Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе дошкольного и начального образования

  • КУРСОВАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА

  • Оглавление Введение

  • Глава 2. Методика формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

  • Заключение

  • актуальна

  • Предмет исследования

  • Объект исследования

  • Практическая значимость работы

  • Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

  • 1.2 Особенности формирования элементарных математических представлений старших дошкольников в процессе конструктивно – модельной деятельности

  • Фэмп курсовая. адыгейский государственный университет


    Названиеадыгейский государственный университет
    Дата05.12.2018
    Размер349 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФэмп курсовая.doc.doc
    ТипКурсовая
    #58977
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе дошкольного и начального образования

    44.03.02 Психолого-педагогическое образование
    «УТВЕРЖДАЮ»

    Заведующий кафедрой

    ___________ Б.Х.Панеш

    «___» __________ 20___г.
    КУРСОВАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА

    По направлению подготовки

    44.03.02 Психология и педагогика дошкольного образования

    ТЕМА:

    Методика формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно – модельной деятельности

    44.03.02 Психолого-педагогическое образование

    Профиль: Психология и педагогика дошкольного образования

    Руководитель «__»_______20___ г. к.п.н.,доцент Буркова Л.Л.
    Студент 4 «Д» курса

    факультета педагогики и психологии Рубилкина Р.А.
    Майкоп, 2017 г.

    Оглавление

    Введение..................................................................................................................3

    Глава 1.Теоретико-методические основы формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста……………………...………………………............................................7

      1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного ........................………………………………..…...…....7

    1.2 Особенности формирования элементарных математических представлений у дошкольников в процессе конструктивно – модельной деятельности…………………………..……………..…………..…….………...13

    Глава 2. Методика формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста .………………..20

    2.1 Методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста…..20

    2.2 Организация и результаты педагогического эксперимента…………30

    Заключение……..……………………………………………………………….40

    Список используемой литературы …………………...………….…….........41

    Приложение……………………………………………………………………..44

    Введение

    Перед дошкольным учреждением в условиях реализации ФГОС ставится задача формирования элементарных математических представлений, составляющих основу подготовки старших дошкольников к школьному обучению. Следственно в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические умения. Проблема формирования математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

    Формированию элементарных математических представлений старших  дошкольников отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

    Традиционно проблему формирования элементарных математических представлений в дошкольной педагогике связывают в основном с развитием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей [3].

    Для ребёнка - дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности [5]. Для старших дошкольников содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.

    Ребёнку на занятиях нужна  активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

           Проблема формирования интереса к конструктивно - модельной деятельности (далее КМД) у детей старшего дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразие КМД дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Актуальность проблемы проведения занятий по конструктивно – модельной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, КМД уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (развитию речи, математике, рисованию и др.) [4].

            КМД в процессе дошкольного образования - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей старших дошкольников.       

    Детская конструктивно – модельная деятельность обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс КМД проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина и др.) [6].

           Особенностью КМД является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Игры со строительным материалом (как театрализованные, дидактические, подвижные игры) можно отнести к разряду рубежных, по средством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструктивно – модельной деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, и др. [18].

           Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов в процессе технического творчества.

    Выбранная тема актуальна, так как связана с повышением уровня математической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

    Объектом исследования является взаимосвязанная деятельность детей старшего дошкольного возраста и педагога в процессе формирования элементарных математических представлений в процессе конструктивно – модельной деятельности.

    Предмет исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста непосредственно в конструктивно – модельной деятельности.

    Цель исследования: изучить и опытно-поисковым путём проверить формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно – модельной деятельности.

    Объект исследования: формирование элементарных математических представлений старших дошкольников в процессе конструктивной деятельности.

    Задачи  исследования:

    1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно – модельной деятельности.

    1. Выделить особенности  (условия) формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно - модельной деятельности.

    1. Выявить опытно-поисковым путём эффективность условий для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивно - модельной деятельности.

    Методы исследования: анализ учебно-методической литературы,

    изучение передового педагогического опыта, психологические диагностики, педагогический эксперимент, анализ продуктов учебной деятельности дошкольников, методы математической статистики.

    Гипотеза исследования: 

    1. Если предметно игровая среда будет подобрана правильно и целесообразно возрасту детей, то это будет способствовать более прочному формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

    2. Если содержание работы педагога по конструктивно – модельной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет планироваться соответственно возрасту детей и их психологическим особенностям, тогда процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет протикакать интенсивному и продуктивно.

     Практическая значимость работы:определяется тем, что содержащиеся в ней выводы могут найти применения в практике у воспитателя дошкольного учреждения.

    Результаты, полученные в исследовании, систематизированы, обобщены и представлены в работе, которая состоит из введения, 2-ух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.


    Глава 1 Теоретические  основы проблемы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

    1.1 Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

    Сложившаяся система обучения в дошкольном возрасте, ее содержание и методы ориентировали в основном на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счетом и простейшими вычислениями, что недостаточно обеспечивает подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем обучении.

    Необходимость пересмотра методов и содержания обучения обоснована в работах психологов и математиков, которые положили начало новым научным направлениям в разработке проблем формирование элементарных математических представлений (далее ФЭМП) старших дошкольников. Специалисты выясняли возможности интенсификации и оптимизации обучения, способствующие общему и математическому развитию ребенка, отметили необходимость повышения теоретического уровня осваиваемых детьми знаний [11].

    В качестве основания для формирования элементарных математических представлений и понятий П. Я. Гальперин разработал линию формирования начальных математических понятий и действий, построенную на введении мерки и определении единицы через отношение к ней. 

    В исследовании В.В. Давыдова был раскрыт психологический механизм счета как умственной деятельности и намечены пути формирования понятий числа, через, освоение детьми действий уравнивания и комплектования, измерения. Генезис понятия числа рассматривается на основе краткого отношения любой величины к ее части (Г. А. Корнеева) [10]

    В отличие  от традиционных методов ознакомления с числом (число - результат счета), новым явился способ введения самого понятия: число как отношение измеряемой величины к единице измерения (условная мера).

    Анализ содержания обучения старших дошкольников с точки зрения новых   задач привел исследователей к выводу о необходимости научить детей обобщенным способам решения учебных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций (классификации и сериации). Для этого, предлагаются своеобразные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании.

    Математики - методисты  настаивают на значительном пересмотре содержания знаний для детей старшего дошкольного возраста, насыщении его некоторыми новыми представлениями, относящимися к множествам, комбинаторике, графам, вероятности и т. д.   (А.И. Маркушевич).

    Методику первоначального  обучения А.И. Маркушевич рекомендовал строить, основываясь на положениях теории множеств. Необходимо обучать дошкольников простейшим; операциями с множествами (объединение, пересечение, дополнение), формировать у них количественные и пространственные представления.

    В настоящее время  реализуется  идея  простейшей логической подготовки дошкольников (А.А. Столяр), разрабатывается методика введения детей в мир логико-математических представлений: свойства, отношения, множества, операции над множествами, логические операции  (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция)  - с помощью специальной серии обучающих игр. [25]

    В последние десятилетия  осуществляется педагогический эксперимент, направленный на выявление более эффективных методов математического развития детей дошкольного возраста, определение содержания обучения, выяснения возможностей формирования у детей представлений о величине, установлении взаимосвязей между счетом, и измерением (Р.Л. Берзина, Н.Г. Белоус, 3.Е. Лебедева, Р.Л. Непомнящая, Л.А. Левинова, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова) [20, 24].

    Возможности формирования количественных представлений  у детей старшего дошкольного возраста и пути совершенствования количественных представлений у детей изучались рядом ученых В.В. Даниловой, Л.И. Ермолаевой, Е.А. Тархановой.

    В настоящее время исследуются возможности использования наглядного моделирования в процессе обучения решению арифметических задач (Н.И. Непомнящая), познания детьми количественных и функциональных зависимостей (Л.Н Бондаренко, Р.Л. Непомнящая, А.И. Кириллова), способности дошкольников к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями (Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, Л.М. Хализева) [7].

    В условиях развития вариативности  и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста [1].

    В этой связи, с теоретической  и практической точек зрения все  более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования дошкольников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ.

    Понятие «формирование элементарных математических представлений» у дошкольников трактуется в основном как развитие и накопление математических знаний, умений и навыков. Следует отметить, что основа такой трактовки понятия «ФЭМП» дошкольников была заложена еще в работах Л.А. Венгера и др. Такое понимание формирование элементарных математических представлений устойчиво сохраняется в работах специалистов дошкольного образования. Например, в исследованиях В.В. Абашиной понятию ФЭМП развития ребенка дошкольного возраста посвящена целая глава. В этой работе дается определение понятию: «математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий» [1].

    Таким образом, ФЭМП рассматривается как следствие  обучения математическим знаниям. В  какой-то мере это, безусловно, наблюдается в некоторых случаях, но происходит далеко не всегда. Если бы данный подход к математическому развитию ребенка был верным, то достаточно было бы отобрать круг знаний, сообщаемых ребенку, и подобрать «под них» соответствующий метод обучения, чтобы сделать этот процесс реально продуктивным, т.е. получать в результате «поголовное» высокое математическое развитие у всех детей.

    В настоящее время  прослеживаются два подхода к  определению содержания обучения. Ряд авторов (Г.А. Корнеева, Э.Ф. Николаева, Е.В. Родина) эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий [10]. Другие же (П.Я. Гальперин, А.Н. Федорова) стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.

    Познание и отображение  в представлениях общих связей и  отношений дошкольники осуществляют посредством наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Новоселова и др.). Мы разделяем точку зрения, согласно которой все виды мышления развиваются одновременно и имеют непреходящее значение на протяжении всей человеческой жизни. Внешние, пробующие действия - исходная форма для развития действий образного и логического типа (Н.Н. Поддьяков).

    В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А.А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А.А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А.А. Зак, 3.А. Михайлова); строительно-конструктивные игры. Кроме этого, активно используются сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др.), общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришел» и др.) [25, 27]

    В процессе знакомства с новым содержанием и новыми действиями (сравнение предметов по величине, уравнивание количества, измерение) нужно использовать развернутые объяснения с показом действий и последовательности их выполнения. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными. Они даются в темпе, доступном восприятию ребенка.

    Давая указания, педагог побуждает детей следить за действиями, разъясняет содержание действий и последовательность их выполнения, знакомит с их словесным обозначением. Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Хотелось бы обратить внимание на ряд положений. Обучение должно осуществляться как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

    На занятиях обязательно  должна происходить смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность (игра является обязательным компонентом занятия; иногда все занятие строится в форме игры).

    Специфика дошкольного образования состоит, прежде всего, том,  что его содержание должно обеспечить формирование наиболее значимых психологических свойств и способностей ребенка, которые во многом определяют весь путь дальнейшего развития (А. В. Запорожец). Особенность обучения дошкольников - его организация в форме игры и связанных с ними продуктивных и художественных деятельностей. Образно-символический характер игры позволяет использовать ее в качестве средства развития воображения, наглядно-образного мышления, овладения знаковой функцией сознания и формирования предпосылок логического мышления. Эмоциональная насыщенность игровых действий и личностный смысл игрового взаимодействия способствуют развитию эмоционального отношения к миру, развитию самосознания и осознания себя как индивидуума, своего места среди других. Развитие умственных действий логического типа успешно происходит в процессе овладения детьми средствами выделения основных, существенных отношений, лежащих за непосредственными восприятиями, отражающими эти отношения в виде схем (Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.Ф. Обухова и др.).

    Изучение психолого-педагогической литературы убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий и активного использования разнообразных приемов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.
    1.2 Особенности формирования элементарных математических представлений старших дошкольников в процессе конструктивно – модельной деятельности

     Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение.

           Под детской конструктивно – модельной деятельностью (далее КМД) понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

             КМД является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых [18].

             Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.

              Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детской КМД, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

               А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

               Таким образом, КМД детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.

               Детское конструирование может быть изобразительным и техническим.

              Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых в основном всегда имеет практическое назначение (здание для театра, магазина и т. п.), то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес.

                Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия [23]. Принципы создания продукта конструктивной деятельности те же, что и в конструировании.

             При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей.

               Существование двух видов детского конструирования - изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

             Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.

              В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

    • конструирование из строительных материалов;

    • конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

    • конструирование из природного материала.

    Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников [6].

            Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т.д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе.             Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.

            Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные - с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.

            Конструктивно – модельная деятельность из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.

              Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.

           Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

              Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.

           Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.

     Обучение детей КМД имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

            На занятиях конструктивно - модельной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. В плане подготовки детей к школе конструктивно - модельная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы [18].

           На занятиях КМД у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.

               У детей 5-6 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Дети охотно строят, делают игрушки. Они уже многое могут делать самостоятельно.

             Игры детей старшей группы становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается уже более широкий круг знаний, которые они приобретают из непосредственных наблюдений окружающего мира, из обширной информации по радио, телевидению, из книг и рассказов взрослых. Действительность в играх детей отражается значительно полнее. В определении замысла и развитии сюжета появляется большая самостоятельность.

             Успех в деятельности достигается еще и тем, что дети могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так легко. Воспитатель помогает детям правильно и точно излагать мысли.

            У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

          Большое внимание воспитатель должен уделять играм детей с элементами КМД, где закрепляются приемы, с которыми они познакомились на занятиях. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность. И в старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию [4].

            На занятиях конструированием из строительного материала продолжают работу по обучению детей некоторым техническим навыкам: соединять несколько плоскостей в одну большую, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, цилиндры, подготавливая основу для перекрытий, делать постройки прочными.

              Ребята должны хорошо освоить все детали наборов и пользоваться правильными названиями: длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей: у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые - квадратные и т. д.

              В конструкциях дети отображают свои обобщенные представления о предметах. И очень важно, чтобы воспитатель учил детей наблюдательности, умению всматриваться в окружающий мир. Исходя из этого, определяется и тематика работы. После экскурсий по городу хорошо предложить детям построить многоэтажное здание, дорогу и показать на ней проезжую часть, места переходов и т. д. Каждая тема начинается с несложных построек, постепенно содержание их усложняется.

     Выводы по главе: Изучение психолого-педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса ФЭМП детей дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий. Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность.

    В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, включающий в себя: игры, элементарные опыты, моделирование,  решение проблемных ситуаций. Сущность данного метода заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.) на базе которых возникают математические представления.

    Для успешного математического  образования дошкольников необходимо создание определенных условий, благодаря которым облегчается процесс усвоения математических знаний.

             

     

      1   2   3   4   5
    написать администратору сайта