Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Роль философии в системе культуры. Функции философии

  • 3.Проблемное поле философии. Формирование системы современного философского знания.

  • 4.Специфика философского мышления. Типы философского мировоззрения. В чем состоит значение философии в жизни общества

  • Философия ответы. 1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения


    Скачать 0.53 Mb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения
    АнкорФилософия ответы.doc
    Дата11.03.2017
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия ответы.doc
    ТипДокументы
    #3670
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1.Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения.

    Для понимания того или иного явления важно знать, как оно возникло. Раскрытие специфики философии хотя бы в общем виде невозможно без обращения к истокам философского мышления. Мифология (от греч. mifos — предание, logos — слово, понятие, учение) форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. Миф — наиболее ранняя форма духовной культуры человека — объединил в себе культуру, зачатки различных верований, политических взглядов, искусства, философии. Целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающего в себе реальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. В поисках ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрала разные пути. Религия (лат. religio — благочестие, набожность, святость) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний — земной, естественный — сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание характеризующее его внутренне состояние. Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов. Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они продукт исторического развития общества. Ее родственность с философией — обе они общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Философский мыслящие люди составляют малую часть в общем числе глубоко верующих людей. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, поискам веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума. Философия по некоторым историческим свидетельствам, ввел Пифагор (580500 г. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высшей мудрости и правильному образу жизни. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства стали вытеснять фантастический вымысел. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание, что мудрость — это не что-то готовое, что можно выучить и использовать, это стремление, поиск, путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих должен пройти сам.
    2. Роль философии в системе культуры. Функции философии

    Философия многогранна. Обширна область философского исследования. Абсолютизация, искусственное сужение проблематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления. Схематично это можно представить в виде «ромашки», где лепестки области философского изучения разных сфер культуры, число «лепестков» может быть меньшим и большим (более емкие концепции). Отражая открытый характер философского постижения мира, схема позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания.

    Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку таковая выступает как резюме, обобщение их реальной истории. Философия базируется на осмыслении человеческой истории, выявлении закономерностей, тенденций истории. Появление философии-это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмыслении уже сложившихся форм практики, культуры (критически-рефлексивным). Философия как культурно-историческое явление выполняет три основных функции:

    1. Мировоззренческую. Эта функция предполагает разработку системы взглядов на мир, дающее единое понимание происходящих в мире явлений, определяющий место человека в мире и взаимосвязь с миром.

    2. Гносеологическую. Касается научного познания, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерий истинности и достоверности знания, выявления закономерностей его возникновения и развития.

    3. Методологическую. Разрабатывает мировоззрение-целостную систему взглядов на мир, дающий понимание происходящих в нем явлений и теорию познания.

    Прежде всего, философия выявляет наиболее общий идеи, представления, формы опыта. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории-как предельные основания универсальным формам культуры. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. Помимо функции экспликации (выявлений «универсалий») философия как как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя задачу рационализации — перевод в логическую, понятийную форму, а также систематизацию человеческого опыта во всех его формах. Выполняя эту функцию философия в идеале как бы стремиться охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт. К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, встающих на пути к истинному познанию. В познании именно практика является основой и критерием истинности, форма деятельности ведущая к преобразованию мира. Важной функцией философии в культурно-исторической жизни людей является систематизация, согласование, интеграция всех форм человеческого опыта практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление — необходимое условие гармоничной и сбалансированной общественной жизни. Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический поход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности.
    3.Проблемное поле философии. Формирование системы современного философского знания.

    Специфика проблемного поля философии определяется ее стремление рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы.

    1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия и др.

    2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем, — эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.

    3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. При всех оттенках и содержательных модификациях в трактовке этой системы отношений «человек — мир» преобладающей в классической философии стала такая ее формулировка, в которой она приобретала форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Ф. Энгельс назвал этот вопрос основным вопросом философии.

    Указанные проблемы составляют инвариантное ядро предмета философии, который, согласно классическим трактовкам, обычно понимался как фундаментальные основания и принципы бытия природного, социального и человеческого миров в их взаимодействии и опосредовании.

    Следует отметить, что предмет философии постоянно изменялся и модифицировался на протяжении ее исторического развития. Это было связано с дифференциацией философского знания, возникновением новых моделей его взаимодействия с культурой и частными науками.

    Первые философские учения в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции преимущественно были ориентированы на космологическую проблематику и поиск первоначал мироздания как источника и основания всего существующего. Именно поэтому первые философские концепции чаще всего формулировались как учения о природе или натурфилософия (от лат. natura — природа).

    Натурфилософы использовали методы созерцательного восприятия природы исходя из ее внутреннего единства и целостности. Уже в рамках древних философских школ и направлений натурфилософия трансформируется в онтологию (от греч. ontos — сущее и logos — слово, учение) — учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего.

    Философское познание Космоса, первоначал бытия как такового актуализировало проблемы возможностей и границ человеческого познания, соотношения знания и мнения, истины и заблуждения. Так формируется новая область компетенции философии и в ее предмет входит теоретико-познавательная проблематика. Развитие этой проблематики было связано со становлением логики (от греч. logicos — построенный на рассуждении) и эпистемологии (от греч. episteme — знание и logos — учение). Логика стала трактоваться как наука о законах правильного мышления, об универсальных формах и средствах рационального познания; эпистемология — как раздел философии, изучающий проблемы знания и познания.

    Впоследствии, наряду с анализом принципов и начал бытия и познания, философия обращается к акцентированному исследованию природы и сущности человека. Так зарождается антропология (от греч. anthropos — человек и logos — учение) — учение о человеке, в котором вопросы его сущности и форм бытия в мире рассматриваются как центральная мировоззренческая проблема. Поскольку человеческое существование сопряжено со сферой нравственных ценностей и поступков, характеризуется творческим художественно-эстетическим отношением к реальности, а также протекает в обществе как системе социальных связей и отношений, то философское познание с необходимостью расширяет область своей предметной определенности и формирует такие философские дисциплины, как этика, эстетика, политика и др.

    Одной из особенностей классической философии являлось то, что почти каждый ее представитель стремился создать собственную оригинальную и целостную систему философского знания, в рамках которой с единых методологических позиций рассматривались бы проблемы бытия и познания, морали и политики, искусства и человека как антропологической реальности. Иными словами, классическая философия пыталась синтезировать различные философские дисциплины в рамках интегральных концепций и систем знания.

    В современной философии происходит отказ от такой амбициозной претензии философского разума эпохи классики, и основной акцент переносится на развитие отдельных философских дисциплин (социальная философия, философия науки, философия техники, философия культуры, философия религии и др.). В современном философском знании нет жестких границ между различными философскими дисциплинами, каждая из них привносит свой дополнительный акцент в интерпретацию предмета философии в его современном истолковании.

    Следует отметить, что в постклассической философии происходит существенная трансформация традиционных представлений о предмете и функциях философского знания. В ней резко обозначается социально-критическая направленность мышления, связанная с актуализацией проблем противоречивой природы социального развития в условиях техногенной цивилизации. Большое внимание уделяется анализу языковой реальности в различных формах и версиях ее объективации (аналитическая традиция, герменевтика, постструктурализм и др.). В экзистенциально-феноменологической стратегии философствования центральной проблемой становится аналитика человеческого бытия как существования «человека-в-мире». Иными словами, классическая схема анализа отношения субъекта к объекту, человека к миру заменяется на иной философский конструкт, в котором постулируется неразрывная и изначальная связьчеловека и мира, интенциональная погруженность сознания в структуры реального бытия.

    Вместе с тем, как бы ни варьировались содержательные акценты современной постклассической философии, каким бы противоречивым и плюралистичным ни выглядел процесс ее предметного самоопределения, вполне допустимо заключить, что инвариантная составляющая философской проблематики всегда интегрировалась вокруг основных мировоззренческих тем: «мир», «человек», «бытие человека-в-мире». Именно эти проблемы или теоретические ориентации философского познания задают абрис предмета философии как уникальной формы духовно-теоретической рефлексии над фундаментальными основоположениями человеческой культуры, социальной деятельности и коммуникации.

    Такое понимание предмета философии позволяет предложить одну из возможных версий интерпретации ее структуры, в рамках которой выделяются следующие ее разделы или философские дисциплины: теоретическая философия, включающая в свой состав логику, онтологию, аксиологию, гносеологию и эпистемологию, философию науки; практическая философия, представленная социальной философией, философией культуры, философией права, философской антропологией, философией техники и др.

    Естественно, данная структура философского знания не может рассматриваться как нормативная и единственно возможная. Она — лишь форма первичной апроксимации в отношении непрерывно развивающейся совокупности философских идей, концепций, учений.
    4.Специфика философского мышления. Типы философского мировоззрения.

     В чем состоит значение философии в жизни общества?

    Значение философии заключается в том, что она гораздо глубже обыденного и здравого человеческого рассудка и ставит перед человеком и обществом такие вопросы, которые этому рассудку недоступны. Поэтому тот, кто не превратно, но адекватно поймет смысл философского текста, тем самым углубит и расширит свое понимание действительности, проблем собственного бытия и назначения человека.

    Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Наличие в структуре философского знания так называемых вечных вопросов, затрагивающих существование человека и общества, специфическим образом характеризует философское знание.

    …Принципиальное значение для философии в ее самом высоком, всемирно-гражданском космическом значении, считает И. Кант, имеют вопросы, отражающие типы отношения человека к миру: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Отдавая высокую дань теоретическому разуму, Кант без колебаний на первый план выносит практический разум – то, чему учит философия. Философия воплощает в себе идею совершенной мудрости и указывает высшие цели человеческого разума, связанные с нравственными идеалами и ценностями. А потому все три вопроса, в которых охватывается предназначение философии, можно было бы свести к четвертому – что есть человек? Если существует наука, писал И. Кант, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу – а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире, и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. По мнению Канта, ориентация на человека и высшие нравственные ценности придает философии достоинство и внутреннюю ценность.

    …Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания.

    …Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования. Каждое время, отмечал в связи с этим Л. Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и призывал не забывать о времени, когда было написано то или иное произведение. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются в философских идеях.

    …Отдавая дань рационалистически-аналитическому, "объективистскому" взгляду на мир, марксисты основной вопрос философии формулировали как вопрос отношения мышления к бытию. Ф. Энгельс, акцентируя внимание на научный, рациональный момент нашего взгляда на мир, констатирует: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". Основной вопрос философии, согласно этой позиции, имеет две стороны. Его первая сторона – это вопрос о том, что является первичным – дух или материя, материя или сознание. Философы разделились на два больших лагеря, сообразно тому, как они отвечали на вопрос об отношении мышления к бытию. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь.

    Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

    Вторая сторона основного вопроса философии – как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру, познаваем ли мир. Философы, отрицающие познаваемость мира, называются агностиками.

    К.В.В. – Таким образом, основные направления в философии определяются тем, как отвечают на вечные философские вопросы. Например, что лежит в основе мира как целого — материальное или духовное начало? Из ответа на этот вопрос вытекают такие философские направления, как идеализм или материализм.

    Поскольку эти вопросы являются вечными философскими проблемами, то и принципиальные ответы на них имеют длительное историческое развитие. В свою очередь, система аргументации ответа на вечные философские проблемы, зависящие от степени развития науки и других сфер духовной жизни человеческого общества, определяет наличие определенных философских школ. Так, например, материализм, имеющий длительное историческое развитие, подразделяется на античный материализм и его школы — милетскую, атомистов, киников, механистический материализм XVIII в., диалектический материализм марксистской философии и т. д. Идеализм — на идеализм Платона, школы неоплатоников, средневековый религиозный идеализм, идеализм Гегеля и т. д.

    …В предыдущих вопросах определяются лишь отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющего "уловить" динамику и многообразие предмета философии. В рамках же собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились философские дисциплины, и постепенно оформились разделы философского знания.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    написать администратору сайта