Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
История
Информатика
Физика
Математика
Вычислительная техника
Культура
Промышленность
Энергетика
Искусство
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Начальные классы
Доп
Строительство
образование
Механика
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Дошкольное образование
Классному руководителю
Другое
Иностранные языки
Физкультура
Казахский язык и лит
География
Технология
Школьному психологу
Логопедия
Директору, завучу
Языки народов РФ
ИЗО, МХК
Музыка
Астрономия
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу

ответы по вопросам на экзамен. Билет философия и круг изучаемых ею проблем Слово философия


Скачать 478.5 Kb.
НазваниеБилет философия и круг изучаемых ею проблем Слово философия
Анкорответы по вопросам на экзамен.doc
Дата02.02.2017
Размер478.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаответы по вопросам на экзамен.doc
ТипДокументы
#1813
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6

Иммануил Кант


Кант – крупный ученый – естествоиспытатель, изучающий зависимость приливов и отливов от Луны, происхождение Солнечной системы. Кант – материалист и диалектик. Кант делает предметом своей философии специфику познающего субъекта. Именно субъект определяет способ познания и объект знания. В субъекте надо определить субъективные и объективные элементы знания. В субъекте выделяет два уровня:

1.Опытный (эмпирический) – особенности характера.

2.Трансцендентальный (за пределами опыта) – надындивидуальные начала чел-ка – всеобщее определение чел-ка как такового. плодотворно синтезировал основные направления предшествующей философии: рационализм и эмпиризм, подчеркнув важность как опытной, так и разумной компоненты в познании; ввел в систему философии проблему активности познающего субъекта; продвинул вперед понимание человека, его самосознания, активности, свободы и творческой деятельности; сформулировал основания трансцендентальной философии: не мир, а структуры сознания (явления/феномены ) познаются субъектом, и только через них познается данность мира; разработал учение о свободе и моральном законе; в области социальной философии развивал идеи общественного прогресса

Кант – крупный ученый – естествоиспытатель, изучающий зависимость приливов и отливов от Луны, происхождение Солнечной системы. Кант – материалист и диалектик.

2.Критический период – опубликованы три критики – «Чистого разума», «Практического разума», «Способности суждения» - эти работы связаны единством замысла, обоснованием системы трансцендентального идеализма. Кант поставил задачу провести критику всей предыдущей философии. Решая эту проблему, он совершил коренной переворот. До Канта упор делался на анализ объекта познания. Кант делает предметом своей философии специфику познающего субъекта. Именно субъект определяет способ познания и объект знания. В субъекте надо определить субъективные и объективные элементы знания. В субъекте выделяет два уровня:

1.Опытный (эмпирический) – особенности характера.

2.Трансцендентальный (за пределами опыта) – надындивидуальные начала чел-ка – всеобщее определение чел-ка как такового.
БИЛЕТ 20. Практическая философия И. Канта.

Кант, Иммануил — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Основные работы. «Критика чистого разума», «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Религия в пределах только разума», «Метафизика нравов», «К вечному миру». Сущность учения Канта. Основой учения Канта является исследование познавательных способностей человеческого разума. С этой целью Кант предпринял основательную «критику» тех областей знания, которые накоплены человечеством за тысячи лет мыслительной деятельности. Главная задача такой критики — выяснить пределы, дальше которых не могут простираться способности нашего разума в его теоретической и практической деятельности. Иными словами, Кант поставил себе задачу определить, какие виды знания являются абсолютно достоверными, а какие — нет. Таким образом,главной проблемой всякой философской системы Кант считает именно теорию познания, характер, границы и возможности которой должны быть определены заранее. Четыре кантовских вопроса. Прежде чем приступить к критическому исследованию, надо задаться конкретной целью, во имя которой оно проводится. Такую цель (или цели) легче всего поставить в виде вопроса, т. к. именно вопросительная форма является наиболее критической. В соответствии с тремя основными разделами своего учения Кант формулирует три знаменитых вопроса: 1. «Что я могу знать?» — На это вопрос призвана ответить критика чистого (теоретического) разума. 2. «Что я должен делать?» — На этот вопрос отвечает критика практического разума. 3. «На что я могу надеяться?» — На этот вопрос отвечает критика способности суждения и работа «Религия в пределах только разума». В самом конце своей фундаментальной критики Кант замыслил исследовать сущность и природу человека. С этой целью он задался еще одним вопросом: «Что такое человек?» Однако до собственно антропологических задач он так и не добрался.


БИЛЕТ 21. Философия Фихте и Шеллинга.

Философия Фихте и Шеллинга. В теории познания великая заслуга Фихте заключается в провозглашении неотделимости субъекта и объекта друг от друга и в указании на то, что последовательное развитие критического идеализма должно привести к критическому солипсизму. В области практической философии чрезвычайно важна связь, установленная Фихте между этикой и социализмом: он первый понял и доказал, что экономический вопрос тесно связан с этическим. Не менее свежи и социально-педагогические идеи Фихте: они нашли себе отголосок в исследовании Наторпа. Можно думать, что и для будущих поколений послужит ярким светочем «священное Вестово пламя метафизического мышления» (слова Лассалля о Фихте).

Метафизика Фихте (мы имеем здесь в виду главным образом его «Наукоучение», в первоначальном его виде) сложилась под влиянием главным образом трёх факторов:

Влияние предшествующих философских систем; Психологические мотивы; Общественная потребность в создании социальной философии

. Фри́дрих Ше́ллинг (немецкий философ.. Выдающийся представитель идеализма в новой философии. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей. Значение философии Шеллинга состоит в проведении той мысли, что в основе мира лежит живой идейный процесс, имеющий свое

правдивое отражение в человеческом познании. Мысль эта является отчасти видоизменением основного положения рационализма XVII и XVIII вв. о тождестве логических и реальных отношений. Однако обоснование и развитие её имеет у Шеллинга весьма существенные отличия. Разум и внешняя действительность, хотя и находятся у рационалистов во взаимном соответствии, но реально чужды друг другу и являются согласованными лишь через посредство Бога. У Шеллинга разумность (или идейность) и реальность взаимно проникают друг друга, вследствие чего акт познания является естественным обнаружением этого природного тождества. При этом понятие свободы имеет у Шеллинга гораздо более широкое применение, чем у рационалистов
БИЛЕТ 22. Философская система и метод Гегеля.

Георг Гегель. Если Кант не смог разрешить проблему взаимосвязи двух миров (мир природы и мир чел-ка), то Гегель сумел решить её в своем труде «Феноменология духа». По Гегелю связь между этими мирами заключается в движении к индивидуальному сознанию с помощью абсолютного «я». Феноменология духа – прохождение человеческим сознанием всех ступеней развития, в итоге чел-к превращается в личность. Индивидуальное сознание уже может посмотреть на мир. Гегель рассматривал проблему противоположности субъекта и объекта. Каждая последующая ступень развития сознания включает все предыдущие. Последующие предопределяются на более ранних этапах: 1 ступень – сознание – предмет противостоит сознанию. 2 ступень – самосознание – предмет и сознание тождественны. 3 ступень – ступень духа – сознание постигает духовную реальность мира и самоё себя как выражение этой реальности.

Вершиной движения является освоение языка философии. Дойти до высшей точки, значит выражать мысли категориями, дойти до понятия. Гегель обозначает свою систему как абсолютный идеализм. Абсолютная идея – разум (первое определение). Абсолютная идея – сущность вещей. Гегель представил универсальную схему саморазвития абсолютной идеи – от абстрактных форм к содержанию: 1.Логика – научно-теоретическое осознание абс. идеи. Идея раскрывается в виде системы понятий и категорий (бытие, химизм познания). 2.природа – наиболее слабая часть философии Гегеля – у него природа – вспомогательное средство для развития абс. идеи. Бог создал природу, чтобы возник чел-к и человеческий дух.

Стадии развития человеческого духа:

а)субъективный дух – на трех уровнях: антропология – душа, чувствующая субстанция. феноменология – превращение души в сознание.психология – теоретические и практические способности духа.

б)объективный дух – охватывает сферы социальной жизни. Разворачивается в праве, морали, нравственности, религии, искусстве.

в)абсолютный дух – включает в себя совокупную духовную деятельность всего человечества на протяжении истории.

Противоречия в философии Гегеля. Высказывая диалектические идеи, Гегель сказал: «Всякая идея должна быть завершена, она должна давать окончательные ответы на все вопросы». Движение абс.идеи идет по замкнутому кругу от начала истории до времени создания системы Гегеля, т.е. после системы идет повтор всех пройденных этапов.

Диалектике Гегель придает наиболее развитую форму, он вносит новое содержание в науку: 1.З-н перехода кол-ва в кач-во. 2.З-н единства и борьбы противоположностей. 3.Отрицание отрицания.
БИЛЕТ 23. Антропологическая философия Людвига Фейербаха.

Людвиг Фейербах (1804-1872) подверг Гегеля критике. В 1839 г. вышла работа «Критика философии Гегеля». В 1841 г. самая крупная его работа «Сущность христианства» - развернутая критика христианской теологии. Философская система Гегеля имеет глубокое сродство теологии. Ф. Энгельс пишет: «Критикуя Гегеля, Фейербах выплеснул из купели вместе с водой и самого ребенка», т.е. Фейербах не видит хороших кач-в диалектики. 1.Разум. 2.Бессмертие. 3.Могущество. 4.Благо.

Фейербах считает, что чем более могущественен в представ лении чел-ка Бог, тем менее могущественен сам чел-к. Фейербах – материалист, но он использует слово «натура». Система Фейербаха приобретает антропологический характер. Чел-к представляется как высшее существо природы. У других философов – чел-к – это сознание. У Фейербаха – чел-к – это ещё и телесное существо. Фейербах предлагает реабилитировать биологическое начало чел-ка. Натурализм Фейербаха негрубого характера. Чувственность – обобщающая хар-ка чел-ка и тела, разума и воли. Чел-к – общественное существо. Идеи чел-ка рождаются только из общения с людьми. В ходе общей деятельности возникают общие з-ны. Фейербах в теории познания стоит на позиции сенсуализма.
БИЛЕТ 24. Философия К. Маркса.

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Под влиянием Фейербаха Маркс пишет крупную книгу. Он выступает в защиту гуманизма – свободной универсальной сущности чел-ка. Отчуждение чел-ка от природы, от собственной родовой сущности, чел-ка от чел-ка, от общества мешает гуманизму. Отчуждение от труда – главная помеха. Присвоение чел-ка к родовой сущности подвигло Маркса к созданию учения о предметно-практической сущности чел-ка. Чел-к налагает на природу свои хар-ки, природа не может стать на уровне чел-ка. Чел-к – природное существо осбого рода – это универсальная сила природы. У чел-ка есть руки, мозг, язык. С помощью этих особенностей чел-к превращает силы природы в свои силы. Реализация деятельности чел-ка осуществляется в труде. В деятельности чел-ка выделяют: 1.Опредмечивание – преобразование природы происходит не

от мыслей чел-ка, а в силу того, что чел-к поступает как материальное существо. Он переводит свои хар-ки в какой-либо конкретный предмет. 2.Распредмечивание – обратный переход предметности в способность трудиться. Чел-к использует орудия труда , он усваивает знания, которые созданы предшествующими поколениями и появляется способность трудиться.

Чел-к не может рассматриваться другим чел-ком как средство деятельности. Чел-к – цель деятельности человечества. Понимание истории человечества должно исходить из особенностей производства.

Маркс и Энгельс создают учение об идеологии – это теоретическое выражение классовых интересов. Взгляд на мир с позиции определенного класса – (в теоретической идеологии) искаженная действительность.

Учение о практике – материальная и чувственная деятельность, которая направлена на познание и изменение мира. Практика связывает мир явлений и мир вещей.
БИЛЕТ 25. Иррационализм XIX века (Шопенгауэр, Дильтей, Ницше, Бергсон, Шпенглер).

Ницше. Немецкий философ Ф. Ницше, последний в целом наследует одну из наиболее ее важных черт постклассической философии — антирационализм. В «Рождении трагедии» Ницше рассказывает о том, как греческий «теоретический человек» пытался примирить искусство и науку с жизнью. Антагонизм между историей как наукой и жизнью становится также темой его «О пользе и вреде истории для жизни». История не должна быть «чистой наукой», но должна служить «целой жизни», являющейся силой неисторической. Молодежь вновь должна «учиться жить», «жизнь предшествует познанию». Поначалу Ницше надеется на новое «рождение жизни», обновление дионисийской «полноты жизни» благодаря искусству и музыке, впоследствии, однако, признает, что философ должен быть более внимателен к «трагическому» в жизни. Бергсон. К кон. 19 в. становится заметной тенденция, направленная на преодоление рационалистического дуализма между субъектом и объектом (Бергсон, Дильтей). Полагают, что в феноменах внутренней жизни, ее психических и исторически-культурных проявлениях невозможно найти точку опоры для новой философии. Бергсон также считает, что наука никогда не достигнет полного богатства жизни физика и химия не в состоянии своими механистичными методами полностью объяс­нить загадку тела. Идея Бергсона о том, что рациональный метод не способен охватить «текучую континуальность жизни», «жизнь как поток» оказывается чрезвычайно важной для философии У.Джеймса. Дильтей. Дильтей, как и Бергсон, отрицает традиционную метафизику. Оба мыслителя стремятся перенести разработанные ими для частных наук методы обратно в целое философии. Дильтей предлагает целый комплекс методов (описательной психологии, сравнительной психологии индивидуальности, исторический метод, метод анализа объективации человеческой жизни и др.), которые в совокупности смогут, по его мнению, приблизить нас к тайне человеческой жизни. Еще бо­лее точно специфику дильтеевской философии определяет то, что она является исторически ориентированной философией жизни. «Что есть человек, может сказать ему только его история». Понятия «жизнь» и «историческая действительность» ча­то используются Дильтеем как равнозначные, поскольку историческая реальность сама понимается как «живая», наделенная живительной исторической силой. ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) - немецкий философ, представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного успеха главного труда "Закат Европы" (1918-22). В 20-х годах выступал как публицист, близкий к фашизму, однако в 1933 отклонил предложение нацистов о сотрудничестве. Решающее влияние на Шпенглера оказала философия Ницше. Культуры трактуются им как "организмы", каждому из которых отмерен определенный срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Стиль изложения у Шпенглера построен на оперировании развернутыми метафорами. Шопенгауэр Немецкий философ. Являлся представителем волюнтаризма (от лат. voluntas - "воля") - считал истинной реальностью волю, а весь созерцаемый в пространстве и времени мир - представлением. Свое учение А.

Шопенгауэр впервые назвал пессимизмом, т.е. представлением о том, что в мире преобладают негативное начало, настроение безысходности, неверие в будущее. Главным сочинением считается "Мир как воля и представление" в 2 томах.
БИЛЕТ 26 Русская философия: славянофилы и западники.

Русская философия второй половины 19 – начала 20 века. Духовная обстановка в России по словам Вернадского была в «творческом подъеме. Россия переживала подъем интеллигенции».Изменился вектор настроений – Соловьев победил Чернышевского, русская интеллигенция повернулась к идеализму. В «Вехах» 1909 г. мыслители Бердяев, Булгаков подвергли критике революционное мировоззрение. Некоторые авторы выпустили труды под названием «Проблемы идеализма» с критикой материализма. Этот перелом происходил за счет марксизма. В 90-е годы очень окрепло марксистское движение. У марксистов повышался уровень культуры. Происходило освобождение от нигилизма. На почве критического марксизма произошло разделение на частично принимающих марксизм и на тоталитарно принимающих его. Бердяев пишет, что русская философия выходит из группы марксистов. Происходит переход к культуре вместе с повышением творчества, но был и возврат к Соловьеву, Достоевскому, Хомякову. Этот взлет русской философии резко обрывается после революции. В 1922 г. «философский пароход» увозит всех философов за границу. Нормальное развитие русской философии было прервано. Уехавшие философы занялись религиозной философией. Те, кто остались стали заниматься тоталитарным марксизмом.

Русская философия не была служанкой религии и церкви. Сама церковь отвергала русскую религиозную философию. Русская философия сложилась на рубеже 19 – 20 вв. У нее может быть нормальное развитие, если не будет религиозной проблематики и ограничений со стороны правящего класса.

Особенности русской философии: 1.Антропоцентричность (Зиньковский). 2.Панморализм – доминирование моральной установки. Философы не упускали моральные черты в своих работах. 3.Тесная связь теории и практики – философия нацелена на решение социальных вопросов. 4.историософичность – внимание к проблемам развития истории. Философов интересует конец истории, ее сущность. 5.Философия идет по линии сближения антропологических и космоцентрических тенденций. Философы пытаются соединить историю природы и историю общества. «Учение о социологии».

6.Онтологизм – философы (и материалисты) считали главной для себя проблемой не познание, а видели первичным в чел-ке бытийственное начало.

7.Публицистичность – философы выражали свои взгляды в форме статей.
БИЛЕТ 27. Серебряный век русской философии (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский).

В.С. Соловьев (1853-1900) –заложил основы русской философии, он пытается сформировать систему, основой которой должно стать христианство. Соловьев пытается включить в христианское мировоззрение новейшие достижения человечества. Философия Соловьева – философия всеединства. Соловьев

отталкивается от идеи соборности. Всеединство проявляется в следующем: сущее – едино, есть низшие и высшие уровни бытия, и они взаимосвязаны. Высшее вбирает низшее, низшее стремится к высшему. Основной принцип Соловьева – все едино в Боге. Бог – не антропоморфное, сверхличное существо, это сила, объединяющая мир. Мир – не совершенен. Если мы хотим понять мир, нужно признать, что мир противоречив. Соловьев вводит свое понятие «идея». Божественный ум распадается на множество элементарных сущностей, которые лежат в основании всех явлений. Эти сущности (атомы) – это идеи, они обладают определенной силой. Идея – деятельное существо. У Соловьева прослеживается диалектический подход. Принцип всего живущего (по Соловьеву) – последовательность изменений. Соловьев вводит понятие «мировая душа» - субъект всех изменений. Признаком мировой души является энергия. Деятельность мировой души нуждается в божественном импульсе (софии). София существует для того, чтобы показать, что мир не только творение Бога, но софия – это связь между творцом и творением. Соловьев раскрывает механизм сближения Бога, мира и человечества – концепция богочеловечества. Реальным сближением является Иисус Христос – это идеал, к которому стремится каждый чел-к, это высшая цель развития исторического процесса одухотворения человечества. Недостаточно, чтобы одухотворение произошло в нескольких людях, нужно, чтобы все человечество одухотворилось. Чел-к должен усвоить нравственные ценности, которые проповедовал Иисус Христос, здесь необязательно часами молиться в церкви.

Гносеология Соловьева реализуется в концепции цельного знания. Он делит знания на: а)эмпирические (научные); б)рациональные (философские); в)мистические (религиозные); Фундаментом цельного знания является вера в Бога. Соловьев пытался совместить принцип автономии разума с принципом богооткровенности – (по Соловьеву) это способствует более полному постижению мира – свободная философия.

Н.А. Бердяев (1874-1948).Основная тема его мысли – человек. Постановка проблем личности, свободы, духа и истории. 1.Проблема личности. Личность – уникальна и единственна, она не может быть сведена ни к природной, ни к социальной реальности. Индивид – подчинен природным или социальным з-нам, индивид – предмет науки. Личность – религиозно-духовная категория. Личность твориться Богом. Ценность личности предполагает ценность Бога. Личность – это свобода. Мир в своей основе – зло, поэтому оправданное отношение личности к миру – отрицание. Первичное рабство чел-ка – рабство у бытия. Если мир – зло, значит Бог оставил мир, он не может управлять и карать. Но Бог может помочь миру личным вступлением в мир. Бог стремится к тому, чтобы страдать с миром. Иисус Христос показывает пример свободы признать Бога. Свобода признать Бога – вторая свобода – это сознательная свобода принять Бога и следовать ценностям, которые он предлагает. Путь освобождения от зла – творчество. Творчество – это всегда прирост. Чел-к создан, чтобы стать творцом, продолжателем творения мира Богом. Изначальное творчество – несвободно, т.к. мысль необходимо изрекать, а мысль изреченная – ложь. Всегда есть несоответствие между интуициями и продуктами мысли. Проблема истории - чел-к творчеством приближает конец истории (Эсхатология – учение о конце мира). История разорвана на прошлое, настоящее и будущее. Все теории прогресса безнравственны, т.к. здесь чел-к – средство, ступень для следующих поколений. В истории действуют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Из-за переплетения этих трех сил история очень сложна. Судьба – арена борьбы трех сил. История прерывна, она наполнена малыми революциями – это форма возврата к хаосу – это кара человечества за то, что люди не нашли нормальный путь развития. Революция – это разрушение. Какая-то относительная правда в революции есть, т.е. она имеет возрождающее значение. Часто с революциями начинается духовное возрождение. В истории все не удается. Смысл истории в том, что она когда-то кончится. В рамках истории проблема личности неразрешима. 1.История как вереница фактов. 2.Метаистория – история царства духа.

Фундаментальная проблема философии – проблема отношения гос-ва и личности. Гос-во подавляет личность. Между личностью и гос-вом существует трагический конфликт. Никакой идеально формы гос-ва не может быть. Высшим типом общества может быть персоналистический социализм, в котором соединится принцип личности и принцип общности. Социализм был прав, когда подверг критике право частной собственности. Это право должно быть ограниченным. Бог является абсолютным собственником, т.к. он несет свободу. Бердяев прав, утверждая, что выше свободы чел-ка в мире ничего нет.
БИЛЕТ 28. Русский космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский).

