Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность, субъект.

  • 3. Б.Г.Ананьев об индивидуальности.

  • 4. В.С. Мерлин об интегральной индивидуальности.

  • 5. История и классификация учений о темпераменте.

  • 6. Гуморальные теории темпераментных различий.

  • 1. Индивидуальность. Детерминанты и формы проявления индивидуальности


    Скачать 0.69 Mb.
    Название1. Индивидуальность. Детерминанты и формы проявления индивидуальности
    АнкорZakaz_26744.doc
    Дата22.04.2017
    Размер0.69 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаZakaz_26744.doc
    ТипДокументы
    #5257
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    1. Индивидуальность. Детерминанты и формы проявления индивидуальности.

    Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей.

    Вопрос об индивидуальности рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование им различных способностей в деятельности.Термин «индивидуальность» употребляется как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду.

    Индивидуальность, таким образом, есть личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сф Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются не существенными для оценки личности индивида и не получают условий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени втянутые в ведущую для данной социальной общности дело. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит человек как личность.ере или сразу во всех сферах психической деятельности.


    2. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность, субъект.

    Человек - с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с иной стороны человек - существо общественное, ему надобно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не любой человек является личностью. Индивидуальность - это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей. Индивид - человек как единица общества. Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет зрачок, волос. Другие ученые считают, что каждый человек вечно пребывает в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы. Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало быть может формирование психических особенностей человека. Развиваясь за пределами человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет более того подобием личности. Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них, например: биогенетический подход - (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма, социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, отношения с окружающими и т.д. психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др. Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.


    3. Б.Г.Ананьев об индивидуальности.

    Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

    Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

    Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства – конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст.

    Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

    Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.


    4. В.С. Мерлин об интегральной индивидуальности.

    Концепция личности Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например, интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для нейродинамического уровня такими образцами являются показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамического – экстраверсия и эмоциональность; для социально-психологического – ценностные ориентации и межличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку. Основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт. Социально-типичное – это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности. В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности психических процессов). Свойства темперамента – это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом различном ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественного его сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его типа. Индивидуальные качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (например, острота и точность восприятия). Ко второй группе индивидуальных особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (например, мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное отношение личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является необходимым компонентом отношения личности Во-вторых, индивид, черты характера : инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. Индивид, своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определенных типичных ситуациях. Черты характера проявляются в динамических особенностях мотивов и отношений (например, в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости). И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.


    5. История и классификация учений о темпераменте.

    Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности. Темперамент составляет основу развития характера; а с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека. Магия чисел в средиземноморской цивилизации привела к учению о четырёх темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пятикомпонентная система мира. Учение о темпераменте имеет свою историю. Еще в древние времена ученые обратили внимание на различия между людьми. Под темпераментом Гиппократ понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из жизненных соков четырёх элементов: Преобладание жёлтой жёлчи др.-греч. — холе, жёлчь, яд делает человека импульсивным, горячим — холериком. Преобладание лимфы др.-греч. — флегма, мокрота делает человека спокойным и медлительным — флегматиком. Преобладание крови лат. — сангвис, кровь делает человека подвижным и весёлым — сангвиником. Преобладание чёрной жёлчи др.-греч. — мелэна холе, чёрная жёлчь делает человека грустным и боязливым — меланхоликом. Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Павлова о типах нервной системы. Аристотель, объясняя теорию Гиппократа, утверждал, что разные темперамент порождаются качествами крови человека. Аристотель выделял такие качества крови, как скорость оседания и степень плотности и теплоты. Например, легкая кровь присуща сангвиникам, тяжелая — меланхоликам, тепла — холерики, жидкая — флегматикам. Начала развиваться теория, базирующаяся на качествах нервной системы. Так, А. Галлер, основатель экспериментальной физиологии, утверждал, что различия темпераментов определяют сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, которыми проходит кровь. Эту идею воспринял его ученик Г. Врисберг, который связывал типы поведения с особенностями нервной системы. Так, он считал, что холерики и сангвиников большой мозг, сильные и толстые нервы, высокая возбудимость органов чувств. А для флегматиков и меланхоликов характерны небольшой мозг, тонкие нервы и невысокая возбудимость органов чувств. Сиго создал типологию, согласно которой каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, которая влияет на эту систему. Он выделил четыре основные типы строения тела: дыхательный, пищеварительный, мускульный и мозговой. Каждому из этих типов соответствуют определенные особенности темперамента. Взгляды Сиро повлияли на так называемые конституционные теории темперамента. Главным пропагандистом конституционной типологии считают Э. Кречмера, который издал труд Строение тела и характер. Основной мыслью этого исследования является то, что люди с определенным типом строения тела имеют определенные психические особенности и склонность к психических заболеваний. Э. Кречмер выделил четыре конституционные типы:Лептосоматик, Пикник, Атлетика, Диспластик. Э. Кречмер утверждал, что у здоровых людей существует зависимость между строением тела и психическими качествами, характерными для определенных психических заболеваний, но неярко выраженными. Поэтому он в зависимости от определенных типов строения тела вывел три типа темперамента: 1 шизотимик — лептосоматическое или астеническое строение тела, 2 циклотимик — пикничое телосложение; 3 иксотимик — атлетическая телосложение. Типология Кречмера была и является достаточно популярной в странах Западной Европы. Подобно тому, как в Европе распространялась конституционная типология Э. Кречмера, в Америке приобретала популярность концепция У. Шелдон. Качества темперамента Шелдон назвал зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония, соматотония и церебротония. Людей, у которых преобладает висцеротония, он назвал сцеротониками, второй тип соответственно — сомагогониками, и третий — церебротониками. Если отдельные параметры имеют одинаковую интенсивность, то это смешанный тип.


    6. Гуморальные теории темпераментных различий.

    Родоначальниками учения о темпераментах были врачи Гиппократ и Гален. Они создали в сущности гуморальную от лат. — влага, сок теорию темперамента, научное объяснение которой с точки зрения высшей нервной деятельности дал Павлов. Название темперамент происходит от латинского слова, что значит надлежащее соотношение частей. Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь, у других — больше всего крови, у третьих — особенно много слизи, у четвертых — наибольшее количество черной желчи. Четыре из девяти выделенных Галеном типов темперамента и в наше время рассматриваются как основные: холерик, сангвиник флегматик и меланхолик. В течение многих столетий, прошедших со времен античной науки, выдвигались различные гипотезы, имевшие целью объяснить причину различий по динамическим проявлениям психики. Немецкий философ Кант считал, что природной основой темперамента являются качественные особенности крови. Близка к такой точке зрения и идея русского врача и педагога Лесгафта о том, что в основе проявлений темперамента в конечном итоге лежат свойства системы кровообращения,.Быстрота и сила кровотока, согласно его теории, определяют скорость обмена веществ и в конечном итоге индивидуальные характеристики темперамента как меры возбудимости организма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутренних стимулов.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    написать администратору сайта