Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Теории происхождения государства.

  • 3.Феодализм Западной Европы.

  • 4.Принятие христианства и его влияние на историческую судьбу России.

  • 5.Международные связи Киевской Руси: Византийская империя, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария ВИЗАНТИЙ

  • 6.Феодализм как явление мировой истории. Проблемы централизации.

  • 7. Монгольские завоевания. Роль монгол в российской истории.

  • 1. Теория и методология истории. Основные направления современной исторической науки


    Скачать 109.84 Kb.
    Название1. Теория и методология истории. Основные направления современной исторической науки
    Анкорshpory_po_istorii.docx
    Дата13.02.2017
    Размер109.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshpory_po_istorii.docx
    ТипДокументы
    #2632
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6


    1.Теория и методология истории. Основные направления современной исторической науки.
    В методологии истории существуют три главные парадигмы.

    Первая – натуралистическая, или позитивистская, господствовала до конца 19 века. Она была ориентирована на поиск точного знания и закономерностей в историческом развитии.

    Вторая – антинатуралистическая, или неокантианская, просуществовала до 70-х гг. 20 века. Она утверждала, что исторический процесс состоит из уникальных событий и явлений, не подчиняющихся каким-либо закономерностям. Нужно изучать только особенное и индивидуальное.

    Третью парадигму предложили в конце 20 века постмодернисты. Их методологические концепции получили разные названия («постструктурализм», «лингвистический поворот», «археология или генеалогия знания». Мир рассматривается как хаос, лишенный причинно-следственных связей и ценностных ориентиров. Поэтому историческое знание доступно только интуитивному поэтическому мышлению с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью и мгновенными откровениями. Эта парадигма призывает не объяснять изучаемые явления, а описывать отдельные эпизоды и события.

    Российский историк науки О. Медушевская предлагает парадигму «когнитивной» (от латинского слова познание, изучение) истории. Логика таких следующая. Поведение и все результаты деятельности человека обусловлены его мышлением; наши предки оставили следы – интеллектуальные продукты, или «вещи», которые возможно правильно интерпретировать, только поняв особенности их мышления.

    2. Теории происхождения государства.

    Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

    Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

    1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

    2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

    3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

    4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

    5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

    6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

    7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

    8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

    3.Феодализм Западной Европы.

    С распадом Римской империи в Европе началась полоса непрерывных войн. Регулярные столкновения германских государств между собой, а также вторжение кочевников создавали атмосферу неуверенности в завтрашнем дне. В этой ситуации могущественные люди – римские магнаты, новые германские государи, влиятельные вожди варваров и просто местные «авторитеты» - олицетворяли собой хоть какой то порядок и надежность. Они располагали главным – военной силой в лице своих вооруженных отрядов. Это гарантировало определенную степень защиты и привлекало людей, стремившихся к покровительству со стороны подобной «крыши». Быть «чьим-либо человеком» было в условиях «войны всех против всех» зачастую предпочтительнее, нежели полагаться только на свои силы и оставаться лично и экономически свободным.

    Не меньшее значение имело и состояние сельского хозяйства той эпохи. В условиях исключительно низкой производительности труда (урожаи сам-2, сам-3), эпидемий и стихийных бедствий (от засухи до нашествий саранчи), а также войн, могущественный покровитель мог гарантировать как защиту урожая и скота, так и семенной материал на следующий год. Укрепленная вилла римского патриция, монастырский двор или поместье германского вождя рассматривалось и как укрытие, и как хранилище средств существования.

    Эти обстоятельства приводили к тому, что процесс перехода под чье-либо покровительство шел непрерывно. Все большее количество людей – причем чаще всего совершенно добровольно – предпочитало утратить часть своей имущественной и личной свободы в обмен на гарантии личной и имущественной безопасности. Процесс закрепощения свободных крестьян весьма часто на первых порах был их собственной инициативой. Естественно, в большинстве случаев всякий владелец земельных угодий стремился увеличить подконтрольную ему территорию и целенаправленно тем или иным способом провоцировал мелких собственников вступать в зависимость от себя.

    Сложилось стандартное для эпохи средневековья трехчленное деление общества: духовенство за всех молится, рыцари за всех воюют, крестьяне за всех работают.

    Коренной особенностью западного феодализма являлась ступенчатая структура господствующей прослойки общества. Первоначально бенефициальная система предусматривала одноуровневую передачу земли: от короля – ближайшим сподвижникам. Впоследствии идея была развита: королевские держатели передавали часть земель своим подданным, а те – своим. Сюзерены или сеньоры, дававшие землю, и их вассалы – держатели этой земли – сформировали иерархическую структуру правящей элиты. Классическая феодальная лестница имела четыре ступени – король, герцоги и графы, прослойка баронов и, наконец, самый массовый слой – собственно рыцарство. Эта «идеальная» структура была свойственна в основном региону классического феодализма – Северной Франции и Рейнской области.

    4.Принятие христианства и его влияние на историческую судьбу России.

    В 9-10 веках в жизни восточных славян происходит серьёзные изменения. В восточной Европе идёт

    интенсивный процесс складывания феодальных отношений. Русские князья подчиняют себе многие

    славянские народы. Они совершают походы на Византию. Русская знать начинает интенсивно

    вводить политику новой религии.

    В середине века часто пытались объяснить крещение Руси различного рода влияниями, которые

    испытал на себе князь Владимир.

    До принятия христианства у восточных славян существовала родоплеменное многобожие. 1.

    Славяне приносили жертвы упырям и берегиням. 2. славяне справляли трапезы в честь Рода и

    Рожана. 3. поклонялись языческим богам. В 980 году ввдится единый государственный языческий пантеон. 1. Перун - бог молнии 2. Хоре - бог солнца 3. Даждьбог - богееяаЦа 4. стрибог - бог ветра

    5. Самаргл - бог подземного мира 6. Моношь - богиня женского начала.

    Причины принятия христианства: 1. В Киевской Руси существовали раннее феодальные отношения в экономике. 2. в политике доминировало государство 3. Не было единой феодальной идеологии.

    Для выбора религии Владимир послал своих послов для испытания религий в различный, страны. По возвращению послы с восторгом рассказали о богослужении в храме Св. Софии.

    Владимир по совету бояр решил принять христианство и крестил киевлян. В Новгороде новую веру встретили с сопротивлением язычеств, которое было подавлено силой.

    Отсутствие феодальной идеологии приводило, во-первых, к отказу от династических браков в западной Европе, во-вторых, купцы подвергают,дискриминации на внешних рынках.

    Крещение Руси: 1. атеистическая концепция 2. миссионерская концепция 3 . теория

    «Понижен драммат». На протяжения 150-200 лет в Киевской Руси сохранилось двоеверие.

    Организации церкви. Константинопольский патриарх назначал в Киев своего митрополита, митрополит в каждый из округов (епархия) назначал епископов. Взаимоотношения церкви и государства строилось по принципу симфонии: государство признавало для себя внутреннее руководство закон^ерковных, а церковь брала на себя обязанность повиноваться государству. Церковь стала управлять на основе сборника церковных законов «Кормчая книга».

    Принятие Русского христианства из Византии открыла двери влиянию византийской культуры, которая сказалась в жизни Русского государства.

    По завещанию Ярослава Мудрого престол передавался от брата к брагу после последнего из братьева он переходил к старшему племяннику, такой порядок получил название очередного. Княжеские усобицы 11-12 веков происходили в результате столкновения старших племянников с младшими дядьями. С


    5.Международные связи Киевской Руси: Византийская империя, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария
    ВИЗАНТИЙ
    Так, например, по особому складывались отношения с могущественной Византией. Заметной вехой в развитии международных отношений стало направление в 838 г. русского посольства в Константинополь. Впервые Русь была представлена при дворе византийского императора Феофила как государство. Главной целью посольства руссов было установление прямых контактов с центральным правительством Византии. Известный историк Шахматов А.А., посвятивший почти полжизни изучению истории и летописания Киевской Руси, свидетельствует, что в Византии доброжелательно встретили недавних противников. Посольству был оказан достойный прием, о чем свидетельствует внимание, проявленное к нему со стороны верховной власти, позаботившейся о его безопасности и снабжении продовольствием, а также продолжительность его пребывания в греческой столице, что в полной мере соответствовало и планам Империи (она рассчитывала превратить Русь в союзников в борьбе со своим давним врагом - Арабским халифатом).
    С ЕВРОПОЙ
    Общественный строй в Киевской Руси, как и в других средневековых государствах Европы, формировался как феодальный, основанный на сочетании крупной земельной собственности с зависимым мелким крестьянским хозяйством (см. Феодализм). Первоначально на Руси преобладали государственные формы феодальных отношений. Господствующий класс был представлен военно-служилой знатью русских князей — дружиной. Дружина осуществляла сбор дани с земледельческого населения: полученный доход распределялся князем между дружинниками. Система сбора дани сложилась уже в 9 в. В 10 в. появляется индивидуальная форма феодальной земельной собственности — вотчина. Первыми вотчинниками стали князья; в 11 в. развивается землевладение дружинников (в первую очередь верхушки дружины — бояр) и церкви. Часть крестьян переходила из разряда государственных данников в зависимость от частных землевладельцев. Вотчинники использовали в своих хозяйствах также труд рабов — холопов. Но ведущую роль продолжали играть государственно-даннические формы феодальных отношений. В этом заключалась особенность Руси в сравнении с Западной Европой, где вотчинное (сеньориальное) землевладение быстро заняло преобладающие позиции.
    В социальной структуре древнерусского общества верхнюю ступеньку занимали князья Рюриковичи. Следом стояла «старейшая дружина» — бояре, затем шла «молодшая дружина» — детские и отроки. Основная масса сельского и городского населения, не принадлежавшего к господствующему классу и несшего повинности в пользу государства или частных землевладельцев, носила название «люди». Существовала особая категория полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя, — смерды. Во 2-й половине 11 в. появились «закупы» — так называли тех, кто попал за долги. Низшую ступеньку социальной иерархии занимали рабы — «холопы», «челядь».
    С ХАЗАРАМИ
    Сложнее складывались отношения с другим восточным соседом —Хазарским каганатом. Согласно Повести временных лет, поляне, северяне и вятичи платили дань хазарам “по белей веверице(зимней белке — А.К.) от дыма”. В других известиях хазарская дань исчисляется в “щелягах” (польское произнесение западных шиллингов). О хазарской дани с полян сообщает и киевский летописец, хотя и в сказочной форме: хазары потребовали дани, а поляне, “съдумавши”, выдали по мечу с дыма. Дань напугала хазарских старейшин: меч обоюдоострый, а хазарская сабля остра только с одной стороны. Старейшины предсказали, что киевляне будут брать дань с других стран. Летописец заключает, что так и случилось: ранее хазары брали с полян, теперь русские князья берут дань с хазар. По летописи, дань на хазар наложил в начале 80-х гг. IX в. Владимир.
    Хазарская тема в нашей литературе запутана примерно также, как и норманская, то есть прямые показания источников отвергаются, а на смену им привносятся домыслы и вымыслы. В начале ХХ века с серией статей выступил Г.М. Барац, который доказывал, что Повесть временных лет — переделка еврейско-хазарской письменности, а первые русские князья и сама Русь — евреи-хазары. Домыслы Г.М. Бараца повлияли в последнее время и на некоторых отечест
    6.Феодализм как явление мировой истории. Проблемы централизации.
    Формирование феодальной системы началось в определенном смысле еще в недрах Римской империи, однако главным стимулом ее совершенствования и вызревания стала острая необходимость ранних германских государств сформировать эффективную систему подготовки и воспроизводства качественных воинских контингентов в виде тяжелой кавалерии. Был найден путь в форме раздачи земельных наделов в условное пользование за несение военной службы.

