Главная страница
Навигация по странице:

  • 7Конституция – основной источник государственного ( конституционного ) права. Конституция Российской Федерации

  • 9. конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

  • 11.Источники конституционного права

  • Конституционные основы российского государства

  • Конституционные основы организации власти РФ

  • Суверенитет Российской Федерации

  • Органы государственной власти

  • Вопрос 15) По содержанию прав и свобод человека (

  • 1. Конституционное право рф как наука и отрасль российского права


    Скачать 218.25 Kb.
    Название1. Конституционное право рф как наука и отрасль российского права
    Анкорkp_otvety.docx
    Дата06.12.2017
    Размер218.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkp_otvety.docx
    ТипДокументы
    #10734
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    5. Форма и структура конституций

    Форма конституции — это способ организации заключенного в ней материала. По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Конституции большинства стран мира — это единый нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Но есть страны, в которых конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой (финляндия-4 осн закона). Но есть страны, в которых конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой (Австрия напр)

    Структура конституции — это принятый порядок ее организационного строения, внутренней согласованности составных частей, последовательности их расположения. Уяснение структуры конституции имеет важное значение для понимания ее концепции, поскольку каждая ее часть — элемент общей композиции этого нормативного акта.

    Конституции по своей структуре различны. Это объясняется не только избранной каждой страной формой правления, существующим в ней политическим режимом, территориальным устройством и другими факторами, но и историческими условиями принятия конституции и ее формой. Однако структуре конституций нового поколения, за редким исключением, присуще много общего. Их структура включает, как правило, преамбулу (введение), основную часть, заключительные и переходные положения и иногда — приложения.

    Преамбула, имеющаяся в большинстве конституций, объясняет обычно краткую характеристику целей и исторических условий принятия конституции. Положения преамбулы имеют важное политическое, идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции. Основная часть конституции состоит обычно из общей части (общих принципов, основ конституционного строя и др.); глав о правах, свободах и обязанностях граждан; о системе и статусе органов государственной власти и их взаимоотношениях; об органах местного самоуправления…

    6. Соотношение фактической и юридической конституции



    Сегодня нет единого мнения о сущности конституции. В трудах ученых прошлого и настоящего времени предлагаются следующие идеи [1]1:

    конституция есть выражение общей воли народа, создающего свою государственность для достижения общих целей;

    конституция есть продукт общего согласия всех слоев и групп, составляющих общество;

    конституция – воля господствующего класса, возведенная в закон.

    В науке конституционного права термин «конституция» применяется в двух значениях: юридическая конституция – это всегда определенная система правовых норм. Фактическая конституция – это сложившиеся действительные основы существующего строя (конституция в материальном смысле слова). Фактическая и юридическая конституции могут либо совпадать, либо расходиться. Серьезные расхождения между юридической и фактической конституциями иногда порождают фиктивность положении Конституции. Приведение таких положений в соответствие с реалиями социально-политической жизни достигается, как правило, путем принятия поправок к тексту, однако действующая российская конституция относится к числу жестких конституций, изменяемых в особом порядке, который регулируется главой 9.

    Сложившаяся в настоящее время практика реализации государственной власти в России позволяет отметить значительные расхождения между фактической и юридической конституциями. Рассмотрим некоторые из них.

    1. Россия – демократическое государство (ч.1 ст.1 Конституции России). Как известно, понятие «демократия» дословно означает власть народа. Народовластие осуществляется в двух формах: непосредственной и представительной. И обе данные формы закреплены ст.3 Конституции России. Элементы представительства в последние годы подверглись серьезному пересмотру: безусловное большинство российских граждан понимают, что после избрания Б.Н. Ельцина Президентом России последующие Президенты не более чем назначенцы; мы имеем фактическое назначение глав субъектов России; увеличен срок президентства и т.п. Вместе с тем, представительная демократия в России реализуется на основе общих принципов, однако отметим, что избиратели лишены стимулов к честной социальной конкуренции законными способами, и власти почти ничего не делают для воспитания в населении склонности к открытому соревнованию по общепринятым и гласным правилам. Что касается прямой демократии, которая является важнейшим элементом политической системы государства, провозгласившего себя «демократическим и правовым», то по моему мнению, сложившаяся ситуация не вполне соответствует нормам Конституции. В современных условиях «свободные выборы» привлекают весьма незначительную часть народа, вследствие чего избранные представители получают мандат доверия не от большинства населения, а от большинства проголосовавшего электората. Что касается референдума, то последний общенациональный референдум был проведен как раз по вопросу принятия ныне действующей Конституции России, т.е. 12 декабря 1993г. Правящая российская элита фактически не рассматривает данный институт в качестве стратегического ориентира для повышения эффективности осуществления государственной власти, а ведь именно в референдумах проявляется стремление власти к достижению согласия с населением государства.

    2. Российская Федерация – федеративное государство (ч.1 ст.1). Исходя из классических признаков, федерация – сложное государство, состоящее из субъектов, именно государство, с присущим ему свойством суверенитета. Однако, исходя из ч.2.ст.5 Конституции России, мы видим, что такой тип субъекта России, как республика провозглашен государством, имеющим свою конституцию и законодательство. Таким образом, налицо несообразность: Россия признает, что в ее составе существует еще ряд суверенных государств, имеющих публичные органы власти. Безусловно, разработчики конституции не имели в виду ничего подобного (об этом говорит и определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 250-О), однако данная норма породила лавину двусторонних договоров между субъектами и Россией. Причем положения некоторых из них нарушают действующую Конституцию России, особенно в части ст. 71 и 72. Кстати, помимо республик в данный процесс включились и иные субъекты – края, области и даже города федерального значения. Как правильно указывает И.А. Иванников, «речь в Конституции идет фактически не о федерации, а о конфедерации» [2]. Все субъекты должны быть равны между собой, именно в этом и состоит принцип формального равенства.

    3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч.3 ст.4). Отметим очередное несовпадение юридической и фактической конституций, приведшее к фиктивности действующей нормы. Речь идет о половине острова Большой Уссурийский и острове Тарабаров, которые по межправительственному соглашению, подписанному 14 октября 2004 года в Пекине Президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Ху Цзиньтао, отошли к Китаю под благозвучной формулировкой «уточнение границ». Безусловно, решение России передать Китаю ряд островов на Амуре продиктовано тем, что Москве выгодно иметь добрососедские отношения с Пекином, и в его основе лежат долгосрочные интересы России. Вместе с тем отметим, что такое решение противоречит не только Конституции России, но и ставит под сомнение принцип нерушимости границ, установленный Заключительным актом СБСЕ от 01 августа 1975г. Однако заключенное между Россией и Китаем пограничное соглашение и передача части островов на Амуре Китаю может быть использовано другими странами в качестве прецедента, на основе которого они могли бы начать агрессивно-наступательную политику по отторжению российских территорий на якобы договорной основе. Речь идет, в том числе о давних претензиях Японии на российские Южные Курилы. А ведь Япония, которая в отличие от Германии, не предъявляющей пока претензий на Калининградскую область (бывший Кенигсберг), не считает указанный выше принцип в качестве императивного во взаимоотношениях между государствами. И не случайно японский парламент уже провозгласил, что данные острова являются частью Японии.

    4. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч.1 ст.15). В настоящее время происходят значительные изменения в российской правовой системе, фактически ставя под сомнение доктрину, что основным источником права в России является нормативный правовой акт. В ряде субъектов Российской Федерации отчетливо просматриваются тенденции, направленные на узаконивание мусульманского права (Чечня, Ингушетия и др.). Религия является областью дозволений и запретов, которые одновременно санкционируют поведение в качестве морального и законного, хотя зачастую, в конкретном случае данное поведение может расходиться с требованиями законов. Применение норм шариата или адата на территории России является фактическим нарушением конституционных предписаний, а также нарушает права и свободы немусульманской части населения данных регионов. Конечно, приведенные примеры не являются исчерпывающими. Большинство конституций стран мира имеют фиктивные положения, не подкрепленные практикой. Эффективно реализовывать свои полномочия может лишь сильная авторитетная и легитимная власть. Причем власть, ограниченная правом. В настоящее же время мы можем наблюдать верховенство политических норм, которые трансформируются в правовые. Иными словами, не право воздействует на политику, а наоборот.

    7Конституция основной источник государственного (конституционного) права.

     Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

    1) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме, который является высшим непосредственным выражением власти народа;

    2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;

    3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;

    4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

    5) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя status quo   российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества:

    6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений.

    Указанные черты присущи также конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на территории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации. Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.

    8. Конституция и конституционное развитие России в ХХ веке

    Рассматриваемый период отличается тем, что в России появилась конституция в собственном, формально-юридическом смысле слова. Однако в содержательном плане советские конституции не согласовывались с общепризнанными постулатами традиционного («западного») конституционализма (равноправие граждан, народное представительство и парламентаризм, политический плюрализм и многопартийность, разделение власти, приоритет прав человека и др.); в основе советского государственного права лежали представления о классовых интересах, подчиненности личных интересов общественным (государственным), институциональном единстве государственной власти, идеологическом монизме и господстве одной политической силы и т. п.

    Начало формированию тоталитарного государственного права положили первые акты (декреты) первого советского правительства: декреты о власти, об учреждении Совета народных комиссаров, о мире, о земле, о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, о запрещении контрреволюционных партий, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др.

    10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР,провозглашающую Россию республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (в противовес парламентской республике), закрепляющую единство законодательной и исполнительно-контрольной деятельности (вместо разделения власти), диктатуру пролетариата и беспощадное подавление эксплуататоров (политические и некоторые социально-экономические права предоставлялись только трудящимся), федеративное устройство государства на основе национально-территориального принципа, введение всеобщей трудовой повинности, провозглашающую в качестве основной цели победу социализма во всех странах.

    В 1922 г. Россия фактически утратила государственный суверенитет, став частью Союза Советских Социалистических Республик (хотя де-юре у нее сохранялось право выхода из Союза). С этого времени конституционное развитие России представляло собой развитие ее как республики в составе СССР, а все последующие российские конституции были слепком с союзных конституций. Принятая в 1925 г. вторая Конституция РСФСР (вслед за Конституцией СССР 1924 г.) юридически закрепила новый статус России. В содержательном плане эта Конституция мало отличалась от предыдущей, хотя она отразила некоторое смягчение политической и экономической обстановки после окончания Гражданской войны.

    Третья Конституция РСФСР (принята в 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г.) провозгласила полную победу социализма, впервые юридически (на уровне основного закона государства) закрепила руководящую роль коммунистической партии, несколько смягчила формулировки относительно обеспечения равноправия граждан.

    В 1978 г., после принятия Конституции СССР 1977 г., принимается четвертая Конституция РСФСР (последняя российская Конституция советского периода). Конституция закрепляет построение в стране развитого социализма, перерастание диктатуры пролетариата в общенародную государственную власть, расширяет формулировки о правах и свободах человека и гражданина.

    Все советские конституции не соответствовали традиционному пониманию конституционализма. Кроме того, они в значительной степени были фиктивными: даже привлекательные конституционные нормы (о личных и политических правах и свободах, народовластии, федерализме и др.) на практике не соблюдались, в стране существовал тоталитарный (позднее – авторитарный) режим с фактически безраздельным правлением партийно-государственной номенклатуры. Однако наука конституционного (государственного) права в этот период не находилась в полном застое, что предопределило достаточно быстрый переход к новой конституционной модели российской государственности.

    Становление современного конституционализма в России

    Становление подлинного конституционализма в России не следует связывать исключительно с принятием новой Конституции в 1993 г., этот процесс начался во второй половине 1980-х гг. – в рамках последней советской Конституции РСФСР 1978 г.

    После 1985 г., когда в СССР началась так называемая «перестройка» всех сфер общественной жизни, Конституция 1978 г. многократно изменялась, в результате чего приобрела принципиально иные черты. Многие из тех конституционных положений оказались воспринятыми действующей Конституцией РФ. Именно на основе изменившейся Конституции и принятых в ее развитие положений законов начался переход от авторитарного к демократическому режиму.

    Проявлялось это, в частности, в следующем:

    в России на конституционном уровне закреплялись отказ от социалистической модели развития, монополии коммунистической партии, признание политического плюрализма и многопартийности, разделения власти, частной собственности и свободы предпринимательства;

    произошли изменения в системе государственной власти: принципиально изменилась избирательная система, были учреждены пост Президента РФ, двухуровневый представительный и законодательный орган (Съезд народных депутатов РФ и постоянно действующий Верховный Совет РФ) и Конституционный Суд РФ;

    изменились внутрифедеративные отношения: все бывшие автономные республики и большинство автономных областей приобрели статус республик в составе РФ, повысился статус других субъектов федерации, в 1992 г. был заключен Федеративный договор, ставший составной частью Конституции;

    были значительно расширены права местного самоуправления;

    22 ноября 1991 г. принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, инкорпорированная затем в Конституцию;

    после прекращения существования СССР в 1991 г. из Конституции РФ исключены нормы, ограничивающие государственный суверенитет России, и ее конституционное развитие с этого времени продолжается как развитие суверенного государства (Декларация о государственном суверенитете была принята Съездом народных депутатов РСФСР еще 12 июня 1989 г., но в ней предусматривалось развитие России в составе обновленного СССР);

    изменилась государственная символика.

    Поскольку противоречия в Конституции РФ 1978 г., несмотря на внесение в нее многочисленных поправок, сохранялись (прежде всего в нормах, регламентирующих систему государственной власти), вплотную встал вопрос о принятии новой Конституции России.

    В 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР было принято решение о разработке новой Конституции, создана Конституционная комиссия для подготовки проекта Основного Закона. В это время разрабатывалась масса альтернативных проектов, для обобщения всех предложений создано Конституционное совещание.

    На 12 декабря 1993 г. были назначены референдум по проекту новой Конституции РФ и выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации (правовой основой проведения указанных референдума и выборов явились соответствующие положения, утвержденные указами Президента РФ, так как в тот период в стране не функционировал парламент и вся полнота политической власти была временно сконцентрирована в руках главы государства. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» было приостановлено действие ряда статей Конституции 1978 г., прекращена деятельность Съезда народных депутатов, Верховного Совета РФ и нижестоящих советов народных депутатов).

    12 декабря 1993 г. впервые в истории России всенародным голосованием принимается новая Конституция (в конституционном референдуме приняло участие более 54 % граждан России, имеющих право на участие в референдуме, из них более 58 % проголосовали за принятие вынесенного на голосование проекта). Важно отметить, что на голосование был вынесен согласованный проект Основного Закона – Конституционное совещание рассмотрело и обобщило тысячи предложений от различных органов государственной власти, политических сил, регионов, граждан, ученых, отечественных и зарубежных экспертов. Текст действующей Конституции РФ является одним из лучших в мире.

    Именно с принятия новой Конституции РФ начался новый этап в постсоветском развитии российского конституционализма, на основе Конституции 1993 г. формируются новые правовая система и конституционная модель государства. Этап этот будет весьма продолжительным, многие качественные нормы Конституции РФ пока не соблюдаются, требуется значительный период, чтобы общество научилось жить по Конституции.


    9. конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

    Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

    Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

    К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

    Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

    Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

    Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.
    Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

    1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм;

    2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства;

    3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

    4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.
    Классифицировать конституционно-правовые нормы можно по следующим основным признакам:

          А)По характеру содержащихся в них предписаний - на управомочивающие, обязывающие и запрещающие;

          Обязывающие нормы права -определяют должное поведение.

          Запрещающие нормы - содержат в себе категорический запрет на деятельность социально-вредную с точки зрения государства и общества.

          Управомочивающие нормы -предоставляют субъектам возможность определённого поведения, гарантированного юридическими обязанностями других лиц и авторитетом государства.

          Б)По степени определённости содержащихся в них предписаний - на императивные и диспозитивные;

          В)По действию во времени и пространстве - на нормы, действующие постоянно, и нормы действующие определённое время, на нормы, действующие на всей территории РФ, на территории её субъектов, в муниципальных образованиях;

          Г)По юридической силе - на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов и других нормативных актов;

          Д)По назначению в механизме  конституционно-правового регулирования нормы могут быть материальными и процессуальными.
    10Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, основания возникновения и прекращения
    Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

    Отличия связаны с их содержанием и составом субъектов, они характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека. Носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности (ст. 10 Конституции РФ). Эти отношения представляют собой индивидуальные связи м/у субъектами КП, созданием которых являются права и обязанности субъектов КП, реализующиеся в поведении этих субъектов.

    Виды:

    1.конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

    2.правоотношения общего характера, в которых четко не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

    3.правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения.

    4.постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается.

    5.материальные и процессуальные. В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения, во вторых – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в КПН, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

    Возникновению конкретного КПО на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом (предметом) конституционного регулирования. Кроме юридических фактов необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.
    11.Источники конституционного права

    Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

    1. Конституция Российской Федерации— главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

    Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации.

    2. Законы Российской Федерации. Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

    Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.

    В качестве примера приведем Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации от 16 октября 1995 г., N 42, ст. 3921).

    3. Конституции республик, находящихся в составе России. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России. Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.

    4. Статус других субъектов Российской Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

    Например: Устав Еврейской автономной области (принят Законодательным Собранием Еврейской автономной области 8 октября 1997 г.); Устав Тульской области (принят Тульской областной Думой 28 сентября 1995 г.).

    5. Важным источником конституционного права являются Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы государства. В ст. 90 Конституции подчеркивается, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

    6. Источниками конституционного права являются также акты палат Федерального Собрания — парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа.

    Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией России.

    7. Источником конституционного права являются также Декларации. Именно в этой форме были приняты “Декларация о государственном суверенитете РСФСР” от 12 июня 1990 года, “Декларация о языках народов России” от 25 октября 1991 года и др.

    8. К числу источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства. Они издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента.

    9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы.

    10. Федеративный характер устройства России обусловливает существование таких видов источников государственного (конституционного) права как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

    11. К числу источников конституционного права относятся Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации.

    12. Статья 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

    13. К числу специфических источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

    12
    13 Конституционные основы российского государства

    Под основами конституционного строя Российской Федерации принято понимать положения (нормы, статьи) Конституции, в которых отражены наиболее важные и принципиальные черты государства. Ни одна норма права не может противоречить основам конституционного строя. Не могут противоречить им и решения должностных лиц, государственных органов и граждан
        Основы конституционного строя закрепляют форму государственной власти в стране. "Российская Федерация, - отмечается в статье 1 Конституции, - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления"
    Россия - демократическое государство
        Носителем суверенитета и единственным источником власти в ней является многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (путем референдумов и свободных выборов),а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Эти исходные положения выражают суть демократии как "власти народа".
        Демократизм Российского государства проявляется в признании прав и свобод человека высшей ценностью, в обязанностью государства соблюдать и защищать их, в формировании и функционировании эффективного механизма прямого воздействия населения на деятельность государственной власти; в надежной защищенности личности от произвола и беззакония; в политическом и идеологическом многообразии; в использовании демократических методов государственного управления, в признании и защите равным образом всех форм сфере экономической деятельности и предпринимательской.
        Демократизм проявляется и в признании России как светского государства. Религиозные объединения отделены от него и равны перед законом ст. 14 Конституции РФ гласит: "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".
    Россия - правовое государство
        Это предполагает установление и поддержание взаимоотношений с гражданами и их различными объединениями на основе норм закона, права. Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории России без ограничения и изъятия каких-либо положений. Законы и иные акты должны исходить из Конституции, верховенство которой обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны.
        Среди основных направлении формирования правового государства можно отметить следующие: развитие экономики рыночного типа; обеспечение стабильности государственной власти; недопущение политических, социальных и межнациональных конфликтов;
    достижение высокого уровня политическом, правовой и нравственной культуры.
        Непременным условием формирования правового государства в России является распространение на ее территории норм международного права. С этой целью Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры нашей страны являются составной частью ее правовой системы.

    Россия - федеративное государство
    Важнейшей задачей является обеспечение союза, мира и согласия между ними, сохранение целостности страны. Этому в наибольшей степени соответствует федеративное устройство нашего государства
        Оно состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Федерации.
        Все они обладают определенным государственно-правовым положением (статусом) Разграничение полномочий между ними и федеральными органами власти осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами Регулирование взаимоотношений между самими субъектами Российской Федерации осуществляется путем заключения договоров и соглашений. При этом Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности.
    Россия – государство с республиканской формой правления
    Верховная государственная власть и местное самоуправление в ней осуществляются выборными органами, избираемыми населением на определенный срок Это представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия
        Важнейшей гарантией сохранения республиканской формы правления в России является реализация принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебною
        Таким образом, современное Российское государство провозглашено и строится как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления. Важнейшей его обязанностью является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
    14.Конституционные основы организации власти РФ

    Конституция РФ относит к уровню основ конституционного строя такие принципы, свойства и качества государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти. В определенном соотношении с органам государственной власти выступает местное самоуправление.

    Суверенитет Российской Федерации

    Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.

    Верховенство государственной власти — это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан.

    Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции.

    Разделение властей

    В ст. 10 говорится, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Президент как бы не входит ни в одну из трех властей.

    Органы государственной власти

    Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

    • Президент РФ;

    • Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

    • Правительство РФ;

    • суды РФ

    Местное самоуправление

    Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно.
    Вопрос 15) По содержанию прав и свобод человека(тех сфер жизнедеятельности, которых они касаются) конституционные права и свободы человека и гражданина делятся на:

    1. Личные (гражданские)— составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций:

    Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятсяправо на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести.

    Особенности личных прав и свобод человека и гражданина:

    являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами каждого человека, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданствугосударства;

    включают право на охрану достоинства личности, что возлагаетсоответствующие обязанности на государство и других граждан;

    2. Политические — связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.

    3. Социально-экономические — являются основой всех иных прав. В их число входят культурные права,  права собственности, трудовые отношения, здоровье, право на отдых, на образование. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.

    В действующей Конституции сначала приведены личные, потом политические, потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.
    16Вопрос 11) Законодательная основа данного института:

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10