Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Раскройте сущность исторического сознания и причины его искажения (с поясняющими примерами).

  • 2. Объясните механизм влияния факторов исторического процесса на специфику исторического развития России (на выбор: природно-климатический; географический; религиозный).

  • 4. Раскройте сущность и назовите основные этапы российской модернизации, объясните специфику исторического развития России по этой теории (раскройте особенности процесса российской модернизации).

  • 5. Раскройте механизм становления человека (как биологического и социального существа), общества и государства.

  • 6. Аргументированно объясните сходство и различия в древневосточном и античном типах развития общества. Первичные цивилизации: Древневосточная (Восток)

  • Античная цивилизация (Запад)

  • Ответы на экзаменационные вопросы по истории. 1. Раскройте сущность исторического сознания и причины его искажения (с поясняющими примерами)


    Скачать 242.64 Kb.
    Название1. Раскройте сущность исторического сознания и причины его искажения (с поясняющими примерами)
    АнкорОтветы на экзаменационные вопросы по истории.docx
    Дата31.01.2017
    Размер242.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на экзаменационные вопросы по истории.docx
    ТипДокументы
    #1516
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    1. Раскройте сущность исторического сознания и причины его искажения (с поясняющими примерами).

    Историческое сознание является элементом общественного сознания, его составной частью. Историческое сознание – совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества. Историческое сознание является результатом познавательной деятельности, результатом бесконечного накопления знаний о прошлом.

    Причины искажения:

    1) Политизация и идеологизация истории.

    Полномасштабная политизация и идеологизация истории произошла во времена СССР. Для того, чтобы оправдать действия правящей элиты, поддерживать веру народа в партию и в справедливость и «правильность» порядка история в буквальном смысле переписывалась.

    2) Вольная трактовка событий и поиск сенсаций.

    Фальсификация российской истории в полномасштабном виде произошла во время правления Екатерины II в самом конце XVIII века. Императрица лично редактировала составляемую ею «Историю России», правя при этом исторические документы, давая распоряжения по уничтожению некоторых документов и по написанию фальшивок.

    Поиск сенсаций же имеет место быть в наши дни. Почти еженедельно можно увидеть очередную «раскрытую» сенсацию в истории с надуманными фактами и придманными событиями.

    3) Нерешённость многих ключевых вопросов истории.

    Например, существование норманнской и антинорманнской теории образования государства Русь.

    2. Объясните механизм влияния факторов исторического процесса на специфику исторического развития России (на выбор: природно-климатический; географический; религиозный).

    Не раз уже указывали на то, что в судьбе России огромное значение имели факторы географические, ее положение на земле, ее необъятные пространства. Географическое положение России было таково, что русский народ принужден был к образованию огромного государства. На русских равнинах должен был образоваться великий Востоко-Запад, объединенное и организованное государственное целое. Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этих пространств в величайшее в мире государство, поддержание и охранение порядка в нем. На это ушла большая часть сил русского народа

    География - важнейший фактор, определяющий экономическое, политическое, культурное и историческое развитие того или иного народа. Понять, почему русские по характеру стали именно такими, какие они есть сейчас невозможно, не рассмотрев географический ландшафт, в котором мы живем.

    География определила характер русского народа и исторический путь развития, которым пошла Русская Цивилизация.

    Русские, в отличие от многих других народов, не были зажаты морями, непроходимыми горными кряжами, другими нациями и могли свободно осваивать новые территории. Такая географическая причина обусловила факт, что русские приняли экстенсивную цивилизационную модель, в отличие от, например, европейцев или японцев, которые, в силу географии места обитания, были вынуждены развиваться интенсивно.

    Огромная величина территорий, превосходство в численности населения, неисчерпаемые природные ресурсы - эти факторы не раз определяли политический и военные выбор, который делала страна. Такой тактический прием как сдача М. Кутузовым Москвы французским войскам не могла быть применена никаким другим государством, кроме России, в силу именно ее географических особенностей. Происходи эти события в любой другой, менее крупной стране, - тактическая схема была бы обречена на провал, а сама страна - на поражение.

    Россия, безусловно, относится к континентальному государству, пути сообщения у нас сухопутные. Такое географическое положение обуславливает целый ряд важнейших отличий России от Европы, как в политическом, так и экономическом плане. Так большинство сухопутных путей внутри страны часто недоступны в течение года (распутица весной-осенью, заносы зимой), то торговля в России менее развита и менее важна в жизни страны. Отсюда вытекает, что для поддержания единства страны, которое на Западе обеспечивается торговыми связями, в России должны быть применены иные способы. Роль скреп в России выполняет государство, административными мерами контролирующее территорию.

    Из этих же оснований, можно видеть и различную роль городов в Европе и России. Если в Европе города чаще всего возникали как поселения вокруг мест для торга, а население городов были вольные самостоятельные деятели, то в России города чаще всего возникают по приказу Правителя, как оборонные или административные центры, населенные государевыми людьми. Города возникали как военные крепости, в которых под прикрытием стен и гарнизона могли безопасно селиться люди.

