Главная страница
Навигация по странице:

  • 38.Внешнее функции современного государства.

  • 39.Формы осуществления функций современного государства.

  • 40.Понятия и компоненты формы государства.

  • 41.Формы государственного правления.

  • 42.Понятия и виды монархии.

  • 43.Понятие и виды республики.

  • 44.Парламенские республики.

  • 45. Президентские республики.

  • 46.Смешанные республики.

  • 47.Формы государственного устройства.Унитарные государства.

  • 48.Признаки и виды федерации.

  • TGP1 сокращенныйf. 1. Юридическая наука. Понятие, структура


    Скачать 126.5 Kb.
    Название1. Юридическая наука. Понятие, структура
    АнкорTGP1 сокращенныйf.docx
    Дата12.01.2018
    Размер126.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP1 сокращенныйf.docx
    ТипДокументы
    #13900
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    37. Внутренние функции государства социальной демократии.

    Внутренние функции современного демократического государства качественно отличаются от соответствующих функций любого классового (неразвитого) государства.

    Во-первых, исчезли основания для деления внутренних функций на основные (классовые) и неосновные (общесоциальные), поскольку перед государством уже не стоят классовые задачи.

    Во-вторых, в соответствии с приоритетами сложились новые направления государственной деятельности.

    -На первое место сегодня выдвигается главная задача и внутренняя функция всемерного обеспечения реализации основных прав и свобод человека и гражданина. Она объективно имеет приоритетное значение, поскольку все другие направления деятельности подчинены этой главной функции и призваны создавать гарантии реализации прав и свобод в социально-экономической, правовой и других сферах жизни.

    -Следующей по значимости в ряду внутренних функций видится социальная функция

    (устранять или смягчать возможную социальную напряженность). Но наряду с этим социальная функция призвана развернуть творческий потенциал общества. Социальная функция охватывает формы социальной помощи нуждающимся в государственной поддержке. В России социальная функция только складывается. Право на достойную жизнь и свободное развитие (ст.7 Конституции РФ) остается декларативным

    -Социально-демократическое государство осуществляет экономическую функцию.

    В современном обществе должны обеспечиваться свобода форм собственности и ведения хозяйственной деятельности, единство экономического пространства, привлекательный инвестиционный климат,поддержка конкуренции, высокая технологичность производств, и др. Экономическая функция – это прогнозирование, установление «правил игры» в экономической деятельности корпораций и лиц, создание и отлаживание рыночных механизмов, налогообложение и др.

    - Следующей по важности функцией современного государства является упрочениезаконности и охраны правопорядка. Представляется, что это отдельные направления деятельности(функции) современного государства, занимающие различное место в иерархии (п. 2 ст. 15 Конституции РФ).

    -Определенное место в ряду внутренних функций современного государства занимает функция экологической безопасности,связанная с решением важной задачи обеспечения права на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Государство в этой области заботится о планировании и нормировании качества окружающей среды, предотвращении экологически вредной деятельности, а также техногенных катастроф; предвидении и смягчении последствий стихийных бедствий и природных катастроф; поощрении создания резервных фондов, системы страхования жизни, здоровья, имущества граждан; .осуществлении государственного контроля за реализацией законодательства в области охраны окружающей природной среды;

    38.Внешнее функции современного государства.

    Во внешних функциях современного государства также обнаруживается смена приоритетов по сравнению с неразвитым государством. В ядерный век на первый план выдвигается задача мирного сосуществования государств и поддержания международного мира. Ей соответствует функция государства. Важной является функция налаживания международного сотрудничества и интеграции в мировую экономическую, политическую, правовую и др. реальность. Современное государство заботится о внешней безопасности и осуществляет соответственно функцию обороны страны,решает задачи по борьбе с международной преступностью и укреплению международного правопорядка.
    39.Формы осуществления функций современного государства.

