Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 Возникновение философии: духовные истоки (миф, религия).

  • 3 Мировоззрение и философия. Природа философского знания. Всякая философия — это мировоззрение

  • 4 Философское осмысление понятия бытия.

  • Пространство

  • К всеобщим свойствам пространства и времени относятся

  • 7 Философские концепции развития: метафизика и диалектика. Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика

  • 8 Познание как проблема философии. Субъект и объект познания. Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Познание

  • 1 Предмет философии и её роль в обществе


    Скачать 0.51 Mb.
    Название1 Предмет философии и её роль в обществе
    АнкорOTVET_FILOSOFIY.doc
    Дата29.01.2017
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOTVET_FILOSOFIY.doc
    ТипДокументы
    #1007
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1 Предмет философии и её роль в обществе.

    Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости. Философию придумали греки. Термин «философия» впервые встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины.

    В 19 веке философ Карл Ясперс предложил понятие: «осевое время» - культурный и духовный переворот. 500-600 лет до нашей эры. До Ясперса считали, что вся цивилизация от христианства. Мифы, религия, философия – это формы мировоззрения, которые раскрывают генезис.

    Философия зародилась в VI – V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в ус­ловиях углубления разделения труда.

    Предметом философии является любая объективная и субъективная действительность, вызывающая у человека интерес к познанию и порождающая у него вопросы, на которые он, неудовлетворенный ответами мифологии, религии или науки, стремится дать рационально обоснованные ответы, опираясь на доступные ему знания, опыт, а в определенной степени и верования, убеждения, интуицию. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека.

    Роль философии в обществе проявляется через осуществление определенных функций:

    • Онтологическая (рассматривает важнейшие философские категории: бытие, универсальность всего существующего)

    • Социальная (рассмотрение общих законов и движущих сил общественного развития)

    • Гносеологическая (связана с формированием культуры мыслительной деятельности, развитием природных задатков ума)

    • Аксиологическая (Объектами ценностных отношений являются все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений, явлений природы, включенных в общественную практику)

    • Методологическая (вырабатывает основные методы познания мира)

    • Мировоззренческая (формирование целостной картины мира)

    2 Возникновение философии: духовные истоки (миф, религия).

    Мифы, религия и философия – формы мировоззрения, которые раскрывают генезис. Человечество имеет единые истоки и общую цель. Философия объясняет что достойно, а что недостойно, что такое добро и зло.

    Религия, как и философия, является мировоззрением, правда специфическим, и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, т. е. такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.

    Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности.

    Термин “мифология” имеет два значения. В первом значении – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Во втором - наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности”.

    Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифы слагались в ту историческую эпоху, когда звери представлялись равными богам, боги — людям, а люди — зверям. В те далекие времена человек не отделял себя ещё от природы и не проводил чёткого различия между разными сферами своей деятельности. Мифология того периода включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство.

    С мифом и мифологией тесно связана и религия. Их содержание на начальных этапах развития человечества во многом совпадает, поскольку они обусловлены уровнем освоения индивидом окружающего мира, степенью его зависимости от природы и социального бытия. Но мифы, в отличие от религии, не требуют веры в реальность представлений и апеллируют не только к чувству, но и к разуму.

    В поиске ответов на вопросы миропонимания, поставленные в мифологии, творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.

    Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.

    Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы.

    3 Мировоззрение и философия. Природа философского знания.

    Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

    Первым элементом мировоззрения как системы является знание. 1) научное и ненаучное (обыденное); 2) эмпирическое и теоретическое, которые обладают различными возможностями и ограничениями (подумайте сами и приведите примеры).

    Вторым элементом мировоззрения выступают идеалы людей. Под идеалом понимаются представления людей о совершенном и желаемом проявлении себя в мире, разрешающее противоречивость реального бытия человека. Идеал есть стремление человека и к свободе, и к счастью, преодолевающего несовершенные стороны жизни.

    Третьим элементом мировоззрения являются ценности. Под ценностью в данном понимаются реально-существующие предметы материального и идеально-духовного порядка, отвечающие интересам потребностям людей, их идеалам и позволяющим определять и формировать реальное содержание своей человеческой сущности. Посредством ценностей человек в реальности становится таким, какие ценности он исповедует. (Нравственные, религиозные, эстетические, утилитарные, национальные, общечеловеческие и т.д.).

    Четвертым элементом мировоззрения являются убеждения. Пятым элементом мировоззрения являются нормы и принципы, аккумулирующие в себе все предшествующие составляющие мировоззрения. Они придают мировоззрению устойчивость. Благодаря им мировоззрение и выступает регулятивно-регламентирующей моделью практического действия человека.

    Мировоззрение является целостной системой, в которой все элементы взаимосвязаны. Достаточно выпасть одному из элементов, как вся система мировоззрения рассыпается. Философия придает мировоззрению целостный, системный и устойчивый характер, поскольку она вскрывает фундаментальные причины и основания единства бытия мира и человека. Наконец, философия выполняет организующую роль в отношении мировоззрения. Усиливает его прогностические возможности и критически-содержательного, рационально-разумного оценивания реальных исторических процессов в общественной жизни. Поэтому философия является ядром любого типа мировоззрения.

    4 Философское осмысление понятия бытия.

    Бытие - одна из важнейших категорий философии. Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

    Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию. Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos - бытие, сущее, logos - учение, слово) - учение о бытии как таковом, независимом от частных его разновидностей.

    Бытие может иметь множество форм. Важнейшими являются материальное и идеальное бытие (не вещественное). Материальное — всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. В отличие от термина "действительность", термин "материальное" носит онтологический оттенок.

    Противоположностью материального является всё, относящееся к идеальному, то есть, относящееся к субъективной части реальности, реальности, существующей в (сильной) зависимости от субъекта ("нематериальное"). Одной из основных причин либо единственной причиной идеального является субъект. К идеальному могут быть отнесены мысли, эмоции и другое.

    5 Формирование представлений о материи в истории философии. Пространство и Время. Понятие движения.

    Материя существует в виде непрерывной субстанции

    Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксвмен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анакснмандр, который первоосновой всего существующего считал «алейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.

    В философии Нового времени (XVII—XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя — это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.

    По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне, и независимо от сознания и отражаемая им.

    В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.
    Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.
    Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояние в изменении и развитии материальных систем. 


    К всеобщим свойствам пространства и времени относятся
    : объективность, зависимость от движущихся систем, прерывность и непрерывность, бесконечность времени и безграничность пространства.
    Особенности: к свойствам пространства относятся протяженность, трехмерность, симметрия и асимметрия, внешние формы и размеры, местоположение, распределение вещества и поля, границы, отделяющие их от других систем; к свойствам времени относятся: длительность, непрерывная связь с движением систем. Время однонаправлено и необратимо.

    В самом широком смысле движение в применении к материи — это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Движение — атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга. Движение материи абсолютно, а покой относителен. Оно представляет собой единство непрерывности, устойчивости и изменчивости, а не есть простая сумма, связь состояний покоя. Тем самым «движение есть само существующее противоречие» (Гегель)

    7 Философские концепции развития: метафизика и диалектика.

    Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

    Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

    СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность.

    На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

    В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.

    Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

    Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

    МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА СОВРЕМЕННОСТИ. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам.

    Метафи́зика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Для многих философов она является синонимом философии в целом.

    В отношении Аристотелевской философии можно связывать метафизику с бытием Ума (аристотелевский Нус). В отношении Платоновской философии можно сказать, например, что метафизика «связана» с миром идей (Платоновскими идеями).

    Приблизительно с 16 в. наряду с термином "Метафизика." применялся в равном значении термин "онтология". У Декарта, Лейбница, Спинозы и др. философов 17 в. метафизика выступала еще в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Эта связь была утрачена в 18 в., в особенности в онтологии Вольфа и др. Именно в этом смысле термин "Метафизика." широко употребляется в совр. буржуазной философии. 2. В новое время возникает понимание Метафизики как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и об-ве. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, к-рое в древности и в эпоху Возрождения рассматривало природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин "Метафизика" в смысле "антидиалектики" употребил Гегель, имея в виду также то, что прежняя метафизика, как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения термина "Метафизика.". Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, раскрыли научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему метод материалистической диалектики. Ленин показал, что метафизический характер носит абсолютизация любых сторон и моментов познавательного процесса.

    8 Познание как проблема философии. Субъект и объект познания.

    Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Цель познания - получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании есть соответствие знаний о действительности самой действительности. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие.

    Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9
    написать администратору сайта