    В эпоху Просвещения появляется сам термин «феодализм». Для 18 века характерно преимущественное внимание к политической стороне феодального строя – Вольтер, Монтескье и др. считали главной отличительной особенностью феодализма систему феодальной иерархии на основе земельной собственности, а также политическую раздробленность; они критически оценивали роль католической церкви в это время.

    В 19 веке француз Ф. Гизо выделил три основных черты феодального общества: иерархическую структуру господствующего сословия, условную (за военную службу) характер землевладения, устойчивую связь землевладения и политической власти.

    В 19 веке популярной становится вотчинная теория, согласно которой ядром феодализма была крупная земельная вотчина, поддерживавшаяся трудом крестьян на господской земле и располагавшая сложным внутренним механизмом хозяйственных и правовых отношений.

    В 20 веке ученые изучающие средневековье выдвинули концепцию согласно которой феодализм – это, прежде всего, специфическая форма военной организации общества. Согласно этой теории, зарождение, развитие и история феодальных институтов определялась насущными потребностями обороны и функционирования военных структур общества.

    Феодом именовалось земельное владение передававшееся его собственником другому лицу на условии личного несения последним военной службы, подготовки и содержания им определенного количества воинов. Помимо условного характера земельных держаний, важной чертой феодального общества являлась иерархичность правящего класса: земельная собственность перераспределялась по нескольким уровням держателей, следствием чего было формирование феодальной лестницы. Третьей чертой феодального общества было то, что его существование всецело обеспечивалось прослойкой крестьянства освобожденного от военной службы и прав на землю. Различные формы и степени поземельной и личной зависимости крестьян вынуждали их передавать часть результатов своего труда собственникам земли, что обеспечивало верхушку общества средствами существования.

    7. Монгольские завоевания. Роль монгол в российской истории.

    Захват русских земель монголо-татарами был прежде всего обусловлен разными стадиями развития феодализма в Монгольской империи и на Руси в 13 веке. * 1) Для русских земель свойственна ФР и княжеская междоусобица. Это не дало собрать единое войско и княжеские войска были разбиты поотдельности. 2) Империя Чингисхана была огромным и достаточно централизованным гос-вом: не было п-ких и военных разногласий между правителями, как на Руси. 3) Империя имела большую, хорошо дисциплинированную и сильную армию. Причем армия монголов была единой, хотя и делилась на 10-100-1000-10000. 4) Не только междоусобица была причиной поражения - почти никто из жителей Руси не знал, какой враг появился в южных степях ( об этом говорят летописи ), в то время как битва на Калке в 1223 г. была для монголо-татар лишь разведкой ( началось нашествие Батыя в 1237 г. ) * Золотая Орда, образованная около 1243 г. сыграла в истории Р огромную негативную роль: недаром средневековые летописцы сравнивали нашествие с космической катастрофой, обрушившейся на Р-ую землю. Была разрушена культура Р: прекращено каменное строительство, не развивалась иконопись. Разрушены эк. связи, прекращена торговля как внутри, так и с внешними гос-вами. Кроме того, десятки тысяч людей были убиты и проданы в рабство. Но вместе с тем победа на Куликовом поле заложила основы централизации Р гос-ва вокруг Москвы.
      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта