Навигация по странице:
2.Сущность и структура педагогической технологии.Классификация педагогических систем.(тетрадь) В структуру педагогической технологии входят Классификация педагогических технологий Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Альтернативные технологии Природосообразные технологии 3.Целепологание как ведущий технологический аспект деятельности педагога.(тетрадь) 4.Гуманно-личностная ориентация образовательных технологий.Педагогика сотрудничества,её основные идеи. 5.Личностно-ориентированные технологии:гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили,система Е.Н.Ильина,технология витогенного образования (А.С.Белкин). Ш. А. Амонашвили называется «Школа жизни».
|
педагогика. 1. Понятие педагогическая система. Виды педагогических систем.(тетрадь) 1.Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем.(тетрадь) Система — выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих :во взаимодействии со средой как целостное явление.
Как искусственная, специально в силу объективных законов развития общества организованная, педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, т. е. той социальной системы, частью которой она является. Изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т. п. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию ее элементов.
Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему. Подсистемами последней выступают все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей, средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу на уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Виды педагогических систем различаются назначением следствие, особенностями организации и функционировать в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система «детский сад». Ее варианты: педагогическая система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т. п.
В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимо режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школа с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детские суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные ведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.
Аналогичные варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнесены учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, техников, туристов и т.п.).
Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнесена авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву причисляют педагогические системы Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А. С. Макаренко, В.Сухомлинского, В.А.Караковского и многие другие системы педагогов-классиков и современных педагогов-новаторов — руководителей образовательных учреждений. 2.Сущность и структура педагогической технологии.Классификация педагогических систем.(тетрадь)
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения.
Термин «технология» используется в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок.
Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.
А. В. Хуторской «Методические основы образования в 12-летней школе».
Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
В структуру педагогической технологии входят:
Организация учебного процесса
Методы и формы учебной деятельности учащихся
Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала
Диагностика учебного процесса.
Классификация педагогических технологий
Традиционные технологии
Инновационные технологии
Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение.
Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Игровые технологии.
Технология проблемного обучения
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Технология уровневой дифференциации
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
Технология программированного обучения
Информационные технологии обучения.
Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).
Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)
Альтернативные технологии
Технология свободного труда (С.Френе)
Технология проектного обучения.
Технология мастерских.
Дальтон-технология.
Кейс-технология.
Природосообразные технологии
Технология сбережения и укрепления здоровья
Технология обучения детей с признаками одаренности
Технологии развивающего обучения
Технология развивающего обучения Л.В.Занкова. (для начальной школы)
Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
3.Целепологание как ведущий технологический аспект деятельности педагога.(тетрадь)
Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему: государственные цели – цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста – цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.
Можно также выделить глобальную или идеальную цель, конкретно-историческую и цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.
Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в. Необходимость всестороннего развития обоснована высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам; потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.
В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.
Конкретно-историческая цель – цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.
Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.
Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.
Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.
Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности; 2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.
Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).
Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.
4.Гуманно-личностная ориентация образовательных технологий.Педагогика сотрудничества,её основные идеи.
Педаго́гика сотру́дничества — направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны («перестройки»). Направление носило зонтичный характер и объединяло педагогов с разными подходами к обучению и воспитанию, общей для которых являлась декларация стремления к гуманизации образования и созданию альтернативы официозной педагогике позднесоветского периода. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлсяСимон Львович Соловейчик
Основные идеи
Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела. Педагоги—новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.
На первой встрече педагогов-новаторов были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:
обучение ребёнка в зоне ближайшего развития
учение без принуждения
набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
идея опережения
идея крупных блоков
идея свободы выбора
идея диалогического размышления
идея интеллектуального фона класса
идея совместной деятельности учителей и учеников
идея добровольности в досуговой деятельности
На второй встрече были намечены пути и направления дальнейшей демократизации образования:
была обоснована вариативность обучения
было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы
было предложено развивать у учеников творческие способности
обучение и воспитание ребёнка в зоне ближайшего развития
организация детской половины дня
идея самоуважения школьника
5.Личностно-ориентированные технологии:гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили,система Е.Н.Ильина,технология витогенного образования (А.С.Белкин).
Технология Ш. А. Амонашвили
называется «Школа жизни».
Ее цель – всеми приемами способствовать воспитанию ребенка благородным человеком с помощью развития его внутренних способностей и задатков. Результатом этого должно быть облагораживание духовности человека, развитие его познавательной возможности, способности к самовоспитанию. Подход к ребенку здесь основан на том, что каждый человек несет индивидуальную миссию, которую с необходимостью должен реализовать. В данной технологии ребенок представляется могучим творением Вселенной, поэтому его способности к совершенствованию безграничны. Педагогу необходимо учитывать основные стремления ребенка быть свободным. Здесь обучение и развитие содержит дисциплины, называемые лингвистическим чутьем или математическим воображением, духовной жизнью и постижением красоты всего окружающего и т. п. Подход в обучении основан на принципах педагогики сотрудничества, а оценивание происходит в качественном порядке: с помощью пакета результатов, обучения самоанализу, самооценки или характеристики, т. е. избегая количественной отметки.
|
|
|