Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Предмет и методы муниципального права как отрасли права, его особенности.

  • 3. Источники муниципального права Российской Федерации.

  • 4.Муниципально-правовые нормы и институты: понятие и виды.

  • 5. Муниципально-правовые отношения и их виды.

  • 6. Субъекты муниципально-правовых отношений.

  • 7. Основные теории местного самоуправления и их содержание.

  • Ответы на экзамен по муниципальному праву. 1. Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная


    Название1. Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная
    АнкорОтветы на экзамен по муниципальному праву.doc
    Дата28.01.2017
    Размер443 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на экзамен по муниципальному праву.doc
    ТипДокументы
    #132
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1.Муниципальное право Российской Федерации как отрасль права, как наука и учебная дисциплина.

    Среди множества отраслей российской правовой системы муниципальное право является сравнительно молодой отраслью права. В последние годы муниципальное право является одной из самых динамично развивающихся отраслей российского права. В мировой юридической науке и практике государственного устройства вопросам местyого значения отводится значительная роль. Термин муниципальное право может быть рассмотрен в различных значениях:

    1) как отрасль права (наряду с гражданским, уголовным и иными отраслями права) - находится в настоящий момент в разработке российских правоведов, теоретиков и практиков;

    2) как учебная дисциплина (учебный предмет); 3) как наука.

    Муниципальное право - комплексная отрасль права, для которой характерно соединение разнородных институтов общих и специальных отраслей российского права. В рамках муниципального права находят применение нормы таких правовых отраслей, как конституционное, административное, гражданское, бюджетное, финансовое, земельное, градостроительное, экологическое право. В Российской Федерации разработкой основ местного самоуправления занимаются юристы государствоведы, в зарубежных странах этот вопрос является административным (процедурным). Такие различия объясняются разницей в понимаии института местного самоуправления. На территории России местное самоуправлениеэто форма народовластия, разновидность организации публичной власти. 6 зарубежных странах местное самоуправление рассматривается как уровень социального управления. Муниципальное право как отрасль права отличается от иных отраслей собственным предметом и методом регулирования. В силу того,-что муниципальное право - комплексная отрасль права, она имеет некоторые особенности в предмете правового регулирования. Предмет правового регулирования выполняет роль первичного звена в построении целостной и самостоятельной отрасли муниципального права. Предмет отрасли имеет первостепенное значение для идентификации отрасли, признания ее самостоятельности, определяет метод правого регулирования Предмет - совокупность общественных отношений, подлежащих регулированию в рамках муниципального права. Метод правового регулирования также является отличительным признаком любой самостоятельной отрасли права. Метод муниципального права - совокупность приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование. Муниципальное право как комплексная отрасль права состоит из целого ряда правовых норм, которые также являются нормами иных отраслей права. Однако муниципальное право имеет также собственно муниципально-правовые нормы, которые определяют различные стороны общественной жизни на территории муниципального образования. Муниципально-правовые нормы - правила поведения, исходящие от органов государственной власти, органов местного самоуправления или непосредственно от народа и обеспечиваемые принудительной силой государства.
    2. Предмет и методы муниципального права как отрасли права, его особенности.

    Критерий для выделения самостоятельной отрасли права - наличие особой группы однородных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права. Предмет муниципального права как отрасли права - группа отличительных общественных отношений, регулируемых нормами муниципального права.

    В соответствии с принципом народовластия на территории РФ и принципом самостоятельности и независимости каждой ветви власти народ является единственным источником власти. Властные функции

    народной власти могут проявляться непосредственно через органы государственной власти либо через

    органы местного самоуправления. Местное самоуправление - одна из форм представительной демократии, при которой народ делегирует свои властные функции органам местного самоуправления. Муниципальное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления, а также в процессе реализации форм непосредственной демократии. Предмет муниципального права - это однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление. Его образует местное самоуправление как комплекс общественных отношений властно-управленческого, организационного, финансово-экономического характера.

    В рамках предмета муниципального права выделяют следующие группы правовых отношений:

    1) возникающие в процессе формирования органов местного самоуправления;

    2) связанные с разделением полномочий между представительными и исполнительными органами местного самоуправления; 3) связанные с организацией и деятельностью особых муниципальных органов;

    4) связанные с осуществлением органами местного самоуправления конкретных полномочий:

    а)в сфере нормотворчества; б)в финансово-кредитной сфере (формирование, исполнение местного бюджета); в )по поводу управления муниципальной собственностью, взимания местных налогов и сборов;

    г) в социально-культурной области, физической культуры и спорта;

    д)в области здравоохранения; е)в области социальной защиты населения;

    ж)в области жилищно-коммунального хозяйства; з) в области строительства;

    и)в области землепользования; к) в области транспорта и связи и т. д.

    Это традиционный подход при определении предмета муниципального права. Он разработан теорией

    государства и права и является общепринятым для всех отраслей права, в том числе муниципального.

    Существует и иной подход, согласно которому предмет муниципального права имеет сложный состав и включает ряд элементов: 1) правовые и организационные отношения, складывающиеся в процессе работы органов местного самоуправления;

    2) правовые нормы и организационные обычаи (правила), регулирующие деятельность представитель-

    ных и исполнительных органов местного самоуправления, а также деятельность выборных должностных

    лиц;

    3) права и обязанности муниципальных органов при условии четкого разделения их компетенции и обособленности относительно органов государственной власти РФ и субъектов РФ;

    4) бюджетное устройство и бюджетный процесс в рамках муниципального образования.
    3. Источники муниципального права Российской Федерации.

    Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления тесно связаны с федеративным

    устройством России, административно-территориальным устройством субъектов РФ и политико-правовой

    природой местного самоуправления. Под источниками муниципального права понимаются различные формы их законодательного и иного правового выражения. Эти законодательные и иные правовые акты регламентируют, регулируют и охраняют муниципальные общественные отношения. Все источники муниципального права подразделяются на 2 большие группы:

    1) нормативно-правовые акты – односторонние властные, волевые действия непосредственно населения, органа власти или его должностного лица по исполнению закона, направленные на возникновение, изменение или прекращение правовых норм и (или) правоотношений. Данное определение полностью применимо к сфере муниципально-правовых отношений. Нормативно-правовые акты в рамках муниципального права подразделяются на группы:

    а)в зависимости от круга регулируемых муниципально-правовых отношений: - систематизированные акты – совокупность правовых норм, затрагивающихвсе или большинство вопросов в области местного самоуправления (например, Европейская хартия местного самоуправления 1985 г., ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»); - отраслевые (тематические) акты - регулируют

    отдельные аспекты организации местного самоуправления на территории РФ (например, законы о муниципальной службе, о финансовых основах местного самоуправления, о выборах в органы местного самоуправления и др.);

    б) по юридической природе: - законодательные акты, исходящие от представительных (законодательных) органов государственной власти и органов местного самоуправления; - подзаконные акты, исходящие от исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, наделенных

    нормотворческими полномочиями; принимаются по отдельным вопросам местного самоуправления, требующим дополнительного регулирования;

    в) по кругу субъектов, уполномоченных на принятие нормативно-правовых актов:

    - органов государственной власти РФ; - органов государственной власти субъектов РФ;

    - органов местного самоуправления; - принятые непосредственно населением на референдуме, собрании или сходе;

    2)муниципально-правовые договоры (соглашения) - двусторонние или многосторонние соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления, наделением органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями. Муниципально-правовые договоры могут заключаться между органами государственной власти и органами местного самоуправления, между органамиместного самоуправления одного муниципального образования или нескольких, между объединениями муниципальных образований. Важным условием признания муниципально-правового договора (соглашения) действительным является указание в нем конкретного круга регулируемых вопросов. Некоторые авторы приводят иную классификацию источников муниципального права, которая также является общепринятой.
    4.Муниципально-правовые нормы и институты: понятие и виды.

    Муниципально-правовые нормы: понятие, классификация. Правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления принято называть муниципально-правовыми нормами, которые в своей совокупности и образуют муниципальное право как отрасль российского права. Особенность норм муниципального права определяется тем, что оно является комплексной отраслью права, поэтому муниципально-правовые нормы как бы раздваиваются, являются одновременно нормами гражданского, административного, финансового и других отраслей права. Муниципально-правовые нормы можно классифицировать по следующим видам: по объекту правового регулирования они делятся на нормы, закрепляющие местное самоуправление как форму народовластия, основы местного самоуправления, полномочия местного самоуправления, его гарантии и

    ответственность; по характеру предписаний - на нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие, отсылочные; по степени предписаний - на императивные и диспозитивные; по источникам, в которых они содержатся; по времени и территории действия, - на материальные и процессуальные нормы. Совокупность близких по характеру регулируемых общественных отношений

    муниципально-правовых норм представляет собой институт муниципального права. К институтам муниципального права относятся: конституционно-правовые основы местного самоуправления; территориальные основы; финансовые и экономические основы; формы осуществления местного самоуправления; органы и должностные лица местного самоуправления.
    5. Муниципально-правовые отношения и их виды.

    Юридические нормы, составляющие муниципальное право как отрасль права, регулируют различные по характеру общественные отношения. Это организационные, статусные, процессуальные, материальные и иные отношения. Это общественные отношения в самых различных сферах: экономики,

    финансов, бюджета, налогов, экологии, земли и других природных ресурсов, социальной сфере и т.д.

    Главными объединительными критериями данного круга общественных отношений являются, во-первых, их локально-территориальный уровень, а, во-вторых, специфический характер их содержания (исключительно вопросы местного значения).

    Муниципальное право, как отрасль российского права, призвана регулировать: - отношения, связанные с местом местного самоуправления в конституционном механизме РФ;

    - договорные отношения по взаимным обязательствам’ муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня;

    - отношения, связанные с образованием, видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществления местного самоуправления;

    - отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;

    - отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня;

    - отношения в сфере местных налогов, местного бюджета, муниципальной собственности и т.п.;

    - отношения, вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических лиц.

    Предметом муниципального права является также практика деятельности муниципальных органов.

    Из сказанного выше следует, что муниципально -правовые отношения – это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также в других муниципальных

    образованиях.
    6. Субъекты муниципально-правовых отношений.

    Неотъемлемый признак любых правовых отношений - наличие субъектного состава. В качестве субъектов

    муниципально-правовых отношений могут выступать:

    1) муниципальное образование - может являться участником не только муниципально-правовых

    отношений, но и ряда других публично-правовых отношений - административных, конституционных,

    международных, а также множества частноправовых отношений - гражданских, трудовых, земельных

    2) ассоциации или союзы муниципальных образований - создаются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления их прав и интересов; подлежат государственной регистрации;

    3) население муниципального образования - жители муниципального образования, имеющие постоянное либо преимущественное место жительства на территории данного муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Термин «население» понимается широко и включает в себя не только граждан РФ, проживающих на территории муниципального образования, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства либо владеющих имуществом на праве собственности в данном муниципальном образовании. В рамках данной группы выделяются следующие субъекты муниципально-правовых отношений:

    а) граждане РФ - на основании ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

    б) группы граждан - образуются для коллективного выдвижения кандидата на выборную должность

    в органе местного самоуправления, а также для иных целей;

    4) органы местного самоуправления - в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, делегированными от органов государственной власти РФ л ибо субъектов РФ;

    5) органы территориального общественного самоуправления; 6)органы государственной власти;

    7) общественные объединения; 8) государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации (коммерческие и некоммерческие); 9) муниципальные унитарные предприятия и учреждения.
    7. Основные теории местного самоуправления и их содержание.

    Существуют следующие теории местного самоуправления:

    1.Теория свободной общины; 2.«Общественная» (хозяйственная) теория; 3.Государственная теория.

    Теория свободной общины;

    -Опирается на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.

    - Самостоятельность и независимость общины от государства связаны с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству.

    - Государство не создает общину, а лишь признает ее.

    - Признается существование не только трех традиционных ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой — муниципальной власти.

    Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 — 40-х годов XIX века. Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и «общинная» (муниципальная) власть.

    «Общественная» (хозяйственная) теория самоуправления

    Основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление — это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины — это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.

    «Общественная» теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. «Общественная» теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами". Дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них «в чистом виде» местные хозяйственные дела.

    «Государственная» теория самоуправления.

    Данная теория сменила "общественную" (хозяйственную) теорию. Основы данной теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIXв. Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления. В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х годах XIX в.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9
    написать администратору сайта