Главная страница

пособие по древнерусской литературе. Пособие по ДРЛ Безруков А.А., Крижановский Н.И.. Армавирский государственный педагогический университет А. А. Безруков, Н. И. Крижановский история древнерусской литературы учебнометодическое пособие армавир


Скачать 0.72 Mb.
НазваниеАрмавирский государственный педагогический университет А. А. Безруков, Н. И. Крижановский история древнерусской литературы учебнометодическое пособие армавир
Анкорпособие по древнерусской литературе
Дата14.01.2020
Размер0.72 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПособие по ДРЛ Безруков А.А., Крижановский Н.И..doc
ТипУчебно-методическое пособие
#104063
страница1 из 8

Подборка по базе: ФГБОУ ВО Иркутский государственный аграрный университет.docx, военные университеты.DOCX, СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx, История Финансового университета 1953–1964 гг. - копия.pptx, МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАРАГАНДЫ.docx, Российский государственный архив экономики.pptx, Қарағанды медицина университеті.docx, конспект для университета.docx, ОмскийГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОЛОГИЯ1111.docx, Практика студентов экономического факультета Башкирского государ.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство образования и науки российской федерации
армавирский государственный педагогический университет

А.А. БЕЗРУКОВ,

Н.И. КРИЖАНОВСКИЙ


ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Армавир

2009

В данном учебно-методическом комплексе рассматриваются русский литературный процесс XI – XVII вв., узловые моменты становления русской литературы в их стилевой и жанровой характеристике в сочетании с комплексным литературоведческим анализом наиболее значимых памятников.
Комплекс предназначен для преподавателей и студентов филологического факультета.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс "История древнерусской литературы" – первый в программе филологических факультетов среди курсов по изучению отечественной литературы. Студенты должны с максимальной ответственностью подойти к изучению предмета, поскольку особые трудности вызывает отсутствие навыка анализа художественного текста и слабое знакомство с древнерусским языком.

"История древнерусской литературы" – основополагающий предмет в историко-литературном образовании, поскольку он связан с древнейшим этапом литературного письменного творчества, ставшим основой всей русской национальной литературы. В XI – XVII веках сформировалась система нравственных и эстетических критериев, являющихся стержнем русской художественной словесности и по сей день.

Составители программы рассматривают русский литературный процесс XI – XVII веков, с одной стороны, как отражение мировоззрения и психологии средневековых авторов в их художественном преломлении в тесной связи с исторической действительностью и запросами конкретной эпохи, с другой стороны, как фундаментальную основу национальной литературы русского народа в целом. Программа предусматривает рассмотрение узловых моментов становления русской литературы в их стилевой и жанровой характеристике в сочетании с комплексным литературоведческим анализом наиболее значимых памятников.

Изучающим древнерусскую литературу необходимо обратить особенное внимание на овладение основными литературоведческими понятиями этого предмета. Первостепенное значение имеет также вдумчивое чтение текстов древнерусских произведений. Важнейшим этапом вузовского изучения древнерусской литературы является самостоятельная работа студента с монографическими исследованиями и статьями ведущих ученых в области древнерусской словесности: В.П. Адриановой-Перетц, Ф.И. Буслаева, И.П. Еремина, Д.С. Лихачева, Н.И. Прокофьева, Б.А. Рыбакова, А.А. Шахматова и других.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ. БИБЛИОГРАФИЯ




1. Возникновение древнерусской литературы
Исторические предпосылки. Формирование древнерусской государственности. Появление славянской письменности (Кирилл и Мефодий). Тесные экономические, торговые и политические связи с Древней Болгарией и Византией. Принятие христианства от Византии, влияние книжной византийской и древнеболгарской христианской культуры. Существование высокоразвитых форм устного народного творчества. Гипотеза В.В. Кожинова: русский героический эпос (былины) (IХ в.) – начало русского искусства художественного слова.
Библиография

  1. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. – Л., 1974.

  2. Гудзий Н.К. История древнерусской литературы. – М.,1966.

  3. История русской литературы в 10 т. т.1. – М.; Л., 1941.

  4. История русской литературы в 3 т. т.1. – М.; Л., 1958.

  5. История русской литературы в 4 т. т.1. – Л., 1980.

  6. История русской литературы X – XVII веков. – М., 1985.

  7. Кожинов В.В. История Руси и русского слова. – М., 1999.

  8. Лихачёв Д.С. Возникновение русской литературы. – М.;Л., 1952.

  9. Лихачёв Д.С. Развитие русской литературы X – XVII веков. Эпохи и стили (глава 1 Сложение литературы) // Лихачёв Д.- С. Избранные работы: в 3т. т.1. – Л., 1987.

  10. Лихачёв Д.С. Своеобразие исторического пути русской литературы XXVII веков. //Лихачёв Д.- С. О филологии. – М., 1989.

  11. Мещерский Н.А. Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности IX – XV веков. – Л.,1978.

  12. Робинсон Н.А. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI – XIII веков. Очерки литературно-исторической типологии. – М., 1980.

  13. Тихомирова М.Н. Древняя Русь. – М.,1975.


2. Проблема периодизации
Определение границ ДРЛ. Хронологическая относительность точного определения крайних границ развивающейся литературы (Х в. или начало XI в.; конец XVII или первая треть XVIII в.). Принципы выделения периодов (политико-географический; по названию господствующего литературного стиля). Связь периодизации с историческими событиями и узловыми моментами становления национального самосознания.
Библиография

См. раздел первый, № 1, 3-5.

