Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Сущность и структура педагогической технологии.Классификация педагогических систем.(тетрадь)

  • В структуру педагогической технологии входят

  • Классификация педагогических технологий

  • Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

  • Альтернативные технологии

  • Природосообразные технологии

  • 3.Целепологание как ведущий технологический аспект деятельности педагога.(тетрадь)

  • 4.Гуманно-личностная ориентация образовательных технологий.Педагогика сотрудничества,её основные идеи.

  • 5.Личностно-ориентированные технологии:гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили,система Е.Н.Ильина,технология витогенного образования (А.С.Белкин).

  • Ш. А. Амонашвили называется «Школа жизни».

  • педагогика. 1. Понятие педагогическая система. Виды педагогических систем.(тетрадь)


    Скачать 0.65 Mb.
    Название1. Понятие педагогическая система. Виды педагогических систем.(тетрадь)
    Анкорпедагогика.docx
    Дата30.12.2017
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапедагогика.docx
    ТипДокументы
    #13527
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    1.Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем.(тетрадь)
    Система — выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих :во взаимодействии со средой как целостное явление.

    Как искусственная, специально в силу объективных законов развития общества организованная, педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, т. е. той социальной системы, частью которой она является. Изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т. п. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию ее элементов.

    Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему. Подсистемами последней выступают все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей, средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу на уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

    Виды педагогических систем различаются назначением следствие, особенностями организации и функционировать в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система «детский сад». Ее варианты: педагогическая система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т. п.

    В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимо режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школа с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детские суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные ведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

    Аналогичные варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнесены учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, техников, туристов и т.п.).

    Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнесена авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву причисляют педагогические системы Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А. С. Макаренко, В.Сухомлинского, В.А.Караковского и многие другие системы педагогов-классиков и современных педагогов-новаторов — руководителей образовательных учреждений.
    2.Сущность и структура педагогической технологии.Классификация педагогических систем.(тетрадь)

    Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения.

    Термин «технология» используется в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок.

    Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

    А. В. Хуторской «Методические основы образования в 12-летней школе».

    Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

    В структуру педагогической технологии входят:

    • Организация учебного процесса

    • Методы и формы учебной деятельности учащихся

    • Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала

    • Диагностика учебного процесса.

    Классификация педагогических технологий

    1. Традиционные технологии

    2. Инновационные технологии

    Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение.

    Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:

    1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

      • Игровые технологии.

      • Технология проблемного обучения

      • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

      • Технология уровневой дифференциации

      • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)

      • Технология программированного обучения

      • Информационные технологии обучения.

      • Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).

      • Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)

    2. Альтернативные технологии

      • Технология свободного труда (С.Френе)

      • Технология проектного обучения.

      • Технология мастерских.

      • Дальтон-технология.

      • Кейс-технология.

    3. Природосообразные технологии

      • Технология сбережения и укрепления здоровья

      • Технология обучения детей с признаками одаренности

    4. Технологии развивающего обучения

      • Технология развивающего обучения Л.В.Занкова. (для начальной школы)

      • Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).

      • Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

    3.Целепологание как ведущий технологический аспект деятельности педагога.(тетрадь)

    Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

    Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему: государственные цели – цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста – цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.

    Можно также выделить глобальную или идеальную цель, конкретно-историческую и цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.

    Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в.  Необходимость всестороннего развития обоснована высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам; потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

    В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

    Конкретно-историческая цель – цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

    Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

    Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

    Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

    Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.

    Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности; 2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

    Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные  на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения  школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

    Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

    4.Гуманно-личностная ориентация образовательных технологий.Педагогика сотрудничества,её основные идеи.

    Педаго́гика сотру́дничества — направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны («перестройки»). Направление носило зонтичный характер и объединяло педагогов с разными подходами к обучению и воспитанию, общей для которых являлась декларация стремления к гуманизации образования и созданию альтернативы официозной педагогике позднесоветского периода. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлсяСимон Львович Соловейчик

    Основные идеи

    Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела. Педагоги—новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.

    На первой встрече педагогов-новаторов были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

    • обучение ребёнка в зоне ближайшего развития

    • учение без принуждения

    • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

    • идея опережения

    • идея крупных блоков

    • идея свободы выбора

    • идея диалогического размышления

    • идея интеллектуального фона класса

    • идея совместной деятельности учителей и учеников

    • идея добровольности в досуговой деятельности

    На второй встрече были намечены пути и направления дальнейшей демократизации образования:

    • была обоснована вариативность обучения

    • было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы

    • было предложено развивать у учеников творческие способности

    • обучение и воспитание ребёнка в зоне ближайшего развития

    • организация детской половины дня

    • идея самоуважения школьника

    5.Личностно-ориентированные технологии:гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили,система Е.Н.Ильина,технология витогенного образования (А.С.Белкин).

    Технология Ш. А. Амонашвили

    называется «Школа жизни».

    Ее цель – всеми приемами способствовать воспитанию ребенка благородным человеком с помощью развития его внутренних способностей и задатков. Результатом этого должно быть облагораживание духовности человека, развитие его познавательной возможности, способности к самовоспитанию. Подход к ребенку здесь основан на том, что каждый человек несет индивидуальную миссию, которую с необходимостью должен реализовать. В данной технологии ребенок представляется могучим творением Вселенной, поэтому его способности к совершенствованию безграничны. Педагогу необходимо учитывать основные стремления ребенка быть свободным. Здесь обучение и развитие содержит дисциплины, называемые лингвистическим чутьем или математическим воображением, духовной жизнью и постижением красоты всего окружающего и т. п. Подход в обучении основан на принципах педагогики сотрудничества, а оценивание происходит в качественном порядке: с помощью пакета результатов, обучения самоанализу, самооценки или характеристики, т. е. избегая количественной отметки.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    написать администратору сайта