Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. Учение Аристотеля о мироздании и человеке. Аристотель

  • 9. Идеальное государство в теориях Платона и Аристотеля.

  • 10. Разработка методологии научного познания в философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма.

  • ЭМПИРИЗМА

  • Томаса Гоббса

  • РАЦИОНАЛИЗМА

  • Бенедикт Спиноза

  • Готфрид Лейбниц

  • ФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен. 1. Истоки, предмет, структура и функции философии. Значение философии в жизни человека и общества. Философия


    Скачать 202.1 Kb.
    Название1. Истоки, предмет, структура и функции философии. Значение философии в жизни человека и общества. Философия
    АнкорФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен.docx
    Дата12.01.2018
    Размер202.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен.docx
    ТипДокументы
    #13911
    страница3 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    7. Учение Платона о мироздании и человеке.

    Ученик Сократа Платон (427 – 347 гг. до н.э.) сделал предметом своих исследований человека, его разум и познание, природу знания и морали, а также принципы государственного устройства. «Познавая самого себя, натолкнешься на... мир идей». В центре философии Платона находится учение об идеях-парадигмах.

    Идеи существуют вне материального мира, независимого от него, т.е. они объективны. Идеи подчиняют материальный мир. Идеи бестелесны, вечны, недоступны чувственному восприятию и постигается только Разумом. Мир идей обладает структурой. На вершине пирамиды находится наивысшая идея – Блага.

    Истинное познание – это познание мира идей. Метод познания - припоминание (анамнезис). Душа бессмертна, в отличие от смертного тела. Во внетелесной среде она живет в мире идей. В телесном своем обличье она припоминает, что видела там.

    В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т.е. искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания.

    По Платону, есть 3 вида душ, в зависимости от того, какое начало в ней преобладает:

    Душа Разумная. Ею обладают философы, они стремятся к благу, справедливости, правде.

    Душа страстная или волевая. Ею обладают стражники или воины.

    Душа чувственная. Стремление к наслаждениям. Ею обладают ремесленники, торговцы, крестьяне.

    Учение Платона с его акцентом на мир идей заложило основы философского идеализма.

    8. Учение Аристотеля о мироздании и человеке.

    Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Его творчество называют кульминацией древнегреческой философии. Он был великим систематизатором философии, благодаря его творчеству она приобретает вид целостной системы знания.

    Философия делилась Аристотелем на теоретическую часть (цель которой – знание ради знания), практическую (знание ради деятельности) и пойетическую (знание ради творчества). Основное внимание мыслитель уделял фундаменту теоретического познания – учению о сущем как оно есть, т.е. метафизике.

    Аристотель критикует Платона, его учение об идеях. Платон, по мнению Аристотеля, совершил ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может.

    Аристотель приходит к выводу, что мир – только один, вещи и процессы надо изучать исходя из него самого. Явления природы не есть что-то иллюзорное, они сами являются предметом.

    Каждая конкретная вещь – это есть сочетание «материи» и «формы». Материя – это что-то неопределимое, она просто существует. Она является лишь возможностью существования предмета. Материя пассивна (как и у Платона). Форма – это активное начало, это сущность предмета и в то же время понятие о предмете. Форма образует из потенциального бытия (т.е. из материи) действительное реальное бытие. Возникновение какой-либо вещи заключается в том, что материи придается определенная форма. Исчезновение, разрушение вещи – это потеря материей формы. Но при этом материя и форма сами по себе не уничтожаются. Материя приобретает какую-то другую форму. А бывшая форма остается в идеальном состоянии (к примеру, в нашей памяти). Сами материя и форма – вечны.

    Образуется как общая иерархия материй-форм, объединяющая все вещи, весь мир:

    В самом низу находится «чистая» материя, она же – чистая возможность. Она состоит из 4-х элементов (не погибающих и не возникающих): огонь, вода, воздух, земля.

    В самом верху – высшая форма, «форма форм». У Аристотеля высшая форма характеризуется как Мировой разум (нус), он же – Бог. Бог Аристотеля – это перводвигатель. Этот перводвигатель сам неподвижен, но является источником движения всего остального. Он – отправная точка всего мирового процесса. Но одновременно он же – и цель, к которой стремится все сущее.

