Главная страница
Навигация по странице:

  • Итак, предметом философии является отношения человека к миру.

  • 2. Основной вопрос философии.

  • 3. Специфика философского знания.

  • 4. Предназначение и основные функции философии.

  • Мыслительно-теоретическая

  • Роль критической функции

  • 5. Роль философии в развитии экономической (юридической) науки

  • 8. Вклад элеатов в развитие философии.

  • 9. Философские воззрения Сократа.

  • 10. Философское учение Платона.

  • Философия, шпаргалка, 2 курс, 1 семестр. 1. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития


    Название1. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития
    АнкорФилософия, шпаргалка, 2 курс, 1 семестр.doc
    Дата01.02.2017
    Размер327 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия, шпаргалка, 2 курс, 1 семестр.doc
    ТипДокументы
    #1577
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 4
      1   2   3   4




    1. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

    Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

    Философия самая древняя область знания. Она возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии было подготовлено. Во-первых, накоплением знаний. Во-вторых, неудовлетворенностью господствующим в обществе религиозными и мифологическими представлениями о мире.

    Философия (с греч. «фило»-люблю, «софия»- мудрость)- "любомудрием".Философия- это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении человека к миру. Как наука философия собирает, обобщает и анализирует информацию с целью получения новой. Философия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место человека в нем. Она исследует познавательные, целостные, социально – политические, нравственные и эстетические отношения человека к миру.

    Итак, предметом философии является отношения человека к миру.

     

    МИР      

    гносеология

      ЧЕЛОВЕК 

    онтология

    аксиология

    праксиология

    Онтология- учение о бытии, как таковом.

    Гносеология- теория познания    Аксиология- наука о ценностях

    2. Основной вопрос философии.

    1. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

    Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

    Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

    Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

    Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

    В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

    2. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:• материализм;• идеализм;• дуализм.

    Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

    Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

    Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

    • существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

    3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:• эмпиризмом (сенсуализмом);• рационализмом.




    3. Специфика философского знания.

    1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

    • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

    • однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

    2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

    • имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

    • во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

    • имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

    • испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

    • в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

    • опирается на категории — предельно общие понятия;

    • неисчерпаемо по своей сути;

    • ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир).


    4. Предназначение и основные функции философии.

    Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение).

    Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

    Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы мак­симально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

    Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

    Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

    Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Социальная функция — объяснить общество,

    5. Роль философии в развитии экономической (юридической) науки

    Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.



    6. Зарождение европейской философии в Древней Греции Др. греческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основанных греками. Здесь раньше развилась работорговля и выросшая на их основе культура.

    Произошло освобождение мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологических схем. А произошло это при развитии классового общества и государства. Возникли философские и в первую очередь космологические системы. При отсутствии средств экспериментальной проверки гипотез число систем было велико, что означало многообразие философских типов объяснения мира.

    1. Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)

    2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

    Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

    Философы милетской школы:

    • выступали с материалистических позиций;

    • занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

    • пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

    • искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

    3. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

    • первоначалом всего сущего считал огонь;

    • вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

    4. Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

    • первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

    • выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

    • считали единицу мельчайшей частицей всего;

    6. Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".

    Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

    В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

    весь материальный мир состоит из атомов;

    • атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

    • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);



    8. Вклад элеатов в развитие философии.

    Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

    Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

    Элеаты:

    • изучали проблемы познания;

    • жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

    • были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

    Э. ш. впервые противопоставила мышление (и мыслимое бытие) чувственному восприятию (и чувственно-воспринимаемому бытию), отмечая неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия и отводя главную роль в познании мышлению. Э. ш. впервые в истории философии выдвинула и сделала основой философствования понятие единого бытия. Оно понимается Э. ш. как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее какую-либо множественность вещей и их движение В дальнейшем понятие единого неизменного бытия послужило одним из источников философии Платона и неоплатонизма.

    7. Атомизм Демокрита.

    Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".

    Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

    В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

    • весь материальный мир состоит из атомов;

    • атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

    • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

    • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

    • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

    • атомы находятся в вечном движении;

    • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

    • атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.



    9. Философские воззрения Сократа.

    Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).

    Для софистов характерно:

    • критическое отношение к окружающей действительности;

    • стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

    • отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

    • стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

    Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

    Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.).

    Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

    Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.Сократ вел свою филсофию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д.

    10. Философское учение Платона.

    1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

    Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

    Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы)• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

    Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

    • "единого";

    • "ума";

    • "души".

    "Единое ":

    • является основой всякого бытия;

    • не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);• есть ничто;

    • выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

    • первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
      1   2   3   4
    написать администратору сайта