Главная страница
Навигация по странице:

  • 50.Признаки и виды демократических государственно-правовых режимов.

  • 51.Признаки и виды тоталитарнх государственно-правовых режимов.

  • 52.Режимы парламентаризма .

  • 53.Понятия аппарата государства.Аппарат и механизм государства.

  • 55.Основания классификации и виды государственных органов.

  • 56.Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

  • 58.Понятия и основные черты государственной службы. Государственная должность.

  • TGP1 сокращенныйf. 1. Юридическая наука. Понятие, структура


    Скачать 126.5 Kb.
    Название1. Юридическая наука. Понятие, структура
    АнкорTGP1 сокращенныйf.docx
    Дата12.01.2018
    Размер126.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP1 сокращенныйf.docx
    ТипДокументы
    #13900
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    49.Государственно-правовые режимы: понятия и виды.

    политический (государственно-правовой) режим определяется как совокупность приемов, способов и средств осуществления власти в государстве. Политический (государственно-правовой) режим оценивается исходя из признания и гарантированности: основных прав и свобод человека и гражданина, из развитости гражданского общества и действенности институтов демократии, из эффективности правовых ограничений по отношению к полномочиям структур власти, из состояния законности и правопорядка в стране. В конечном счете, политический (государственно-правовой) режим показывает степень напряжения в осуществлении власти, что находится в определенной зависимости от соотношения сил в обществе, наличия или отсутствия согласия между социальными слоями и группами населения, от способности государства приводить общество к согласию и равновесию. В связи с этими фактами различают демократические и недемократические (тоталитарные) режимы.

    50.Признаки и виды демократических государственно-правовых режимов.

    Демократические режимы характеризуются следующими показателями:

    1. Приоритетом личности над всеми другими интересами и ценностями, гарантированным осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина.

    2. Демократическим порядком формирования и функционирования структур власти (избирательная система, разделение властей, отсутствие единого центра власти, подконтрольность), т.е. наличием режима парламентаризма.

    3. Политическим плюрализмом – многопартийной системой,многоканальностью выражения и учета интересов социальных слоев и групп населения, безусловным учетом интересов меньшинства и др.

    4. Идеологическим плюрализмом, открытой информацией,свободными СМИ.

    5. Приматом частного права над публичным правом, обеспечением равенства граждан перед законом, наличием режима законности в деятельности органов государства, органов местного самоуправления, должностных лиц.

    6. Наличием эффективного механизма перевода объективных потребностей развития общества и интересов народа в плоскость государственной политики и права.

    7. .Демократический режим осуществления власти может быть представлен несколькими разновидностями: либерально-демократическим, социально-демократическим. Как частное проявление демократического режима в сфере государственно-правовой жизни следует видеть режимы парламентаризма, конституционализма, законности. Парламентаризм при этом нуждается в характеристике с учетом его становления в условиях слабости демократических традиций в России, молодости самого этого института, его незавершенности, а также недостаточной научной проработанности.


    51.Признаки и виды тоталитарнх государственно-правовых режимов.

    Недемократические (тоталитарные) режимы характеризуются следующими показателями:

    1. Приоритетом государственных начал и интересов над всеми другими интересами и ценностями. Государство здесь проникает во все поры жизни общества, в том числе в частную жизнь, оно поглощает общество.

    2. Тяготением к единоличной власти харизматических лидеров (вождей), нередко придание такой власти сакральных свойств(монументы, мавзолеи и др.).

    3. Наличием однопартийной системы, даже если формально существуют две или несколько партий, огосударствлением этой партии и других, официально признаваемых негосударственных организаций (ст. 6 и 7 Конституции СССР 1977 г.).

    4. Отсутствием системы разделения властей, юридических пределов в деятельности органов государства и должностных лиц,их юридической ответственности перед населением, избирателями.

    5. Приоритетом политики над экономикой, правом, обществом в целом, отчуждением населения от собственности и власти.

    6. Приматом публичного права над частным правом, возобладанием ограничительно-запретительного для граждан порядка правового регулирования, господством патерналистского правосознания и криминального мышления населения страны.

    7. Монополизацией информации и господством единственной идеологии.

    Недемократический (тоталитарный) режим осуществления государственной власти может иметь место в нескольких разновидностях. Различают военную диктатуру, которая складывается в результате военного переворота, отчуждения от власти парламента, правительства, системы правосудия. Узурпация власти может быть осуществлена одним лицом либо группой военных . Режим военной диктатуры нередко встречался и встречается в практике перехода к военно-репрессивным средствам осуществления власти.

    Корпоративно-аппаратный (леворадикальный) режим осуществления государственной власти складывается в результате проведения так называемых «пролетарских революций», осуществленных группами профессиональных революционеров. Социальную опору леворадикального режима составляют номенклатурные слои партийно-государственных и других государствленных структур, построенных на принципах бюрократического централизма.

    Фашистский (праворадикальный) режим осуществления государственной власти является прямым порождением общества, экономическая система которого базируется на экономическом монополизме, господстве национальных и транснациональных монополистических объединений внутри страны и за её пределами. Этому обществу соответствует буржуазное империалистическое государство, породившее две мировые империалистические войны,выросшее из экспансионистских устремлений монополистических объединений.


    52.Режимы парламентаризма.

      1. Парламентаризм – это институциональный компонент,

    само наличие представительного учреждения, формируемого избирателями страны на основе свободных выборов. Достижением в институциализации данного режима стало то, что парламент является постоянно действующим, активно функционирующим, имеющим юридическое оформление и правовой статус законодательсной власти. «Весомая роль парламента –состоит в принятии законов, участии в формировании и реализации государственной политики

    II. Институциональный срез парламентаризма дополняется

    наличием особого правового статуса депутатов парламента и порядком взаимоотношения депутатов и избирателей. Действующая Конституция РФ ориентирует на отсутствие императивного мандата.

    III.Ядро режима парламентаризма составляет система разделения властей, развитость правового компонента в соотношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей. Важно здесь установление разрешительного режима правового регулирования, правовых пределов деятельности носителей публичной власти, юридических ограничений и публично-правовой ответственности для ветвей власти.

    IV. Парламентаризм базируется на экономическом, социально-политическом, идеополитическом плюрализме, политической системности, соответственно конкурентности программ и прогнозов общенационального развития. Здесь создаются условия для свободы выбора, в том числе электорального, в части депутатского корпуса Государственной Думы РФ и законодательных собраний субъектов федерации.

    V. Парламентаризм – это наличие условий для восприимчивости представительной системы страны, а также государственно-правовых институтов, форм, механизмов базовых обще цивилизационных ценностей, ценностей политической и правовой культуры.

    VI. Парламентаризм – это способность и готовность населения страны к самоидентификации, реализация возможности формировать институты гражданского общества, автономные по отношению к государству.

    VII. Парламентаризм – это складывание устойчивых традиций в деятельности органа народного представительства, бережное отношение к оправдывающим себя формам, институтам, механизмам государственной деятельности и правового регулирования.

    В переходной государственности России по многим позициям можно говорить только о тенденциях становления режима парламентаризма.

    53.Понятия аппарата государства.Аппарат и механизм государства.

    Государственная власть не только оформляется, выражается вовне (формы государства), она «материализуется» в государственном аппарате. Государственный аппарат – это система объединенных принципами организации и деятельности органов, обеспечивающих осуществление государственной власти, решение главных задач, стоящих перед государством .Это составной элемент любого государства, в нем находит «материализацию» государственная власть. Это основное средство для осуществления функций государства и решения стоящих перед государством и обществом главных задач .Сущность государственного аппарата проявляется в принципах его организации и деятельности .Государственный аппарат – это система органов, в которых работает слой профессионально подготовленных людей (чиновников), занимающихся управлением на возмездной основе .Государственный аппарат формируется, действует за счет бюджета − налогов, взимаемых с населения. Государственный аппарат – это не только органы государства, но и материальные атрибуты (тюрьмы и учреждения принудительного характера .Понятие государственного аппарата является обобщающим, охватывающим общими признаками всю совокупность разнообразных по целям и задачам государственных органовГосударственный орган обладает властными полномочиями, которые реализуются в определенных сферах управления, через администрации подведомственных учреждений, организаций, которые вместе с коллективом работников непосредственно решают задачи и осуществляют функции, обусловленные назначением государственного органа Государственный аппарат как система органов отличается поэтому от механизма государства Механизм государства – это система государственных органов, а также администраций низовых учреждений и организаций ,обеспечивающих решение практических задач и осуществление функций государственных органов. Сам по себе государственный орган не делает практическую работу. Этим занимаются коллективы профессионалов во главе с администрациями. В механизме государства происходит взаимодействие структур власти (управляющих) и администрации низовых учреждений и организаций (управленцев и управляемых), через которые осуществляется практическая государственная работа .

    54.Признаки и понятия государственного органа

    Государственный орган – структурно обособленное звено государственного аппарата, формируемое для осуществления определённого вида государственной деятельности, связанной с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации и её субъектов, обладающее специальным правовым статусом, материальными средствами,возможностью приводить в действие правообеспечительный механизм .Орган государства в связи с этим характеризуется следующими признаками:

        • обособленное звено государственного аппарата, обладает

    всеми его признаками как системного объекта;

        • формируется государством для осуществления определён-

    ного вида государственной деятельности;

        • имеет обособленный правовой статус, включающий

    предмет ведения, властные полномочия, компетенцию; дейст-

    вующий в разрешительном режиме правового регулирования, ре-

    жиме правовых пределов и ограничений;

        • располагает юрисдикционными средствами, возможностью

    и способностью приводить в действие правообеспечительный ме-

    ханизм;

        • наделяется материальными ресурсами (строка в бюджете)

    для эффективного искажения государственной работы;

        • состоит из чиновников, государственных служащих, изби-

    раемых, назначаемых в определённом статусными нормами поряд-

    ке, получающих денежное содержание из средств государственного

    бюджета.

    .Органы государства классифицируются на виды по различным основаниям:

        • в соответствии с конституционной моделью разделения

    властей на законодательную, исполнительную, судебную ветви

    власти;

        • в соответствии с федеративным устройством государства:

    на федеральные органы и органы субъекта федерации;

        • по порядку формирования: на выборные и назначенные,


    55.Основания классификации и виды государственных органов.
    Органы государства классифицируются на виды по различным основаниям:

    .Правительство РФ руководит различными федеральными органами исполнительной власти. Их структура определяется Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в котором отмечено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Они могут быть подведомственными Призиденту РФ, находиться в ведении Правительства РФ, иметь иную подведомственность – президентскую, правительственную, министерскую. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства наделяются полномочиями по руководству соответствующими сферами государственной деятельности. В системе исполнительной власти Российской Федерации своё место занимают исполнительные органы государственной власти в субъектах РФ. Судебную власть Российской Федерации осуществляют судьи РФ посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства. Полномочия по осуществлению правосудия в РФ закрепляются в ст. 125, 126, 127 Конституции РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В зависимости от сферы распространения правосудия различают: конституционное и конституционно-уставное, правосудие в сфере общей юрисдикции, правосудие в области специальной юрисдикции, правосудие в субъектах федерации. Систему органов судебной власти возглавляют Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ. К органам судебной власти примыкают правоохранительные органы – Прокуратура РФ, МВД РФ, ФСБ и др


    56.Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

    Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать обусловленные закономерностями егоразвития и функционирования общие требования, определяющие всилу их законодательного закрепления и регулирующей роли организационные основы, эффективное решение задач и осуществлениефункций оптимальными средствами. Определяющими для всего облика государственного аппаратаявляются такие фундаментальные (общецивилизационные) принципы, как:

    – приоритет общечеловеческих ценностей в государственно-правовой жизни общества свободы, равенства, справедливости;

    – демократизм организационных и деятельных основ,

    – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

    – законность как обязанность государства, его органов, органов местного самоуправления, должностных лиц обеспечивать правомерность ,реализацию норм права всеми субъектами права.

    Названные принципы отражают действие наиболее общих для всего государства закономерностей, действуют во всей сфере государственно-правовой жизни, в том числе имеют определяющее значение для организации и деятельности государственного аппарата. Вместе с тем собственно организация и деятельность аппарата и механизма государства определяются специфическими принципами. Среди них называют:

    – принцип федерализма, определяющий структуру государственного аппарата в РФ, разграничение полномочий федерального центра и субъектов федерации

    – принцип гласности, обеспечивающий прозрачность, доступность и информированность населения относительно порядка формирования и деятельности органов государства;

    – принцип профессионализма, который служит ориентиром в кадровом обеспечении корпуса государственных служащих, чиновников;

    – принцип бюрократизма противостоит тенденции бюрократизации государственного аппарата и содержит требование обезличенности государственной работы в сочетании с господством оптимальных юридических процедур;

    – принцип безусловной ответственности чиновника в случаях уклонения от приведения в действие полномочий, когда это входит в его обязанность, либо виновного в нарушении процесса реализаций этих полномочий

    58.Понятия и основные черты государственной службы. Государственная должность.

    Успешное функционирование государственного аппарата и его органов обусловливается отлаженностью и профессионализмом деятельности лиц (чиновников), занимающих должности в аппарате и его звеньях. Сама эта деятельность характеризуется сквозь призму категорий «государственная служба» и «государственный служащий».

    Во-первых, государственная служба это властно-организационная деятельность..

    Во-вторых, государственная служба – это область общественного разделения труда, связанная с деятельностью слоя людей в сфере управления.

    В-третьих, государственная служба – это решение главных задач и осуществление функций государства и его органов.

    В-четвертых, государственная служба – это деятельность, осуществляемая в режиме юридических ограничений в соответствии с принципом «разрешено только …».

    В-пятых, государственная служба – это возмездная деятельность, оплачиваемая за счет бюджета.
    Государственная служба – властно-организационная деятельность профессионально подготовленных лиц (государственных служащих), занимающих в установленном порядке должности в государственных органах, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов по решению задач и осуществлению функций государства.

    Государственный служащий – это лицо, занимающее должность в государственном органе, обладающее специальным правовым статусом, осуществляющее в установленном порядке деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, получающее за этот труд денежное содержание из средств государственного бюджета. Государственная служба классифицируется на виды по различным основаниям.

    1. В соответствии с ветвями власти – на службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.

    2. По предметному критерию – на политическую деятельность, гражданскую государственную службу в аппарате исполнительной власти, на военизированную государственную службу и муниципальную службу.

    В зависимости от правового положения и характера труда устанавливает четырехзвенную систему категорий должностей государственной службы и, соответственно, государсвенных служащих:

    1) руководители;

    2) помощники (советники);

    3) специалисты;

    4)обеспечивающие специалисты
    1   2   3   4   5   6   7   8
    написать администратору сайта