептуальная основа определения жизни (проблемы интуиции и рационального выражения в определении).

    Объяснить различие между живым и неживым и понять, что такое живое и чем оно отличается от неживого, со­всем не просто. Здесь мы сталкиваемся уже не только с чисто научными проблемами, но и проблемами философскими, н-р — что такое самостоятельное действие и дей­ствие, навязанное извне, протекают ли процессы в живой приро­де под влиянием финальных или действующих причин и т.д.

    Всякое определение отталкивается от некоторой интуиции. Так и определение жизни предварительно предполагает, что у каждо­го человека есть некоторое интуитивное понимание жизни, возможность опознать некоторую сущность как живую. Интуитивное определение выражается экстенсивно — в задании класса тех сущностей, которые мы относим к живым. Опираясь на интуи­цию, мы можем лишь ответить на вопрос, принадлежит или нет некоторая сущность классу живых существ. Проблема рациональ­ного определения предполагает возможность экспликации интуи­ции жизни средствами некоторого языка и научной теории. Оп­ределение призвано рационально выразить, почему, на каком ос­новании та или иная сущность обознается нами как живая.Пусть L— интуитивное понятие жизни, К — некоторый раци­ональный признак (критерий) жизни, на основе которого делает­ся попытка выразить L. Между Lи Смогут быть различные отно­шения:1. «Lвлечет К, и неверно, что К влечет L» — признак К является необходимым, но недостаточным признаком жизни. Это озна­чает, что всякая жизнь соответствует критерию К, но обладание этим критерием возможно и для неживых объектов. Например, такое К — существование. Любой живой организм существует, но не любое существующее живет. «К влечет L, и неверно, что Lвлечет К» — признак К являет­ся достаточным, но не необходимым признаком жизни, т.е. все то, что обладает свойством К, является живым, но не все живые сущности обладают признаком К. Например, такое К — облада­ние разумом. Всякий обладающий разумом является живым, но не всякая жизнь разумна.«К если только если Z.» — признак К является необходимым и достаточным признаком жизни (в этом случае К можно назы­вать критерием жизни в подлинном смысле этого слова).
    БИЛЕТ 73. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.

    Важные понятия этой теории — понятия «паттерн» и «организация». Под паттерном имеется в виду некоторый тип структуры, характерный для множества частных реализаций этой структуры. Организация — частная реализация паттерна. Н-р, паттерн любого стула — наличие опоры и сиденья. Организация отдель­ного стула — тот конкретный способ, каким реализуется опора и сиденье в данном стуле (допустим, в виде четырех ножек, мягкого сиденья и спинки, сделанных из дерева). Используя термины философии Аристотеля, можно было бы сравнить паттерн с родо­вой формой, организацию — с индивидуальной формой и мате­рией. Пытаясь дать определение жизни, авторы теории аутопоэза имеют в виду в первую очередь определение паттерна всех живых систем. Предполагается тем самым, что у разных форм жизни один паттерн и разные организации. Сформулировать необходимый и достаточный признак жизни означает в точности выразить пат­терн только живых систем.
    БИЛЕТ 74. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.

    Признаки: 1Система представляет собою сеть взаимодействий на неко­тором множестве элементов. Под сетевой структурой здесь имеет­ся в виду особый паттерн организации, в котором каждый эле­мент влияет на каждый (в смысле причинно-следственных отно­шений).2В качестве элементов сети выступают процессы.3Это физические процессы.4Это процессы воспроизводства системы, т.е. результатом этих процессов является постоянное восстановление и возможное из­менение системы.5 Граница сети — также один из элементов сети, т.е. она нахо­дится в сетевом взаимодействии со всеми остальными элемента­ми (это условие было добавлено авторами, чтобы отличить ауто­поэтические системы от гиперциклов Эйгенам, для которых вер­ны только первые 4 признака).
    1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта