Главная страница
Навигация по странице:

  • Образование древнерусского государства.

  • Норманская теория

  • Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

  • Особенности социально-полит. строя.

  • Билет 5 Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в ХШв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.Влияние монгольского фактора на русские земли.

  • Княжение Д. Донского.

  • Шпоры по истории Отечества. Билет 1 Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства. Восточные славяне


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеБилет 1 Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства. Восточные славяне
    АнкорШпоры по истории Отечества.doc
    Дата20.02.2017
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры по истории Отечества.doc
    ТипДокументы
    #2922
    КатегорияИстория
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Билет №1

    Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства.

    Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.

    Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.

    До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах появл. в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гунны сменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами.

    Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву, кот. по отнош. к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

    Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел. на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.

    Образование древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). В конце 6-7 вв сущ., согласно византийским и арабским источникам, “держава волынян”, явл. союзницей Византии. Восточные источники позвол. предпол. существование накануне образования Древнерусского гос-ва трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Сущ. утверждение, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное полит. объединение “Русь”, вкл. в себя и часть северян. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формир. государственности.

    Норманская теория. По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис. от хазар. В 859 г. новгородцы “игнавши варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Ррика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).


    Билет №2

    Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
    Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осущ. упр-е страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполит. задачи, связ. с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.

    Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.

    Особенности социально-полит. строя. Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

    Билет №3
    Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.
    Как повествуют летописец, христианство было распр. на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Рассказы о крещении отд. групп населения Руси (во времена Аскольда и Дира, Корилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показ., что христианство постеп. входило в жизнь древнерусского общ-ва. Летопись говорит, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями присылали в Киев законников склонять Владимира (Вл.) к принятию своей веры, и что князь охотно выслушивал их учение. Вл. собрал бояр и высказал им все предложения проповедников. Бояре же сказали, что если он действ. хочет выбрать лучшую веру ему следует отправить своих мудрейших людей в разные земли, дабы они испытали каждую из вер. Нас же больше интер. мотивировка Вл. крестится по греческому обряду. Важно, что кроме догматов, в любой религии сущ. обычаи, традиционно передаваемые из покол. в покол. Такие обычаи для новообращенных порой значат больше, чем священные книги, особ. если эти книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама – Коран – написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, н-р не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян были неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот показательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было еще одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не допускал “буйства во хмелю”. Конечно, и арабы, приняв ислам, не перестали пить вино, но делали это в узком кругу родных и друзей, в публичные места являлись трезвыми. У них не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов поведения. В итоге мусульманским муллам Владимир отказал известными словами: “Руси есть веселие пити…”

    Сложнее причины отказа Вл. немцам-католикам. Его слова не ясны: “Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого”. В середине 10 в. на русь прибыл епископ Адальберт с миссией крещения княгини Ольги и киявлян. Адальберт потерпел неудачу, но “не по своей нерадивости”. Изв., что в середине века на святой престол иногда восходили очень грешные папы. В 955 г. на папский престол воссел 16-тилетний юноша, нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Если бы папа был только охотником, игроком, волокитой и пьяницей, то это было бы еще полбеды. Но римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь Сатаны. Конечно же вести о таких “подвигах” достигали Руси. Хронологическое совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева Случайность быть не может. Языческая Русь принимает христианство в виде православия.

    Крещение Вл. и его приближенных было совершено в Херсонесе – центре византийских владений в Крыму. Ему предш. участие киевской дружины в борьбе визант. императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Вл. осадил Херсонес и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Вл., крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распр-е христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утв. медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальн. развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеч. жизни утв. идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в завис. от честного исп-я ими своих обязанностей на земле.

    “Божий слуга” - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутри гос. делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территор. единство Киевской Руси. Изначально церковь была госуд-ной, она поддерж. князя, а князь – ее. Главным принципом было – бойтесь Бога, почитайте князя и будете первыми слугами Бога.

    Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов. теперь равной др. христ. странам, связи с кот. значительно расширились. Наконец, оно сыграло большую роль в разв. русской к-ры, испытавшей на себе влияние византийской. Правосл. церковь строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи.
    Билет № 4
    Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в ХП-ХШвз, Основные политические центры и пути их развития.
    В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси. Титулов великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами и половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство.


    Билет 5

    Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в ХШв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
    Влияние монгольского фактора на русские земли.

    Нашествие Батыя жестоко разорило Русь. Пострадало очень крестьянство, горожане; ремесленное производство пришло в упадок, исчезли целые специальности, на полвека замерло каменное строительство. Но самый тяжелый урон был нанесен феодалам: князьям и дружинникам. Именно они, профессиональные войны, первые гибли на поле боя. Состав дружин сменился едва ли не полностью. На смену погибшим пришли совсем иные люди – выходцы из непривилегированных слоев общества. Они привыкли быть не соратниками, а покорными слугами. Так монгольское вторжение резко усилило процесс превращения князя из “первого среди равных” в полновластного господина.

    После нашествия Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Монголы ограничились взиманием дани (“выхода”). Власть осталась в руках русских князей, подчиненных теперь воле ордынского хана. Они получали “ярлык” (т.е. подтверждение своих прав) на великое княжение. Ханы стремились превратить князей-вассалов в “служебников”, но князья всячески сопротивлялись.

    Итак, основные аспекты влияния тотаро-монгольского ига:

    1. Отставание от западноевропейских стран прогрессирует.

    2. Монголы не жили на подчиненных территориях, а обкладывали ее данью; ни культура русского народа, ни менталитет не изменился.

    3. Усиление преклонения перед властью (1480г. – когда иго заканчивалось, русское самодержавие считало себя преемником власти тотаро-монгольских ханов).

    4. Способствовало развитию тенденций к объединению.

    5. В русский язык много татарских слов вошло.

    6. Эффективная финансово-адм. система, налоговая система, которой не было даже в Зап. Европе.

    7. Все финансовые термины – татарского происхождения (казна, таможня, кабала – долговое рабство, кабак, деньги, дороги, драги, пути, копейка, алтын).

    8. Военные организации многое перенимают от ига.

    9. Дипломатический стиль (переписка, оформление док-ции).


    Билет 6
    Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в ХГУ-ХУ вв.

    Возвышение Москвы. Тенденции:

    • перенесение центра политической жизни в Северо-Восточную Русь;

    • превращение княж. уделов в княж. вотчины (по наследству);

    • установление вассальской зависимости от золотой орды; ослабление Руси, падение ее международного престижа;

    • усиление церкви, ее роли в обществе;

    • нарастание боярского сепаратизма.

    В 14 в. на Руси продолж. дробление. Князья беднели, уделы их стан. меньше, они замыкались в своих вотчинах, а с игом в таком виде не совладать, и сущ. угроза потери нац. незав-ти. До сер. 14 в. сост-е было именно такое. С сер. 14 в. отдельные земли Вл.-Сузд. княж. начинают объединяться. В 14-15 вв. отдельные княж. ликвидируются, и начин. процесс создания единого русского гос-ва. Особенно при Иване III и IV. И в Твери и в Москве условия для объединения земель были одинаковы: геогр. положение, пересечение торговых путей, природа (леса), нет набегов. Почему же Москва?

    Первым моск. князем стал сын А. Невского Даниил. Ему удалось значит. расширить Моск. княжество. Сын его, Юрий Даниилович, и тверской князь повели борьбу за ханский ярлык на великое княжение. Сначала великим ханом стан. Михаил, тверской князь, но затем Юрий, женившись на сестре хана, получает ярлык. Вместе с татарами идет на Тверь и побеждает.

    С 1325 г. – Иван Данилович Калита стан. Моск. князем. Он был очень хитрый и жестокий. Присоединял земли любой ценой. Получ. от хана ярлык на великое княжение после разгрома Тверского восстания в 1327 г. По поручению хана проводится экзекуция над Тверью, Новгородом, Рязанью. Завоеванные княж. он обкладывает данью. Переносит из Владимира в Москву резиденции и великого князя, и метрополию. Пол-ку Калиты продолжили его сыновья. В 1340-1353 гг. в Москве правил Симеон Гордый. Ему удалось временно примириться с Тверью. Но у Москвы появ. новый соперник – Великое княжество Литовское. Литовские князья возгл. антиордынскую борьбу. Но в 1353 г. случилась страшная чума, кот. погубила Симеона и его сыновей. Второй сын Калиты – Иван Красный – правил недолго, и престол достался Дмитрию Донскому.

    Княжение Д. Донского. Итогом борьбы Москвы с Тверью стала докончальная грамота (договор), подписанная 1 сентября 1375 г. Согласно ей Михаил Тверской признал себя “братом молодшим”, т.е. вассалом моск. князя. Он не мог претендовать на великое Владимирское княж., вести самост. военные действия. Т.о. наметился историч. переворот – превращение самост. князей в удельных, а их княжеств – в уделы Московской Руси. Докончальная грамота имела антиордынский характер. Перелом наступил, когда 8 сентября 1380 г. русские одержали победу над Мамаем на Куликовом поле. Но в 1382 г. На Москву напали войска Тохтамыша. Он нанес огромный урон московскому княж. Москве опять пришлось платить дань, но завис-ть от Орды стала значительно слабее.

    В 1386 г. в орбиту московского влияния вошло Рязанское княж. В 1392 г. б. присоед. к Москве Нижегородское княж. Одновр. в руки Москвы перешли Муром, Городец, Таруса. Немногие князья Северо-Востока, сохранившие самост-ть, вынуждены б. повиноваться моск. князю Василию Дмитриевичу. После смерти Василия престол отошел его сыну – Василию II (Василий Темный). Во время его правления законч. т.н. феодальная война за княж. престол. В стране восстан. единовластие, но какой ценой? Заметно усилилась власть Орды. Москва становится столицей Северо-Востока Руси.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    написать администратору сайта