Главная страница
Навигация по странице:

  • 13.Виды и методы финансового контроля.

  • 14. Органы, осуществляющие финансовый контроль и их функции.

  • 15. Аудиторский контроль.

  • 16.Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства.

  • 1вопрос Сущность финансов, признаки финансов


    Скачать 98.48 Kb.
    Название1вопрос Сущность финансов, признаки финансов
    Анкор2_kurs_Zima_Kozub_Finansy_shpory.docx
    Дата12.01.2018
    Размер98.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2_kurs_Zima_Kozub_Finansy_shpory.docx
    ТипДокументы
    #13914
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    12.Финансовый контроль, его сущность и развитие в условиях перехода к рынку.

    Финансовый контроль-совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченным органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и субъектам власти и норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной, достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений. Целью финансового контроля является своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами на микро и макро уровнях, о выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

    Задачи финансового контроля:

    1. Обеспечение финансовой безопасности государством и финансовой устойчивости предприятий.

    2. Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств.

    3. Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы и обеспечение их рационального, эффективного и законного использования.

    4. Соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования и усиление ответственности за результаты своей деятельности.

    5. Повышение эффективности финансовой политики государства.

    Процесс финансового контроля включает следующие этапы:

    1. Планирование (определение объекта, целей, задач, показателей контроля)

    2. Проведение контроля (сбор оперативных данных о состоянии объекта контроля и предварительная оценка).

    3. Систематизация (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям).

    4. Реализация результатов (доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц - мероприятия по устранению нарушений).

    Основные виды контроля:

    1. По субъекту контроля

    Государственный и негосударственный(аудиторский, внутрихозяйственный и общественный)

    2. По объекту контроля

    Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный.

    Формы финансового контроля:

    1. По времени проведения

    Предварительный, текущий и последующий.

    2. Направление воздействия субъекта на объект контроля:

    Внутренний и внешний

    3. Место проведения контроля

    Камеральный и выездной

    4. Полнота охвата проверяемого материала

    Сплошной и выборочный

    5. Характер источника контроля

    Документальный и фактический

    6. Периодичность проведения

    Систематический, периодический и единовременный

    7. Полнота охвата проверяемых вопросов

    Комплексный, тематический и встречный

    8. Повторяемость изучения источников контроля

    Первичный, повторный и дополнительный и тд.
    13.Виды и методы финансового контроля.

    Основные виды контроля:

    1. По субъекту контроля

    Государственный и негосударственный(аудиторский, внутрихозяйственный и общественный)

    2. По объекту контроля

    Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный.

    Формы финансового контроля:

    1. По времени проведения

    Предварительный, текущий и последующий.

    2. Направление воздействия субъекта на объект контроля:

    Внутренний и внешний

    3. Место проведения контроля

    Камеральный и выездной

    4. Полнота охвата проверяемого материала

    Сплошной и выборочный

    5. Характер источника контроля

    Документальный и фактический

    6. Периодичность проведения

    Систематический, периодический и единовременный

    7. Полнота охвата проверяемых вопросов

    Комплексный, тематический и встречный

    8. Повторяемость изучения источников контроля

    Первичный, повторный и дополнительный и тд.

    Методы финансового контроля:

    1.Метод документальной проверки

    - формальная (внешний осмотр первичного учётного документа с целью анализа соблюдения установленной формы и сопоставления его реквизитов)

    - нормативная (проверка содержания хозяйственной операции с точки зрения действующим на момент составления законодательным актам, нормативам, правилам, инструкциям. Путём нормативной проверки выявляются незаконные или неправомерные операции)

    - арифметическая (пересчёт результатов всех подсчётов в документе, как по определению тех или иных показателей, так и при выведении итоговой суммы)

    2.Методы фактической проверки

    - инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

    - контрольная закупка (проверочная закупка) — это мнимая сделка купли — продажи между организацией розничной торговли или обслуживания и физическим лицом с целью проверки соблюдения правил торговли

    3. Финансовый контроль отдельных направлений деятельности хозяйствующего субъекта

    Документальная ревизия (иногда, просто ревизия) — это наиболее полная форма последующего финансового контроля. Под документальной ревизией понимают систему контрольных действий по проверке законности и обоснованности хозяйственных операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности
    14. Органы, осуществляющие финансовый контроль и их функции.

    В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля:

    - Счетная палата (обладает организационной и функциональной независимостью; деятельность направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов; осуществляет контроль за стоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов; осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.)

    - Главное контрольное управление Президента РФ ( 1) контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; 2) контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; 3) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц)

    - Министерство финансов Российской Федерации (обеспечивает финансовый контроль за соблюдением всеми участниками бюджетного процесса общих и специальных принципов сметно-бюджетного финансирования.; осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.)

    - Министерство РФ по налогам и сборам (координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов и осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды)

    - Центральный Банк России (ЦБ РФ) (организует и координирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков)

    - Государственный таможенный комитет (обеспечивает экономической безопасности и защита экономических интересов РФ;обеспечивает единства таможенной территории РФ;осуществляет организацию, применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности)
    15. Аудиторский контроль.

    Аудиторский контроль (аудит) - это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства.

    Аудиторский контроль (аудит) может быть обязательным и добровольным (инициативным). Так, обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством Российской Федерации, или по поручениям государственных органов. Обязательной проверке подлежат: все акционерные общества; банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды; экономические субъекты, имеющие в уставном капитале долю иностранного капитала; и т.п.

    При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

    1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законом;

    2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации, индивидуального аудитора;

    3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передавать аудиторское заключение аудируемому лицу и/или лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

    4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и/или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

    5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

    Аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с ними. Аудитор не должен использовать конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении услуг, для своей выгоды или для выгоды третьей стороны, или в ущерб интересам клиента.

    Аудиторская проверка - это основное направление деятельности аудиторов и аудиторских фирм и основное средство аудиторского контроля

    К основным методам аудиторской проверки относятся: осмотр; обследование; инвентаризация; контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции; экспертная оценка; опрос; проверка объемов выполненных работ.

    Результатом аудита (аудиторского контроля) является аудиторское заключение.

    Основными элементами аудиторского заключения являются:

    - наименование;

    - адрес;

    - сведения об аудиторе (организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление деятельности без образования юридического лица; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении);

    - сведения об аудируемом лице (организационно-правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; сведения о лицензиях на осуществляемую деятельность);

    - вводная часть;

    - часть, описывающая объем аудита;

    - часть, содержащая мнение аудитора;

    - дата заключения;

    - подпись аудитора.

    Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора и лицом, проводившим аудит, с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью.
    16.Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства.

    Государственный бюджет - совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны.

    Величина этого фонда зависит от ряда факторов:

    1. Уровня развития экономики.

    2. Методов хозяйствования на предприятиях.

    3. Решаемых обществом экономических и социальных задач.

    В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических фондах.

    По экономической сущности, государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и частично и национального богатства в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование экономики, социально культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

    Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства, представляет собой единство таких финансовых категорий как налог, государственный кредит, государственные расходы в их действии, те через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование (здесь идет централизация аккумулированных ресурсов). Централизация средств в бюджете имеет важное экономическое и политическое значение, тк мобилизуемые доходы служат главным орудием для реализации намеченных государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

    Формально бюджет представляет собой роспись доходов и расходов, он способствует формированию рациональной структуры общественного производства. Улучшению пропорций и более эффективному использованию государственных средств. Через бюджет перераспределяется значительная доля дохода, создаваемого на предприятиях различных форм собственности.

    К особенностям бюджета можно отнести:

    1. Он является особой экономической формой перераспределительных отношений, обусловленной обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его территориальных образований.

    2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между видами экономической деятельности, между субъектами страны, между сферами общественной деятельности.

    3. Пропорции бюджетного перераспределения в большей мере, чем у других звеньев системы определяются потребностями расширенного воспроизводства и задачами, стоящими перед обществом на конкретном этапе его экономического развития.

    4. Область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по отношению к другим финансовым звеньям.

    Функции, выполняемые бюджетом:

    С точки зрения экономической категории

    1. Перераспределительная. - происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

    2. Контрольная. - становится возможный определить насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств и эффективно ли они используются.
    Основными функциями государственного бюджета как основного финансового плана государства, утверждаемого законодательным органом власти с экономико-законодательной точки зрения являются:

    1. Перераспределение НД и ВВП.

    Через госбюджет перераспределяется до 40% доходов, он широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики, культуры на всей территории России, те в процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованным и децентрализованными фондами денежных средств определяется размер финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы, а прежде всего федерального бюджета.

    2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.

    Через расходы и налоги бюджет выступает главным инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиций и повышения эффективности производства.

    3. Финансовое обеспечение социальной политики.

    Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств, те в социальной политике основными приоритетами выступает поддержка наименее защищенных слоев населения, а также на функционирование учреждений здравоохранения, образования, культуры, на решение жилищных проблем.

    4. Контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

    Контроль за финансово хозяйственным состояние экономике осуществляется в процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета. В условиях рынка контроль усиливается, тк на государство ложится большая ответственность.

    Функции госбюджета проявляются в процессе человеческой деятельности и осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. На основе бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики и стимулирования производственных и социальных процессов. Роль бюджета в социально-экономическом развитии бюджета определяется посредством воздействия через бюджет на развитие экономики и социальной сферы, с его помощью государство перераспределяет национальный доход, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования и осуществляет социальные преобразования.

    Государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику:

    1. Субсидирование организаций и предприятий. (разобрать на семинарах субвенция, дотация, трансферт, кредит)

    2. Государственные инвестиции.

    3. Бюджетное финансирование.

    Бюджет должен быть реальным, те доходы и расходы должны соотносится между собой.

    Виды состояний бюджета:

    профицит - превышение доходов над расходами.

    дефицит- превышение расходов над доходами.

    первоначальный профицит - превышение доходов над расходами, но без учета расходов на обслуживание госдолга

    нулевой дефицит - равенство доходов и расходов.
    1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта