Главная страница
Навигация по странице:

  • христианской концепции

  • Марксистская концепция

  • Положительными чертами для данной концепции являются

  • цивилизационной концепции

  • Развитие исторической науки в России

  • Билет №3. Восточные славяне в древности

  • Билет №4. Образование древнерусского государства

  • Рюрик

  • ответы по истории с 1 по 15. Билет 1. История как наука предмет изучения, функции, методы, принципы


    Скачать 276.31 Kb.
    НазваниеБилет 1. История как наука предмет изучения, функции, методы, принципы
    Анкорответы по истории с 1 по 15.docx
    Дата06.12.2017
    Размер276.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы по истории с 1 по 15.docx
    ТипДокументы
    #10719
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Билет №2. Основные концепции изучения истории (христианская, марксистская, цивилизационная).
    В основе современных концепций понимания истории лежат две научных парадигмы:

    1. Исаак Ньютон определил вселенную как некий гигантский механизм, в котором любое событие определяется причинно-следственными отношениями. В рамках этой парадигмы заключены три концепции понимания истории. Активное участие в формировании христианской концепции принимали первые русские летописцы (Иоанн Метрополит, Карамзин). Основные проблемы - это проблемы начала и конца человеческой истории, проблема смысла человеческой истории, проблемы движущих сил человеческой истории. Безусловно, положительными факторами для данной концепции является наличие богатых и многочисленных источников, развитый понятийный аппарат и международные традиции. Несколько неудобным является наличие мощного религиозно-фантастического элемента, или элемента веры. Марксистская концепция основывается более всего на материальной стороне жизни человечества, все зависит от распределения материальных благ в мире. Так, например, способ производства определяет политические, социальные и духовные процессы в жизни общества. Противоречивость в уровне развития производственных сил и производственных отношений вызывает социальные революции, "Локомотивы истории". Классовая борьба неизбежно ведет к диктатуре пролетариата. И, наконец, история общества - это процесс развития сменяющих друг друга общественно-экономических формаций. Положительными чертами для данной концепции являются: серьезность отношения к проблемам материального производства, связь экономических и социальных проблем, универсализм. Однако уделяется недостаточное внимание и не должным образом к проблемам человека, культуры, права. Кроме того, данной концепции присущ европоцентризм и схематизм. Н.Данилевский, О.Шпенглер и А.Тойнби внесли большой вклад в развитие цивилизационной концепции понимания истории. Базовым понятием этой теории является цивилизация - сообщество людей, объединенных своеобразными, естественными условиями проживания, основополагающими духовными ценностями, имеющее особые устойчивые черты в социально-политической организации, в культуре, в экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу (Л.И. Семеникова).

    2. Вторая научная парадигма называется синергетической. Её основатель - это Илья Пригожин. Синергетика изучает самоорганизующиеся системы, которые возникают из хаоса. Не вдаваясь в подробности, предметом изучения синергетики являются связи между событиями, они рассматриваются отдельно, в рамках теории случайностей, потом, при соответствующих умозаключениях (я не знаю каких именно) строится общая картина, т.е. постепенно, но не полностью, уменьшается энтропия (мера беспорядка) полученной системы и исследователь может делать определенные выводы, например, о рациональности и значении той или иной реформы и т.д.



     Развитие исторической науки в России
    Историческая наука в России прошла долгий и сложный путь. Ее становление относится к временам Киевской Руси. Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических памятников является "Повесть временных лет" (XI в.). В XVI в. отдельные летописи стали сводить в летописные своды, объединенные какой-либо одной общей идеей. Первым таким сводом была "Степенная книга", которая излагала исторические события по поколениям (степеням). В 1674 г. в Киеве появился и первый учебник русской истории-"Синопсис", написанный Иннокентием Гизелем. Он представлял из себя литературную обработку летописей и сказаний. Безусловно, все эти труды не были строго научными. Они в основном содержали перечень исторических фактов, важных и второстепенных, с добавлением сказаний и житий святых, без глубоких попыток как-то связать и объяснить сами факты. История как наука стала рождаться в России, как и в Европе, в XVIII в. Но в России она становилась на ноги в более трудных условиях: в стране очень долго, по сравнению с Европой, не было светских высших учебных заведений, которые готовили бы научные кадры. В Европе первый светский университет появился в XII в., а в России Академия наук открылась лишь в 1725 г., первый университет (московский)-в 1755 г. Первым русским исследователям пришлось столкнуться и с фактическим отсутствием источниковой базы, которая является фундаментом исторической науки. Когда Петр 1 издал указ о необходимости написания истории России и обязал Синод собрать по епархиям рукописи, их было представлено лишь 40, причем из них лишь 8 исторического характера. Первая попытка написать систематизированный обзор принадлежала не академикам, и даже не историку по образованию. Автором его стал В. Н. Татищев (1686--1750 гг.), который был государственным служащим и широко образованным человеком. Это был первый систематизированный труд по отечественной истории. Кроме того, Татищевым была создана инструкция по собиранию географических и археологических сведений о России, принятая Академией наук. Вместе с тем, оценивая вклад Татищева в становление исторической науки, отметим, что ему не удалось осмыслить собранный материал, связать его концептуальной идеей. Его история России представляла собой сборник летописных данных. Отсутствие же литературной обработки и тяжелый язык делали труд Татищева сложным для восприятия даже его современниками. Во второй половине XVIII в. в развитии исторической науки в России происходит перелом, связанный с началом эпохи "просвещенного абсолютизма". В этот период сначала по инициативе государей, прежде всего Екатерины II, поднимается интерес к истории России среди образованной части населения. Это движение объединило и историков, и литераторов, и государственных служащих, и частных лиц. Во второй половине XVIII-начале XIX в. были сделаны значительные шаги в создании источниковой базы для развития исторической науки. Известным просветителем XVIII в., писателем и издателем Н. И. Новиковым предпринята попытка свести воедино собранные летописи, государственные акты, старинные литературные произведения в единый сборник. Им стала 20-томная Древняя Российская Вивлиофика. Благодаря подвижническим усилиям собирателей и созданию источниковой базы смог появиться знаменитый труд Н. М. Карамзина "История государства Российского". (Он выходил в свет отдельными томами с 1816 по 1829 г.). Это был первый цельный взгляд на русскую историю, изложенную с определенных мировоззренческих позиций. Карамзин отошел от простого летописного перечисления исторических фактов и, опираясь на источники, рассказал, описал историю. Поскольку он был не только историком, но и известным писателем, созданная им история была написана литературным языком. Современники читали ее с огромным интересом. Весь труд Карамзина был связан одной основополагающей идеей, - создание национального государственного могущества России. Поскольку, по мысли Карамзина, к этому могуществу привели Русь ее государственные деятели то внимание было уделено именно русским Великим князьям и царям. Эта односторонность взгляда историка была отмечена уже современниками, которые критиковали его за это Подход Карамзина к истории России, метод ее изложения, к сожалению, были активно использованы в 30- 40-е гг. для создания властями официальной исторической доктрины. Карамзин же за свой труд был назначен первым в истории России официальным государственным историографом. В 30-50-е гг. историческая наука в России оказалась под жестким государственным контролем и строгой цензурной опекой. Шаг вперед она смогла сделать в пореформенный период 60-70-х гг. XIX в. Именно тогда в исторической науке стало формироваться довольно широкое либеральное направление, которому приходилось отстаивать свои позиции в борьбе с официальной идеологией. Среди виднейших русских историков второй половины XIX в. отметим и В. О. Ключевского (1841-1911 гг.), чей труд оказал решающее воздействие на становление отечественных исторических школ. Говоря о развитии исторической науки в России, следует вспомнить и почти забытого историка Н. Я. Данилевского (1822-1885 гг.). Между тем он задолго до европейских ученых разработал основные принципы культурно-цивилизационного подхода к изучению исторического процесса. Именно он выдвинул теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) и впервые под этим углом попытался рассмотреть славянскую цивилизацию. Таким образом, в начале XX в. историческая наука находилась на подъеме. Она стояла на пороге новых исторических открытий. Вполне мог состояться значительный рывок вперед. Однако этого не произошло. После октябрьской революции 1917 г., по мере становления тоталитарного политического режима, историческая наука оказалась в сложнейшем, зачастую трагическом положении. Историческая наука была превращена в инструмент политики и средство идеологической обработки народа. Каждый историк обязан был следовать тем концепциям, которые были одобрены сверху. Единственно верным признавался только один, марксистский подход. К концу 30-х гг. под непосредственным руководством И.В. Сталина для обеспечения единого толкования исторического процесса была создана концепция, ставшая для историков нормативной. Она нашла отражение в изданном в 1938 г. учебнике "История ВКП(б). Краткий курс". Отечественная историческая наука была отсечена от общемировой, так как все труды, издаваемые за границей, либо тщательно отбирались, либо вовсе не допускались в страну. После революции многие ученые эмигрировали из России, В 1922 г. из России были высланы около 300 представителей интеллигенции, в том числе и историков. А в начале 30-х гг. среди историков была проведена чистка, в результате которой около 130 из них оказались в числе репрессированных. Среди них были такие крупные специалисты, как С. Ф. Платонов, академики Н. П. Лихачев и Е. В. Тарле, профессора Ю. В. Готье и многие другие. В таких условиях партийной опеки советская историческая наука продолжала по сути находиться вплоть до середины 80-х годов нашего времени. Хотя после смерти Сталина были и периоды некоторого смягчения идеологического диктата, особенно в период "оттепели" 50-60 гг. И тем не менее было бы неверным считать, что в советский период развитие исторической науки было парализовано полностью. Даже в этих тяжелейших условиях появлялись серьезные научные труды, которые и сегодня представляют ценность. В начале 80-х гг. в связи с провозглашенной М. С. Горбачевым политикой перестройки и гласности в исторической науке произошел своеобразный "обвал", последствия которого мы переживаем сегодня. На историков хлынул шквал неизвестных ранее документов и трудов, стали доступны архивы и спецхраны, работы зарубежных коллег. Это явилось для исторической науки не только долгожданным событием, но и испытанием. Сегодня наиболее актуальными для исторической науки являются следующие задачи: во-первых, тщательное, объективное, вдумчивое изучение всех новых источников, как отечественных, так и зарубежных, во-вторых, поиск новых методологических подходов в изучении истории.
    Билет №3. Восточные славяне в древности 
    Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения в Центральной и 
    Восточной Европе - от Одера на западе до Днепра на востоке, от Прибалтики на севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге. 
    В VI-VII вв. славяне находились на последней стадии развития общинно- родового строя. Основа социальной организации - патриархальная семейная община. Государства еще нет, управление обществом осуществляется на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей 
    (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма, и демократии. Все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, которая все более выделяется из основной массы общинников имущественным положением. 
    Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла. 
    Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: 
    Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др. 
    Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло. 
    Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими народами. Культивировались: рожь, ячмень, овес, лен и др. 
    Ремесло отделилось от земледелия в VI - VIII вв. н.э. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий. 
    Промыслы (охота, рыболовство, бортничество - сбор меда диких пчел и др.), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян. 
    Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений. 
    Главные торговые пути проходили по рекам Волхову-Ловати-Днепру 
    (путь "Из варяг в греки"), Волге, Дону, Оке. Товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности. 
    Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей. 
    Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т.д. и не знали исторического времени. Обожествление могущественных сил природы 
    - солнца, дождя, грозы - отразилось в культах бога неба и огня Сварога, бога грозы Перуна, обрядах жертвоприношений. 
    О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность. Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений. Повсеместно распространен обычай сожжения умерших, возведение над погребальными кострами курганов, куда складывались вещи, оружие, пища. Рождение, свадьба, смерть сопровождались особыми обрядами.

    Билет №4. Образование древнерусского государства

    Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

    Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

    Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

    Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

    Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).

    М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

    Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

    Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

    Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскийкнязь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

    В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

    Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

    Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.
    1   2   3   4