    Учение Аристотеля о душе. Душа (сознание) является формой по отношению к телу. Душа присуща только лишь живым существам – растениям, животным, человеку. Душа имеет 3 различных уровня: растительная душаведает функциями питания, роста и размножения; чувственная душа заключает в себе способность желать (стремление к приятному и избеганию неприятного); разумная душа заключается способность мыслить и познавать. Это похоже на платоновское учение о трех типах души, но у Аристотеля душа – единая, на трех уровнях.

    Важное место занимают проблемы логики. Логику он понимал как орудие познания, прежде всего, научного.

    Аристотель создал основы формальной логики в форме трех законов: закон тождества (всякая мысль должна быть тождественна сама себе, т.е. нельзя отождествлять различные мысли. А=А); закон противоречия (при неизменных условиях невозможно, чтобы были Истинны одновременно и некоторое высказывание и его отрицание); закон исключенного третьего (из двух взаимно противоположных суждений в данных условиях Истинно может быть только одно).

    9. Идеальное государство в теориях Платона и Аристотеля.

    Этика Платона органически сочетается с концепцией государства: во главе государства должны стоять те, кто обладает разумной душой – философы. Ниже их – воины, они должны защищать государство от внешних и внутренних врагов. Крестьяне, торговцы, ремесленники должны добросовестно выполнять свои производственные функции.

    Платон выделял 4 типа несправедливого государства: тимократия (власть военных), олигархия (власть богатых), демократия (власть толпы), тирания (власть тирана). Притом последние два – самые отвратительные. Хорошими же типами правления являются монархия или аристократия.

    Таким образом, совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем – мудрость.

    Аристотель придерживался органической теории происхождения государства, т. е. государство возникает по природе вещей. Это следует из природы человека. Государство - это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения как семья и поселение. Но государство является высшей формой общения. Государство - это политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека.
    Элементы государства:
    1. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру) .
    2. Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти) .
    3. Единый культ.
    4. Армия.
    5. Общий запас.
    6. Единые представления о справедливости.

    Аристотель оправдывает частную собственность. "Частная собственность, - говорит Аристотель, - коренится в природе человека, в его собственной любви к себе". Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной. "К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота". Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им.
    Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления. Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).
    Различаются:
    1. Правильные формы правления - в них правители имеют ввиду общую пользу (заботятся о благе народа) . Это монархия, аристократия, и полития.
    2. Неправильные формы правления - в них правители заботятся лишь о своем личном благе: тирания, олигархия и демократия.

    10. Разработка методологии научного познания в философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма.

    Философия Нового времени датируется XVII в. Эта эпоха в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии — проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII в.

    Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. Очевидно, что метод такой науки также должен быть универсальным, гарантировать получение вечной, неизменной, полной истины. Размышления о методе отодвинули на задний план вопросы о бытии, человеке, смысле жизни и т.п. Вокруг ответа на вопросы об универсальном методе и источнике научного познания в философии Нового времени сложились две конфликтующие позиции: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Дилемма эмпиризма и рационализма существовала на протяжении всей истории философии, однако в XVII в. дискуссия между представителями этих направлений стала нервом философии.

    Разработка идей ЭМПИРИЗМА в эпоху Нового времени начинается Френсисом Бэконом (1561 – 1626), которому принадлежит постановка проблемы научного метода исследования природы. Единственным настоящим объектом познания для Ф. Бэкона является природа. Задача познания – исследование природы. Цель познания – господство человека над природой. Главная задача философии – обосновать новую экспериментальную науку, которая даст человеку могучие силы. «Знание – сила или знание – власть. Мы столько можем, сколько мы знаем».

    Основное затруднение в познании природы, по Бэкону, находится не в самом предмете, не во внешних условиях, а в разуме человека. Познающий разум должен быть по возможности пассивным, чтобы не исказить истину. Поэтому познающий ум нуждается не столько в активизации, сколько в ограничении, ему нужны не крылья, а свинцовые гири, чтобы сдерживать его беспочвенные фантазии.

    Отсюда вытекает бэконовская знаменитая программа очищения сознания (Разума) от заблуждений, или «Идолов», которых он насчитывает 4 вида.

    • Идолы Рода. Они проистекают из природной ограниченности человеческого ума, несовершенства его органов чувствК идолам рода следует отнести свойственное человеческому разуму стремление к обобщениям, не обоснованным достаточным количеством фактов. Идолы рода присущи всем людям.

    • Идолы Пещеры. это те знания и привычки, которые получает человек в процессе воспитания, особенности характера, особенности психического развития и т.д. Идолы пещеры индивидуальны.

    • Идолы Рынка (или Идолы площади). Это неправильное употребление слов, которые не точно и не однозначно обозначают исследуемый предмет. Источник этого вида заблуждений – само общение людей, использование языка. К тому же, вместе с языком мы усваиваем все предрассудки прошлых поколений.

    • Идолы Театра. Они порождаются слепой верой в авторитеты, ложные теории и учения. Особенно, по мысли Бэкона это относится к традиционным философским доктринам и системам, искусственные построения которых являют собой как бы «философский театр

    1 и 2 виды «идолов» Бэкон считает врожденными, 3 и 4 – уходят своими корнями в общественную жизнь человека. Для борьбы с идолами предлагаются два метода: для идолов 1 и 2 – эксперимент, для идолов 3 и 4 – индукция.

    Бэкон резко критикует метод дедукции по двум основаниям: во-первых, в дедукции общее утверждение всегда принимается нами на веру, а не проверяется; во-вторых, дедукция есть знание «сужающееся»: из истинной посылки можно дедуктивно вывести только то, что в ней и так содержится (в неочевидной форме).

    С именами Томаса Гоббса (1588–1669) и Джона Локка (1632–1704), также разделявших позиции эмпиризма, связано также становление новых социальных идей в философии XVII в.

    Т. Гоббс (автор труда «Левиафан») полагал, что: 1) естественное состояние общества – это «война всех против всех», т.к. природе человека присущи соперничество, недоверие и жажда славы; 2) государство, возникшее в результате договора между людьми, призвано обеспечить порядок и справедливость в обществе; 3) наилучшей формой правления является монархия.

    По версии Дж. Локка 1) для естественного состояния общества характерны равенство людей, свобода распоряжаться своей личностью и собственностью, но в нем нет механизмов разрешения споров и гарантий свобод и прав; 2) государство – результат необходимости защищать свободу и собственность; 3) разделение властей – основной принцип конституционного правления; 4) народ имеет право на свержение правительства, не выполняющего условия договора.

    В числе представителей философии РАЦИОНАЛИЗМА XVII в. – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

    Программа обоснования знания у основателя новоевропейского рационализма Рене Декарта (1569 – 1650) предполагала использование метода радикального сомнения, с одной стороны, и математического языка как способа выражения научного знания — с другой.

    По мнению Декарта, все наши представления и чувства – недостоверны, поэтому познание должно начинаться с сомнения. Достоверным знанием, согласно Декарту, является только такое знание, которое было бы самоочевидным, исключающим всякое сомнение. Если я отброшу все сомнительное, все, в чем можно сомневаться, то все же несомненным остается одно – сам факт моего сомнения, мое мышление, которое и есть мое истинное бытие. «Я мыслю, следовательно, я существую». (Cogito ergo sum).

    Декарт считает, что разум в состоянии извлечь из себя несомненные идеи, истину, минуя эмпирические данные. Некоторые такие идеи являются попросту врожденными для разума. Бог, являясь самым совершенным существом, компенсирует несовершенство человеческого разума, вкладывая в него врожденные идеи. Эти идеи не зависят от внешних предметов, они ясны, просты и самоочевидны. К таким идеям Декарт относил: 1) законы логики (например, две величины, равные третьей, равны между собой); 2)принципы морали и 3) основные понятия (например, существование, длительность, единство, фигура, движение и т.п. Но высшей идеей является идея Бога). Бог у Декарта выступает гарантом истинности познания.

    Декарт выдвигает 4 основных правила своего метода истинной дедукции:

    1. Принимать за истинное только то, что познается интеллектуальной интуицией несомненно, ясно и отчетливо.

    2. Мысленно разделить исследуемое на предельно простые элементы.

    3. Постепенно восходить от простого к сложному.

    4. Последовательно перечислять все звенья дедукции, составлять их подробный перечень, не пропускать ни одного звена в выводе.

    Разум осуществляет познание только благодаря тому, что прежде осознает себя сам (самосознание)

    В своей картине мира Декарт развивает дуалистические представления. Согласно его точке зрения, Бог сотворил две субстанции: материальную (ее главным атрибутом является протяженность, она формирует материальный мир, природу) и духовную (ее главным атрибутом является мышление).

    Эти субстанции существуют параллельно друг другу, абсолютно не влияя друг на друга. Тем самым формулируется психофизиологическая проблема – проблема о соотношении тела и сознания.

    Бенедикт Спиноза (1632–1677) вопреки дуализму Декарта предложил программу рационалистического монизма. Выдвинул идею единой субстанции. Субстанция— то, что «существует само по себе и представляется само через себя», является причиной самой себя (она же «природа», она же «бог» и дух). Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени, неделима:.

    У субстанции есть атрибуты. Атрибут – то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута – «протяжение» и «мышление», хотя их может быть бесконечное количество. На уровне человека протяжение и мышление составляют тело и душу.

    Спинозе принадлежит особая идея причинности. Причинность и есть то, что многие называют «волей Бога», поскольку она вечна и неизменна. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в своей совокупности составляют однозначную необходимость. Представление о случайности тех или иных явлений возникает лишь потому, что мы рассматриваем эти вещи изолированно, вне связи с другими.

    Готфрид Лейбниц (1646-1716) учению Спинозы о единой субстанции противопоставил идею множественности субстанций – монад. Такую метафизическую картину, в которой в мире есть множество субстанций, обозначают словом «плюрализм». В своем учении о монадах – монадологии – Лейбниц предпринял попытку нарисовать картину мира как огромной системы, в которой господствует предустановленная гармония, восходящая к высшей монаде – Абсолюту, Богу. Благодаря Лейбницу в философию проникла идея эволюции.

    Несмотря на дискуссию по вопросам об источнике знания и универсальном методе, рационализм и эмпиризм Нового времени не разделены непреодолимой стеной. Рационалисты не отрицают возможности сенситивного познания, не игнорируют опыт, но лишь утверждают, что достоверное знание невозможно вывести из опыта. Представители эмпиризма не отрицают роли интеллекта в познании, с помощью которого единичные данные органов чувств путем индукции организуются в общие знания, выступая, однако, против идеи врожденных истин, из которых выводится все содержание знания.

    В Новое время сформировалась также идеалистическая версия сенсуализма, иначе называемая субъективным идеализмом. Представителями этого направления являются Джордж Беркли и Дэвид Юм. Идеалистические сенсуалисты субъективизировали опыт, отождествив его с совокупностью ощущений. Тезис эмпиризма — все из опыта — был истолкован ими в субъективно-идеалистическом духе. Все, с чем человек сталкивается в опыте, это его собственные чувственные впечатления, человек не знает ничего, кроме данных своего сознания, поэтому познаются не объективные вещи, а их субъективные образы. На этом основании идеалистические сенсуалисты сделали вывод, что европейская философия и наука строятся на иллюзорных понятиях, фикциях ума, за которыми ничего не стоит. Такими понятиями сенсуалисты назвали материю, субстанцию, причину, следствие, необходимость и т.п. Если отказаться от этих ложных понятий, то наука и философия в прежнем виде оказываются невозможными.

    Дилемма эмпиризма и рационализма была разрешена в трансцендентальном идеализме И. Канта, который продемонстрировал возможности построения теоретической науки и впервые поднял вопрос о границах познающего разума.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    написать администратору сайта