Главная страница
Навигация по странице:

  • 31РАВНОПРАВИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • .32Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

  • 1. Конституционное право рф как наука и отрасль российского права


    Скачать 218.25 Kb.
    Название1. Конституционное право рф как наука и отрасль российского права
    Анкорkp_otvety.docx
    Дата06.12.2017
    Размер218.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkp_otvety.docx
    ТипДокументы
    #10734
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    .30Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами
    Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.

    Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти обладает полномочиями в различных сферах общественной жизни: в области государственного строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в области международных отношений, обороны и безопасности. Вопросы ведения Федерации описаны в ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:
    принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль над их соблюдением;
    федеративное устройство и территория РФ;
    регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;
    установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов;
    установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного развития РФ;
    судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
    федеральное коллизионное право;
    федеральная государственная служба;
    государственные награды и почетные звания РФ.
    К ведению Федерации отнесены также метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.

    К ведению федеральных органов государственной власти в области экономики, финансов, социально-культурной сфере отнесены:
    установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в РФ;
    федеральная государственная собственность и управление ею;
    установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы (включая федеральные банки);
    федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
    федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.
    В сфере международных отношений, обороны и безопасности, защиты границ к ведению федеральных органов государственной власти отнесены:
    внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;
    внешнеэкономические отношения РФ;
    оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия и боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
    определение статуса, режим и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
    К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесены разнообразные вопросы:
    обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам РФ;
    защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
    вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
    разграничение государственной собственности;
    установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
    природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
    общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта;
    координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
    административное, жилищное законодательство, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; административно-процессуальное, трудовое, семейное законодательство;
    осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
    кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
    защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
    установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
    координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; выполнение международных договоров РФ.
    Вне пределов полномочий РФ субъекты РФ обладают всей полнотой власти. Например, они самостоятельно формируют свои органы государственной власти, утверждают бюджеты, принимают законы и т.д.
    Распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами выражает как общегосударственные интересы, суверенитет Федерации, так и интересы субъектов, обеспечивает целостность Российского государства и в то же время широкую самостоятельность регионов.


    31РАВНОПРАВИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — конституционный принцип федеративного устройства, в соответствии с которым населяющие РФ народы вправе самостоятельно определять формы своего политического устройства в рамках федеральной Конституции и без права выхода из состава России. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69).
    РФ представляет собой государственную форму самоопределения как многонационального народа России в целом, так и всех входящих в него народов. Поэтому реализация права народов РФ на самоопределение не должна вести к нарушению территориальной целостности государства. Право наций на самоопределение, как это вытекает из международных документов, не предполагает образования самостоятельного государства. В мире насчитывается свыше 2 тыс. наций и народностей и только около 200 государств. Ныне общепризнанным становится положение о том, что все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки и т.п.

    .32Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
    Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
    Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:
    1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;
    2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию;
    3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты Российской Федерации в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;
    4) каждый субъект Российской Федерации праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Российской Федерации.\


    33. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе:

    статус, компетенция.

    Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе является одним из руководящих сотрудников Администрации Президента Российской Федерации.

     

      Согласно Конституции России Президент формирует свою Администрацию и осуществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама Администрация органом власти не является. В структуру президентской власти включаются полномочные представители Президента в федеральных округах. Это указано в статье 83 Конституции.

       Полпреды существовали и до указа В.В. Путина о создании федеральных округов, только они были в каждом субъекте России и выполняли другие функции. Президент оптимизировал структуру, поставил полпредам реальные и конкретные задачи, исходя из складывающейся ситуации в стране, уменьшил их число. Властная вертикаль стала более четко выстроена. Эффективнее заработала система прохождения информации, работа федеральных структур на территориях. Что очень важно – у региональных властей появился консолидирующий фактор.

      Полпред, выполняя поручения Президента, помогает ему выполнять обязанности главы государства. Среди них – обеспечение единства и устойчивой системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Вертикаль президентской власти напоминает стержень, вокруг которого действуют на благо людей независимые органы власти нашего демократического государства – судебная, законодательная и исполнительная. Президентская власть собирает воедино федеральную и региональную власть, а также органы местного самоуправления. Так, в обязанности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе входит координация работы всех органов власти на территории Дальнего Востока.

    Полномочный представитель Президента РФ в ДФО:

    • проводит внутреннюю и внешнюю политику Президента РФ на территории Дальнего Востока;

    • проводит кадровую политику Президента РФ;

    • докладывает Президенту о социально-экономической и общественно-политической ситуации на Дальнем Востоке, а также предлагает ему способы улучшения положения дел в Дальневосточном федеральном округе.

       Президент определил функции своего представителя на Дальнем Востоке. А именно он:

    • координирует деятельность федеральных органов власти;

    • организует взаимодействие федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления;

    • анализирует деятельность правоохранительных органов;

    • разрабатывает программы социально-экономического развития;

    • согласовывает кандидатуры на руководящие должности в федеральных органах власти на территории федерального округа (УВД, ФСБ, представительств всех министерств и ведомств РФ);

    • контролирует исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;

    • согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;

    • согласовывает представления к государственным наградам и высшим воинским званиям;

    • вручает государственные награды, объявляет благодарность Президента РФ;

    • вручает удостоверения судьи судьям арбитражных судов и судов общей юрисдикции;

    • принимает участие в работе органов власти на территории Дальнего Востока;

    • проводит согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;

    • предлагает Президенту приостановить действия актов органов исполнительной власти регионов Дальнего Востока, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или ущемляют права и свободы граждан.

    34Понятие избирательного права и избирательной системы.

    Свободные выборы-явл.высшим непосредственным выражением власти народа и способом формир-я органов гос. Власти и МСУ. ИЗБИР.СИСТЕМА-порядок,установленный зак/дат-ом,выбора президента,депутатов гос.думы,органов гос.власти субьектов в МСУ. СУЩЕСТВ-ЮТ 2ВИДА И.С.:1.Мажоритарная(франц.-большинство); 2.Пропорциональная-при ней избиратели голосуют не за конкретного,а за списки кандидатов.так избирается гос.дума. Изб.ПРАВО В ОБЬЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ это институт конституц.права,представляющий совок-ть правовых норм регулирующих обществ-ые отнош-я,связанные с выборами. В СУБЬЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ Изб.право- это конституционное право гр-н избиратель(активное И.П) и быть избранными(пассивное).ОСН.ИСТОЧНИКОМ И.П. явл. КОНСТ.РФ,фед.законы «по основным гарантиям иных прав и право на участие в референдуме гр-н РФ»; о выборах депутатов госм.думы» и др. НПА. ПРИНЦИПЫ И.П.:1.Всеобщность-любой гр-н РФ достигший 18лет имеет право избирать, а по достижению опред.возрата и быть избранным орг.власти и МСУ.  ИСКЛЮЧЕНИЕ-составляют не дееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы.; 2.Пр-п равного избирания(1избиратель-1 голос); 3.прямое И.П.(т.е.непосредственное голосование); 4. тайное голосование; 5. свободное и добровольное участие в выборах.

    Виды избирательных систем.Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Мажоритарная система относительного большинства -Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Мажоритарная система абсолютного большинства она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается)[1]; б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Никто не может быть избран в первом туре, если не получил 1) абсолютного большинства поданных голосов; 2) числа голосов, равного четвертой части от числа всех внесенных в списке избирателей. В случае равенства голосов считается избранным старший по возрасту кандидат”. При мажоритарной системе абсолютного большинства, как и при системе относительного большинства, обычно устанавливаются одномандатные избирательные округа, хотя допустимы и многомандатные. Мажоритарная система квалифицированного большинства При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Пропорциональная избирательная система – один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в России.  Пропорциональная избирательная система имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем.  Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом.  Политические партии и движения, их союзы выдвигают списки своих кандидатов.  Избиратель голосует за один из таких списков.  Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения.

    Избирательный процесс и его стадии.Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.1.назначение выборов; 2.регистрация избирателей-ее осущ-ет глава м/ц-го образования в оношении постоянно или преимушественно проживающих гр-ан на терр-ии муниципалитета имеющих избир-ое право на день голосования.; 3.формирование избирательных округов; 4.формирование избират-ых участков.осущ-тся главой МСУ по согласию с соотв-ей избир-ой комиссии.; 5. списки избир-ых участков, с указанием границ и адресов публикуются в СМИ не позднее 25дней до выборов. ИЗБ.КОМИССИИ ВКЛ. 1. центральную избир.комиссию(ЦИК)15чл.,советом федерации,президентом,гос.дума. 2.избират-ые комиссии субьектов срок полномочий не более 5лет; 3.терр-ая,районные или городские.5лет; 4.участковые избир.комиссии.(УИК); 6.выдвижение кандидатов осущ-тся партиями, либо избирателями ,либо осущ-тся путем самовыдвижения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10