Н.Ф. Федоров (1828-1903) – основоположник русского космизма. Основные черты его философии: утопизм, крайняя противоречивость (ставит глубокие вопросы, но предлагает примитивные решения), говорил об идее соборности, но был одиноким. Космизм стремится объединить судьбы чел-ка и космоса. Чел-к приобретает возможности для самореализации. Причина неустройств, дисгармоничности в различии чел-ка и природы. Основой противоречий чел-ка с природой является мелкая кустарная промышленность. Федоров предостерегает от хищничества чел-ка к природе, он предвидит экологический кризис. Общее дело регуляции взаимоотношений чел-ка и природы зиждется на самовозвеличивании чел-ка. Федоров высказал идею о преодолении смерти. Смерть – зло. Смерть – следствие непонимания з-нов природы. Чел-к смертен, пока он – раб природы. Федоров выступает за воскрешение умерших в буквальном смысле. Но если всех воскресить, то на Земле станет тесно, поэтому чел-ку надо выходить в космос.

В.И. Вернадский (1843-1965) – создатель учения о ноосфере. Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, где главная сила – разумная человеческая деятельность. Также он высказал идею единства процессов эволюции. Чел-к – решающий фактор эволюции Земли.

Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук". Все предшествующие философские системы казались Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно связать мою философию с другими". Однако, в космической философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с "космической точки зрения". Также традиционны были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия "состоит из метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики. Так отчасти делаю и я". Тем не менее Циолковский дополнил философское знание ещё одним разделом - социологическим, т.е. построением схем "идеального строя жизни". К.Э. Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л. Чижевского Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического является основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований. Выдвижение смелых гипотез с последующей их эмпирической проверкой становится для Чижевского основным методом научного познания природы. Единство природы Чижевский видит в едином природном субстрате - электронном, и в едином правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные законы.

БИЛЕТ 29. Основные школы и направления западной философии XX века.

Западная философия ХХ в. отличается исключительным многообразием. В 20-е - 40-е годы наблюдается расцвет неореализма и прагматизма, а затем их закат; развивается неофрейдизм, неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, томизм. 40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика, аналитическая философия, философия языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна, деконструкции. В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией, являются гораздо более утонченными и сложными по сравнению с классической философией XIX века. Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими образованиями, смыслами и т.д.). Значительный интерес отмечается к проблемам развития, к диалектике с появлением такого направления, как синергетика. Главные идеи И. Пригожина: необходим переход науки и философии к новому пониманию динамических процессов, философскому толкованию проблем необратимости, возникновения, становления и т.д. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы. Современная философия на пороге третьего тысячелетия вплотную подошла к выработке новой парадигмы планетарного мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира, что непосредственно связано с потребностями в новом типе рациональности.
БИЛЕТ 30. Основные этапы исторического развития философской мысли.

Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает особая наука - история философии. История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е. в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении.
Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались. Античная философия - развивалась под влиянием, с одной стороны - мифологии, с другой - формирующейся в Древней Греции науки. Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.
* Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов гуманистов. Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой науки, ещё не знавших эксперимента.
* Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии, теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного прогресса.
* Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя (феодальные основы общества меняются на капиталистические).
* Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской, русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов, неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских учениях.
По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского процесса. Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение) следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно - мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Что она предлагала человеку?
* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум.
* Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место обычая пришло образование.
ВЫВОД:
Таким образом: Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и новыми отношениями (формированием права и государства). Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и рождение новой культуры.
БИЛЕТ 31. Философия в развитии русской духовности.

В России не было и не может быть в принципе Канта или Гегеля, ибо в России нет потребности философствовать так, как философствовали они. Русские мыслители достигали вершин европейской образованности, но их мало занимали системосозидательные задачи, столь заботившие немцев; натужно русские занимались и проблемами логики, методологии, гносеологии. Совсем по-иному чувствовал себя русский мыслитель, окунувшись в родную стихию душевно-духовных проблем. Этим погружением в духовность мы и интересны другим народам, тем более, что всемирный кризис культуры и особенно ее духовных компонентов либо приведет к тотальной духовно-нравственной катастрофе человечества, либо мир спасется Достоевским, Ильиным, Флоренским, Булгаковым.

Речь идет лишь о преимущественной разработке определенного типа всеобщности в тех или иных культурных мирах, отчасти совпадающих со странами. Есть восточная мудрость (Китай, Индия, Япония), есть греческая философия в ее классическом виде и метаморфозы философии в западноевропейских вариантах и, наконец, есть русская духовность, преобразившая греко-византийскую культуру в принципиально новое качество. Сказанное вовсе не означает, что мудрость со всеми ее атрибутами не существовала и не существует нигде, помимо Востока, равно как духовность — отнюдь не поселилась в единственной стране. Между тем без уяснения радикальных различий культур, в том числе в освоении мира всеобщего, Россия окажется в приготовишках у философов Запада, в то время как есть возделанное русскими мыслителями поле, на котором давно налились отборные злаки, пришла пора жатвы.
БИЛЕТ 32. Структура философского знания.

Структура философского знания

Философия родилась, как известно, из неутолимой жажды узнать и ей родственной - жажды изменить сложившиеся представления об окружающем мире. Голубое небо, цветы в саду, птицы на деревьях и солнечный свет - все это возбуждало ум людей и заставляло их спрашивать себя, почему и отчего? Так рождались первые мифы... Отвержение этих мифологем по сути и являлись первми зародышами философского мировоззрения в Древнем мире.Предметом философии становится все основные объективно-существующие сферы данности - природа, человек, способы и методы познания человеком природы, социум (социальное бытие), история с ее артефактами.

Философия, как и все сущее вокруг нас, есть зеркало эпохи. Наиболее древней частицей философсой сокрофищницы является онтология как учение о бытии, о тех всеобщих основаниях, на которых строится философия. Онтология решает проблему, что исходно в понимании мира, что первично. Так порождаются два классических течения в философии: материализм и идеализм. (NB! идеализм противопоставляется отнюдь не реализм...) Материализм - философское учение, признающее и обосновывающее превичным материальное начало (атом, субстанция, Природа и Космос).

Идеализм - учение, признающее первичным духовное начало (идея формы Аристотеля, душа мировая Платона, универсалии Средневековья, мыслящая субстанция Декарта, монада Лябница). Идеализм различают субъективный и объективный. Объектиный идеализм ищет надчеловеческое, надприродное идеальное Начало. Субъектиный же ставит во главу угла первичную ценность активности субъекта. Здесь обосновывается идея предзаданности объективного (!) субъктивным.

К философии, естесственным образом, относится и теория познания - гносеология. И здесь мы видим две традиции. Первая обосновывает необходимость и первичность чувственного опыта, его безусловность; это сенсуализм (от "чувственность"). Другое же течение утверждает безусловную значимость и необходимость идеального, мысленного познания Бытия; и это рационализм.
БИЛЕТ 33. Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства , времени и движения.

Бытие́ — философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличии от его сущности. Если сущность определяется вопросами: "Что есть сущее?", то бытие вопросом: "Что значит, что сущее есть?". Парминид выдвигает теорию о неизменной сущности бытия и противопоставляет его небытию. Он выделяет свойства бытия: 1.Оно не возникло и не может погибнуть. 2.Бытие едино, непрерывно, неподвижно и совершенно. 3.Бытие имеет свои пределы.

Бытие – всеобщая универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Бытием может обладать только что-то. Небытие нельзя помыслить. Небытие отрицает бытие. Противоположные понятия - небытие и ничто. Существенные философские проблемы - соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени. Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность), причем актуальное бытие оказывается формой существования потенциального бытия на стадии его реализации. Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого в­щества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образова­ний) в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями
БИЛЕТ 34. Жизнь как специфическая форма движения материи.

Жизнь — одна из высших форм движения материи, носителями которой являются нуклеопротеидные тела, обладающие свойством органической целостности, т.е. способностью саморегуляторной стабилизации при непрерывном обмене веществом и энергией с окружающей средой. Данная дефиниция конкретизирует известное определение, сформулированное Ф. Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Неизбежная краткость любого определения Ж. исключает возможность охватить все разнообразие ее проявлений; для исчерпывающего представления о ней следовало бы, по замечанию Ф. Энгельса, проследить все формы Ж., от низшей до наивысшей. Однако данное определение фиксирует свойство органической целостности, отличающее все формы Ж. от неживой природы, и в то же время предполагает историко-генетическую связь живого с неживым. Эта связь означает, что Ж. могла возникнуть только химическим путем, а не порождается нематериальной «жизненной силой».Материальность Ж. не сводится к химическим, физическим и механическим процессам, как считают сторонники механистического материализма. Самое примитивное живое тело, «... будучи результатом обычных химических процессов, отличается от всех других тел тем, что оно есть сам себя осуществляющий перманентный химический процесс...». Такой процесс есть предел химии и начало становления органической целостности с самыми элементарными физиологическими свойствами (обмена веществ, раздражимость, сокращаемость,

способность к росту и производному от него примитивному делению). «Физиология, — писал Ф. Энгельс, — есть, разумеется, физика и в особенности химия живого тела, но вместе с тем она перестает быть специально химией: с одной стороны, сфера ее действия ограничивается, но, с другой стороны, она вместе с тем поднимается здесь на некоторую более высокую ступень»
БИЛЕТ 35. Научные философские и религиозные картины мира.

Научные философские и религиозные картины мира Картина мира как совокупность мировоззренческих знаний о мире, как "совокупность предметного содержания, которым обладает человек" (Ясперс). Картина мира как предельно обобщенная концептуальная форма, теоретически синтезирующая различные наглядные представления о мироустройстве. Натурфилософия как первая форма общей картины мира. Единство натурфилософии и естествознания в создании картины мира. Уровни картины мира: чувственно-пространственный, духовно-культурный и метафизический. Типы картин мира: обыденный, научный, религиозный, философский и др. Научная картина мира как предельная форма научного знания. Главная функция научной картины мира - создавать фундамент научно-аналитического, исследовательского постижения мира. Уровни научных картин мира: частные и общенаучные. Виды научных картин мира: физическая, биологическая, антропная. Виды физической картины мира: причинно-механическая, электромагнитная, квантово-релятивистская. Структура научной картины мира: концептуальный и чувственно-образный уровни; теоретическое ядро, фундаментальные допущения, частные теоретические модели, постоянно достраивающиеся в соотнесении с опытом. Научная картина мира и научная теория. Философско-мировоззренческое ядро научной картины мира. Научная картина мира и парадигма. Научная картина мира как универсальная теоретическая модель. Методологические функции научной картины мира: эвристическая, теоретическая, интерпретационная, коммуникативная и др. Важнейшие характеристики научной картины мира: интегративность, нормативность, интегральность, психологичность и т.п. Исторические изменения научной картины мира. Парадигмальные: от физической картины к антропной. "Науки о природе" и "науки о духе". Гуманитарные науки, их роль в создании картины мира. Теоретические: от наглядности к математической формализованности. Место и роль картины мира в системе культуры.
БИЛЕТ 36. Диалектика, её принципы и всеобщие законы.

Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) — наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и, даже, преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большей силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы), к подобным исследованиям еще не применялся термин «Д.». три основополагающих закона диалектики: 1 закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей 3 закон — отрицание отрицания.

В первом законе Гегель определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом.. Количество есть определенность— внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной

определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Гегеля, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность.

Третий закон диалектики отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.
БИЛЕТ 37. Развитие, его модели и законы.

Развитие (филос.) – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Диалектико-материалистическое учение о нем составляет философско-методологический фундамент революционных течений.Под развитием обычно понимают:увеличение сложности какой-либо системы; улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма); увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки,стихийного бедствия); количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры; социальный прогресс. Развитие человека можно условно разделить на три составных части:физическое развитие (изменение массы тела, роста и т.д.); социальное развитие (изменение социального статуса);

психосоциальное развитие (созревание и появление психических функций).
БИЛЕТ 38 Органическая эволюция на Земле.

Аристотель – теория «Градации». Типа – живое существо восходящее по лестнице. Кант, признание эволюционного мира. Выводы: самостоятельная наука.

Редукционизм: принцип всех явлений более сложных объясняется более простым. Холизм – весь мир - единое целое. Синтетическая теория эволюции: 1 – Дарвинизм – матер на Ч. Дарвине. 2 – Менделизм – передача наследственного мат-ла. 3 – Криоционизм – акт божественного творения (чел-к не может понять мир без бога), мир создал Бог. 4 – Новогенез – признак закон изменчивости. Видимое – идея редукцион+ холизм.
БИЛЕТ 39. Онтологический статус земной жизни.

1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта