Главная страница

Рецензия. Байкалов Николай Сергеевич кандидат исторических наук в настоящее время занимает должность заведующего кафедры истории Бурятии в Бурятском государственном университете (УланУдэ). Данная статья


Скачать 16.17 Kb.
НазваниеБайкалов Николай Сергеевич кандидат исторических наук в настоящее время занимает должность заведующего кафедры истории Бурятии в Бурятском государственном университете (УланУдэ). Данная статья
АнкорРецензия
Дата22.05.2020
Размер16.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРецензия.docx
ТипСтатья
#124766

Подборка по базе: 436ММС Пеунков Николай Понятие рабочего времени, его виды.docx, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Основные и производные единицы системы СИ гр, Оценка. Голованов Илья Сергеевич ИП103с.docx, Криминалистика 3 группа 3 курс Горохов Александр Сергеевич.pdf, П. Р. 7 Ивашов Николай_БКС-31-18.docx, Александр Сергеевич Пушкин.docx, Александр Сергеевич Пушкин.docx, Методы привлечения кандидатов. Процесс отбора персонала в органи, Никита Сергеевич Хрущов.docx, Хрущев Никита Сергеевич1.doc

Н.С. Байкалов. «Обживая стройку века»: пространство повседневности и жилищная мобильность строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (1970-1980-е гг.)

Байкалов Николай Сергеевич – кандидат исторических наук в настоящее время занимает должность заведующего кафедры истории Бурятии в Бурятском государственном университете (Улан-Удэ).

Данная статья освещает жилищную проблему, сопровождавшую строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). Дефицит жилья привел к появлению разнообразных форм обживания района нового освоения: палатки, вагончики, бараки, самодельные постройки и приспособленные для проживания производственные помещения и технические сооружения. Вокруг БАМа возникла целая сеть городов и поселков, отличавшихся неоднородной поселенческой структурой, которая зависела от профессии рабочих. Также в статье описаны повседневные пространства жилища, организации быта и жилищные практики, среди которых можно назвать получение жилья, улучшение жилищных условий переселение.

При написании статьи автор пользовался материалами, возникшими в ходе строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и взятыми из Государственного архива Республики Бурятия и архивного отдела администрации муниципального образования «Северобайкальский район». Для достоверности информации (наиболее детального описания внутреннего устройства жилища, процессов получения жилья) автором использовались интервью строителей и их семей, проживающих в районах БАМа или покинувших их, а также репортажи с места событий, взятых из книги Н.И. Крючкова «Магистраль у Байкала».

Целью статьи является описание типичных траекторий жилищных переездов, осуществлявшихся жителями бамовских поселений в советский период, выявление факторов, определявших тот или иной жилищный выбор.

Основные положения статьи:

  1. Типовая последовательность получения и смены жилья (для орагнизованно прибывших строителей) включала такие стадии, как первоначальное размещение в палатке или вагончике, получение места в рабочем общежитии или комнаты во времянке, переезд в отдельную квартиру во временном или капитальном строении.

  2. Структурообразующим фактором, задавшим ту или иную траекторию жилищной мобильности, являлся способ попадания на стройку: организованное прибытие в составе отрядов, строительных коллективов (для них предполагалось централизованное распределение жилья) или по распределению после окончания учебного заведения либо самовольный приезд.

  3. Степень комфортности жилища зависела от ведомственной принадлежности объекта. Самыми качественными считались жилища тоннельщиков и мостовиков. В более простых условиях жили рабочие мехколонн и строительно-монтажных поездов.

  4. Для самостоятельно прибывших на стройку людей выделялись некоторые неформальные практики поиска и приобретения жилья: размещение у родственников, самовольное возведение жилья, покупка жилой комнаты или дома, рейдерство, приспособление нежилых объектов и производственных помещений, проживание на рабочем месте.

  5. Позиция властей по отношению к самовольному строительству отличалась двойственностью. Формально руководство демонстрировало намерение бороться с самостроем, апеллируя техническим проектом строительства магистрали и генеральным планом поселков, которые не предусматривали зон индивидуальной застройки. С другой стороны, руководящие органы извлекали из самостроев определенные выгоды, поскольку они частично решали проблему нехватки жилья, позволяли удержать население в районе строительства, а также сэкономить на жилищном строительстве.

  6. На БАМе не действовали такие факторы жилищной мобильности, как расходы на содержание жилья, особенности социальной инфраструктуры поселка, рекреационные возможности, социальная стратификация и т.д. Поскольку все коммунальные услуги и электроэнергия были бесплатными; каждая организация имела свои детсады, клубы, библиотеки и прочие объекты соцкульбыта.

На мой взгляд, Н.С. Байкалов очень логично и доступно дал читателям понять, что во время строительства Байкало-Амурской магистрали сформировался широкий набор формальных и неформальных практик жилищной мобильности, зависевших прежде всего от формы приезда на БАМ. Организованно прибывших строителей отличали более стабильные и однообразные траектории мобильности, в то время как самостоятельно попавшим на строку лицам были свойственны более разнообразные траектории.


написать администратору сайта