Главная страница
Навигация по странице:

  • В качестве предмета теории управления

  • 2. Соотношение понятий управление и менеджмент. Термин «управление

  • «менеджмент

  • Управление - более объёмное и универсальное понятие

  • 3. Основные категории теории управления.

  • 4. Методология теории управления.

  • 5. Цели и функции теории управления . Цели теории управления

  • 6. Зарождение управленческой мысли.

  • 7. Школа научного управления.

  • 8. Административная школа в управлении

  • 1. Понятие теории управления. Объект и предмет ее исследования


    Скачать 142.26 Kb.
    Название1. Понятие теории управления. Объект и предмет ее исследования
    АнкорTU_ekz.docx
    Дата22.09.2018
    Размер142.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTU_ekz.docx
    ТипДокументы
    #24942
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Понятие теории управления. Объект и предмет ее исследования.

    Теория управления представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. В центре ее внимания и изучение механизмов и социальных технологий эффективного управления.

    Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

    В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования:

    • сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

    • механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;

    • механизм самоорганизации и саморегулирования;

    • технологии и методика процесса управления;

    • структурные элементы системы управления;

    • принципы, методы управления и т. д.
    2. Соотношение понятий управление и менеджмент.

    Термин «управление» относится ко всем объектам, процессам, системам. В этом смысле наука об управлении – кибернетика – применима к любой области исследования (к технике, биологии, физике, социологии и т.д.). Понятие «менеджмент» относится к социально-экономическим, производственно-хозяйственным системам. Менеджмент – это профессионально осуществляемая деятельность по управлению организацией

    Управление - более объёмное и универсальное понятие.

    В самом широком смысле этого слова, управление - это регулирование и корректировка какого-либо процесса, его поддержание в заданном режиме.

    Управление достаточно широко распространено в нашем окружении. К примеру, с управлением мы сталкиваемся во всех живых организмах. Нередко приходится говорить об управлении техническими объектами или технологическими процессами. менеджмент - это разновидность управления
    3. Основные категории теории управления.

    Основные категории теории управления

    Теорию управления принято рассматривать как комплексную науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические и прикладные знания. Это объясняется многогранностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно-технических, организационных, социально-психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления, очевидно, должна быть ориентирована на решение практических задач.

    Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде.

    Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие (организационно-управленческие, организационно-экономические) отношения, реализующиеся как информационные связи при организации предприятия и управлении им.

    Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда). Средства труда в управленческой деятельности – методы и средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.

    Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых во всех видах деятельности: научно-технической, учетной, финансовой и др.

    Практически ценное в подходе к управлению как к процессу заключается в том, что им можно управлять даже при не полном знании объекта управления, можно формализовать процесс управления, а, следовательно, и автоматизировать его с учетом социально-экономической целесообразности. Следует также учитывать, что лишь незначительную часть управленческих функций можно передать ЭВМ. При этом не только окончательное решение, но и объединение отдельных автоматизированных элементов в систему для принятия управленческого решения остается за человеком. Принятие решений – важная часть и теории менеджмента и практической управленческой работы.

    Управление предприятием базируется на общих основах экономического развития, которые определяют цели, принципы, методы управления и другие категории, составляющие предметную область исследования теории управления.
    4. Методология теории управления.

    Методология теории управления – это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии:

    • философская методология (совпадает с гносеологией);

    • общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках;

    • специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук, в данном случае – теории управления;

    • методика и техника научного исследования.

    Среди важнейших общенаучных методологических подходов

    • исторический, рассматривающий явление в генезисе;

    • сравнительный, выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления;

    • системный, исследующий социальное явление в виде социальной системы;

    • комплексный, ориентированный на междисциплинарный синтез для получения многостороннего и целостного изучения сложно-организованных объектов.

    специально-научной методологии

    бихевиористский, ситуационный, количественный, деятельностный.

    Бихевиоризм представляет собой прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей. он лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее функциональные, быстро переводимые на язык практических предложений и рекомендаций.

    Ситуационный подход В рамках данного подхода отрицается возможность выдвижения любых универсальных принципов управления деятельностью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии и др. Одним из центральных понятий, используемых представителями ситуационного подхода, является категория управленческой ситуации. Управленческая ситуация – это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации.

    Количественный подход основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя. Он также сводится к формированию моделей поведения. Создание модели позволяет:

    • упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости;

    • объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними;

    • использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов.

    Процессный подход основан на рассмотрении функций руководителя как процесса взаимосвязанных между собой действий. Общий процесс деятельности организации складывается из совокупности процессов деятельности ее членов, каждый из которых, в свою очередь, представляет совокупность выполняемых функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов.

    Деятельностный подход включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий руководителя. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности руководителя – в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников.

    Методология теории управления подвержена постоянным изменениям. Она постоянно обогащается, подчиняясь требованиям более глубокого познания управленческих отношений и процессов, которые, в свою очередь, также находятся в постоянном развитии.
    5. Цели и функции теории управления.

    Цели теории управления:

    • изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;

    • определение основных тенденций развития управленческих процессов;

    • построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;
    • формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

    выполняет несколько функций:

    • познавательную (связанную с изучением сущности управленческих отношений);

    • описательную (собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной и практической стороне управления);

    • объяснительную (объясняет, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или иные познавательные средства);

    • прогностическую (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем);

    • контрольную (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления);

    • оценочную (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей);

    • образовательно-воспитательную (распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах);

    • прикладную (разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов).

    В этих функциях выражается практическая направленность методологии теории управления.
    6. Зарождение управленческой мысли.

    Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами, и. как правило, в 3 сферах человеческого общества:

    • социальной - обусловлено необходимостью установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах;

    • экономической (производство и распределение ресурсов);

    • военной (защита от врагов).
    Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями накапливало опыт управления. В развитии теории и практики управления выделяют несколько исторических периодов:

    • первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно-общинного строя В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности;

    • переход к производящей экономике стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области. Полагают, что возникновение письменности в Шумере (3000 г. до н. э.) объяснялось главным образом управленческими потребностями жрецов вести учет и контроль за сбором налогов и накоплением огромного количества имущества;

    • египетское искусство по возведению пирамид и гробниц (между 4000 и 525 гг. до н. э.) свидетельствовало о достижениях не только строительной механики и техники, но и управления производством, огромным количеством работников (до 100 тыс. чел ) в течение 20 лет Очевидно, что люди, которые строили сооружения Древнего Египта, не только знали, как планировать объект, но и проявили способности к мобилизации и использованию человеческих ресурсов, контролю и координации процессов производства и управления;

    • кодекс вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг до н. э.) установил юридические нормы определения минимальной заработной платы и вознаграждения, контроля и ответственности. Во времена другого вавилонского царя Навуходоносора (605-562 гг до н. э ) применялось цветное кодирование при контроле продукции и выплата прогрессивной заработной платы;

    • древние философы считали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие эффективного управления Этот вопрос был предметом размышлений многих великих мыслителей античности. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу их труда: "Главная задача - поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний". Аристотель указывал на необходимость разработки "господской науки", обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими при отсутствии возможности нанять управляющего;

    • А. Смит (1776-1890) проанализировал различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства;

    • большое влияние на многие сформировавшиеся к настоящему времени научные направления и школы управления оказало учение Р. Оуэна. Он стал первым реформатором во взглядах на управление организацией. Среди тех благ, которыми обеспечивались его рабочие, были приличное жилье, бесплатное образование для детей и сельский магазин, где продукты отпускались по их себестоимости. Также он запретил труд детей, не достигших 10 лет, и сократил продолжительность рабочего дня с 14 до 12 часов развивал материальную заинтересованность с помощью дополнительных выплат за хорошую работу;

    • первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники - в 1883 г. английский математик Ч. Бэббидж разработал проект "аналитической машины".

    В целом, история научной мысли показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно Причем успехи в теории управления всегда зависели от развития промышленности, успехов в других, связанных с управлением областях, таких, как математика, инженерные науки, психология, социология, антропология.
    7. Школа научного управления.

    Школа научного управления (1885—1920 гг.) положила начало зарождения науки управления и возникновения менеджмента в конце XIX — начале ХХ в.

    Возникновение школы связано с работами Фредерика Тейлора, Лили Гилбрет и Генри Гантта.В 1911 г. Ф. Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени теория и практика менеджмента развивалась под воздействием происходящих изменений в мировой экономической системе, постоянного совершенствования рациональности производства и необходимости учета меняющихся социоэкономических факторов.

    Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации.

    Представителями этой школы:

    проводились исследования содержания работы и ее основных элементов;

    проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж);

    исследовались рабочие движения, выявлялись непродуктивные;

    разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию организации производства;

    предлагалась система стимулирования труда с целью заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства;

    обосновывалась необходимость предоставления рабочим отдыха и неизбежных перерывов в работе;

    устанавливались нормы выработки, за превышение которых предлагалась дополнительная оплата;

    признавалась важность отбора людей для выполнения соответствующей работы и необходимость обучения;

    управленческие функции выделялись в отдельную сферу профессиональной деятельности.

    К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора. Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения. Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников (т.е. физиологических)

    Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.
    8. Административная школа в управлении.

    Основоположником этой школы считают французского менеджера Анри Файоля.

    Файоль рассматривал управление (в его терминологии – администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы.

    Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы.

    ункционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:

    • технической, т. е. осуществлению производственного процесса;

    • коммерческой (закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции);

    • финансовой (привлечение, сохранение и эффективное использование денежных средств);

    • бухгалтерской (статистические наблюдения, инвентаризация, составление балансов);

    • административной (оказывать воздействие на работников);

    • функции защиты жизни, личности и собственности людей.

    А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:

    • разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;

    • полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;

    • дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;




    • единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;

    • единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;

    • подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;

    • вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;

    • централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;

    • скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;

    • порядок. Место — для всего, и все — на своем месте;

    • справедливость — сочетание доброты и правосудия;

    • стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;

    • инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;

    • корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9
    написать администратору сайта