Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Предмет банковского права

  • 3. Банковские правоотношения

  • 4. Источники банковского права

  • 5. Принципы банковского права

  • 6. Принцип свободы банковской деятельности.

  • 7. Принцип двухуровневого построения банковской системы

  • 8. Принцип сочетания государственного управления банковской системой и ее самоуправляемости

  • 9. Принцип специальной правоспособности кредитной организации

  • 10. Методы правового регулирования банковского права Методы банковского права

  • 11. Основные понятия в банковском праве («банк», «кредитная организация», «кредит», «банковская система»)

  • 12. Лицензирование в банковской сфере

  • 13. Государственная регистрация кредитных организаций

  • 14. Порядок регистрации кредитных организаций

  • 15. Создание кредитных организаций

  • 16. Реорганизация и ликвидация кредитных организаций

  • 17. Характеристика федерального закона «О банках и банковской деятельности»

  • Банковское право. 1. Общая характеристика банковского права в российской юридической литературе понятие банковское право


    Скачать 0.54 Mb.
    Название1. Общая характеристика банковского права в российской юридической литературе понятие банковское право
    АнкорБанковское право.doc
    Дата23.10.2017
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБанковское право.doc
    ТипДокументы
    #9753
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Общая характеристика банковского права

    В российской юридической литературе понятие «банковское право» стало употреблять­ся довольно широко в связи со становлением и развитием банковской системы и банков­ской деятельности в условиях рыночных реформ (после принятия Закона о банках и банков­ской деятельности 1990 года).

    БАНКОВСКОЕ ПРАВО - совокупность норм, регулирующих отношения, возни­кающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы РФ, в том числе в процессе регулирования банковской деятельности со стороны Банка России и других органов государственной власти, а также союзов и ассоциа­ций кредитных организаций.

    Организация и деятельность банков регулируются при помощи совокупности юри­дических норм, которые и составляют банковское право. К образованию и деятель­ности кредитных организаций имеют применения нормы, регулирующие имущест­венный оборот вообще - например, нормы ГК, и нормы, непосредственной целью ко­торых является урегулирование тех или иных вопросов банковской деятельности. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется К РФ, фед зако­нами «О банках и банковской деятельности», «ЦБ РФ», др ФЗ, а также н/а Банка Рос­сии.

    В России условиями возникновения и формирования понятия «банковское право» выступили следующие экономико-управленческие основания:

    • создание новых КО или коммерциализация уже действующих бан­ков, целью которых является получение прибыли при помощи используемых на свой риск финансовых институтов;

    • • преобразование одноуровневой банковской системы в 2-х уровневую, что вызвало к жизни деятельность ком кредитных организаций, являющихся основными по­средниками в совершении денежных Операций общества, для чего необходимо банковское право;

    • • развитие денежного рынка и рынка финансовых услуг.


    2. Предмет банковского права

    Предметом банковского права являются банковская деятельность и банковские операции

    Банковская деятельность есть система действий специаль­ных субъектов, совершаемых ими как участниками единой банковской системы, по поводу денег, ценных бумаг и валютных ценностей как средств платежа, сбережения и как товара.

    У этих действий есть определенная правовая цель, без констатации которой действия теряют свое содержание. Но банковские действия или шире банков­ское поведение не поддаются определению через уже широко известные право­вые понятия. В связи с этим законодателю и пришлось использовать симбиоз экономического и правового содержания, использовав термин «операции и сделки».

    Понятие банковской деятельности в узком смысле слова эти операции обра­зуют в тех случаях, когда они совершаются в совокупности. Это означает, что , государство вправе предъявлять требование о регистрации банка только тогда,; когда какая-либо организация намерена совершать все три операции одновре­менно. >

    Исключение хотя бы одной из них, например, ведения счетов, позволяет организации привлекать денежные операции и выдавать кредиты без образования банка. Так могут действовать кредитные кооперативы, ссудо-сберегательные кассы и пр.

    В широком смысле слова о банковской деятельности может идти речь в тех случаях, когда имеет место совершение любого вида перечисленных законодателем банковских операций, как самим банком, так и иными кредитными организациями. В этом смысле в банковскую деятельность следует включать и такие операции как купля-продажа иностранной валюты, осуществление расчетов, ин­кассация денежных средств, доверительное управление денежными средства­ми, лизинговые операции и т.д. Иными словами под банковской деятельностью в широком смысле слова следует понимать совокупность обычно и реально осу­ществляемых банковских операций коммерческими банками и иными кредитными организациями как специальными субъектами по поводу денег и иных финансовых инструментов как средств обращения, накопления и товара. Эта деятельность имеет качественные и количественные характеристики, разворачивается во времени и пространстве, может быть прибыльной или убыточной.

    3. Банковские правоотношения

    Банковские правоотношения — это урегулированные частными и публичными нормами права общественные отношения, складывающие в процессе деятельности банков и иных кредитных организаций, реализующих свой специфический правовой статус и использующих деньги и иные финансовые средства как средства обраще­ния, сбережения и как товар.

    Обязательным признаком банковского правоотношения является наличие специ­ального субъекта. Это может быть банковская кредитная организация, небанковская кредитная организация, а также Банк России. Банк России является одновременно и субъектом регулирования, поскольку издает нормативные акты, обязательные для исполнения, и объектом регулирования, поскольку тоже должен подчиняться указан­ным актам.

    Объектом банковского правоотношения является банковская деятельность, со­держанием которой являются операции и сделки.

    Основанием возникновения банковского правоотношения могут быть нормы банковского права, административный акт, договор.

    Виды банковских правоотношений могут быть выделены в зависимости от субъектного состава:

    а) между банками и клиентами;

    б) между двумя коммерческими банками по поводу осуществления банковских операций; -

    в) между ЦБ и банками;

    г) между банками по поводу создания союзов, ассоциаций, клиринговых палат и прочих производных образований — членские правоотношения;

    д) между ЦБ и правительством — отношения взаимного представительства;

    е) между ЦБ и высшими органами представительной власти — назначение и от­чет.

    Кроме того, банковские правоотношения могут быть классифицированы в зависи­мости от характера банковских операций, т.е. выделяются правоотношения, опосредующие:

    а) пассивные банковские операции, в которых банк выступает должником, — институт банковского вклада, банковского счета, выпуск ценных бумаг;

    б) активные банковские операции, в которых банк участвует как кредитор, — кредитные договоры и договоры об уступке денежного требования;

    в) посреднические банковские операции — расчетные правоотношения;

    г) вспомогательные банковские операции — правоотношения по поводу оказания информационных и иных услуг.
    4. Источники банковского права

    Определение понятия источников банковского права предполагает первоначальное уяснение самого понятия источника права в принципе, затем установление совокуп­ности источников права, соотносимых с банковской деятельностью, что, как мы по­кажем далее, не является достаточно простым, наконец, описание хотя бы в общих чертах их содержания и построение на этой основе некоторой схемы источников банковского права. Анализ источников должен дать юристу методику их поиска, со­гласования и на этой основе применения к тем правоотношениям, которые нуждают­ся по той или иной причине в соответствующей квалификации.

    В числе источников банковского права, кроме традиционных нормативных актов, следует назвать и банковское пра­вовое мышление. Оно основывается на экономико-финансовых потребностях банковской деятельности, и формирует оценку эффек­тивности и объективности правовых норм и в значительной степени корректирует общие деловые обычаи страны.

    Общими признаками банковского правового регулирования являются:

    а) многоуровневый характер регулирования, 80% которого приходится на подза­конные нормативные акты;

    б) противоречивость многих нормативно-правовых актов;

    в) наличие нормативных актов, принятых в дорыночные времена;

    г) динамика правового регулирования;

    д) отсутствие официальных источников или официальной публикации многих ра­нее изданных источников.

    Не вдаваясь в подробности содержания всех ступеней иерархии свода законода­тельных документов лишь назову их.

    Конституция.

    Кодексы

    Законы.

    Указы Президента.

    Постановления.

    Инструкции, приказы министерств, письма, телеграммы и прочие подзаконные ак­ты.

    Кроме того, что законодательство имеет ступени, разделяющие законодательные акты на уровни, оно имеет как бы несколько лестниц - специальные законодательные "ветви".

    5. Принципы банковского права

    Банковская деятельность является одним из видов предпринимательской дея­тельности, в связи с этим право, регулирующее эту деятельность, детерминируется принципами двух типов:

    Во-первых, являющимися общими для предпринимательской деятельности в це­лом;

    Во-вторых, являющимися специфичными для банковской деятельности.

    Принципы первой группы определяют конституционный статус субъектов пред­принимательской (банковской) деятельности. Вторая группа принципов определяет порядок построения, функционирования и развития банковской системы РФ.

    Принципы второй группы подразделяются на две подгруппы:

    • Принципы организационно-правового построения и развития банковской системы РФ;

    • Принципы, определяющие порядок осуществления банковской деятельности в процессе функционирования банковской системы.

    Принципы определяющие конституционный статус субъектов банковской деятельности:

    ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ СОБСТВЕННОСТИ. Основан на положени­ях статьи 35 Конституции РФ. Обеспечивается стабильное осуществление правомо­чий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим собственнику иму­ществом.

    ПРИНЦИП СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ (БАНКОВСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Статья 8 ч. 1 Конституции РФ, ст. 34 ч. 1 также.... Свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

    ПРИНЦИП ПООЩРЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ И ЗАПРЕЩЕНИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ - ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституции РФ - основа рыночной экономики.

    Принцип осуществления банковской деятельности на едином экономиче­ском пространстве (ч. 1 ст. 8 Конституция РФ). Необходима единая банковская сис­тема, свобода передвижения по территории РФ.

    Принцип паритета (гармонизации) интересов всех субъектов банковского права - вопрос об оптимальном сочетании в банковском праве частных интересов банков и их клиентов с экономическими публичными интересами.

    ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ

    Первая подгруппа - принципы построения и развития банковской системы РФ

    Принцип двухуровневого построения банковской системы РФ - это Банк Рос­сии, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

    Принцип экономического районирования при организационном построении Банка России - производная от конституционного принципа осуществления банков­ской деятельности на едином экономическом пространстве - ст. 85 Закона о Банке России.

    Принцип полисубъектности верхнего уровня банковской системы РФ - дифферен­циация и фиксирование полномочий органов верхнего уровня банковской системы РФ. Один и тот же орган не может сочетать нормотворческую, контрольную и над­зорную функции, выполнять роль кредитора последней инстанции и одновременно выступать как хозяйствующий субъект.

    Вторая подгруппа - порядок осуществления банковской деятельности в про­цессе функционирования банковской системы

    Принцип ответственности Банка России за осуществление законодательно за­крепленных за ним функций - ч. 2 ст. 75 Конституции, ст. 3 Закона о Банке России -защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центробанка РФ, развитие и укрепление банковской системы РФ.

    Принцип монопольного осуществления Банком России эмиссии наличных де­нег и организации их обращения - ч. 1 ст. 75 Конституции РФ.

    Принцип сочетания государственного управления банковской системой и ее само­управляемости - экономические методы управления - в виде нормативного регули­рования, рекомендаций. Самоуправление системы - управление ее функционирова­нием осуществляется механизмами, заложенными в самой этой системе.

    Принцип недопустимости вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в оперативную деятельность кредитных организаций - ст. 9 Закона о банках - органы не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    6. Принцип свободы банковской деятельности.

    Этот принцип основан на ст. 8 Конституции РФ.

    В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

    В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

    Также этот принцип основывается на ст. 34 Конституции РФ

    Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

    Не допускается экономическая деятельность направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию
    7. Принцип двухуровневого построения банковской системы

    Банковская система РФ является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.

    При этом кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей дея­тельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кре­дитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.

    Кредитные организации подразделяются на банки, осущест­вляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на проведение отдель­ных банковских операций.

    Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименова­нием.

    Деятельность Центрального банка РФ определяется Консти­туцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

    Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полно­мочиями по управлению денежно-кредитной системой Россий­ской Федерации, а с другой — он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
    8. Принцип сочетания государственного управления банковской системой и ее самоуправляемости

    Управление и надзор за деятельность банка осуществляется как самим банком, там и Банком России. Контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью банка осуществляется ревизионной комиссией, избираемой общим соб­ранием акционеров сроком на три года. Ее члены не могут быть одновременно членами Совета директоров, а также занимать иные должности в органах управления банка.

    Члены ревизионной комиссии несут ответственность за доб­росовестное исполнение возложенных на них обязанностей в порядке, определенном действующим законодательством.

    В ходе выполнения возложенных на ревизионную комиссию функций она может привлекать экспертов из числа лиц, не за­нимающих какие-либо штатные должности в банке. Ответствен­ность за действия привлеченных специалистов несет председа­тель комиссии.

    Ревизионная комиссия проверяет соблюдение законодательных и других нормативных актов, регулирующих деятельность банка, постановку внутрибанковского контроля, законность со­вершаемых операций (сплошной или выборочной проверкой), состояние кассы и имущества. Порядок работы комиссии и ее компетенция определяются Положением о ревизионной комиссии банка, утверждаемым общим собранием акционеров.

    Надзор за деятельностью банка осуществляется Банком России и органами, уполномоченными законодательством Российской Феде­рации.

    Для проверки и подтверждения достоверности годовой фи­нансовой отчетности банк ежегодно привлекает профессиональ­ную аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с банком или его участниками (внешний аудит), имеющую лицензию на осуществление такой проверки. Аудитор утверждается общим собранием акционеров.

    Аудиторская проверка осуществляется в соответствии с право­выми актами Российской Федерации на основе договора, заключен­ного с аудиторской организацией.


    9. Принцип специальной правоспособности кредитной организации

    Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. До недавнего времени юридические лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью.

    Сохранение специальной правоспособности в качестве общего правила для юридических лиц вытекает из самой природы и сущности юридического лица. Появление юридического лица в отличии от появления физического лица всегда обусловлено определенными целями его создателей. Говоря о правоспособности юридического лица необходимо отметить, что ГК допускает и иные случаи ограничения правоспособности юридического лица независимо от того, распространяется ли на него принцип специальной или универсальной правоспособности. Это связано с тем, что для осуществления целого ряда видов деятельности необходимо иметь выдаваемое компетентными органами соответствующие разрешения (лицензии). Лицензирование

    охватывает широкий круг деятельности: банковскую, биржевую, страховую, медицинскую, строительную, торгово-закупочную и др. Все юридические лица независимо от того, распространяется на них принцип специальной правоспособности или нет, могут быть ограничены в правах, в случаях и порядке, предусмотренных законом. Прежде всего, это ограничения исходящие от компетентных органов. Органы, уполномоченные выдавать лицензию за нарушение указанных в лицензии правил. Помимо указанных персональных ограничений правоспособности имеются ограничения общего характера. Так в частности, занятие отдельными видами деятельности разрешено только определенным юридическим лицам и тем самым считается запрещенными для всех остальных участников гражданского оборота. Такова деятельность отнесенная к государственной монополии.

    Отдельные виды деятельности имеют установленный законом характер исключительных. Это означает, что юридическое лицо, осуществляющее такой вид деятельности не вправе заниматься какими бы то ни было другими видами деятельности, за исключением определенных сопутствующих видов устанавливаемых законом. Таковы инвестиционная, страховая, банковская деятельности. Объем правоспособности определяется не только ее универсальным или специальным характером, а также указаниями закона. Юридическое лицо

    объективно не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам.
    10. Методы правового регулирования банковского права

    Методы банковского права

    Гражданско-правовой метод - равноправие участников правоотношения, автономия этих участников, свободны осуществлять свои права в своем интересе, свободно распоряжаются своим имуществом.

     Публично-правовой метод - формирование и использование правоотношений по принципу команда-исполнение, субъекты, выполняющие властные, управленческие функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий.

    11. Основные понятия в банковском праве («банк», «кредитная организация», «кредит», «банковская система»)

    Кредит- это денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, передаваемые (либо предназначенные к передаче) в процессе кредитования в собственность другой стороне в размере и на условиях, предусмотренных договором(кредитным, товарного или коммерческого кредита), в результате чего между сторонами возникают кредитные отношения.

    Кредит- его возмездность, т.е. получение с заемщика процентов за пользование кредитом, в то время как при ссуде существует безвозмездность, бесплатность использования.

    Банк -из Закона о банках - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение, во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

    Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения(лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. (АО, ООО, ОДО)

    Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются банком России (банковские гарантии…)
    12. Лицензирование в банковской сфере

    Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, ус­тановленном настоящим Федеральным законом, за исключени­ем случаев, указанных в статье 13' настоящего Федерального за­кона.

    Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реест­ре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

    Реестр выданных кредитным организациям лицензий подле­жит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Бан­ком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

    В лицензии на осуществление банковских операций указыва­ются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

    Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

    Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязатель­ным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судеб­ном порядке по иску прокурора, соответствующего федерально­го органа исполнительной власти, уполномоченного на то феде­ральным законом, или Банка России.

    Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о лик­видации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным.Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.


    13. Государственная регистрация кредитных организаций

    Кредитные организации подлежат государственной регистра­ции в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей» с учетом установленного настоящим Федеральным зако­ном специального порядка государственной регистрации кре­дитных организаций.

    Решение о государственной регистрации кредитной организа­ции принимается Банком России. Внесение в единый государ­ственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорга­низации и ликвидации кредитных организаций, а также иных пре­дусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании реше­ния Банка России о соответствующей государственной регистра­ции. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистри­рующим органом по вопросам государственной регистрации кре­дитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

    Банк России в целях осуществления им контрольных и над­зорных функций ведет Книгу государственной регистрации кре­дитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативны­ми актами Банка России.

    За государственную регистрацию кредитных организаций взи­мается государственная пошлина в порядке и в размерах, кото­рые установлены законодательством Российской Федерации.

    Кредитная организация обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федераль­ного закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведе­ний о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента та­ких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистриру­ющий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.
    14. Порядок регистрации кредитных организаций

    При представлении документов, необходимых для государственной регистрации (заявление с ходатайством, учредительный договор, устав, бизнес-план), Банк России выдает учредите­лям кредитной организации письменное подтверждение получе­ния от них документов, необходимых для государственной реги­страции кредитной организации и получения лицензии на осу­ществление банковских операций.

    Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превыша­ющий шести месяцев с даты представления всех предусмотрен­ных настоящим Федеральным законом документов.

    Банк России после принятия решения о государственной ре­гистрации кредитной организации направляет в уполномочен­ный регистрирующий орган сведения и документы, необходи­мые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

    На основании указанного решения, принятого Банком Рос­сии, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридиче­ских лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, сле­дующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

    Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет, об этом ее учреди­телей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной органи­зации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государ­ственный реестр юридических лиц.

    Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установ­ленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

    Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зареги­стрированному банку, а при необходимости — и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной органи­зации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

    При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной органи­зации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной орга­низации лицензию на осуществление банковских операций.

    15. Создание кредитных организаций

    КО имеет право существования с момента ее государственной регистрации. КО подлежат государственной регистрации в БР, который осуществляет гос ре­гистрацию КО и ведет Книгу гос регистрации КО. Лицензия на осуществление банковских операций КО выдается после ее гос регистрации. С момента получе­ния лицензии, КО получают право осуществления банк-операций.

    Для гос регистрации и получения лицензии представляются следующие до­кументы: 1) заявление с ходатайством о гос регистрации КО и выдаче лицензии; 2) учредительный договор, если есть необходимость; 3) устав; 4) протокол соб­рания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назна­чения на должности руководителей исполнительных органов и главбуха; 5) сви­детельство об уплате госпошлины; 6) копии свидетельств о гос регистрации уч­редителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их фи­нансовой отчетности; 7) декларации о доходах учредителей - физ лиц, заверен­ные органами ГНС РФ, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации; 8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главбуха КО.

    Устав КО должен содержать: 1) полное официальное наименование, сокра­щенное наименование; 2) указание на организационно-правовую форму; 3) све­дения о месте нахождения органов управления и обособленных подразделений; 4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок; 5) сведения о раз­мере уставного капитала; 6) сведения о системе органов управления, в том чис­ле исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях; 7) др сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

    Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Банк России устанавливает предельный размер неде­нежной части в уставном капитале кредитных организаций (не более 20%), а также минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых кредит­ных организаций (в зависимости от вида кредитных организаций). Принятие решения о гос регистрации и выдаче лицензии или об отказе в этом производится в срок, не превышающий 6 месяцев с даты представления всех документов. После принятия БР решения о гос. регистрации и выдаче ли­цензии БР в 3-дневный срок уведомляет об этом учредителей кредитной органи­зации с требованием произвести в месячный срок оплату 100 % ее объявленно­го уставного капитала и выдает учредителям свидетельство о государственной регистрации кредитной организации. Для оплаты уставного капитала Банк Рос­сии открывает зарегистрированному банку корреспондентский счет в Банке Рос­сии. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 % объявлен­ного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций, которая учитывается в реестре выданных лицензий. И подлежит опубликованию в официальном издании Банка России("Вестнике Банка Рос­сии") В лицензии на осуществление банковских операций указываются банков­ские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет; право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

    16. Реорганизация и ликвидация кредитных организаций

    Ликвидация или реорганизация кредитной организации осу­ществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее лик­видацией и государственная регистрация кредитной организа­ции, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государ­ственной регистрации юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей», с учетом особенностей, установленных на­стоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответ­ствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создава­емой путем реорганизации, представляются в Банк России. Пе­речень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.

    Банк России после принятия решения о государственной ре­гистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или государственной регистрации кредитной организации, создава­емой путем ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

    На основании указанного решения, принятого Банком Рос­сии, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соот­ветствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

    Взаимодействие Банка России и уполномоченного регистри­рующего органа по вопросу о государственной регистрации кре­дитной организации в связи с ее ликвидацией или о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой пу­тем реорганизации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

    Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установ­ленном порядке документов.

    Государственная регистрация кредитной организации, созда­ваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

    Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут осно­вания для применения мер по предупреждению несостоятель­ности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

    В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об анну­лировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного хо­датайства регулируется нормативными актами Банка России.

    Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность пос­ле внесения уполномоченным регистрирующим органом соот­ветствующей записи в единый государственный реестр юриди­ческих лиц.

    17. Характеристика федерального закона «О банках и банковской деятельности»

    Новая редакция банковских законов, регламентирующих деятель­ность эмиссионного и коммерческих банков, появилась в 1995 и 1996 гг.: Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) " от 26 апреля 1995 г. и Федеральный закон "О банках и банковс­кой деятельности" от 3 февраля 1996 г.

    Определенные отличительные особенности есть и у Федерального закона "О банках и банковской деятельности ". Его структура имеет сле­дующий вид:

      1   2   3   4   5   6   7   8   9
    написать администратору сайта