Главная страница
Навигация по странице:

  • Правовой статус Президента Рф.

  • 1. Конституционное право рф как наука и отрасль российского права


    Скачать 218.25 Kb.
    Название1. Конституционное право рф как наука и отрасль российского права
    Анкорkp_otvety.docx
    Дата06.12.2017
    Размер218.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkp_otvety.docx
    ТипДокументы
    #10734
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Глава гос. – конституционный орган и одновременно должностное лицо, занимающее формально высшую ступеньку в иерархии гос. институтов.
    Правовой статус Президента Рф.

    Нынешний статус Президента Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993года. Согласно Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации - глава государства. Это определяет его место в системе государственной власти. Как глава государства, он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства.

    Место Президента в системе разделения властей КРФ не определяется т. е. Президент не включен ни в одну из ветвей власти, но он активно взаимодействует с ними и прежде всего с исполнительной.

    Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Президент РФ несет юридическую ответственность в случае обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления с соблюдением сложной, в несколько этапов, процедуры отрешения, осуществляемой палатами Федерального Собрания. Таким образом, Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью, что обеспечивает повышенную защищенность, устойчивость президентской власти.

    Также в Конституции Российской Федерации содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. ( ст. 81 КРФ ).

    1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

    3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

    4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

    Закрепляя статус Президента Российской Федерации как главы государства, Конституция предусматривает ряд связанных с этим функций. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества ( ст. 80 КРФ ).

    1. Президент Российской Федерации является главой государства.

    2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

    4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
    Компетенция Президента РФ.

    Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ (ст. 83 Конституции РФ)
     1. Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

     2. Президент имеет право председательствовать на заседания Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти; 
     3. Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства. 
     4. В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне.
     Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти. (ст. 84 Конституции РФ)
     1. Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы. 
     2. Исходя из роли арбитра между тремя ветвями власти, Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации.
     3. Президент назначает референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа. 
     4. Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы.
     5. Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.
    6. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу. 
    Полномочия Президента РФ в области внешней политики
     1. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты. 
     2. Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. 
     3. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации - составная часть российской правовой системы.

    Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ
     1. Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет

    руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями. 
     2. Президент утверждает план гражданской обороны Российской Федерации, а также планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов. 
     3. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности. 
    4. Как Верховных Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.
     5. Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.); 
     6. Президент Российской Федерации вводит своим Указом военной положение на всей территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа.

     Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства.
     Президент решает вопросы:
     1) приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; 
     2) принимает решения по вопросам восстановления гражданства; 
     3) дает разрешение на выход из гражданства; 
     4) разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство. 
     5) предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.
    60. Порядок выборов Президента РФ. Назначение выборов

    Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днём голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации.

    Выдвижение кандидатов

    Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты двумя способами:

    политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата в президенты

    в порядке самовыдвижения, в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии.

    Политические партии, допущенные к распределению депутатских мандатов по итогам ближайших предыдущих выборов в Государственную думу, могут выдвинуть своего кандидата без сбора подписей. Кандидат, выдвинутый от политической партии, не допущенной к распределению таких мандатов, для регистрации должен предъявить в [Центральная избирательная комиссия Российской Федерации|Центральную избирательную комиссию (ЦИК)]] минимум сто тысяч подписей в свою поддержку. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 2500 подписей. Кандидат, выдвигающийся в порядке самовыдвижения, для регистрации должен предъявить в [Центральная избирательная комиссия Российской Федерации|Центральную избирательную комиссию (ЦИК)]] минимум триста тысяч подписей в свою поддержку. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 7500 подписей. Закон позволяет приносить подписи с запасом в 5 %, то есть до 105 000 и 315 000 подписей соответственно. ЦИК должен проверить не меньше 20 % из них. Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше ста тысяч или трехсот тысяч.

    Регистрацию кандидатов в президенты осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Для регистрации в качестве кандидата гражданин должен предоставить следующие документы:

    подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата;

    документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;

    протокол об итогах сбора подписей избирателей;

    список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей;

    сведения об изменениях в данных о кандидате;

    первый финансовый отчет кандидата.

    Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема указанных документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. Кандидат на должность президента, ранее уже занимавший два срока подряд государственный пост Главы государства, не подлежит регистрации в Центральной избирательной комиссии. В случае отсутствия альтернатив и при наличии всего лишь одного кандидата выборы не назначаются. Действующий Глава государства обязан обеспечить зарегистрированным кандидатам одинаковую финансовую поддержку Государства и всех СМИ.

    Голосование

    Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права)

    Порядок голосования

    Голосование происходит на специально оборудованных избирательных участках путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, и последующего помещения заполненного бюллетеня в опломбированный стационарный ящик для голосования.

    Результаты выборов

    Первоначальный подсчет голосов осуществляют участковые избирательные комиссии, которые направляют протоколы о результатах подсчета в территориальные избирательные комиссии. Территориальные избирательные комиссии после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых комиссий, составляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории и направляют их в избирательные комиссии субъектов РФ, которые в свою очередь после их проверки составляют протоколы об итогах голосования на территории субъектов, и направляют их в Центральную избирательную комиссию.

    Центральная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов.

    61. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ.

    Досрочное прекращение полномочий президента РФ возможно на основании 92 статьи конституции РФ (пункта 2 и пункта 3) в случае отставки президента или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Или в случаи отрешения от должности президента РФ. 
    В этом случаи выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. 
    Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

    Основания досрочного прекращения полномочий президента

    (Статья 92 второй и третий пункты)

    • 2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

    • 3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.


    Также статья 93 пункт 1 может быть основанием прекращения полномочий главы государства

    • 1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.


    62. Основные требования к кандидатам в Президенты РФ. Основания отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата.

    Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты 1 политическими партиями (при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата в президенты), 2 в порядке самовыдвижения (в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии ). В обоих случаях необходимо собрать не менее 2 млн подписей в поддержку кандидата, причем, не более 50 тыс. подписей должно приходиться на один субъект Федерации.     

    Регистрацию кандидатов  В президенты осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Для регистрации в качестве кандидата, гражданин должен предоставить следующие документы:

    • подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (кандидат в президенты обязан собрать в свою поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей; от данного требования освобождаются кандидаты, выдвинутые политическими партиями, допущенными к распределению депутатских мандатов по итогам ближайших предыдущих выборов в Государственную думу);

    • документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;

    • протокол об итогах сбора подписей избирателей;

    • список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей;

    • сведения об изменениях в данных о кандидате;

    • первый финансовый отчет кандидата.


    Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), либо по заявлению кандидата по тому же округу (избирательного объединения, чей список зарегистрирован на тех же выборах). Заявление об отмене регистрации кандидата подается в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования, решение об отмене регистрации принимается не позднее чем за пять дней до дня голосования.

    Основаниями для отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) являются:

    • вновь открывшиеся обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов

    • использование денежных средств в целях достижения определенного результата на выборах помимо избирательного фонда в размере более 5 процентов предельного размера избирательного фонда, превышение предельного размера избирательного фонда более чем на 5 процентов

    • факты подкупа избирателей 

    • неоднократное использование преимуществ должностного и служебного положения

    • злоупотребление свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации

    • сокрытие кандидатом сведений о своей судимости

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10