    Основные направления деятельности государства осуществляются с использованием организационно-правовых и фактических организационных форм, образующих целостный механизм. Правовые формы осуществления функций государства характеризуют правоведческий аспект теории государства, неразрывную его связь с правовой реальностью в рамках предмета юридической науки и теории государства и права. Между тем, этой стороне проблемы в учебной и научной литературе уделяется недостаточное внимание.

    Правовые формы реализации функций государства имеют процессуальный характер, поскольку носители публичной власти реализуют властные полномочия в порядке, последовательности и пределах предусмотренных нормами процессуального права и законодательства. Отсюда определяются следующие признаки правовых форм осуществления функций государства, государственно-властной деятельности (органов государства, органов местного самоуправления и др.):

    • предметный компонент; наименование функций государства как основных направлений деятельности ориентирует на соответст-

    вующий предмет этой деятельности

    • обеспечение реализаций основных прав и свобод человека и гражданина, социальная, экономическая и др.;

    • деятельность по осуществлению функций государства всегда имеет официальный характер, документальное оформление;

    • порядок осуществления функций государства регулируется нормами процессуального права, в которых находят отражение властные полномочия, порядок их реализации и результат;

    • правовые формы деятельности по осуществлению функций государства ориентируют на достижение юридически значимого результата - принятие нормативных правовых актов в русле решения государством главных задач, актов, закрепляющих результаты учредительной деятельности, применения норм права, актов надзорной деятельности и др.

    Правовые формы реализации функций государства – это виды процессуальной деятельности носителей государственно-властных полномочий, реализация которых направлена на решение главных задач и достижение целей государственной деятельности, соответственно, гарантированное осуществление функций государства.К правовым формам реализации функций государства относятся: учредительная деятельность, правотворчество, применение норм права, официальная интерпретационная деятельность, контрольная деятельность, надзорная деятельность.


    40.Понятия и компоненты формы государства.

    Категория «форма государства» показывает, как оформлена государственная власть, какие особенности организации государственной власти обнаруживаются в каждом конкретном случае, в отдельном государстве. Если сущность государства – это организация политической власти (социальный институт), то форма государства– это способ существования, внешнего выражения, оформления этой власти.Форма государства может пониматься в узком смысле как форма государственного правления. В прошлом и настоящем поэтому называют деспотии, аристократии, олигархии, демократии,монархии, республики и др.В широком смысле слова форма государства, помимо формы государственного правления, объединяет формы государственного устройства и политический (государственно-правовой) режим.На особенности формы государства и ее составляющие накладывают отпечаток многочисленные обусловливающие факторы. Важными среди них являются: соотношение сил в обществе социальных слоев, социальных групп, национальных общностей,национальных традиций и особенности решения национального вопроса; развитость политического и правового сознания и наличие ценностей политической и правовой культуры; особенности и установки политических элит; роль права и наличие режима законности в обществе; влиятельность демократических институтов и т.п.Характеризуя состав формы государства, следует отметить, что внутри ее компонентов есть разновидности, которые характеризуются своим внутренним строением, содержат внутривидовые составы.

    41.Формы государственного правления.

    Формы государственного правления определяются как порядок учреждения (конституирования) структур высшей власти в государстве, В зависимости от состава правящих органов и лиц различают монархии и республики.

    1)Монархия как форма правления имеет место там, где высшая власть в государстве сосредоточена в руках одного лица (монарха)либо делится с другими органами высшей власти и передается в соответствии с законом по наследству. В зависимости от объема полномочий монарха монархии классифицируются на абсолютные, дуалистические, конституционные (ограниченные).

    В абсолютной монархии отсутствует система разделения властей, монарх сосредотачивает политическую власть, концентрирует в своих руках законодательство, исполнение законов, отправление правосудия. Власть монарха неограниченна.

    дуалистической монархии монарх – глава государства. Он осуществляет функции главы исполнительной власти, обладает правом издавать имеющие силу закона указы. В дуалистической монархии законодательствует парламент при наличии абсолютного права вето монарха на законы парламента .

    В конституционной(ограниченной) монархии монарх – глава государства, а законодательную, исполнительную, судебную власти осуществляют конституционные органы. В связи с тем, что за исключением главы государства (монарха), конституционную монархию нередко именуют парламентской.

