Главная страница
Навигация по странице:

  • 57. Этические комитеты: виды и функции.

  • Этический комитет

  • Модели (типы) функционирования этических комитетов

  • Функции этических комитетов

  • ФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен. 1. Истоки, предмет, структура и функции философии. Значение философии в жизни человека и общества. Философия


    Скачать 202.1 Kb.
    Название1. Истоки, предмет, структура и функции философии. Значение философии в жизни человека и общества. Философия
    АнкорФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен.docx
    Дата12.01.2018
    Размер202.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен.docx
    ТипДокументы
    #13911
    страница16 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    56. Этические аспекты медицинской генетики.

    Ге́нная инжене́рия — совокупность приёмов, методов и технологий получения генов способных изменяться и перевоплощаться во что-то новое, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами и введения их в другие организмы.

    Генная инженерия служит для получения желаемых качеств изменяемого или генетически модифицированного организма. В отличие от традиционной селекции, в ходе которой генотип подвергается изменениям лишь косвенно, генная инженерия позволяет непосредственно вмешиваться в генетический аппарат. Примерами применения генной инженерии являются получение новых генетически модифицированных сортов зерновых культур, производство человеческого.

    Во второй половине ХХ века было сделано несколько важных открытий и изобретений, лежащих в основе генной инженерии. Успешно завершились многолетние попытки «прочитать» ту биологическую информацию, которая «записана» в генах. Изменения генов в живых клетках — это мутации. Они происходят под действием, например, мутагенов — химических ядов или излучений. Но такие изменения нельзя контролировать или направлять. Поэтому учёные сосредоточили усилия на попытках разработать методы введения в клетку новых, совершенно определённых генов, нужных человеку.

    Если модификации подвергаются одноклеточные организмы или культуры клеток многоклеточных, то на этом этапе начинается клонирование, т.е. отбор тех организмов и их потомков (клонов), которые подверглись модификации. В результате рождаются детеныши с изменённым или неизменным генотипом, среди которых отбирают и скрещивают между собой только те, которые проявляют ожидаемые изменения.

    В применении к человеку генная инженерия могла бы применяться для лечения наследственных болезней. Однако есть существенная разница между лечением самого пациента и изменением генома его потомков. При помощи генной инженерии можно получать потомков с изменённой внешностью, умственными и физическими способностями, характером и поведением. В принципе можно создавать и более серьёзные изменения, но на пути подобных преобразований человечеству необходимо решить множество этических проблем.
    Возможность клонирования человека общественным мнением воспринимается неоднозначно, существуют обоснованные мнения «за» и «против». Примечательно, что вновь столкнулись позиции научных кругов и духовенства, выражающих полярные точки зрения в этом вопросе. При этом большинство ученных достаточно сдержанно относятся к возможности клонирования человека, значительно количество и противников этого среди них. Религиозные деятели в подавляющем большинстве категорически против проведения экспериментов такого рода, хотя представители некоторых экстравагантных культов поддерживают идею клонирования людей.

    Проблема клонирования человека – проблема этическая в первую очередь. Человек вторгается в сферу бытия, за которую не ответственен в силу своей природы, что влечет непредсказуемость последствий таких шагов. Не случайно, представители основных религиозных течений в современном мире – христиане, иудеи и мусульмане, проявляют редкое единодушие в резко отрицательном отношении к клонированию человека. Божественным образом или естественно происходит человек, но он ни в коем случае не должен стать продукцией производства в прямом значении этого выражения.

    В зависимости от целей производства клона различают клонирование, направленное на воспроизводство человеческого существа, как способа размножения (репродуктивное клонирование) и клонирование для медицинских целей (терапевтическое клонирование), например, в целях регенерации органов того же человека или производства медицинских препаратов. Вторая разновидность клонирования не направлена на полноценное воссоздание существа и методологически протекает без использования матки-донора.
    Этические проблемы клонирования:

      1. Возможное появление уродов при неудачной попытке

      2. Религиозные несогласия («нарушение божьего промысла»)

      3. Мысль об этом противоестественна

      4. Нарушение человеческого достоинства и уникальности

      5. Сокращение генетического разнообразия

      6. Несовершенство технологии


    57. Этические комитеты: виды и функции.

    Положения «Нюрнбергского кодекса», разработанного в ходе Международного Военного Трибунала развивались и детализировались в различных международных и национальных документах и легли в основу работы комитетов по этике исследования.

    Хельсинско-Токийская декларация (ВМА,1975 г.) – впервые в международной практике зафиксировано понятие «специальный комитет» (1964-1975).


    «Программа и выполнение каждого экспериментального исследования на человеке должны быть четко сформулированы в экспериментальном протоколе, который должен быть представлен специально назначенному независимому комитету для рассмотрения замечаний и предложений» (раздел 1.2 Хельсинско-Токийской декларации).
    Этический комитет — независимый орган (на уровне данного учреждения, региональном, национальном или наднациональном уровне), состоящий из лиц, имеющих научное/медицинское образование и не имеющих его, в чьи обязанности входит обеспечение защиты прав, безопасности и благополучия субъектов исследования и гарантирование общественности этой защиты посредством (наряду с другими способами) рассмотрения и одобрения протокола клинического исследования, приемлемости исследователей, оборудования, а также методов и материалов, которые предполагается использовать при получении и документировании информированного согласия субъектов исследования.

    Существующие в мире этические комитеты действуют на двух уровнях
    ·        национальном;
    ·        региональном (местном).
    Основная практическая работа осуществляется, как правило, на региональном уровне.

    Модели (типы) функционирования этических комитетов
    А) «Американская» (североамериканская)
    Б) «Европейская» модель.


    «Американская» модель — характерно наделение этических комитетов «запретительными» полномочиями.

    «Европейская» модель — характерно наделение этических комитетов «совещательно-консультативными» полномочиями.
    В состав этического комитета должны входить не менее 5 человек, включая юриста и так называемого представителя общественности, что должно гарантировать оценку протокола предлагаемого исследования, в том числе и сточки зрения его общественной значимости. Остальные члены комитета не должны являться представителями только того учреждения, на базе которого предполагается проводить исследование, и не должны быть также представителями одной профессии.



    Функции этических комитетов:
    1) Осуществление «диалога с общественностью ее образование в области проблем биоэтики».
    2) Консультирование правительств и парламентов своих стран по вопросам медицинской этики.
    3) Проведение этической экспертизы научных исследований


    4) Решение конфликтных этико-правовых ситуаций
    Каждый протокол научного исследования должен пройти предварительную этическую экспертизу и получить одобрение соответствующего этического комитета.
    Цель данной экспертизы – обеспечить защиту прав, безопасности, благополучия и достоинства людей, участвующих в медико — биологических исследованиях и экспериментах в качестве испытуемых.



    Этические (биоэтические) комитеты являются механизмом этического контроля за проведением медико-биологических исследований на людях.



    В России в качестве правовой базы для организации этических (биоэтических) комитетов (комиссий) выступает статья 16 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», провозглашающая «возможность» создания «комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан».
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    написать администратору сайта