Главная страница

Курсовая работа. 1. Промышленные предприятия понятие, цель, функции


Скачать 114.83 Kb.
Название1. Промышленные предприятия понятие, цель, функции
АнкорКурсовая работа
Дата14.02.2020
Размер114.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаvoprosy_shpory-1.docx
ТипДокументы
#108476

Подборка по базе: РГР Экономика предприятия 3_2.docx, №1 По пожарной безопасности предприятия.docx, Кадровая политика предприятия.docx, Коллективные трудовые споры понятие, виды и порядок разрешения.D, Устав предприятия.docx, экономика предприятия.rtf, Контрольная работа - Риски предприятия.doc.doc, курсовая на тему анализ конкуретной стратегии предприятия и ее с, Банкротство предприятия (творческая работа).docx, Литейные предприятия Костромской области.docx.

1. Промышленные предприятия: понятие, цель, функции

Промышленные предприятия – отдельный хозяйствующий субъект, производящий ту или иную продукцию, либо оказывающего разного рода услуги, выполняющего определенные виды работ для извлечения выгоды и удовлетворения потребностей общества.

Цель деятельности: 1) на уровне народного хозяйства (производство материальных и духодных благ для удв. потребностей общества. 2) с точки зрения предприятия (реализация Э-их (прибыль, выгода, доход) и социальных целей, интересов предприятия.

Функции: 1) Экономическая – *маркет. исследование рынка различных тов и усл с целью выгодной реализации продукции;* хоз. взаимоотношения с др. рыночными субъектами; * распределение прибыли; *уплата налогов.

2) Производственно-технологическая – обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами (сырьем, материалами, трудовыми ресурсами и др.)

3) Социальная – забота о работниках 4) Внешнеэкономическая – возможность ведения самостоятельной ВЭД

2.Промышленные предприятия: понятие и классификация

Промышленные предприятия – отдельный хозяйствующий субъект, производящий ту или иную продукцию, либо оказывающего разного рода услуги, выполняющего определенные виды работ для извлечения выгоды и удовлетворения потребностей общества.

Классификация: 1) По размеру предприятия: микропредприятие (до 15 чел); малые (до 100 чел); средние (100-500 чел); крупные (более 500 чел). 2) По типу собственности: гос-ые; частные; муниципальные; кооперативные. 3) По типу деятельности: коммерческие и некоммерческие.

4) По принадлежности капитала: национальные, иностранные, смешанные (совместные).

5)По виду используемых ресурсов: *трудоемкие(большая часть затрат идет на оплату труда); материалоемкие(большие затраты на матер ресурсы); *фондоемкие (основной ресурс – средства производства). 6) По назначению выпускаемой продукции: спец на выпуске ср-в производства; спец на вып предметов потребления. 7) По особенностям применяемых технологий: с непрерывным и дискретным производственным циклом. 8) По структуре производства: узкоспециализированные; многопрофильные; комбинированные.

3. Понятие коммерческой деятельности. Особенности коммерческой деятельности производственных предприятий.

КД – это деятельность в сфере распределения и обмена товароматериальных ценностей, которые создают условия для качественного осуществления процессов производства и потребления. Цель КД – максимальное получение выгоды (дохода, прибыли).

Коммерческая деятельность на производственном предприятии не относится к основной, здесь производство – центральная функция. В процессе производства формируется вещественное воплощение предмета труда и предмета коммерческой деятельности.

Принципы КД производственных предприятий:*неразрывная связь КД с принципами маркетинга; *гибкость КД, направленность на учет изменений конъюнктуры рынка; *предвидение коммерч рисков; высокая ответственность за вып принятых обстоятельств по торговым сделкам; нацеленность на достижение конечного результата.

4.Управление закупками. Основные функции, их характеристика.

Цель закупок – обеспечение предприятия необходимым по качеству и кол-ву сырьем, материалами, тов и усл в нужное время в нужном месте от надеж постав, по выгодной цене

Функции:

1)Планирование снабжения начинается с расчета норм расхода материальных ресурсов. С учетом разработанных норм и нормативов определяется потребность в материальных ресурсах на основное и вспомогательное производство, обслуживание инфраструктуры производственного предприятия и формируется план закупок. 2)Организация снабжения включает поиск и анализ потенциальных поставщиков, оценку результатов работы с фактическими поставщиками, выбор форм и методов закупки, установление договорных отношений с поставщиками, доставку и хранение материальных ресурсов, обеспечение производственных подразделений предприятия материальными ресурсами. 3)Контроль снабжения охватывает всю систему снабжения производственного предприятия. 4)Регулирование предполагает устранение дисбаланса, возникающего в процессе организации текущей деятельности по обеспечению предприятия материальными ресурсами.

5. Понятия «стратегическое снабжение», «тактическое снабжение».

Тактическое снабжение – ежедневные операции, связанные с закупками и направлены на избежание дефицита, отсутствие материал ресурсов и готового продукта.

Стратегическое снабжение – процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами компании , внешними поставщиками, потребностями и запросами конечного потребителя, планирования, разработка новых схем и методов и т.п.

6.Содержание стратегий снабжения для различных групп материальных ресурсов.

Дорогостоящие предметы снабжения: Основными задачами закупок этих предметов являются: *использование конкурентоспособных предложений и покупательной способности в полном объеме; *консолидация закупок; отбор поставщиков; *минимизация затрат; *сочетание контрактных поставок и разовых сделок. Для закупок дорогостоящих предметов снабжения необходимы данные о кратко- и среднесрочных потребностях, прогноз динамики цен и тарифов на перевозку, а также точные сведения о поставщиках.

Несущественные предметы снабжения – стратегия консолидации. Выделяются следующие наиболее важные направления этой стратегии: *стандартизация продукции; *оптимизация объемов запасов и заказов; *сокращение управленческих затрат; *уменьшение количества поставщиков. Для реализации этой стратегии требуются краткосрочный прогноз потребностей и интегрированная информационная система по товарно-материальным запасам, содержащая данные о существующем уровне запасов и рентабельных объемах заказов.

Стратегические предметы снабжения – стратегия партнерства. *анализ рисков; *решение «сделать или купить»; *точный прогноз потребностей и анализ рынка; *развитие стабильных долгосрочных отношений по поставке продукции; *интеграция поставщиков и отношения партнерства во время разработки новой продукции; *контракты с особыми условиями поставки. Также необходимо владеть информацией о долгосрочных тенденциях развития объемов заказов и спроса, об условиях конкуренции.

Проблемные материалы – стратегия «новых позиций»(поиск альтернативных решений). *анализ рисков; *минимизация рисков закупок; *обеспечение стабильности поставок; *усиленный контроль за запасами;* стандартизация и замена материалов; *составление планов на случай непредвиденных обстоятельств. В процессе закупок «проблемных» предметов снабжения существенную помощь могут оказать среднесрочные прогнозы динамики потребностей и предложения.

7. Базовые факторы, влияющие на разработку стратегии закупок

1) Стратегический сорсинг – совокуп процессов, на основе которых принимаются решения о стратегических источниках поставок (закупок), в результате чего организация получает необходимые ей ценностей.

Варианты сорсинга: *закупки из единственного источника (долгосрочный характер, интеграция междк поставщиком и производителем с помощью инвестиций в инф-ой телекоммуникации) . *закупки из нескольких источников (товарная сделка носит разовый характер)

2) Стратегическое планирование: *дифференцированный анализ и планирование потребностей в закупаемых предметах снабжения по укрупненным номенклатурным группам; *разработка планов снабжения и размещение заказов у конкретных поставщиков; *разработка плановых значений (стандартов) KPI и т д

3) Управление рисками призвано: *исключить негативные последствия воздействия внешних макро Э-их факторов среды; *риски, возникающие при взаимодействии с поставщиками и в логистических каналах. Для минимизации рисков используют различные инструменты хеджирования, страхование рисков, многокритериальные оценки поставщиков, учет и прогнозирование.

4) Организационная структура – *концентрация задач и компетенций в подразделении;*выбор уровня иерархии подразделения, план. его деятельности с другими подразделениями;*формирование внутренней орг.структ.;*планирование развития орг. струк.

5) Информационная поддержка - e-сорсинг, e-прокьюремент, e-аукцион, e-тендеры, e-торговые площади, снабженческие порталы, электронные бизнес-разведка и интернет аналитика, EDI-технологии и интернет коммуникации с поставщиками, SCM, SRM.

8. Обобщенная модель планирования закупок, характеристика основных блоков модели.

План закупок-совокупность планово-расчетных документов, в кот. Обосновывается потребность в мат. рес. и устанавливаются источники покрытия их. В основе планов закупок лежит балансовый метод. ∑Р=∑И р-расходная часть баланса, потребность в i-м материале, И-ресурсная часть баланса, сумма источников i-го материала. В развёрнутом виде формула: Рпп(плюс минус)Р нзп+Ррэн+Рсмр+Рним+Рз=Оож+Э+М+В. Где-Рпп-потребность в i-ом мат. на производ.программу. Рнзп-незавершенное произво. Ррэн-на ремонтно-эксплуатаци нужны Рсмр-на строит монтажные работы Рз-на создание переход запасов Рнир-нтп Оож-ожидаемые остатки на начало план периода Э-экономия мат рес за счет внедрения организ.-техниче. Мероприятий М-мобилизация внутренн рес. Предприятия В- величина завоза от внешних источ. К тому же Оож=Оф+Вож-Рож. Оф-факт остатки конкрентого мат рес на 1-е чисо месяца Вож ожидаемое поступление мат рес за период от даты на которую взят факт остаток до конца тек период Рож-ожид расходы рес за тот же период

9. Основные подходы и методы определения потребности в материалах.

1. Детерминированный подход (на данных о производственной программе и нормах расхода материалов)

1 Метод прямого счета(умножение нормы расхода мат на объем запланиров. работ)

*метод подетального расчета Рм=∑Нд∗Пд𝒏𝟏 , где М потребность в конкретном мат. Нд-норма расход мат на 1 деталь Пд-программа произв детал.n-кол разновид деталей

*метода прямого поиздельного расчета Рм=∑Ни∗Пи𝒏𝟏 , где Ни-норма расхода мат на отдельный вид расходов мат

* метод определения потребности по типовым представителям Рм=Нтип*П ;Нтип=∑Ни∗П∑Ки ,где Ки –удельный вес в объеме произ.

*метод определения потребности по аналогам Рм=Нан*П*К, где Нан- норма расхода мат по аналогичным изделиям П-программа производств новых изделий К-коэффициент, учитывающий особенности нового изделия

2 Метод динамических коэффициентов Рм=Рф*Кп*Кн, где Рф-фактич. Расход конкретного материала за прошедший аналог период Кп-коэффици изменения производ. программы Кн-коэфф изменения расходов материала на 1 продукт

2. Стохастический подход (основан на прогнозировании потребностей материалов и развитие будущего на основе показателей прошедшего периода, базисная основа-прогнозные расчеты, дополняются эмпирическими оценками, вытекающими из наблюдений состояния рынков сбыта и закупок, а также знаний и опыте специалистов)

3. Эвристический подход (основан на данных предыдущих лет, прогноза рынка, не проводятся расчеты, интуиция, опыт в области закупок)

10. Стратегическая задача «сделать или купить»

1 этап: Рассчитать затраты (на производство –стоимость сырья, рабочие силы, накладные) и рассчитать затраты на закупку(цена поставщика, затраты на заказ, страховка, установка, складирование, грузопереработка)

2 этап: Принять решение: делать самому или закупить (затраты на закупку меньше затрат на производство, потребность в изделии не велика или нестабильна, на предприятия отсутствует производственные мощности).

Основные причины альтернативных решений в «Сделать или купить»

Причины сделать: поддержание имеющихся ключевых компетенций производства, снижение себестоимости производства, отсутствие подходящих поставщиков, страхование пробл поставок, использование собственных избыточных трудовых ресурсов, достижение желаемого качества продуктов, предотвращение сговора между поставщиками, защита персонала, увеличение размеров компании.

Причины купить: высвобождение управленческого персонала для сосредоточения на основном бизнесе, снижение затрат на приобретение продукции, сохранение обязательств перед поставщиками, неадекватные мощности, уменьшение затрат на содержание запасов, подключение альтернативных источников, неудовл управленческие или технические ресурсы, налаживание сотрудн. отношений с поставщиками.

При решении сделать или купить рекомендуют применять ТСО(общие издержки на владение закупаемой продукцией) – маркетинговые издержки транзакционные издержки, затраты с анализом качественных показателей товаров у разных поставщиков, затраты на погрузку, транспортные расходы, издержки на складирование, затраты на упаковку, непредвиденные расходы.

11.Бюджет закупок, его структура

Это-план закупок в разрезе видов продук.. или по основным поставщикам в натур и стоимост. выражении.

Бывает: бюджет по подразделениям; по направлению расхода закупаемой продукции и по видам мат. рес.

Структура бюджета

Бюджет закупки сырья(производственный) -Процедура предполагает на основе плана производства сделать план закупок по объему сырья и материалов в нат выражении. Далее производится расчет в стоимостном выражении. Общая сумма на закупку делят на период времени и получают бюджет по периодам.

Бюджет закупки товаров для ремонта и содержания-на основе прошлой инфы с учетом корректировки по ожид изменения в уровнях запаса и общих на период 12 мес. Стохастический подход. *бюджет закупки основных средств на 5 лет на основе производственных потребностей, устаревании и замене средств.*бюджет административных расходов содержит инфу об оплате труда и включает: отчисления на соц. выплаты, арендные платежи, топливо и энергия, содержание оборудования, командировочные расходы, затраты на обработку заказов, канцелярские расходы, почтовые расходы.

Источники информации для построения бюджета закупки: план производства, уровень остатков, уровень нормативов запасов, сводные заявки на ненормируемые матер., предложения поставщиков, цены на все виды мат рес.

Контроль бюджета закупок: Объём и цена

Показатели бюджета закупок сырья и материалов: объем закупок, средняя цена, общая сумма затрат, удельный вес договоров на предоплате в общем объеме закупок, оборачиваемость сырья и мат, оборачиваемость дебит задолженности и кред задолж, запасы сырья и мат, исполнение бюджета закупок в нат выражении, исполнение бюджета закупок по сумме, количество преждевременных поставок.
ВОПРОС 12 - ВЫБОР ПОСТАВЩИКА; ЭТАПЫ И КРИТЕРИИ

Базовые этапы выбора поставщика следующие.

1. Поиск потенциальных поставщиков: объявление конкурса; изучение рекламных материалов; посещение выставок и ярмарок; переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

2. Анализ потенциальных поставщиков и оценка результатов работы с поставщиками по критериям: цена; качество поставляемой̆ продукции; уровень прогрессивности технологии; ассортимент продукции; договорная дисциплина; гибкость; послепродажное и техническое обслуживание; уровень взаимодействия и др. Критерии могут быть оценены по степени важности для производственно-управленческих процессов. Критерии, важные для одного предприятия, могут не иметь никакого значения для другого. После отбора критериев необходимо установить шкалу оценок.

Каждый поставщик получает определенное количество баллов в зависимости от применяемых критериев оценки.

3. Окончательный выбор: лучшим поставщиком становится тот, который наберет наибольшее количество баллов

критерии:

- качество продукции;

- надежность поставщика;

- своевременность доставки;

- цена;

- обслуживание;

- условия платежа;

- оценка финансов;

- техническая мощность;

- повторные предложение по разработке товара или услуги, по сниженным ценам.

ВОПРОС 13 – ВЫБОР ПОСТАВЩИКА, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ

Основными методами выбора поставщика являются:

– метод рейтинговых оценок;

В основу метода рейтинговых оценок (экспертных оценок) положены оценки квалифицированных специалистов для параметров, характеризующих поставщиков. В качестве критерия выбора поставщика здесь выступает рейтинг, определяемый из интегральной оценки поставщика по ряду критериев.

– метод оценки затрат (метод миссий, затратно-коэффициентный метод);

Суть метода оценки затрат в следующем: весь анализируемый процесс закупки делится на несколько возможных вариантов и для каждого тщательно рассчитываются все издержки, в том числе возможные логистические риски. Из набора альтернатив по критерию общих издержек выбирается наиболее выгодный.

- метод доминирующей характеристики

Он требует сосредоточения на одной выбранной характеристике (критерии) как основа для последующей оценки. Характеристика может быть любой: наиболее низкая цена, наилучшее качество, график поставок, внушающий наибольшее доверие и т.д. Преимущество этого метода – простота, а недостаток – отсутствие внимания к остальным фактором

ВОПРОС 14 – ВЫБОР МЕТОДА ЗАКУПОК

Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава комплектующих изделий и материалов. Существуют следующие методы закупок.

Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки).

Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае предприятие-покупатель заказывает необходимое количество товара, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода, при этом оплата производится по мере поступления отдельных партий.

Получение товара по мере необходимости. Заказ на поставку осуществляется по мере выявления реальной̆ потребности предприятия в материальных ресурсах. Оплачивается только поставленное количество товара.

Ежедневные закупки по котировочным ведомостям. Ежедневно составляются котировочные ведомости, в соответствии с которыми осуществляются закупки материалов.

Конъюнктурные и спекулятивные закупки. К ним относятся закупки материалов, преследующие цель использования благоприятных колебаний рыночных цен.

ВОПРОС 15 ДОГОВОР ПОСТАВКИ, СТРУКТУРА И ХАРАКТЕРИСТИКА

Контракт (договор поставки) должен содержать следующие основные элементы:

преамбулу; основную часть: условия специфические; условия общие; заключительную часть. В преамбуле должны быть указаны: полное наименование юридических лиц, заключающих контракт; фамилии лиц, уполномоченных подписывать контракт.

К специфическим условиям контракта относятся: предмет контракта; наименование, количество и качество товара; условия поставки; цена; сроки поставки и оплаты; срок действия контракта; ответственность сторон.

Общие условия договора включают: форс-мажор, арбитражную оговорку.

В заключительной части контракта указываются юридические адреса и банковские реквизиты, подписи сторон.

Целью договоров поставки является передача определенного имущества на праве собственности продавцом (поставщиком) покупателю (заказчику). Основным элементом договоров выступает переход права собственности на продаваемые или поставляемые вещи, уплата контрагентом продавца или поставщика установленной цены.

ВОПРОС 16 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЕ СЛУЖБЫ ЗАКУПОК

Служба закупок – это совокупность управленческих производственных подразделений, организующих и осуществляющих обеспечение предприятий материальными товарными ресурсами.

Организационная структура снабжения зависит от:

- характера деятельности предприятия

- масштабами предприятия

организационная структура снабжения может быть построена по одному признаку:

- функциональному(малые и средние)функции выполня специ функци подразд

- материальному(средние и крупные)мат подраз выполняет комплекс по номе мат рес

- смешанному(средние и крупные)1-2функц выделены в самостоят по всем группам мат рес и закрепляется за спец функ подр а остальные функции выполняются в мат подразделениях

17.Функции отд. закупок:*опред. потреб. в МР– для этого отд. закупок получ. Инф. от отд.маркетинга, от отд.производства, от отд. службы логистики, от операционно-аналитического, от склад. комплекса.*Расчет средств на приобр. для расчетов необх. данные из бухг. и фин. отд. О НАЛИЧИЕ свободных обор. средств.*Выбор и анализ поставщиков–исслед. рынка поставщ. по интер.прод., поиск наиболее квалиф. поставщ. и оценку возможности своеврем. поставок и предост. Необх. услуг до и после продажи. В рез. анализа выбир. поставщики.*Опред. условий поставки и оплаты: а) переговоры с поставщ. на которых обсужд. усл. доставки и оплаты, возможность получ. отсрочек платежа, скидки и т.д.*заключ. договора, контроль его исп.– вып. при сотруд. с юр. отд. т.к. важно в договоре соблюсти все интересы комп., а так же действия в случае наруш. усл.поставки.*меры в случае нарушения поставки а) от предупр. до мелкого штрафа б) расторж. договора с ним.*получение сырья и материалов (МР)-обработка вход. МР, идентиф. прод, уточн. кол-ва, качества и комплект., подгот. отчетов и перемещ. сырья к месту его исп. и хр.*проверка поступ.прод. и подтвержд. её качества.Полномочия:*выбор поставщ.*исп.соот.метода ценообразования– опред.общей стоимости закупки для формир. цены и условий договора.*Решение вопроса сертификации– процесс закупок часто предпол. замену МР, кот. могут вып.туже функцию.*Контроль за контактами с потенц. поставщ.

18.Взаимод.отд.закупок с др.подразд.предпр.:*плановый отд.(сост.график производства в соотв.с наличием производ.мощностей персонала и технолог.маршрутов производства и доводит данную инф. до отд.снабж.)на основе данной инф.готовится спецификация предмета поставки.*проектно-конструкт.отд-готовит спецификации для материалов,котор.за тем передаются в отд.снабжения,благодаря своими контактам с поставщ.менеджеры отд.снабж.часто получ.инф.о новых изделиях,о более соврем.материалах и передают ему инф. в конструкт.отд.*производственный отд.-представляет отд.закупок график.Получает от отд.закупок информ.о МР(виды МР,их наличие,сроки дост.,о заменителях,источники снабж.).*инженерная служба-оценив.преимущ.,альтернат.стоимость различн.источн.сырья,ожидает от отд.закупок подробной инф.о продукции, ценах поставщ.и предполаг.образцах.*отд.сбыта-доводит до отд.снабж. номенклатуру товаров,предназнач.для простой перепродажи потребит.*отд.маркетинга-м.б.интересна инф.о новых поставщ., новых методах маркетинга, системах дистрибуции.проведение исслед.рынка в долгосроч.перспективе, помог.отд.закупок разраб.реальную стратегию снабж-я МР.*фин.отд.-оказ.помощь отд.снабж.в опред.:1)затрат на закупку предмета поставки;транспорт-ка;страх-е;приемка по кол-ву и кач-ву;грузообработка;хран-е;2)затрат на изуч.рынков поставщ.,технологий материалов и их заменителей.3)опр.издержек из-за возмож. срыва пост-ки,дефицита предмета поставки и организ.доп.закупок у 3-ей стороны.*Бухгалтерия- ведет интервальный учет запасов на складе, проверяет счета и контрол.работу поставщ.,отвечая за осущ.расчета с ними.Отд.закупок должен уведомить бухг.,о получ.поставок,чтобы произвести оплату и восп.возможн.скидками,предост.поставщиками-перевозчиками.*юрид.отд.-оказыв.помощь отд.снабж-я для подгот.переговоров при заключ.договоров на поставку,обсужд.условий контракта при нестанд.закупках,разъяснение нестанд.решений,опр.ответ-ти поставщ.*участок приема и склада-материалов (производственное предпр.)-проверяет прибывш.грузы по кол.,кач.,комплектности,срокам и направл.их на врем.хр-е.*отд.транспортировки-должен предупр.отд.снабж.о факте отгрузки поставщ-м в адрес предпр-я;наимен.в кол-ве и стоим-ти груза и упак-ки,кол-ву грузовых мест;о месте нахожд-я трансп.сред-ва с грузом на маршруте и возможном опоздании груза;о поставке трансп.ср-ва под разгрузку над приемочн.площадке склада.

19 Логист. и традиц. варианты построения службы закупок на производ.предприятиях.1)традиц.(распред.закуп.функций м/у различ.функ.подразделениями предпр.) функции закупок:планирование;организ.закупок и транспортировки(директор по МТС(материально-техн.снабжение));организ.хранения(директор по производству).

В рез-те разделения функций снабж-я м/у различ.службами предпр-я.Затрудняется эффект.реализ.закуп.деят.(

взаимосвязь их)

2) Логистический подход- предполаг.сосредоточение всех закуп.функций в одном функц.подразд.предпр-я.Реализ.принцип системного подхода к управлению МП в процессе обеспеч-я предпр-я МР и созд.широкие возм-ти для их эффект.оптимизации на основе концепции логистики.

20.Централизованная и децентрализованная система закупок.Факторы,влияющ.на принятие решение о выборе формы упр-я:размер фирмы;вид(ас)продукции;географич.район располож-я фирмы.*Централиз.(единая служба снабж-я)при ней созд.центр службы снабж-я,кот.несет ответ-ть за движ-е МР на различные предпр-я, вход.в состав фирмы.Эта форма прим.в фирмах,вып.однородную продукцию,имеющ.небольшое кол-во предпр-й,располож.в одном районе.+:облегчает процесс стандарт.предметов снабж-я;устранается дублир-е административ.функций;позволяет сформир.заказ,размер которого дает право на получ-е у поставщ.скидок(короткие сроки поставки и кол-во);обеспеч.более эффект.контроль за соблюд.обяз-в по закупкам;достиг.более высокий уровень специализ.и компетентности решений по закупкам при более рацион.исп.раб.времени.*Децентр.система-на каждом предпр.фирмы в специализ.на выпуске опр.видов продукции.созд.службы снабж-я.Прим. эта система упр-я в фирмах с предприятиями,размещ.на различн.районах и специализ.на выпуске 1 или неск.видов прод.*Смешанная форма упр-я исп.в фирмах с нескольк.предпр-ями,потребл.разное сырье и материалы и вместе с тем,получ.большой объем некоторых измерений.

21.Контроль, анализ и оценка эффективности закупочной деятельности.Показатели,по которым осущ.контроль деят-ти закуп.деят-ти:время;цена;надежность пост-ка.*Время-доля задерж.заказов;доля случаев,когда просрочки доставки вызвали ощутимое отстутсвие МР/ГП на складе;число случаев остановки произв-ва в рез-те просрочки.*Цена-цены,уплаченные поставщ-м за МР/ГП;стандарт.или расч.цены за основные МР;индекс средн.цен,уплач.за прод.по тов.гр.;изм.цен,произошед.в рез-те переговоров,анализа,в результ.лучшей упак-ки и рацион.перевозки;доля закуп.ордеров,выд.без договор-ти о тверд.цене.*Надежность-доля просроч.доставок и отказов поставки;доля поставок,не соотв.договорам по качеству прод.;доля заказов,доставл.вопреки договор-ти неединой партией;качество услуг различ.перевозчиков,изм.временем в пути и числом поврежд.грузов.

Показатели эф.работы службы снабж-я/закупок фирмы:сокращ-е издержек на закупки в структуре общих логист.издержек;допуст.уровень брака закуп.прод.;доля закупок,соверш.вовремя;число ситуаций,когда нужного МР/ГП не оказ.на складе,что повлекло сбои в графике произв-ва или вып.заказа клиента;число изм.,внес.в заказы по вине службы закупок(учет по каждой причине внесения изм-й);число получ.и обслуж.заявок;доля трансп.изд-к в структуре общих затрат на закупки.

*Изм.критерия качества:1)удовлетворенность заказчика(внутр.)=принятые партии материалов/поступившие партии материалов;2)удовлетворение заявок=кол-во вып.заявок/кол-во поданных заявок;3)выполняемость услуг=вып.заявки на услуги отдела/общее число заявок на услуги. *Изм.критерия своеврем-ти:1)срочность вып.заказов=партии,получ.в срок/кол-во получ.партий;2)оборачиваемость материалов=годовой объем потребления/среднегод.запасы материалов. *Изм.критерия затраты:1)трудоемкость вып.заявок=объем закупок/числ-ть раб-ков;2)затратность вып.заказов=объем закупок/смета отдела/служб

22. Разработка стратегии сбыта Сбыт-сфера дея-ти предпри-я-произод-я, имеющая своей целью реализацию продукции на советующий рынок. Служба сбыта – совокупность управл. и производствен. подразделений предпр-я, организующих и осуществляющих реализацию готовой продукции. Существует три разновидности стратегий:

- интенсивный сбыт;

- исключительный сбыт;

- селективный сбыт.

Выбор варианта стратегии зависит от особенностей товара, объема и целей сбыта, рыночной стратегии фирмы, позициони­рования товара, практики конкурентов, желаемой степени кон­троля изготовителя за работой посредника и др.

Интенсивный сбыт это стратегия сбыта потребительских то­варов повседневного спроса, предназначенных для широкого круга покупателей. Выполнение задачи интенсивного распреде­ления зависит от количества торговых предприятий и их распо­ложения с учетом удобства покупки.

Исключительный сбыт организуется как распределение новых товаров, которые позиционируются как эксклюзивные дорого­стоящие модели. Для выполнения такой задачи изготовители ог­раничивают количество торговых посредников, предоставляя им исключительное право на продажу их продукта. Такое право обычно распространяется на конкретный регион, а перед диле­рами ставится условие отказа от реализации товаров конкури­рующих компаний. Стратегия исключительного сбыта позволяет изготовителю контролировать работу посредников и требовать от них соблюдения политики цен, стимулирования и сервиса.

Селективный сбыт сопряжен с оптимизацией количества тор­говых посредников таким образом, чтобы обеспечить требуемый охват рынка и в то же время осуществлять контроль за работой оптовика или розничного торговца. Эта стратегия не связана с позиционированием товаров как уникальных, престижных, а ор­ганизация сбыта находится на среднем уровне или несколько выше.

23. Принципы планирования сбыта.

При планировании определяют:

-кол-во видов выпускаемой продукции -оптимальное число товарных групп -учитывают жизненный цикл товара –типы посредников и их роль в цепочке сбыта; – возможности розницы и опта;

–потребности в дополнительном обслуживании после продажи; –оптимальную структуру методов сбыта и его каналов; – структуру цены, предназначенной для конечного покупателя (потребителя).

24. Текущее планирование сбытовой деятельности.

Сбытовая политика - система решений, которая принимается продавцом с целью реализации выбранных стратегий и получения наибольшего эффекта сбыта товаров. Политику сбыта можно разделить на три тесно взаимосвязанных этапа.1Подготовительный этап - тот, что предшествует непосредственному товародвижению и реализации товаров конечным покупателям. На данном этапе производятся: – планирование и выработка стратегии действий по осуществлению сбытовой политики;– расчёт объемов сбыта, в соответствии с конкретным местом распределении потребителей и определенным временным отрезком (поквартально или по месяцам);– определение наиболее целесообразных средств доставки товаров на оптовые базы, склады, в магазины;– создание или выбор каналов сбыта, определение построения сети сбытовых точек (магазинов розничной торговли);– проведение изучения и выбор оптовиков, дистрибьюторов и агентов.2Этап конкретной деятельности по организации системы физического перемещения товаров от изготовителя до пунктов назначения (складов оптового продавца, розничных магазинов).3Этап организации-работа с конечными покупателями, приобретающими товары, перемещаемые в рамках канала. Разработка и обоснование сбытовой политики в отношении конкретного товара (группы товаров) предполагает решение следующих основных вопросов, связанных с определением и выбором:– целевого рынка (и его сегментов);– системы сбыта: форм, методов и конкретных каналов сбыта;– способа выхода на рынок;– времени выхода на рынок;– системы (организации и средств) распределения и товародвижения;– системы (форм и методов) стимулирования сбыта;– организации продажи и сервиса (пред- и послепродажного)

25. Сущность канала распределения. Функциональная структура канала распределения.

Канал распределения — совокупность фирм или предпринимателей, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу при движении его от производителя к потребителю

Каналы распределения могут быть прямыми, косвенными и смешанными. Прямые - предусматривают перемещение товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками. Косвенные - предполагают перемещение товаров и услуг сначала от изготовителя к независимому участнику - посреднику, а затем от него к потребителю. Смешанные - комбинации прямых и косвенных каналов.

Управление каналом включает:

-Отбор участников канала.

-Мотивирование участников канала.

-Планирование по каналам и между участниками одного канала

-Контроль и управление коммуникацией

-Урегулирование конфликтов участников Структура

0 1 2 3 - уровневый канал распределения

26. Посредники в канале распределения

Использование посредников при распределении продукции позволяет производителям: -сократить объем работ и финансовые средства на распределение продукции; -вкладывать сэкономленные средства в основное производство; - продавать продукцию более эффективными способами; -более эффективно доводить продукцию до целевых рынков. Дилеры -опт (реже розн) посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. Дистрибьюторы - опт и розн посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору им приобретается право продажи продукции. Комиссионеры - это опт и розн посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции. Производитель остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера. Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции. Агенты- посредники, выступающие в качестве представителя другого, основного по отношению к нему лица (принципала). Как правило, агенты являются юр лицами. Агент заключает сделки от имени и за счет принципала. За свои услуги агенты получают вознаграждение как по тарифам, так и в виде процента от суммы заключенной сделки. Брокеры- посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, и не распоряжаются продукцией. В отличие от агентов брокеры не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон заключающейся сделки и действуют лишь на основе отдельных поручений. Их доходы могут формироваться как определенный % от стоимости проданных товаров.

27. Организационная структура службы сбыта.

Служба сбыта-совок. управленческих и производственных подразделений предприятия, организующих и осущ. реализацию ГП.

Орг. построение служб сбыта:

-функциональная структура;

-товарно-ориентированная структура;

-клиенто-ориентированная структура;

территориально-ориентированная стр-ра;

-стр-ра смешанного типа.

Функциональная структура предусматривает специализацию отдельных подразделений службы сбыта на выполнение определенных функций.

«+»:позитивное влияние на продажи

«-»:проблема координации усилий между исполнителями отдельных функций

примечание:1) на малых и средних промышленных предприятиях 2)в рамках смешанных структур

Товарная ориентированная структура предполагает специализацию подразделений службы на сбыте определенной товарной группы.

«+»: 1) возможность сущ. усиления товарно-ассортиментной политики. 2) Более эффективная Товарно-кредитная политика 3) более качественный подбор торгового посредника 4) сущ. улучшение взаимоотношений сбыта с производством.

«-»: 1) Ослабляет интерес фирмы к территориальному срезу сбыта 2) Дублирует некоторые функции сбыта для каждого товарного направления

Примечание: для фирм выпускающих значительный номенклатуру готовой продукции.

Клиенто-ориентированная структура:

1) по типу отрасли (каждое подразделение специализируется на сбыте определенной отрасли группы потребителя)

2) типу покупателя (закрепление сбытовых функций за подразделением, которое отвечает за сбыт прод. специализ. сегмента рынка покупателей.)

«+»:1) Возможн. гибкого приспособление товаров и услуг К требованиям клиентуры 2) более эффективная работа с дебиторской задолженностью 3) возможность прогнозирования и учета перспективы развития клиентов

«-»:Не учитывает территориальную специфику

Примечание: обслуживание потребителей заказывающий широкий ассортимент готовой продукции и в значительных объемах.

Территориальная структура

«+»: 1) Традиционная структура 2)эффективна для условий России 3)хорошая методика оценки потенциала рынка 4)хорошие возможности подбора торговых посредников 5)могут быть эффективно учтены особенности регионов 6)возможность установления эффективных связи с организацией регионов управления

«-»:Тормозит введение в практику структур товарной и клиентской ориентации

Примечание: на предприятиях выпускающих ограниченное количество сравнительно однородной продукции но используют широко разветвленную торговую сеть в различных территориальных образованиях

28. Взаимодействие отдела сбыта с функциональными подразделениями предприятия.

С планово-производственным отделом

Получает:

  1. годовые, квартальные и месячные планы производства готовой продукции;

  2. планы поставок продукции по кооперациям от других промышленных предприятий;

  3. ценовую характеристику на всю номенклатуру производственной продукции.

Предоставляет:

  1. сведения по распределению заказов в течение планового периода и об имеющихся заключенных договорах;

  2. отчеты о результатах выполнения плана поставок готовой продукции;

  3. вносит предложения по корректировке производственных программ в соответствии с поступившими заказами.

С отделом технического контроля

Получает:

  1. документы. удостоверяющие качество продукции, ее комплектования и упаковки;

  2. сведения о поступивших рекламациях на продукцию;

  3. документацию, подлежащую отправке заказчику вместе с готовой продукцией.

Предоставляет: заполненные упаковочные листы.

С отделом главного конструктора

Получает:

  1. сведения о полученных рекламациях;

  2. обобщенные данные о встречных предложениях от потребителей;

  3. заявки на разовое производство на договорной основе.

Предоставляет:

  1. планы снятия отдельных видов продукции с производства;

  2. планы выпуска новой продукции;

  3. выставочные образцы продукции;

  4. отчеты о выполнении разовых заказов;

  5. сопроводительная документация на продукцию.

С отделом главного технолога

Получает: технические условия на продукцию; технологическую документацию, заключения о состоянии оборудования.

С финансовым отделом

Получает:

  1. план реализации готовой продукции в стоимостном выражении;

  2. извещение о неплатежеспособных потребителях;

  3. извещение об отказе и мотивах отказа потребителя от оплаты счетов за отгруженную продукцию для принятия мер;

  4. нормативы запасов в стоимостном выражении.

Предоставляет: всю документацию за отгруженную готовую продукцию потребителю для осуществления расчетов с ним.

С производственными подразделениями

Получает: данные о выполнении планов поставки по номенклатуре в разрезе заключенных договоров, ежемесячные отчеты о выполнении плана изготовления, отгрузки и остатках продукции.
Предоставляет: планы поставок готовой продукции, указания об очередности поставок готовой продукции, графики поставки продукции в соответствии с заключенными договорами.
С юридическим отделом

Взаимодействие:

  1. заключение, оформление договоров с потребителями;

  2. разрешение споров по претензиям за нарушение договорных обязательств.

С транспортным цехом

Получает: годовые, квартальные и месячные планы отгрузки готовой продукции всеми видами транспорта, планы-графики завоза запчастей, комплектующих изделий и т.п. на склады сбыта.

Предоставляет: сведения о годовых, квартальных и месячных планах поставки готовой продукции; заявки на подачу транспорта.

С отделом материально-технического обеспечения (МТО)

Получает:

  1. упаковочные и другие вспомогательные материалы;

  2. канцелярские принадлежности в соответствии с поданными заявками.

Предоставляет: заявки на все необходимые материалы с указанием сроков их завоза.

29. Понятие и классификация материальных запасов

Мат. запасы – это материальные и товарные ресурсы, находящийся на различных стадиях производства и обращения, и ожидающий вступления в процесс потребления, транспортировки или продажи.
Классификация запасов:

По назначению:

- Запасы производства это – сырье, материалы, комплектующие изделия и другие предметы производственно-технического назначения, находящихся на всех стадиях процесса воспроизводства
- Запасы потребления – продукт в виде промышленных и продовольственных товаров, которые являются предметами личного или коллективного потребления.
Поместунахождения:
- Производственные запасы – это часть совокупности запасов, предназначенные для производ. потребления, находящиеся на предприятиях потребителях всех отраслей сферы мат. производства.

- Запасы незавершенного производства – запасы, образованные на всех стадиях технолог.процесса производства продукции в виде п/ф и незн.изделий.

- Товарные запасы – это часть совокупности запасов, находящихся у производителей в виде готовой продукции, а также в сфере товарного обращения (транспорт.запасы – в путь; запасы предп.торговли-опт/розн)
Государственные резервы – это запасы, созданные гос-м и имеющие спец.назначения на случаи ЧС.

В зависимости от причин образования.

Производственные и товарные (текущие,подготовительные,страховые,сезонные) тек основная часть произво запас обеспеч беспрер процес, подгото-часть запасов требующих доп подготовку перед использованием, страховые-это резервные постоянная чатсь в нормальных условиях для непрерывноо потребления в случае форс мажора, сезонные-запасы при сезонном характере потребления. З под=Д

В зависимости от массы:

Максимальные, переходящие(используются при разработке планов мтс нормативнеы остатки на конец периода)минимальные Зпер=1/2Змак тек+Зпод+З стр; З мак=Змак тек+З подг+Зстр; З мин=Зпод+Зстр.

30. Цель, задачи и функции управления материальными запасами.

Цель: формирование и поддержание запасов в экономически обоснованных объёмах и необходимом асс-те для бесперебойного обеспечения потребителей.

Задачи:

1) Экономия на закупках

2) Сокращение затрат на транспартировку;

3) Обеспечение гарантий на потребление;

4) Защита против возможного повышения цен на материальные ресурсы;

5) Учет сезонных колебаний спроса

Функции:

1) Планирование запасов-нормирование запасов, расчет точки заказа, определение оптимального запаса и оптимальной партии поставок, а также контрольных max и min значений.
2) Учет и контроль – состоит в наблюдении за состоянием запасов и выявлении по данным оперативного учета, характера отклонений фактических запасов, нормативных и контрольных значений.
3) Регулирование заключаются в устранении возникающих отклонений.

31. Система управления запасами - это комплекс мероприятий по созданию и пополнению запасов, организации непрерывного контроля и оперативного планирования поставок. Регулировать объем запаса можно изменением объёма партии, интервала между поставками, а также изменением, как объёма поставок, так и интервала между ними.

Основными системами являются следующие:

· Система с фиксированным размером заказа.

· Система с фиксированной периодичностью заказа.

К прочим системам управления запасами относятся:

· Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня.

· Система «Минимум-максимум».

32 Система управления запасами с фиксированным размером заказа. В этой системе размер заказа на пополнение запаса является величиной постоянной; интервалы времени, через которые производится размещение заказа может быть разным и зависит от интенсивности потребления товаро-материальных ценностей на предприятии. Заказ на поставку очередной партии даётся при достижении уровня запасов критического уровня, то есть точки заказа. Осуществляется постоянный контроль за наличием запасов. Нормируемыми величинами в этой системе являются:– величина заказа (размер) – должна быть оптимальной. Критерием оптимизации яв-ся минимум совокупных затрат на хранение запаса и повторении заказа. ЭРЗ=√2𝐴𝑆𝑖– экономичный размер заказа (оптимальный)А – затраты на поставку единицы заказываемых материальных ресурсовS – потребность в заказываемых i – затраты на хранение заказываемых МР Ззак.– запас точки заказа. Ззак.=Зстрах.+𝑡∗𝑝t- цикл исполнения заказа (заготовительный период)р- среднесуточное потребление МР– Запас страховой Зстрах.=𝑡,∗𝑝𝑡,– max задержка поставки за определённый период времени

Данная система применяется в следующих случаях:

Ø Большие потери в результате отсутствия запаса

Ø Высокие ИО по хранению запасов

Ø Высокая стоимость заказываемого заказа

Ø Высокая степень неопределённости спроса

Ø Наличие скидки с цены в зависимости от заказываемого количества товаров

33. Система управления запасами с фиксированной периодичностью заказа.

В этой системе заказы делаются в строго определённый момент времени через равные интервалы. На основании результатов проверки через выбранные промежутки времени делается заказ на поставку новой партии товара.

Нормируемыми (регулирующими) параметрами являются следующие:

· Интервал времени между заказами

𝐽=𝑁:𝑆ЭРЗ

N –количество рабочих дней в году

S–потребность в заказываемых МР (годовая)

· Величина max запаса

Зmax=Зстрах.+(J∗p)

· Величина страхового запаса

Постоянно пересчитываемым параметром в этой системе яв-ся размер заказа: РЗ=З𝑚𝑎𝑥−Зф+З𝑡

Зф– фактический запас на момент времени

Зt–запас, который будет израсходован в течение цикла исполнения заказа

Данная система применяется в след. случаях:

– условия поставки позволяют получать заказы различными по величине партиями

– расходы по размещению заказа и доставке сравнительно не велики

– потери от возможного дефецита невелики.

34. Система управления запасами с установленной периодичностью заказа.

В этой системе, как и в системе с фиксированной период.заказа, интервал времени межу заказами является величиной постоянной. Отличием данной системы от системы с фиксир.период.заказа является то, что она ориентирована на работу при значительных колебаниях потребления. Поэтому, чтобы предотвратить завышение объёма запасов на складе или их дефицит, заказы производятся не только в установленный момент времени, но и при достижении запасов точки заказа.
Отличительной особенностью данной системы яв-ся то, что заказы делятся на две категории:

Основные, которые производятся через заданный интервал времени

Дополнительные заказы, которые заказываются тогда, когда точка заказа достигает критического уровня.

РЗДОП=З𝑚𝑎𝑥−Ззак+З𝑡 РЗОСН=З𝑚𝑎𝑥−Зф+З𝑡

Данная система ориентирована на работу с товарами, которые имеют значительную величину и колебания потребления.

Если с течением времени потребность в товаре не меняется, данная система работает как система с фиксированным интервалом времени между заказами. Если кратковременно потребность сократилась то, как и в первом случае, заказ необходимо производить с установленной периодичностью. Если потребность кратковременно увеличилась, то в действие вступает система с фиксированным размером заказа, устраняя при этом дефицит и пополняя запасы до максимального желательного уровня.

35. Система «минимум-максимум». Эта система ориентирована на ситуацию, когда затраты на учёт запасов и издержки обращения на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Поэтому заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на этот момент времени оказались равными или меньше установленного минимального уровня. Роль минимального уровня выполняет точка заказа, а максимального - максимальный желательный запас. Данную систему целесообразно применять для товаров, имеющих незначительную величину спроса


написать администратору сайта