    2)Республика имеет место там, где органы высшей власти избираются населением или выборщиками, либо формируются напрямую или при участии народного представительства на определенный срок. .Известны парламентская, президентская, смешанная республики.

    42.Понятия и виды монархии.

    Монархия как форма правления имеет место там, где высшая власть в государстве сосредоточена в руках одного лица (монарха) либо делится с другими органами высшей власти и передается в соответствии с законом по наследству.

    В зависимости от объема полномочий монарха монархии классифицируются на абсолютные, дуалистические, конституционные (ограниченные).В абсолютной монархии отсутствует система разделения властей, монарх сосредотачивает политическую власть, концентрирует в своих руках законодательство, исполнение законов, отправление правосудия. Власть монарха неограниченна. Наличие сословнопредставительных учреждений ничего не меняет. Фактически они являются бесправными. Например, это царское самодержавие, сегодня – султанат Оман, Бруней.В дуалистической монархии монарх – глава государства. Он осуществляет функции главы исполнительной власти, обладает правом издавать имеющие силу закона указы. В дуалистической монархии законодательствует парламент при наличии абсолютного права вето монарха на законы парламента.Классическим примером такой монархии была форма правления в Иране до исламской революции.В конституционной (ограниченной) монархии монарх – глава государства, а законодательную, исполнительную, судебную власти осуществляют конституционные органы. В связи с тем, что за исключением главы государства (монарха) такая форма правления является типичной парламентской республикой, конституционную монархию нередко именуют парламентской.Конституционные монархии типичны для многих стран Европы и Азии: Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испании, Японии и др.
    43.Понятие и виды республики.

    Республика как форма правления имеет место там, где органы высшей власти избираются населением или его представителями(выборщиками) либо формируются напрямую или при участии органов народного представительства на определенный срок. Республика характеризуется, во-первых, производностью органов высшей власти от народа; во-вторых, сменяемостью органов высшей власти по истечении определенного в законе срока; втретьих, верховенством актов высших представительных органов власти по отношению ко всем другим правовым актам; в-четвертых, распределением полномочий и наличием «противовесов» между органами высшей власти. ИзвестныПарламентская республика (Италия, ФРГ и др.),Президентская республика (США, Мексика и др) полупрезидентская (президентско-парламентская) республика (Финляндия, Польша и др.) характерны, смешанная президентско-парламентская , полупрезидентская система правления (Франция, Португалия, Россияи др.):

    44.Парламенские республики.

    Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризуется следующими особенностями:

    1. Значительной ролью парламента, его формальным верховенством в системе разделения властей: а) парламент формирует правительство из представителей партийного большинства; б) правительство ответственно перед парламентом; в) при утрате поддержки парламентского большинства правительство отправляется в отставку.

    2. Своеобразным статусом главы государства – президента,который: а) избирается парламентом; б) является конституционным главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительственного кризиса.

    3. Развитостью партийной системы (многопартийностью),автономностью других институтов гражданского общества.


    45. Президентские республики.

    Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет следующие особенности:

    1. Президент избирается населением или его представителями (выборщиками), т.е. внепарламентским путем.

    2. Президент является главой государства, главой правительства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполитический курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять должностей.

    3. Правительство формируется президентом и ответственно перед ним, а не перед парламентом.

    4. Отсутствует право роспуска парламента, который не имеет права отправить правительство в отставку.

    5. Президент имеет право вето на законодательные акты парламента.

    6. Президент представляет одну из политических партий.

    46.Смешанные республики.

    Для полупрезидентской (президентско-парламентской) республики (Финляндия, Польша и др.) характерны следующие признаки:

    1. Президент и парламент отдельно избираются населением(избирателями) страны.

    2. Президент – глава государства – участвует вместе с палатами парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим, определяет направления внутренней и внешней политики, т.е. занимает пять должностей.

    3. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.

    4. Парламент не может отправить правительство в отставку.Это прерогатива только президента.

    5. Президент не имеет право распустить парламент и назначить новые выборы.

    Особенности смешанной президентско-парламентской, полупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россияи др.):

    1. Президент и парламент отдельно избираются населением(избирателями).

    2. Правительство формируется по инициативе президента и по согласованию с парламентом. Президент контролирует акты правительства, может председательствовать на заседаниях правительства.

    3. Президент является главой государства, гарантом Конституции, определяет направления внутренней и внешней политики,возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим вооруженных сил.

    4. Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия правительству.

    5. Президент может при наличии оснований распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы.

    6. Президент имеет право удалить правительство в отставку без ссылки на основания.

    7. Президент имеет право вето над законами, принимаемыми парламентом

    47.Формы государственного устройства.Унитарные государства.

    Форма государственного устройства определяется как территориальная организация государства, порядок формирования и взаимодействия территориальных единиц с государством в целом на правовой основе.По формам государственного устройства различают следующие разновидности государств: унитарные, федерации, конфедерации, содружества государств.Унитарные (простые) государства − это такие, территория которых образует административно-территориальные единицы, не имеющие признаков государственных образований (Польша,Франция и др.).Особенности унитарного государства.

    1. Это централизованное государство, не имеющее в своем составе территориально обособленных государственных образований.

    2. Такое государство имеет единую систему власти (законодательную, исполнительную, судебную), а территориальные органы подконтрольны центру.

    3. Оно имеет единую систему законодательства.

    4. Для унитарного государства характерна единая система налогообложения.

    5. В таком государстве существует единое гражданство.

    6. Это государство имеет единый центр представительства в международных отношениях.

    В целом унитарное государство характеризуется единством,целостностью, неделимостью его территории.


    48.Признаки и виды федерации.

    Каждое федеративное государство характеризуется собственной спецификой исходя из исторических особенностей, традиций, национального состава населения и т.п. Однако федерациям присущи общие признаки следующего порядка:

      1. Федерации имеют два уровня организации власти – федеральный и субъекта федерации (законодательные, исполнительные и судебные ветви власти).

      2. Формируются две системы законодательства: федеральное и субъектов федерации.

      3. Создается возможность иметь гражданство общефедеральное и гражданство субъекта федерации.

      4. Существует двухканальная система налогообложения.

      5. Отсутствует право выхода из состава федерации.

      6. Субъекты федерации самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства.

    Конфедерация – это государственно-правовой союз суверенных государств, создаваемый для достижения определенных целей. Конфедерация характеризуется следующими показателями.

    1. Это не союзное государство (как в федерации), а союз суверенных государств.

    2. Создание конфедерации не образует нового государства. Это договор между суверенными государствами.

    3. В конфедерации есть право выхода из союза и договора.

    4. В конфедерации нет единой централизованной власти законодательной, исполнительной, судебной.

    5. Конфедерация не имеет единой территории, налогообложения, финансовой системы.

    6. Опыт показывает, что конфедерация – это союз временный, переходный в союзное государство (федерацию) либо распадающийся по мере достижения целей или в силу других обстоятельств.

    Содружество государств – это союз суверенных государств,складывающийся на основе. интеграции, создающий условия для взаимовлияния и выравнивания развития входящих в состав союза субъектов

    1. Содружество государств, формируется на базе достигнутого уровня развития – рыночная динамичная экономика, ценности демократии

    2. Содружество государств складывается на международноправовой договорной основе.

    3. Государства содружества не утрачивают и не уступают в пользу союза суверенных прав.

    4. Члены содружества имеют право выхода из союза.

    5. Содружества могут формировать надгосударственные структуры и правовые институты не имеющие прямых властных полномочий по отношению к гражданам государств.

    6. В содружестве нет единой территории и границ, единого гражданства, единой системы налогообложения и финансовой системы, но возможно единое таможенное пространство, валюта и др.

    7. Решения органов содружества (соглашения) не имеют императивного значения для его членов.


    1   2   3   4   5   6   7   8
    написать администратору сайта