  1. История русской литературы в 10 т. Т. 1-2 (ч. 1,2). – М.; Л., 1941-1948.

  2. ЛихачёвД.С .Развитие русской литературы X – XVII веков. Эпохи и стили (глава 1 Сложение литературы) // Лихачёв Д.- С. Избранные работы: в 3т. т.1. – Л., 1987.



3. Специфические особенности ДРЛ
ДРЛ как национальная и средневековая литература. Общекультурные особенности (рукописный характер, типы письма, особенности письма, функционирование памятников в виде сборников). Трудности восстановления первоначальной редакции текста. Идейно-психологическая специфика (имперсональный и коллективный характер творчества, философски-богословская и историческая насыщенность памятников, соединение христианского (православного) и патриотического начал, публицистичность, "учительный" характер, отсутствие сознательной установки на вымысел, принципиальное недопущение на страницы произведений быта, особое внимание к прошлому и месту действия, герой ДРЛ). Принципы подхода к анализу специфических особенностей. Древнерусская и средневековая западноевропейская литература.
Библиография
См. раздел первый, № 1,5,9,11,13; раздел второй, № 1,2;

  1. Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачёв Д.С. Избранные работы: в 3т. т.1. – Л., 1987.

  2. Куприянова Е.Н., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы: Очерки и характеристики. – Л., 1976.



4. Система жанров ДРЛ
Основные этапы функционирования: становление, развитие, расцвет, кризис, распад. Условность деления на жанры церковные и мирские. Основные жанры церковной литературы (жития, хожения, патерики, жанры ораторского искусства). Четьи – Минеи. Понятие об апокрифической литературе, апокрифических мотивах. Основные жанры мирской литературы (летопись, воинские повести, поучение, моление, политическая легенда, бытовые повести, жанры демократической сатиры, вирши, силлабические стихи, первые опыты драматургии). Жанровая неоднородность памятников. Трансформация жанров (напр. житие, хожение). Терминологическая неопределённость жанра (повесть, слово). Жанры заимствованные и собственно русские (летопись, "трудная повесть").
Библиография
См. раздел первый, № 1,3-5,11; раздел второй № 1,2.

  1. Ерёмин И.П. Литература Древней Руси. – М., Л., 1966.

  2. Переверзев В.Ф. Литература Древней Руси. – М., 1971.

  3. Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Л., 1970.



5. "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона как начало национальной литературы русского народа
Личность Илариона Киевского. Эпоха создания памятника (первые десятилетия христианства на Руси, внутренняя стабильность и международный авторитет Руси, отголоски противостояния Руси и Хазарского каганата как борьбы христианства и иудаизма). Закон ― иудаизм, Благодать ― христианство. Иларион о диалектике противостояния закона и Благодати и неизбежности ухода закона. Отношение митрополита к князьям-язычникам, устроителям Руси. Утверждение христианско-патриотической идеи как основы национальной литературы. Образ Иисуса Христа. Художественные особенности памятника. Композиция. Принцип антитезы. Метафоричность (эпитеты, обращение к библейским сюжетам). Синтез как ведущая организационно-художественная основа воплощения сути Благодати.

Библиография

См. раздел первый, № 1-5.

  1. Альманах библиофила. Выпуск 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988-1988). – М.,1989.- С. 24-133, 154-226.

  2. Кожинов В.В. Об истоках русской литературы. Творчество Илариона и историческая реальность его времени. // Он же Размышления о русской литературе. – М., 1991.

  3. Кожинов В.В. История Руси и русского слова. – М.,1999.

  4. Лихачёв Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси // Лихачёв Д.- С. Избранные работы: в 3т. т.2. – Л., 1987.

  5. Молдаван А.М. "Слово о Законе и Благодати" Илариона. – Киев, 1984.

  6. Мещерский Н.А. К изучению языка "Слова о Законе и Благодати" // ТОДРЛ, 1976,т.30. - С. 231-237.



6. Общая характеристика литературы

Киевской Руси
Процесс "трансплантации" византийской общеславянской литературы и период становления собственно русской литературы. Широкое наполнение термина "русская литература". Становление древнерусской государственности. Киев как культурный центр. Понятие Русская земля как следствие осознания общности исторических судеб восточных славян. Идея единения. Русская земля – главный герой ДРЛ. Феодальные усобицы. Появление жанра повести о княжеских преступлениях. Утверждение основ христианской нравственности. Исторические и религиозно-дидактические жанры.
Библиография
См. раздел первый, № 1-5, 8-9, 12,13; раздел четвёртый № 1,2.

7. Летопись как собственно русский жанр
Летопись и византийская хроника. Появление жанра как закономерный этап развития самосознания древнерусского человека, стремление определить достойное место Руси и русичей среди других цивилизаций и народов. Начало летописания (гипотезы академиков А.А Шахматова, Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачёва). Понятие о летописном своде.

Самостоятельно. "Повесть временных лет" (ПВЛ). Эпоха создания памятника. "Повесть временных лет" как образец ведущего жанра исторической прозы Древней Руси. Цели и задачи авторов. Связь тематики и проблематики с историческими судьбами Русской земли. Принципы отбора и освещения исторических событий; изображение человека. Историческая концепция авторов. Христианско-патриотическая направленность памятника. Жанровое своеобразие ПВЛ – "объединяющий" жанр, подчиняющий себе жанры входящих в него компонентов (Д.С. Лихачёв). Библия как историко-этический источник (рассказ о сынах Ноя, Вавилонское столпотворение), христианская легенда (посещение славянской земли апостолом Андреем); народный исторический рассказ, племенная легенда, дружинная легенда, притча об обрах, поговорка, сказка. Жанры письменной литературы: житие, воинская повесть, повесть о княжеских преступлениях. Речь философа (богословский трактат); дипломатический документ (текст договора русских с греками).

Условия обеспечения жанрового единства летописи: принцип отбора событий, погодная сетка записи, христианско-патриотическая направленность в освещении событий и поступков героев, господство стилевой и языковой традиции. Значение ПВЛ для русского летописания и развития жанров исторической прозы.
Библиография
См. раздел первый, № 1-6,9,13; раздел второй № 2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 4.

  1. Алешковский М.Х. "Повесть временных лет": судьба литературного произведения в Древней Руси .-М., 1971.

  2. Ерёмин И.П. Литература Древней Руси (Этюды и характеристики)- М.-Л., 1966.

  3. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. – М., 1977.

  4. Насонов А.Н. История русского летописания XI – начала XVIII в. – М., 1977.

  5. Шайкин А. "Се повести времянных лет…". От Кия до Мономаха. – М., 1989

8. Житие. "Сказание о Борисе и Глебе"
Житие как древнейший жанр христианской литературы (мученики христианства). Виды житий ДРЛ: жития князей-мучеников, жития князей-воинов, жития видных деятелей православной церкви, жития монахов-основателей монастырей. Четьи-Минеи.

Самостоятельно. Житийные каноны. Открытость композиции. Судьба агиографического жанра в ДРЛ. "Сказание о Борисе и Глебе". Историческая справка. Культ Бориса и Глеба, первых русских святых. Святые мученики христианской веры. Традиционные житийные мотивы "Сказания". Патетика и лиричность стиля. Драматизм и эмоциональные переживания героев. Образы Бориса и Глеба в ДРЛ ("Житие Александра Невского", воинские повести).
Библиография

См. раздел первый, № 1-5,; раздел второй № 2; раздел третий, № 1, раздел 4, № 1-3

1. Федотов Г.П. Святые Древней Руси (Любое издание).

9. Самостоятельно. "Хожение" игумена Даниила
Хожение как жанр христианской литературы. Историческая справка. Описание автором Святой земли. Религиозный характер и патриотический пафос повествования. Простота стиля, точность и обстоятельность наблюдений. Личность "Русской земли игумена".
Библиография
См. раздел первый № 1-5, 11; раздел четвёртый № 1,2.

  1. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963.

  2. Данилов В.В. К характеристике "Хожения" игумена Даниила // ТОДРЛ, 1954. Т.10.

  3. Прокофьев Н.И. Русские хожения XII-XV вв. // Литература Древней Руси и XVIII в. (Уч. зап. МГПИ). – М., 1970.

  4. Книга хожений: Записки русских путешественников XI-XVвв. – М., 1984.



10. Самостоятельно. "Поучение" Владимира Мономаха как эталонный образец политического красноречия Древней Руси
Эпоха создания памятника. Христианско-патриотическая направленность "Поучения". Мономах о ценности и индивидуальности человеческой личности. Письмо к Олегу Святославичу. Эмоционально-лирическое начало письма. Оригинальность "Поучения". Учительный характер памятника. Начало русской мемуаристики. Особенности языка и стиля, сочетание книжной речи и живой разговорной.
Библиография
См. раздел первый № 1-5; раздел второй, № 2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 2, раздел пятый № 4.

  1. Орлов А.С. Владимир Мономах. – М.-Л., 1946.

  2. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. – Л., 1987. - С. 48-102.



11. Самостоятельно. "Моление" Даниила Заточника
Проблема авторства. Редакции памятника. Оценка личности в свете героя с позиций православной духовной традиции (индивидуалистическое начало, культ "ума"). Особенности языка и стиля (книжное начало и традиции фольклора), специфика юмора (скоморошье балагурство), сатирические приёмы, нарочитая сниженность стиля; афористичность, использование пословиц и поговорок. Ритмическая организация речи, повторы, ассонансы.
Библиография
См. раздел первый № 1-6; раздел второй, № 2, раздел третий, № 1, раздел пятый № 4.

  1. Воронин В.В. Даниил Заточник // Древнерусская литература и её связи с новым временем. – М., 1966.

  2. Лихачёв Д.- С. Смех в Древней Руси. // Лихачёв Д.- С. Избранные работы: в 3 т. Т.2. – М., 1981. - С. 365 – 367.

  3. Лексика и фразеология "Моления" Даниила Заточника. – Л., 1981.



12. "Слово о полку Игореве"
Открытие "Слова", его издание, изучение. Эпоха создания памятника (международное положение Руси в XII веке, феодальные войны, культура). Историческая справка. Поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского. Причины похода (гипотезы Д.С. Лихачёва и Б.А. Рыбакова). Споры о подлинности "Слова". Время создания памятника. "Слово" и "Задонщина". Проблема авторства "Слова". Основная идея "Слова". Политическая позиция автора. Система образов "Слова" (образ Русской земли, природа в "Слове", идеальные образы автора). "Тёмные" места "Слова". Художественная природа памятника. Жанровое своеобразие ("трудные повести"). "Слово" в ряду памятников современной ему зарубежной литературы ("Песнь о Сиде", "Песнь о Роланде", "Витязь в тигровой шкуре"). Оригинальность, национальная самобытность "Слова". Мотивы и образы "Слова" в русском искусстве 19 – 20 веков. Национальное и мировое значение памятника.
Библиография
См. раздел первый № 1-6, 11.

  1. Ерёмин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1967.

  2. Лихачёв Д.С. "Слово о полку Игореве". Историко-литературный очерк (любое издание).

  3. Косоруков А. Гений без имени. – М., 1986.

  4. Осетров Е. Мир Игоревой песни. – М.,1977.

  5. Рыбаков Б.А. "Слово о полку Игореве" и его современники. – М.,1971.

  6. Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиски автора "Слова о полку Игореве". – М., 1991.

  7. Сулейменов О. Аз и я. Книга благонамеренного читателя. – Алма-Ата, 1975.

  8. Булахов М.Г. "Слово о полку Игореве" в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь. – Минск, 1989.

  9. "Слово о полку Игореве". 800 лет. Альманах библиофила. Выпуск 21. – М., 1986.



13. Общая характеристика литературы периода борьбы за национальную независимость

(первая треть XIII - XV вв.)
Сохранение и собирание духовных сил русичей – основная миссия авторов. Религиозно-патриотическая идея – покаяние в грехах и героическая жертвенность во имя будущего Русской земли. Проповеди Серапиона Владимирского ("Господь сотворил нас великими"). "Повесть о разорении Рязани Батыем" ("Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти"). "Слово о погибели Русской земли" как образец стиля монументального историзма. Величественный образец "светло-светлой" и "украсно-украшеной " земли Русской, осенённой светом "правоверной веры христианьской". "Легенда о граде Китеже". Образ "сокровенного" града. Легендарно-апокрифический тип памятника. "Житие Александра Невского". Заслуги князя перед христианской верой. Образ князя. Жанровое своеобразие памятника (житийные каноны и элементы воинской повести). "Похвала роду рязанских князей". Памятники переводной литературы ("Чудо Георгия о змие", "Физиолог", "Мелисса").

Самостоятельно. "Хожение за три моря" Афанасия Никитина. Эпоха создания памятника (укрепление государственности – собирание русских земель, конец татарского ига). Русский человек и запросы времени (Великие географические открытия). Индийская тема в ДРЛ XII - XV вв. ("Повесть о Варлааме и Иосафе", "Сказание об Индийском царстве"). Афанасий Никитин как носитель лучших черт человека Древней Руси (любовь к Русской земле и преданность вере отцов, доброжелательное отношение к другим народам и верам, чувство собственного достоинства, смелость, любознательность, книжная образованность). Новое в освещении индийской темы. Жанровое своеобразие "Хожения" (путевые очерки, светский характер памятника, религиозное начало). Композиция произведения. Автобиографический и беллетристический характер повествования. Язык и стиль "Хождения" (ориентация на разговорную речь, лексические пласты, функция иноязычной лексики, прямая и несобственно прямая речь и принципы её введения в текст памятника).
Библиография
См. раздел первый № 1-5; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 1,2.

  1. Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века "Слово о погибели Русской земли". – М.-Л., 1965.

  2. Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. Вып. 1. - С. 354-363.

  3. Кучкин В.А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (XIII – первая четверть XIV века.) // Русская культура в условиях иноземных нашествий и войны (X - начала XX в.). - М.,1990. № 1. - С. 15-69.

  4. Черторицкая Т.В. Красноречие Древней Руси (XI –XVII веков).- М., 1987. См. библиографию к практическому занятию № 3.

  5. Представление об Индии в Древней Руси. //Индия. 1981-1982 Ежегодник. – М., 1983. - С. 274-288.

  6. Шохин В.К. Древняя Индия в культура Древней Руси (XI - середина XV века). - М., 1988.

  7. Россия и Индия.-М., 1986.

  8. Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. Вып.1. - С. 410-411.

  9. Громов М. Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII. – М.,1990. - С. 108-113.



14. Воинская повесть как жанр исторической прозы Древней Руси
Традиции зарубежной литературы и национальное своеобразие. Светский характер жанра, связь с реально-историческим событиями русской истории. Христианско-патриотическая идейная направленность. Образ князя – главного героя воинской повести. Законы жанра. Воинские формулы. Сочетание книжной традиции и черт фольклора. Повесть как отдельное произведение, повесть в составе летописей (повести о битве на реке Калке 1223 года), черты повести в памятниках других жанров ("Слово о полку Игореве", "Житие Александра Невского"). Повесть о княжеских преступлениях как разновидность воинской повести.

Самостоятельно. "Повесть о разорении Рязани Батыем" как эталон древнерусской воинской повести. Историческая основа памятника. Этапы военного противостояния Рязани и Батыя. Идея самоотверженной героической гибели во искупление грехов перед Богом и во имя будущего Русской земли. Описание воинских событий. Традиционные формулы. Связь с традициями фольклора. Образ смертной чаши. Образ Евпатия Коловрата. Цикл рязанских повестей и место "Повести" в цикле "Похвала роду рязанских князей".
Библиография
См. раздел первый № 1,3-6; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 1,2, раздел тринадцатый № 3.

  1. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. – М., 1974.

  2. Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков. – М.Л., 1960.- С. 116-131.

  3. Воинские повести Древней Руси. – Л., 1985.- С. 3-16.



15. Самостоятельно. Повести о Куликовской битве ("Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище", Летописная повесть о Куликовской битве, "Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича")
Эпоха создания цикла. Историческое значение Куликовской битвы. Возможность объединения в цикл памятников разных жанров. Историческое и легендарное, светское и церковное начала в произведениях. Принципы изображения князя, русских воинов, врагов (нравственные качества и форма их воплощения). Эпический стиль фольклора, летописная традиция изображения, эмоционально-панегирический стиль. Традиционные стилистические формулы изображения людей и событий. Человек и природа в памятниках. Проблема литературной преемственности ("Задонщина" и "Слово о полку Игореве"), эволюция жанра княжеского воинского жития ("Повесть о житии Александра Невского" "Слово о житии Дмитрия Донского").
Библиография
См. раздел первый № 1, 3-6; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 1,2.

  1. Сказание и повести о Куликовской битве. – Л., 1982

  2. Куликовская битва в литературе и искусстве. – М., 1980.

  3. Куликовская битва и подъём национального самосознания//ТОДРР. – Л., 1979. Т. 34.

  4. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV – XV веков. – Л., 1987. - С. 88-122.

  5. Кожинов В.В. История Руси и русского слова. – М., 1998. (гл.7).



16-17. Памятники стиля "плетения словес"
Исторический и идейно-эстетические предпосылки появления стиля (процесс "собирания" Москвой исконно русских земель, национальный подъём – Куликовская битва, второе южнославянское влияние). Афонские исихасты. Русские "молчальники". Культ Иоанна Лествичника: стремление шествовать по умозрительной лестнице добродетели в экстатическом стремлении познания Бога. Эмоционально-панегирический агиографический стиль "плетения словес": особое отношение к слову, должному адекватно передать святость святого, "абстрактный психологизм".

Самостоятельно. Творчество Епифания Премудрого. "Слово о житии и учении Стефана Пермского" ("Житие Стефана Пермского", "Повесть о Стефане, епископе Пермском"), "Жизнь и житие преподобного и Богоносного отца нашего Сергия" ("Житие Сергия Радонежского"). Образы Стефана и Сергия. Их заслуга перед церковью. Историческое и национальное значение личности Сергия Радонежского (Образ Сергия в книге Б. Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский" ― единение разрозненных лучших черт русского национального характера; святой Сергий в творчестве М.В. Нестерова). Черты стиля "плетения словес" в "Житии Стефана Пермского": формулировка основной цели и задач жития, крайняя степень самоуничижения как литературный приём, отношение автора к слову, "поиски" слова, "абстрактный психологизм". Судьба стиля "плетение словес".
Библиография
См. раздел первый № 1-5; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 2.

  1. Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV-XV вв. – М., 1974.

  2. Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1988. Вып. 2., ч.1. - С. 211-230.

  3. Федотов Г.П. Святые Древней Руси (любое издание).

  4. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси. XIV-XV вв. Подвижники Русской церкви. – Новосибирск.1991.

  5. Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М., 1991.

  6. Безруков А.А. "Преподобный Сергий Радонежский" Б. Зайцева: в поисках пути утраченного //Россия на стыке исторических эпох: очерки общественно-литературного процесса 20-30 гг. ХХ века. – Армавир, 1998.

  7. Вагнер Г.К. В поисках истины: Религиозно-философские искания русских художников: середина XIX-начало ХХ века. – М., 1993.



18. Переводная литература XI-XV в.
Роль и место переводной литературы в русской жизни и литературном процессе Древней Руси. Становление ДРЛ и значение переводческой деятельности: государственная необходимость (христианизация Руси), развитие культурных связей с Византией и Древней Болгарией. Жанры переводной литературы. Церковная литература (патристика, жития, патерики, апокрифы). Светская литература: хроники, "Александрия", "Повесть об Акире Пермудром", "Девгениево деяние".

Самостоятельно. Значение памятников, переведённых в период борьбы за национальную независимость. "Чудо Георгия о змие". Начало культа Георгия Победоносца. Вера в обретение независимости, торжество христианства. Расширение сведений об окружающем мире, обращение к культуре и науке иных народов и цивилизаций. Средневековые энциклопедии "Физиолог". "Мелисса". "Сказание об Индийском царстве". Апокрифические рассказе о царе Соломоне ("Суды Соломона"). "Разговор души и плоти" - прозаический перевод "Диоптры" Филипа Монотропа – наиболее полный свод сведений античного мира и раннего средневековья о человеке.
Библиография
См. раздел первый № 1-5; раздел второй, № 1.

  1. Прозоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков. – Л.,1987.

  2. Истоки русской беллетристики. – Л., 1970.

  3. Мещерский Н.А. Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности XI-XV вв. – Л.,1987.

  4. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI-XIII веков: Очерки литературно-исторической типологии. – М., 1980.



19-21. Самостоятельно. Общая характеристика

литературы XVI в.
Идеологические и социально-исторические условия развития. Торжество Московской государственности. Усиление монархической власти. Жанр политической легенды (сознательная установка на вымысел). "Сказание о князьях Владимирских". Перемещение центра православия в Москву. Теория старца Филофея "Москва – третий Рим": утрата эсхатологического наполнения, политическое оформление теории. Создание памятников обобщающего характера по заказу государства. Стиль второго монументализма. Преодоление ересей ("жидовствующие"); иосифляне и "заволжские старцы" ("нестяжатели"). Борьба сословий. Слово как оружие. Развитие социальной публицистики, элементы сатиры. Начало процесса демократизации литературы.

Обобщающие памятники середины XVI века. Стремление к монументальности. Специфическое понимание монументальности. Судьба стиля "плетения словес" и второго монументализма. "Степенная книга царского родословия" ("Степенная книга"). Характеристика кн. Владимира. Образ кн. Ольги. Сопоставление с образом Ольги в "Повести временных лет". Отсутствие сюжетности, динамики, "мёртвый психологизм". Стремление к унификации ("Лицевой летописный свод") и регламентации ("Домострой"). "Великие Четьи-Минеи".

Публицистика XVI века. Публицистичность как специфическая черта ДРЛ. Идейно-исторические условия расцвета публицистики в середине века. Обращение авторов к авторитету Церкви. Публицистика Ивана Грозного: отстаивание интересов самодержавной власти. "Послание в Кирилло-Белозерский монастырь" (взаимоотношение с церковной властью, антибоярская направленность). "Послание Василию Грязному" (царь и опричнина). Андрей Курбский, защитник интересов опального боярства. "История о великом князе Московском". Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Позиция авторов, аргументация. Оценки личностей Ивана Грозного и Андрея Курбского в русской исторической и публицистической мысли XIX-XX веков. Особенности стиля авторов переписки.

Самостоятельно. Публицистика Ивана Пересветова, защитника интересов служилого класса (дворянства). "Сказание о Магмете-салтане", "Сказание о царе Константине", челобитные. Утверждение нужности дворянства, поддержка самодержавной власти, антибоярская направленность творчества. Образы Петра, молдавского воеводы и Магмета-салтана как форма советов-рекомендаций Ивану Грозному. Ермолай Еразм как публицист, объективный защитник земледельческого сословия. Трактат "Правительница". Утверждение значимости для Русской земли труда земледельцев ("от их бо трудов есть хлеб"), освящение этого труда ("Богови в службу безкровная жертва хлеб приносится"). Предложение об улучшении жизни земледельцев, обличение виновников народных страданий. Выступление против "пьянственного пития" как главной причины народных преступлений и нравственного растления.
Библиография
См. раздел первый № 1,3-5; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 2.

  1. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. – М.-Л., 1960.

  2. Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. – Л., 1970.

  3. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. (Очерки политической истории России первой трети XVI века). – М., 1972.

  4. Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского: Парадоксы Эдварда Кинана. – Л.,1973

  5. СкрынниковР.Г. Иван Грозный. – М., 1980.

  6. Лихачёв Д.С. , Панченко А.М., ПоныркоН.В. Смех в Древней Руси. – Л.,1984.

  7. Дёмин А.С. Писатель и общество России XVI-XVII веков.: Общественные настроения. – М.1985.

  8. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Отечественные мыслители позднего средневековья. Конец XIV – первая треть XVII. – Киев,1990.

  9. Шмидт С. О. К истории переписки Курбского и Ивана Грозного//Культурное наследие Древней Руси. - М.,1976.- С. 147-151.

  10. Лурье Я.С. Ещё раз о первом послании Ивана Грозного к Курбскому//ТОДРЛ.-Л., 1989.т.42.- С. 7791.

  11. Зимин А.А. Иван Пересветов и его современники: Очерки из истории русской общественной мысли середины XVI века. – М., 1958.

  12. Голенищев-Кутузов И.Н. Славянские литературы. – М., 1973.



22. Самостоятельно. "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Тематика, проблематика памятника. Идейная направленность. Образ Февронии. Национальные истоки характера. Жанр жития в XVI веке и процесс демократизации в литературе Древней Руси (секуляризация, проникновение быта). Отступление от канонов жанра. "Повесть" и традиции западноевропейского рыцарского романа. "Повесть" и фольклор. Особенности стиля: стиль "эмоционального сдерживания" (Д.С. Лихачёв). Психологизм автора. Мотивы и образы памятника в русском искусстве XIX века (П.И. Мельников-Печерский "В лесах", Римский-Корсаков "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии")
Библиография

См. раздел первый № 1,3-5; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 2.

  1. "Повесть о Петре и Февронии" /Подг. текстов и исследование Р.П. Лмитриевой. – Л.,1979.

  2. Шайкин А.А. Фольклорные традиции в "Повести о Петре и Февронии Муромских"// Фольклорные традиции в русской и советской литературе. – М.,1987.

  3. Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1988 Вып.2.ч.1. – С. 220-225.



23. Общая характеристика литературы XVII в.
"Бунташный" век. Эпоха Смуты. Конец Смуты. Россия и Запад. Присоединение Украины к России. Церковная реформа. Раскол. Прелюдия к петровской эпохе. Процесс демократизации ДРЛ и его составляющие (секуляризация, изображение быта, демократизация героя, писателя, читателя, языка). Значения и последствия этого процесса. Разрушение системы жанров ДРЛ. Стихотворство. Первые драматические произведения.


Библиография
См. раздел первый № 1,3-5; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 2; раздел двадцать первый, № 5-8.

  1. Шохин В.К. Очерк истории и эстетической мысли в России. (Древнерусская эстетика XI-XVII веков). – М.,1963.

  2. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. – М., 1974.

  3. Дёмин А.С. Русская литература второй половины XVII-начала XVIII века: Новые художественные представления о мире, природе, человеке. – М.,1977.

  4. Елеонская А.С. Русская публицистика второй половины XVII века. – М.,1998.

  5. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. – Л.,1984.

  6. Дёмин А.С. Писатель и общество в России XVI – XVII веков: Общественные настроения. – М., 1985.

  7. Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. – Л., 1988.

  8. Волкова Т.Ф. Развитие повествовательности и художественного вымысла в русской исторической литературе XV – XVII веков. – Сыктывкар, 1989.



24. Бытовые повести
Становление жанра. Расцвет жанра (XVII в.). Концепция личности в русской средневековой литературе. Способ изображения человека и жанровый канон. Роль бытового и литературного этикета в изображении героя. Новый тип героя в бытовых повестях. Тема личной свободы и неоднозначность ее решения. Нарушение героем законов социальной среды, образ "блудного сына" ("Повесть о Горе-Злочастии"). Тенденция к индивидуализации героев, точной характеристике социальной среды, подробностей быта. Переход от безымянного героя ("Повесть о Горе-Злочастии") к вымышленному ("Повесть о Фроле Скобееве"). Отход героя от традиционных православно-национальных ценностей. Отношение автора к герою. Рост индивидуально-авторского начала.
Самостоятельно
"Повесть о Горе-Злочастии". Мотив трагичности человеческого существования. Образ "молодца". Д.С. Лихачёв о старом и новом в характере героя. Неудачные попытки героя самоутвердиться в миру. Различный подход к объяснению причин краха личности. Философский и социальный подтекст "Повести". Художественное своеобразие памятника. Жанровый эклектизм (житие, хождение, притча, поучение, духовный стих).

Двуплановость сюжетного построения. Внешний и внутренний конфликт. Мотивация развязки повести. Традиции фольклора в произведении. "Повесть о Фроле Скобееве". Жизненная установка героя ("или полковник или покойник"). Отказ героя от норм традиционной народной нравственности. Отношение автора к герою. Приёмы создания и характеристики образа. Стиль и язык повествования.
Библиография
См. раздел первый № 1,3-5; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 2; раздел двадцать третий, № 1,3,6.

  1. Демкова Н.С. Лихачёв Д.С. Панченко А.М. Основные направления в беллетристике XVII века //истоки русской беллетристики. – Л.,1970.

  2. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI XVII века. – М., 1992.

  3. Русская бытовая повесть XV XVII вв. // Сост., вступ. статья и комент. А.Н. Ужанкова. – М. 1991.

  4. Назаревский А.А. К изучению "Повести о Горе-Злочастии"// ТОДРЛ. – Л., 1969. т.24.- - С. 198-204.

  5. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования; Статьи. – М., 1990.- - С. 164-260.



25. Самостоятельно. Демократическая сатира
Сатирические традиции литературы XI – XVII веков. Социальные и идеологические предпосылки возникновения. Появление демократического читателя (посадское население, мелкое духовенство, мелкое купечество), демократического писателя. Появление и распространение бумаги, книгопечатание. Тематика и проблематика сатиры, основной конфликт (личность, стремящаяся к самоутверждению – условия окружающей действительности). Основные жанры. Пародия. (Пародия на судопроизводство, церковные службы, челобитные, лечебники. азбуковники – "Служба кабаку", "Калязинская челобитная", "Лечебник на иноземцев", "Азбука о голом и небогатом человеке"). Сатирические повести ("Повесть о Фоме и Ерёме", "Повесть о бражнике", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Повесть о Шемякином суде"). Основные сатирические приёмы: ирония, сарказм, серьёзное повествование об абсурдных вещах, сатирическое обыгрывание имён и прозвищ, зоологизмы и т.п. Демократическая сатира и фольклор. Демократическая сатира и зарубежная литература. Значение демократической сатиры. Положительные и отрицательные моменты.
Библиография
См. раздел первый № 1,3-5; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 2.

  1. Адрианова-Перетц В.П. Русская демократическая сатира. – М., 1977.

  2. Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры //Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия. – М., 1979.

  3. Сатира XI-XVII веков. – М., 1987.

  4. Лихачёв Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. – Л., 1984.

  5. Пушкарёв В.Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века: Очерки истории. – М., 1992.

  6. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. – М., 1992.



26. Творчество протопопа Аввакума
Раскол в русской церкви середины XVII века. Борьба никониан и старообрядцев. Старообрядцы и боярство. Старообрядцы и демократические слои населения. Социальное наполнение религиозного противостояния. Личность протопопа Аввакума. Жизнь и судьба. Публицистика протопопа Аввакума. Челобитные (царям Алексею Михайловичу, Фёдору Алексеевичу), письма и послания боярыне Ф.П. Морозовой, "Послание братии на всем лице земном", "Послание "верным", "Послание горемыкам миленьким". Аргументы в пользу старообрядчества. Стиль и язык посланий.

Самостоятельно. "Житие протопопа Аввакума". Цели и задачи автора, причины создания "Жития". Тематика и проблематика. Личность автора. Тема судьбы. Жанровое своеобразие памятника. Традиции (каноны жития) и новаторство. Изображение чуда. Быт в изображении автора. Пейзаж в "Житии". Особенности стиля ("ковыряние") и языка ("вяканье"). Личность Аввакума в русской публицистике XIX века (В.М. Гаршин "Заметки о художественных выставках").

Библиография
См. раздел первый № 1,3-5; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 2.

  1. Житие протопопа Аввакума. – М., 1960.

  2. Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. – М., 1991.

  3. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания : Исследования и тексты. – М., 1963.

  4. Жуков Д. Аввакум Петров // Русские писатели XVII века (ЖЗЛ). – М., 1972.

  5. Кожинов В.В. Художественный смысл "Жития" Аввакума // Происхождение романа. – М., 1963.

  6. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума (творческая история произведения). – Л., 1974.

  7. Понырко Н.В. Житие протопопа Аввакума как духовное завещание // ТОДРЛ. – Л., 1985. – Т. 39.- С. 379-387.

  8. Виноградов В.В. Избр. Труды: О языке художественной прозы. – М., 1980. –С. 3-41.

  9. Флоровский Г. Пути русского Богословия. – Киев, 1983 (гл. III "Противоречия XVII-го века").

  10. Вернадский Г.В. Русская история. – М., 1997. – С. 133-137.

  11. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Ростов-н/Д, 1997. – С. 249-276.

  12. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. – М., 1996. (Очерк первый. Раскол).


27. Творчество Симеона Полоцкого
Россия и западноевропейское влияние. Русское барокко (Московское барокко). Жизненный путь Полоцкого. Первый профессиональный литератор. Придворный поэт ("метротворитель"). Основоположник русского силлабического стихосложения.

Самостоятельно. Тема "суеты сует". Дидактичность поэзии Полоцкого. Опора на "писанный" (книжный) разум, кабинетный энциклопедизм – "Мир есть книга превелика". "Псалтырь рифмованная" как начало книжно-философской лирики. "Вертоград многоцветный" "пользы ради душевныя". Стремление к энциклопедичности, расположение материала в алфавитном порядке. Общие темы дидактической поэзии: труд, согласие, достоинство учение, дар, дева и т.п. "Рифмологион, или Стихослов". Панегирики, сложенные в "различные лета", декламации, "книжицы" по поводу различных событий в жизни царской семьи ("Орёл Российский", "Гусль доброгласная"). Преимущественное внимание к форме. Аллегоричность, совмещение христианской и языческой (античной) мифологии, интерес к фигурным стихам, стихотворным ребусам, криптограммам. Драматургические опусы "Комедия притчи о блудном сыне", "О Навуходоносоре". Литературные последователи Полоцкого (Сильвестр Медведев, Карион Истомин).
Библиография
См. раздел первый № 1,3-5; раздел второй, № 1,2, раздел третий, № 1.

  1. Русская силлабическая проза XVII-XVIII веков. – Л., 1970.

  2. Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. – Л., 1973.

  3. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. – Л.,1984.

  4. Морозов А.А Симеон Полоцкий и проблемы восточнославянского барокко// Барокко в славянских культурах. – М., 1982.

  5. Елеонская А.С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века. – М., 1990. – С. 86-115.

  6. Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. – М., 1982.

  7. Былинин В.К. Poesia docta Симеона Полоцкого // Естественно-научные представления Древней Руси. – М., 1988.

  8. Пушкарёв Л. Симеон Полоцкий // Русские писатели XVII века (ЖЗЛ).- М., 1972.



28. Переводная литература XVI-XVII вв.
Западноевропейское влияние. Роль Польши и польской католической культуры. Основные переводы с латинского и польского языков. Религиозно-нравоучительная литература ("Римские деяния", "Великое зерцало"). Преимущественный интерес к светской авантюрно-любовной литературе.

Самостоятельно. Рыцарские романы "Повесть о Бове Королевиче", "История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей", "Повесть о Еруслане Лазаревиче". Бытовая и плутовская новелла эпохи Возрождения, фацеции, анекдоты.
Библиография
См. раздел первый № 1,3-5; раздел второй, № м1,2, раздел третий, № 1.

  1. Кузьмина В.Д. Рыцарский роман на Руси. – М., 1964.

  2. Державина О.А. Фацеции. Переводная новелла в русской литературе XVII века. – М., 1962.

  3. Державина О.А. "Великое зерцало" и его судьба на русской почве. – М., 1965.



29. Основные итоги первых семи веков развития русской литературы
Литература и движение времени (основные этапы исторического развития). Процесс демократизации (и его составляющие) и специфические черты ДРЛ. Кризис древнерусской духовности. Роль ДРЛ в русском литературном развитии XVIII века. ДРЛ и "золотой век" русской классики. Национальное и общечеловеческое в ДРЛ.
Библиография

См. список литературы ко всем разделам, общий список литературы.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: Русское летописание.

"Повесть временных лет"
План

  1. Начало русского летописания. Летописные своды.

  2. Летопись в системе жанров литературы Древней Руси.

  3. "Повесть временных лет":

а) эпоха создания памятника;

б) формирование летописи (гипотезы Шахматова А.А, Лихачёва Д.С. , Рыбакова Б.А.);

в) основные темы, проблемы, идеи "Повести";

г) жанровое своеобразие "Повести";

д) стиль и язык памятника;

е) значение "Повести временных лет".
Литература


  1. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы XI – начало XII века. – М., 1978.

  2. Фёдорова М.Е., Сумникова Т.А. Хрестоматия по древнерусской литературе (любое издание).

  3. Учебники Кускова В.В., Гудзия Н.К., Водовозова Н.В.

  4. Насонов А.Н. История русского летописания XI – начала XVIII в. – М.-Л., 1966.

  5. Ерёмин И.П. Литература Древней Руси (Этюды и характеристики). – М.-Л., 1966.

  6. Лихачёв Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси (любое издание).

  7. Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси (гл.2,3) (любое издание).

  8. Шайкин А. "Се повести времянных лет…". От Кия до Мономаха. – М., 1989.

  9. Алешковский М.Х. Повесть временных лет: судьба литературного произведения в Древней Руси. – М., 1971.

  10. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. – М., 1977.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНИТИЕ № 2
  1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта