Главная страница

Курс лекций по ИОГП _1часть (Забугина). Автор з абугина В. С., к и. н., доцент кафедры теории и истории права и государства Центрального филиала фгбоувпо рап Рецензенты


Скачать 1.12 Mb.
НазваниеАвтор з абугина В. С., к и. н., доцент кафедры теории и истории права и государства Центрального филиала фгбоувпо рап Рецензенты
АнкорКурс лекций по ИОГП _1часть (Забугина).doc
Дата06.12.2017
Размер1.12 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКурс лекций по ИОГП _1часть (Забугина).doc
ТипУчебное пособие
#10705
страница8 из 82
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   82

1. Государственность у славян была еще до призвания варягов.

2. Русский язык, а не шведский, был государственным в древнерусском государстве.

3. Русская Правда была более древним памятником права, нежели скандинавские законы.

Варягов на Руси использовали как наемную военную силу. Это были своего рода ландскнехты, заполонившие в средние века всю Западную Европу. Однако никому не приходило в голову брать под сомнение суверенитет французского королевства Людовика Святого (хотя общеизвестно, что он, проводя политику укрепления Франции, опирался на швейцарских стрелков). Норманнисты датируют основание Киева 854 годом, хотя известно, что Киев был основан в V веке. Подобная ошибка равнозначна тому, как если бы мы представили себе Николая II современником Ивана Грозного. В советской историографии преобладала критика норманнской теории. В настоящее время археологи в ходе раскопок находят большое количество скандинавских погребений на территории Руси, лингвисты доказывают, что в русском языке много слов скандинавского происхождения. Все это служит основанием для современных норманнистов считать норманнскую теорию состоятельной. На наш взгляд, первые русские государства, а затем и Киевское, возникли, прежде всего, в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств.

Предпосылками образования древнерусского государства были:

1. Этническая общность, один язык.

2. Необходимость соединить силы для борьбы с кочевниками и Византией.

3. У становление контроля на всем пути «из варяг в греки».

4. Сходство языческих верований, а позже единая христианская религия.

И еще один важный вопрос требует ответа: почему разложение первобытнообщинного строя у восточных славян привело к созданию феодальной, а не рабовладельческой государственности?

Вопрос этот до сих пор достаточно не изучен. Видимо все-таки в условиях сурового климата широкое применение труда рабов было не целесообразным (сезон сельскохозяйственных работ был краток, а содержание рабов в осенне-зимние периоды дорогостоящее).

Интересно отметить, что на Руси рабов зачастую наделяли землей, хозяйством, превращая по существу в крепостных крестьян.

Рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своем развитии рабовладельческую формацию.

2. Общественный и государственный строй Древнерусского государства

Общественный строй. К IX веку у восточных славян устанавливается феодальная собственность на землю и складываются классы – феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне.

В господствующий класс феодалов входили: киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать, дружинники, верхушка служилых людей. Класс феодалов формировался постепенно. По мере того, как оформляется класс феодалов, им присваивается название бояре. Боярство формируется двумя путями. Во–первых, боярами становится родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Вторую категорию составляли бояре княжеские, т.е. формировавшиеся из княжеской дружины. Их называли княжьи мужи, бояре-огнищане. В дальнейшем, по мере укрепления власти киевских князей эти две группы бояр (земские и княжеские) сливаются, различия между ними исчезают. Общим для них было то, что все они были крупными земельными собственниками. Землю они либо получали от князя за службу, либо захватывали общинные земли. Земля была их наследственной собственностью, такие земельные владения назывались вотчинами. После принятия в X веке христианства значительная часть земель сосредотачивается в руках церкви, монастырей, духовенства. Духовенство становится привилегированной социальной группой, его также следует отнести к господствующему классу. Принятие христианства стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение о божественном происхождении верховной власти, смиренном к ней отношении. В руках у митрополитов и епископов сосредотачивается большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. Митрополит назначался константинопольским патриархом. Все группы феодалов в древнерусском государстве находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами местные князья. В свою очередь местные князья были сюзеренами своих бояр и служилых людей.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   82