    3. Какая концепция исторического развития, на Ваш взгляд, наилучшим образом объясняет историческое развитие России (теория ОЭФ, концепция «азиатского способа производства», цивилизационный подход, теория стадий (теория информационного общества), синергетический подход и т.д.)? Свой ответ аргументируйте.

    В основе формационного подхода лежит марксистское учение об общественно-экономических формациях (ОЭФ) как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит все человечество. ОЭФ - тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. ОЭФ = способ производства (=базис) + соответствующая ему надстройка (=политическая структура + духовная сфера общества). Способ производства = производительные силы + производственные отношения. Производительные силы = средства производства + рабочая сила. Согласно этому подходу, движущей силой исторического развития являются противоречия между динамичными, постоянно развивающимися производительными силами и не склонными к изменениям производственными отношениями. Противоречия приводят к социальной революции. Происходит слом старого базиса (старые производственные отношения заменяются новыми) и переход к новой ступени общественного развития - к новой ОЭФ. Высшая ступень развития общества в данном подходе - коммунизм - общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Всего К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия - социализм). Недостатки: не выявлено прямой зависимости между базисом и надстройкой; не работает схема пяти ОЭФ; она не применима к восточным странам. Достоинства: - выделено то общее, что было в историческом развитии различных народов, история человеческого общества представлена как единый процесс, предложена периодизация всемирной истории и истории отдельных стран.

    Внутри цивилизационного подхода существуют два направления: линейно-стадиальная теория цивилизаций и теория локальных цивилизаций. Цивилизация - уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры. Сторонники линейно-стадиальной теории цивилизаций, как и сторонники формационного подхода, выделяют определенные ступени цивилизации: традиционную, индустриальную и информационную или постиндустриальную цивилизации. Отличие данного подхода от формационного только в том, что определяющим критерием стадий-ступеней выступает не материальное производство, а система культурных ценностей. Сторонники второго направления в рамках цивилизационного подхода - теории локальных цивилизаций - не выделяют в истории человечества каких-то единых ступеней-стадий. Локальной цивилизации свойственны единое пространство, единая система ценностей и определённый архетип поведения (т.е. совокупность осознаваемых и неосознаваемых норм индивидуального и коллективного поведения). Понятие «архетип» весьма близко к понятию «менталитет». Менталитет - образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. Локальные цивилизации делят на две группы: восточные и западные. Для восточных цивилизаций характерны: - зависимость человека от природы; - связь человека с социальной группой; - низкая социальная мобильность; - значимость традиций и обычаев. Для западных цивилизаций характерны: - власть человека над природой; - соблюдение прав и свободы личности; - высокая социальная мобильность; - демократический политический режим;

    Я думаю, что подходит цивилизационный. Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что он позволяет выявить своеобразие и уникальность исторического развития каждого конкретного общества.

    Синергетический подход не позволяет учесть уникальность цивилизационного развития.

    4. Раскройте сущность и назовите основные этапы российской модернизации, объясните специфику исторического развития России по этой теории (раскройте особенности процесса российской модернизации).

    Модернизация – переход от аграрного к индустриальному обществу, которая сопровождается следующими процессами:

    • Индустриализация (мануфактура фабрика) – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности.

    • Урбанизация – процесс увеличения числа городов и доли городского населения.

    • Структурное усложнение общества (создание НТР-работников, интеллигенции и др.).

    • Бюрократизация – увеличение численности чиновников.

    • Профессионализация – повышение качества знаний сотрудников предприятий.

    • Национализация сознания (человек становится более прагматическим).

    • Создание рыночной экономики

    Этапы российской модернизации

    1. Доиндустриальная модернизация. Происходит в России во времена правления Петра 1 и ознаменована созданием и постепенным переходом на мануфактурное производство.

    2. Раннеиндустриальная модернизация. Происходит во времена правления Александра 2 и ознаменована переходом от мануфактурного к фабрично-заводскому типу производства. Переходу способствовали реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.

    3. Позднеиндустриальная модернизация. Происходит при И. В. Сталине, ознаменована созданием и постепенным переходом к поточно-конвейерному производству.

    4. Постиндустриальная модернизация. (1960-70е гг.). Эпоха НТР (переход к наукоёмкому производству)

    Особенности российской модернизации:

    1. «Догоняющий характер развития», т.е. модернизация в России лишь догоняет высокоразвитые страны Запада.

    2. Гипертрофированная роль государства. Почти на всех этапах российской истории государство носит роль определяющую, контролирует все сферы жизни общества, следствием чего становится зависимость промышленности и экономики в целом от государства, что в свою очередь мешает модернизационным процессам.

