Главная страница
Навигация по странице:

  • БИЛЕТ 40. Человек, общество, культура.

  • БИЛЕТ 41. Человек и природа.

  • БИЛЕТ 42. Производство и его роль в жизни человека.

  • БИЛЕТ 43. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей.

  • БИЛЕТ 44. Человек как творец и творение культуры.

  • БИЛЕТ 47. Смысл жизни и деятельности человека.

  • БИЛЕТ 48. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания.

  • Познание

  • Рациональное и эмпирическое познание

  • БИЛЕТ 50. Иррациональное познание: интуиция в медицине.

  • БИЛЕТ 53. Истина и ее критерии.

  • БИЛЕТ 54. Структура научного познания, его методы и формы.

  • ответы по вопросам на экзамен. Билет философия и круг изучаемых ею проблем Слово философия


    Скачать 478.5 Kb.
    НазваниеБилет философия и круг изучаемых ею проблем Слово философия
    Анкорответы по вопросам на экзамен.doc
    Дата02.02.2017
    Размер478.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы по вопросам на экзамен.doc
    ТипДокументы
    #1813
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

    Основной вопрос онтологии: что существует?Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывает онтологические проблемы сознания.
    БИЛЕТ 40. Человек, общество, культура.

    ЧЕЛОВЕК — фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч. — это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение Ч. всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где "Ч. — это в известном смысле все" (Шелер). КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус К., представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. К. хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей — всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития. ОБЩЕСТВО — понятие, фиксирующее предмет социальной философии: в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) детерминантах, практически не употребляется.
    БИЛЕТ 41. Человек и природа.

    Человек и природа С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Природа является его местообитанием и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности.

    Технические достижения последних лет создали иллюзию обособленности от природы и даже господства над ней. Однако на самом деле все обстоит как раз наоборот. С научно-техническим развитием зависимость человека от природы только усиливается: ведь все машины тоже ее создания. Их двигатели сжигают нефть и кислород, для выплавки стали нужна железная руда, уголь, вода и кислород, т.е. продукты природы. Причем в конечном итоге для удовлетворения своих биологических потребностей, которые практически не изменились, современный человек нуждается в значительно большем количестве природных ресурсов, чем раньше.Трудовая деятельность, дав человеку колоссальные преимущества в борьбе за выживание перед остальными животными, в то же время поставила его перед опасностью стать со временем силой, способной разрушить природную среду своей собственной жизни. Всю предыдущую историю можно рассматривать в экологическом смысле как шедший с ускорением процесс накопления тех изменений в науке, технике и в состоянии окружающей среды, которые, конце концов, переросли в современный экологический кризис. «Парниковый эффект», «озоновая дыра», «кислотные дожди», нехватка чистой воды и продуктов питания, сырьевые и энергетические кризисы, загрязнение Мирового океана – все эти проблемы встали перед человечеством, грозя гибелью и требуя немедленного решения. Экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями социального развития.Таким образом, настало время критического пересмотра всех направлений человеческой активности и тех областей знаний и духовной культуры, которые их обслуживают. Человечество в целом держит экзамен на подлинную разумность перед лицом тех новых требований, которые предъявляет ему биосфера. Этими требованиями являются:- биосферосовместимость на основе знания и использования законов сохранения биосферы,- умеренность в потреблении природных ресурсов, преодоление расточительности потребительской структуры общества,- взаимная терпимость и миролюбие народов планеты в отношения друг с другом,- следование общезначимым, экологически продуманным и сознательно поставленным глобальным целям общественного развития.Но для этого требуются совместные усилия всех людей, независимо от места жительства и рода занятий. Необходимо соответствующее перераспределение средств, отказ от некоторых материальных благ в пользу экологических программ, перестройка образа жизни и мышления. И от экологического воспитания и образования населения во многом будет зависеть, произойдут ли необходимые перемены во взаимоотношениях общества и природы достаточно быстро и безболезненно.
    БИЛЕТ 42. Производство и его роль в жизни человека.

    первовоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу.

    Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

    Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса.

    Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта.

    Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них.

    Производство нельзя представлять как механическое соединение его элементов. Это сложная система взаимодействия рабочей силы со средствами производства, т.е. с его материальной основой. Способы соединения факторов производства определяют систему господствующих в обществе производственных отношений. Содержание производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил, а характер их проявления - способом соединения работника со средствами производства, т.е. отношениями собственности на средства производства
    БИЛЕТ 43. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей.

    Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.

    люди — существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты — племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.
    БИЛЕТ 44. Человек как творец и творение культуры.

    Культура есть реализация человеческого творчества и свободы. Однако сложившаяся культура легко обретает подобие самостоятельной жизни: она закреплена в символических формах, которые достаются каждому поколению в готовом уже виде и выступают как общезначимые образцы. Складывается надындивидуальная логика культуры, не зависящая от прихоти отдельного человека и определяющая мысли и чувства большой группы людей. Поэтому справедливо будет сказать, что и культура творит человека. Однако эта формула будет верна постольку, поскольку мы помним, что культура сама есть продукт человеческого творчества: именно человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя Человек есть творец, и лишь в силу этого обстоятельства — творение культуры.

    Через культуру человек может приобщиться к творческим достижениям множества гениев, делая их трамплином для нового творчества. Но это приобщение осуществляется лишь тогда, когда человек начинает не просто созерцать культурные символы, а оживлять культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве. Культура и ее смыслы живут не сами по себе, а лишь через творческую активность вдохновленного ими человека. Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа. Безусловно, в обыденной жизни трудно заметить зависимость культуры от человека, скорее налицо обратная зависимость. Культура является основанием человеческого творчества, но она же и удерживает его в своих смысловых рамках, в плену своих символических образцов. Но в переломные моменты, в эпохи великих культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые смыслы уже перестают удовлетворять человека, что они стесняют развившийся человеческий дух.
    БИЛЕТ 47. Смысл жизни и деятельности человека.

    Философия о смысле жизни и предназначении человека.

    Эйнштейн: «Чел-к без смысла жизни не только несчастлив, но и не пригоден для жизни». Антисфен, Диоген: «Чел-к должен замкнуться, чтобы защитить свою сущность, он должен страдать». Эпикур: «Главное достижение удовольствия – отсутствие страдания». Сократ: «Смысл человеческой жизни дает только добро». Франк анализировал этот поиск: эмпирическая жизнь чел-ка бессмысленна, если она не направлена к высшему благу, богочел-ку (И. Христос). Толстой: «Смысл человеческой жизни – постоянное совершенствование личности. Вера в Бога придает жизни такой смысл, к-рый не уничтожается даже смертью». Франк: «Проблема смысла жизни – не субъективна». Три пути: 1.Создание творческого продукта ил совершение дела. 2.Освоение того , что происходит вокруг нас (добро, истина, красота). 3.Та позиция, к-рую мы занимаем по отношению к своему тяжелому положению. 3 вида ценностей: 1.Творчества. 2.Переживания. 3.Отношения.

    Жизнь никогда не теряет смысл. Смысл человеческой жизни заключается в его развитии, в постоянном совершенствовании.
    БИЛЕТ 48. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания.

    Сущность и структура процесса познания

    Что такое знание? В чем состоит сущность процесса познания? Огнестицизм- фил. Учение, кот ставит под сомнение сущность действительности.

    Гносиология- теория познания, та область философии, кот изучает природу познания, условия, способы и форму познания, отношения знания к действительности.

    Источник познания-сама объективная реальность. Термин знание-3 значения: -возможность что либо осуществить,

    -любая позновательно-значимая инфа, -гносиологическая форма отношения человека к действительности.

    3 элемента познания: 1)субъект-тот кто действует, влияет на объект 2)объект- включенный в человеческую деят-ть и познание фрагмент окружающей реальности ,в этой роли может выступать и сам чел,это то что привлечено к своему вниманию субъектом. 3)посредник познания-средства познания как метериального хар-ра так и идеального. Активная роль субъекта: Избирательное отношение к окр миру, целенаправленность процесса познания, непрерывная поисковая и корректирующая работа нервов

    Образ - идеальное обобщение существенных отношений объекта,его мы фиксируем в знаках, функция знака- сохранение инфы и передача. На основе знаков формируются естественные и искусственные языки.

    Главная движущая сила познания-практика.-материальная,чувственно-полагающая деятельность чела, направленная на смену и приспособление среды естественной и социальной к потребностям ощества.

    Виды практической деятельности: Материально производственная, Общественно политическая,

    Научно-экспериментальная(связующее звено между практической и теоретической деятельностью.)

    Практика-материально-предметная деятельность, познание-идеальнообразная деятельность. Функции практики по отношению к позаннию: -исходный пунк познания, -движущая сила познания, -Основа познания-дает наиболее полно раскрыть суть вещей -служит критерием познания-средство разделения истинных и ошибочных положений, -практика выступает конечной целью познания, -практика порождает познавательные способности

    Познание-прцесс цеоенаправленного активного отрожения мира в сознании людей,обусловденный общественно-исторической практикой.
    БИЛЕТ 49. Рациональное и эмпирическое познание.

    Рациональное и эмпирическое познание Рациональное познание, прежде всего, свойственно науке, которая измеряет, оценивает, классифицирует и анализирует, но тоже не дает ответов на многие вопросы. Например, физики четко знают, что при помощи их аналитических методов и логики нельзя описать сразу все природные явления, поэтому они выделяют определенную группу явлений и пробуют построить модель для ее описания. При этом они оставляют без внимания остальные явления, и поэтому модель не соответствует реальной ситуации полностью. Современная физика самым драматическим образом подтвердила одно из основных положений восточного мистицизма, смысл которого заключается в том, что все используемые нами для описания природы понятия ограничены, что они являются не свойствами действительности, как кажется нам, а продуктами мышления-частями карты, а не местности. Эмпирическое познание - это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос "как". Эмпирическое познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также - ив первую очередь - в содержательной. Эмпирическое знание принципиально необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно основываться на эмпирическом знании. Однако нельзя представлять себе, что переход от эмпирических знаний к теоретическим прост и формален: достаточно, де, накопить нужное количество эмпирических фактов и одно это обеспечит новое качество знания. Дело в том, что теоретическое знание не выводится из эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением, перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана прежде всего с нахождением сущности, с возникновением по этому поводу идеи.
    БИЛЕТ 50. Иррациональное познание: интуиция в медицине.

    Очень непростой вопрос вообще про интуицую, а тем более у врача. Мне кажется, профессиональная интуиция появляется вместе с опытом. Да и интуиция вообще, думаю, это что-то подсознательное, давно отложенное в памяти. Интуиция (позднелат. лат. intuitio - созерцание, от лат. intueor — пристально смотрю), способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

    Интуиция сродни глубокому пониманию процесса, так что , если врач владеет знаниями, у него есть опыт, то он может пользоваться своей интуицией. Ну а тем, кого она подводит, лучше на авось не рассчитывать
    БИЛЕТ 53. Истина и ее критерии.

    Истина и ее критерии В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

    Критерии истины делятся на внешние и внутренние.

    Внешние. Истинность знания, теории. Проверять теорию на истинность необходимо за пределами этой теории–на практике. Но практика–не достаточный критерий истинности. Некоторые теории практически проверить просто нельзя(измерить расстояние от Земли до Солнца), и практика сама постоянно меняется. Что было прежде истинно, теперь ложно. Если внешних критериев

    недостаточно, то мы говорим о вторичных–внутренних критериях.

    Внутренние. 1. Критерий логики: по свойству непротиворечивости( изучив логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории, не имея знаний в данной области). 2. Эстетический критерий. 3.Экономности мыслей. 4. Симметричности. 5. Научной рациональности.
    БИЛЕТ 54. Структура научного познания, его методы и формы.
    1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта