Главная страница
Навигация по странице:

  • 27Понятие и сущность федерализма .

  • Конституционные принципы российского федерализма

  • РАВНОПРАВИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • 1. Конституционное право рф как наука и отрасль российского права


    Скачать 218.25 Kb.
    Название1. Конституционное право рф как наука и отрасль российского права
    Анкорkp_otvety.docx
    Дата06.12.2017
    Размер218.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkp_otvety.docx
    ТипДокументы
    #10734
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    22 Основания и порядок прекращения гражданства РФ

    Гражданство РФ прекращается:

    • вследствие выхода из гражданства РФ;

    • по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором Российской Федерации.

    Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке.

    Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке.

    Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

    Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ:

    • имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом;

    • привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

    • не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

    В результате изменения в соответствии с м/н договором РФ Государственной границы РФ граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить (оптация) свое гражданство согласно условиям данного м/н договора.
    23. Порядок рассмотрения вопросов гражданства РФ

    1. Заявления или ходатайства по вопросам гражданства подаются дееспособными лицами.

    2. Оформление приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации начинается по месту жительства заявителя: для лиц, проживающих на территории Российской Федерации, - в органах внутренних дел Российской Федерации (далее именуются - органы внутренних дел); для лиц, проживающих за пределами России, - в соответствующих дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации (далее именуются - консульские учреждения).

    3. В отношении лиц, прибывших в Россию в связи с трудовыми соглашениями, учебой, иными целями, органы внутренних дел оформляют материалы по вопросам гражданства после решения в установленном Законом порядке вопроса о месте их жительства на территории России.

    4. В случаях когда приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации оформляется в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), подаются заявления. В случаях, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляются ходатайства.

    Заявление или ходатайство считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и правильно оформленных документов, предусмотренных Законом и настоящим Положением.

    5. Заявления об изменении гражданства в порядке регистрации и приложенные к нему документы на территории России рассматриваются Министерством внутренних дел Российской Федерации, министерствами внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлениями (главными управлениями) внутренних дел, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а за пределами Российской Федерации - консульскими учреждениями. Эти органы правомочны принимать по заявлениям решения.

    В исключительных случаях, когда лицо, имеющее право на приобретение гражданства Российской Федерации в порядке регистрации, не может лично по месту жительства подать заявление о предоставлении гражданства, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации (далее именуется - Комиссия) вправе дать поручение органам, ведающим делами о гражданстве, об оформлении гражданства этому лицу по месту его временного пребывания.

    6. Ходатайства лиц, проживающих на территории России, и другие необходимые документы вместе с заключениями территориальных органов Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, органов внутренних дел на местах направляются министерствами внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлениями (главными управлениями) внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов в Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое направляет все материалы со своим заключением в Комиссию и Федеральную службу контрразведки Российской Федерации, представляющую свое заключение непосредственно в Комиссию.

    Ходатайства лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, вместе с необходимыми документами и заключениями консульских учреждений направляются в Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое представляет их вместе со своим заключением в Федеральную службу контрразведки Российской Федерации. Федеральная служба контрразведки Российской Федерации выносит свое заключение и все материалы направляет в Комиссию.

    7. Срок рассмотрения заявлений и ходатайств в органах внутренних дел на местах и территориальных органах Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе контрразведки Российской Федерации, в консульских учреждениях и Министерстве иностранных дел Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

    8. При подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, кроме случаев его признания и случаев, предусмотренных частью второй статьи 20 Закона, взимается государственная пошлина, размер которой устанавливается законодательством Российской Федерации.
    24 Конституционно-правовой статус иностранных граждан на территории РФ

    Конституционно-правовой статус иностранных граждан в демократических государствах характеризуется прежде всего тем, что на них распространяются всеобщие права человека и подавляющее большинство прав, свобод и обязанностей граждан страны пребывания или проживания. Исключение обычно составляют избирательные права, а также право занятия некоторых должностей, право осуществления определенных видов деятельности, право приобретения некоторых объектов собственности, обязанность прохождения военной службы и защиты страны. В Конституции Португалии (ст. 15), например, говорится, что иностранцы и лица без гражданства, временно пребывающие или проживающие в Португалии, пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и португальские граждане. Это положение не распространяется на политические права и замещение государственных должностей, кроме должностей, связанных по преимуществу с выполнением технической работы, и права и обязанности, закрепленные в Конституции исключительно за португальскими гражданами. Допускается наделение по закону иностранцев, проживающих на территории страны, и при условии взаимности со стороны соответствующего иностранного государства, избирательной правоспособностью на выборах в органы местного самоуправления. Аналогичные положения содержатся в конституциях Испании (ч. 1 и 2 ст. 13), Болгарии (ч. 2 ст. 26) и др., а Конституция Швеции (п. 22 Конституционного закона 1974 г. «Форма правления») содержит длинный список вопросов, когда иностранцы уравниваются в правах с шведскими гражданами. В Основном законе Австрии об общих правах граждан (ст. 3) указывается, что для иностранцев поступление на службу в публичные учреждения зависит от приобретения австрийского гражданства. Конституция Болгарии (ч. 1 ст. 22) ограничивает права иностранцев и тем, что они не могут приобретать право собственности на землю, кроме наследования по закону. Достаточно часто конституции содержат лишь общее положение о том, что правовое положение иностранцев регулируется законом в соответствии с международными нормами и договорами (например, ст. 10 Конституции Италии).

    Многие конституции ограничивают или запрещают выдачу иностранцев другому государству, особенно за политические преступления. Конституция Италии (ст. 10) устанавливает, что не допускается выдача иностранцев за политические преступления, а ст. 5 Конституции Греции воспрещает выдачу иностранца, преследуемого за свою деятельность во имя свободы. В Конституции Нидерландов (ст. 2) указывается, что выдача иностранцев другому государству может быть осуществлена только в соответствии с международным договором.

    Апатридами (от греч. apatris, apatridos — не имеющий, лишенный родины, отечества) или аполидами называются лица, не имеющие гражданства (подданства) какого-либо государства. Статус апатридов возникает обычно в результате того, что определенные лица выходят из гражданства или оказываются исключенными из него до того, как приобретают гражданство другого государства. Они, как и иностранцы, подчиняются законодательству того государства, где они находятся или проживают. В отличие от иностранных граждан, апатриды не пользуются защитой какого-либо другого государства. Их правоспособность, как правило,'несколько ограничена (например, в области избирательного права). Им, как и иностранцам, часто предоставляется право убежища. Статья 33 Конституции Португалии, например, предусматривает, что иностранцам и апатридам, которые подвергаются преследованиям по причине их борьбы за демократию, социальное и национальное освобождение, за мир между народами, свободу и права человеческой личности, гарантируется право убежища, а закон определяет статус политического беженца. Конституция РФ предусматривает, что апатриды, так же как и иностранцы, пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62). Имеются международные конвенции о статусе апатридов (1954) и о сокращении безгражданства (1961).

    Бипатриды (от лат. bis — дважды и греч. patridos — родина, отечество) или биполиды — это лица, состоящие одновременно в гражданстве двух (а иногда и более) государств. Многие страны негативно относятся к двугражданству, поскольку, по их мнению, это может создавать сложности в осуществлении прав и обязанностей их граждан. Поэтому их конституционное законодательство не предусматривает или даже прямо запрещает двойное и более гражданство. Чаще всего проблемы статуса бипатридов, как и аполидов, регулируются не в конституциях, а в специальном законодательстве. Тем не менее в ряде конституций устанавливаются общие принципы в этой области. Так, в Конституции Испании (ч. 3 ст. 11) указывается, что «государство может заключать договоры о двойном гражданстве с иберо-американскими странами или же со странами, имевшими или имеющими особые связи с Испанией. В этих странах, даже если они не признают за своими гражданами такого права на взаимной основе, испанцы могут натурализоваться без потери испанского гражданства».

    Конституция РФ признает двойное гражданство. В ней говорится (ст. 62), что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Проблема бипатризма приобрела у нас особую актуальность и значимость за последние годы в связи с распадом СССР, в результате чего около 25 млн русских оказались за пределами независимой России, а несколько миллионов украинцев, белорусов, узбеков, казахов и др. — на территории России. Эта проблема сегодня — предмет широких и острых дискуссий как внутри отдельных стран СНГ, так и во взаимоотношениях между ними. Нередки случаи, когда русскоязычное население стран СНГ высказывает желание иметь, наряду с гражданством страны проживания, и российское гражданство. Однако не все страны СНГ (например, Казахстан) предоставляют такую возможность своим гражданам.

    Вопрос о двойном гражданстве нередко возникает и при заключении брака и при рождении ребенка от родителей, имеющих различное гражданство. Так, если женщина выходит замуж за иностранного гражданина, по законам государства которого жена обязана принимать гражданство мужа, то очень часто лучшим выходом для нее из создавшегося положения (при желании сохранить свое гражданство) оказывается получение двойного гражданства.
    25. Правовой статус беженцев
    Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

    Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

    Вынужденным переселенцем признается: 
    1) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 
    2) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ.

    Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо: 
    1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законом РФ; 
    2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства РФ; 
    3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Правовое положение беженцев определяется ФЗ «О беженцах»

    Лицо утрачивает статус беженца: 
    1) после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ; 
    2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности; 
    3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело; 
    4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности; 
    5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований; 
    6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть; 
    7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства.
    27Понятие и сущность федерализма.

    В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (89), но и по числу их разновидностей (6).

    Термины «федерация» и «федерализм» весьма востребованы в современном мире, причем не только в науке, но и в таких сферах общественных отношений, как литература, публицистика, спорт, культура, профсоюзная и иная профессиональная деятельность, функционирование различных институтов гражданского общества и общественных объединений (женских, молодежных, студенческих, детских, ветеранских и т. п.). В широком смысле слова под федерацией (от лат. federare – объединять, укреплять союзом) понимается любая система, структура, состоящая из неодинаковых частей.

    Рассматриваемые термины имеют и собственно правовое значение. При этом они не являются тождественными, а соотносятся как форма и содержание. Федерация – это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования – субъекты федерации; федерализм же – это проявление установленных федеративных отношений, это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты. Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает статику в государственных отношениях, а федерализм – динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма – не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т. е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся тем не менее в неразрывном единстве (во всяком случае с сугубо юридической точки зрения): федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве.

    Четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом провести сложно. Децентрализация власти присуща не только федеративному, но и унитарному государству, при этом степень автономии составных частей некоторых унитарных государств (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской автономии в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и др.) может быть большей, чем субъектов отдельных федеративных государств (например, штатов в Индии). Поэтому сущностным признаком федерализма является не степень автономии составных частей государства, а особый характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве независимо от объема прав, предоставляемых его территориальным единицам.

    Федеративные государства в обязательном порядке характеризуются наличием двух уровней государственной власти, причем в федеративных отношениях главными являются отношения по поводу распределения и осуществления государственной власти. В осуществлении государственной власти, равно как и в федеративных отношениях вообще, обязательно имеют место элемент соглашения (не в буквальном юридическом смысле «договор»), сочетание сотрудничества и подчинения. Если в унитарном государстве власть делится «сверху» и так же, «сверху», в любой момент предоставленные составным частям государства власть и автономия могут быть отняты или изменены, то в федеративном государстве исключается принятие подобных решений центральной власти в одностороннем порядке, обязательно участие в принятии таких решений субъектов федерации.

    28.Конституционные принципы российского федерализма

    Федеративному устройству России посвящена гл. 3 Конституции РФ, однако основополагающие принципы федеративного устройства закреплены в ст. 4 и 5 гл. 1 «Основы конституционного строя», что предопределяет их значимость и неизменность при существовании действующей Конституции РФ. Большинство из закрепленных принципов лежат в основе конституционно-правового статуса Российской Федерации.

    Конституция РФ закрепляет следующие принципы федеративного устройства России (схема 8).

    1.Государственная целостность. Данный принцип означает, в частности, единство территории РФ, распространение суверенитета РФ на всю территорию, единое экономическое пространство, единое правовое пространство и т. п.
    2. Единство системы государственной власти. Это единство проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в институциональной организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии различных органов государственной власти и т. д.
    3. Принцип разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (между федеральными и региональными органами государственной власти). Мера разделения власти между центром и составными частями государства, как отмечалось, является одним из основных признаков федеративного устройства.

    Основополагающие принципы разграничения властных полномочий между федеральным центром и субъектами РФ закреплены в Конституции РФ, а детализация содержится в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изм. и доп.

    Разграничение предметов ведения и властных полномочий возможно двумя основными способами: нормативным (конституционным, уставным, законодательным) и договорным. При этом договорный способ разграничения не противопоставляется конституционному, он не является «неконституционным» и должен применяться только в рамках действующей Конституции РФ. Различие между данными способами заключается лишь в том, что при нормативном способе властные полномочия закрепляются за соответствующим субъектом непосредственно в нормативном акте (Конституции РФ, конституции (уставе) субъекта РФ, федеральном или региональном законе), а при договорном — в договоре (соглашении).
    4.Принцип верховенства фед. Конституции и законов.

    Единство, согласованность, стабильность всей правовой системы РФ, если появляются противоречия между фед. законами и субъектами РФ, то действует федеральный закон, единственное исключение, если фед. Зашла на правовое поле субъектов федерации.
    5.Принцип равноправия субъектов РФ

    А) в равенстве прав и обязанностей и субъектов федерации перед федеральным центром

    Б) в равенстве предостовляемости всех субъектов в совете федерации

    В) В системе органов гос. власти

    Г) предоставления всем субъектам прав принятия закон

    29.РАВНОПРАВИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — закрепленный Конституцией РФ принцип федеративного устройства, означающий, что субъекты РФ поставлены в равные юридические условия, они равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе при подготовке и заключении договоров, соглашений. Р.с. РФ выражается в равенстве их прав и обязанностей; в возможности всех субъектов принимать законы, иметь свою правовую систему, самостоятельно определять системы органов государственной власти соответственно основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов власти; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10