    3. Импульсивный характер развития российских реформ. Реформы, направленные на глубокое реформирование общества, нередко проводились без предварительной подготовки чёткой разработки плана этих реформ. В итоге они приводили к кризисам экономики, росту социального недовольства, стагнации и др. Это в свою очередь так же тормозило процесс модернизации.

    4. Насильственная «европеизация». Реформы в России зачастую проводились подобные Западным. При этом, правящая элита не учитывала особенностей России, таких как территория (довольно сложно провести реформу, приводящую к успеху, в таком большом государстве, так как у всех свои интересы, крайне разными являются интересы жителей юга России и, например, Сибири), особенности менталитета, состояние экономики и политическая ситуация. Реформы не были ориентированы на Россию и её потребности и специфику.

    5. Идейно-политические и культурные расколы российского общества. На протяжении всей истории, начиная с 18 века, чётко просматривается правящая элита и оппозиция (декабристы, большевики и меньшевики, либералы и консерваторы). В России нет единого мнения о пути её развития.

    6. Разнородность интересов общества и государства. Это было чётко видно особенно во времена царского правления и СССР. При проведении реформ приходилось находить некий консенсус между государством и обществом, что в итоге приводило к недовольству одних и неэффективному управлению других.

    7. Самобытный характер развития российской модернизации (возможно речь идёт о реформах и контрреформах).

    5. Раскройте механизм становления человека (как биологического и социального существа), общества и государства.

    Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

    Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек - единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего.

    В настоящее время различных концепций, объясняющих причины возникновения государства существует большое множество. Разнообразие этих концепций обусловлено как сложностью и мпогоплановостью данной проблемы и пробельностью человеческих знаний о самой эпохе генезиса государства, отсутствием достоверных научных методов моделирования условий и изучения первобытных общин (стад) людей и др., так и существенным различием исходных позиций и авторитета авторов соответствующих теорий, различием их мировозрения, социально-политических взглядов, наличия естественно-научных подходов и др. Ниже дана краткая характеристика и юридический анализ основных концепций происхождения государства. Традиционно особая роль в решении вопроса о происхождении государства на протяжении истории развития человечества отводилась религии. 

    Государство - это форма социальной организации определенных правовых полномочий и обязанностей его членов с иерархией господства, подчинения и сопротивления, социальное в нем -это общее, а биологическое - сугубо индивидуальное. Государство можно лишь сравнить с механизмом, запрограмированным законами-программами на определенного рода развитие и выживание в социальной (технические, культурные и правовые инновации, информационные технологии и др.) и биологической среде (освоение окружающей Среды, завоевание новых жизненных пространств, вырубка лесов и др.). Обсуждая органическую концепцию следует отметить, что ее создателям впервые удалось рассмотреть структурно-функциональные аналогии функционирования живых и неживых модельных систем, их воспроизводства и размножения, связью с окружающей средой, а также структурно компартментализировать основные функции государства как сугубо биологической, но не социальной модели функционирования и регулирования. 

    6. Аргументированно объясните сходство и различия в древневосточном и античном типах развития общества.

    Первичные цивилизации: 

    1. Древневосточная (Восток) 

    Существовал в Древнем Египте (Нил), Двуречье(Тигр и Евфрат), Древнем Китае(Хуанхэ и Янцзы), Древней Индии (Инд и Ганг) в IV-III тыс. л. до н.э.

    В основном располагались в долинах крупных рек, поэтому ирригационное земледелие становилось преобладающей отраслью народного хозяйства. Существует две формы собственности: общинная и государственная. Это и определяет строгое деление общества на касты (строгая иерархичность, отсутствие социальной мобильности, принадлежность к классу наследуется при рождении). В политической сфере наблюдается политическая монархия, а именно, власть в виде деспотий. Происходит рост бюрократического аппарата. Абсолютное преобладание государства над обществом, регулирование отношений в семье, быту. Деспот обладает всей полнотой власти. Политика принуждения, террора, нагнетания страха. В культуре просматривается коллективизм (обработка пашен и постройка ирригационных сооружений требовала коллективных усилий, тем более на неплодородных землях), национализм, иррационализм.

    1. Античная цивилизация (Запад) 

    Существовала в Древней Греции и Древнем Риме во II-I тыс. н.э.

    Располагались в Средиземноморье. Основными отраслями народного хозяйства было ремесло и торговля, что соответственно приводило к наличию частной собственности. В основе сельского хозяйства выращивание зерновых, маслин и винограда. Общество делится на классы, что влечёт за собой наличие социальной мобильности.
    Демократия как форма олицетворения свободы, первый в истории образец народовластия. Право каждого гражданина участвовать в управлении государством, признание его личного достоинства, прав и свобод. 

    Государство не вмешивается в личную жизнь. Граждане законопослушны. 
    Собственники обладали политическими правами (не всегда равными). Статус гражданства предполагал наличие земельного участка. В культуре просматривается индивидуализм, новаторство и рационализм.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13