Главная страница
Навигация по странице:

  • Допустимые условия труда (2-й класс)

  • Вредные условия труда (3-й класс

  • 1-я степень 3-го класса (3.1)

  • 2-я степень 3-го класса (3.2)

  • 3-я степень 3-го класса (3.3)

  • 4-я степень 3-го класса (3.4)

  • Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс)

  • 1.2. Производственные вредности и профессиональные заболевания.

  • 1.3. Содержание работы врача на промышленном предприятии.

  • Медицинские осмотры

  • Периодические медицинские осмотры

  • 1.4. Основные направления профилактики профессиональных заболеваний на производстве.

  • гигиена труда (методичка). 1. Гигиена труда общая. Основные вопросы


    Скачать 0.71 Mb.
    Название1. Гигиена труда общая. Основные вопросы
    Анкоргигиена труда (методичка).doc
    Дата19.02.2017
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлагигиена труда (методичка).doc
    ТипДокументы
    #2894
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1. Гигиена труда общая.

    Основные вопросы:

      1. . Гигиена умственного и физического труда;

      2. . Производственные вредности и профессиональные заболевания; их профилактика;

      3. . Содержание работы врача на предприятии;

      4. . Основные направления профилактики профессиональных заболеваний на производстве;

    Основные понятия:

    • Труд, форма труда, труд физический и умственный, условия труда, напряженность труда, тяжесть труда, опасность труда, производительность труда;

    • Гигиена труда, физиология труда, утомление, переутомление, усталость, нагрузка статическая и динамическая, перенапряжение отдельных органов и систем, работоспособность;

    • Производственные вредности, профессиональные вредности, предварительные и периодические медицинские осмотры;



    Производственная деятельность является неотъемлемой частью жизни взрослого трудоспособного человека. При этом производственный процесс и факторы производственной среды оказывают на организм человека многостороннее действие. Научным направлением профилактической медицины в области гигиенических аспектов трудовой деятельности человека занимается гигиена труда, или, в последние годы, — медицина труда.

    1.1. Гигиена умственного и физического труда. В современных формах трудовой деятельности непосредствен­но физический труд не играет существенной роли. Однако и в наши дни физиологическая классификация трудовой деятельности используется для характеристики отдельных профессий. Выде­ляют следующие формы труда:

    1) требующие значительной мышеч­ной активности (энергетические затраты от 17 — 25 МДж (4000 — 6000 ккал) и выше в сутки);

    2) групповые формы труда — конвей­ер; механизированные формы труда (энергетические затраты в пределах 12,5—17 МДж (3000 — 4000 ккал) в сутки);

    3) связанные с частично автоматизированным производством; связанные с управ­лением производственными процессами и механизмами; интеллектуального (умственного) труда (энергозатраты 10—11,7 МДж (2400 — 2000 ккал) в сутки).
    Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного на­пряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

    Формы умственного труда подразделяются на : операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

    Для этих форм труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производ­ственным фактором, одним из условий формирования сердечно­сосудистой патологии у лиц умственного труда.

    В условиях научно-технического прогресса возрастает роль твор­ческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. Во многих профессиях преимущественно физического труда уве­личивается доля умственного компонента, что приводит к стира­нию граней между умственным и физическим трудом.

    Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразде­ляются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опас­ные.

    Оптимальные условия труда (1-й класс) — такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих, и создаются предпо­сылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оп­тимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового про­цесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы от­сутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве без­опасных для населения.

    Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются таки­ми уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест. При этом возможные изменения функционального со­стояния организма восстанавливаются во время регламентирован­ного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказы­вать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном пе­риоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допус­тимые условия труда условно относят к безопасным.

    Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиениче­ские нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на орга­низм работающего и/или его потомство.

    Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

    1-я степень 3-го класса (3.1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиеничес­ких нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск поврежденного здоровья;

    2-я степень 3-го класса (3.2) — уровни вредных факторов, вы­зывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня забо­леваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появ­лению начальных признаков или легких (без потери профессио­нальной трудоспособности) форм профессиональных заболева­ний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

    3-я степень 3-го класса (3.3) — условия труда, характеризую­щиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хро­нической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудо­способности;

    4-я степень 3-го класса (3.4) — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболева­емости с временной утратой трудоспособности.

    Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) характе­ризуются уровнями производственных факторов, воздействие ко­торых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных пора­жений, в том числе и тяжелых форм.

    В рамках перечисленных классов условий труда трудовой про­цесс может отличаться по тяжести и напряженности.

    Тяжесть труда — характеристика трудового процесса, отража­ющая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный ап­парат и функциональные системы организма (сердечно-сосуди­стую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

    Тяжесть труда характеризуется физической динамической на­грузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, пе­ремещениями в пространстве.

    Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

    К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

    Основной задачей медицины труда в области организации тру­дового процесса является предупреждение развития утомления и переутомления.

    Утомление — физиологическое состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванной интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.

    В отличие от утомления, переутомление является состоянием пограничным с патологией. Причем обычный кратковременный отдых не восстанавливает исходного уровня работоспособности, а изменение морфологических, биохимических и иных показателей организма носит выраженный и длительный характер.

    Исходя из сущности утомления и учитывая известные меха­низмы, вызывающие это состояние, предупреждение его может быть достигнуто благодаря широкому кругу социально-экономических, психофизиологических, технических и других меропри­ятий. Разработкой подобных мероприятий, предназначенных для реализации на производстве, помимо гигиены, физиологии и психологии труда, занимаются эргономика, техническая эстети­ка, инженерная психология и научная организация труда (НОТ).

    1.2. Производственные вредности и профессиональные заболевания.

    Трудовая деятельность человека протекает в условиях опреде­ленной производственной среды, которая при несоблюдении ги­гиенических требований может оказывать неблагоприятное влия­ние на работоспособность и здоровье человека.

    Производственная среда как часть окружающей человека внеш­ней среды складывается из природно-климатических факторов и факторов, связанных с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсические пары, газы и т.д.), которые принято на­зывать вредными факторами. Те же факторы могут быть и опасны­ми, приводя в ряде случаев к развитию профессиональных забо­леваний.

    Общепринятой и единой классификации профессиональных заболеваний нет, однако наиболее рациональной является клас­сификация по этиологическому признаку, включающая 5 групп (Н.Ф.Измеров, 1996):

    1. Заболевания, вызываемые воздействием химических факто­ров: острые и хронические интоксикации; болезни кожи (эпидермоз, контактный дерматит, фотодерматит, онихии и паронихии, токсическая миланодермия, масляные фолликулиты; металличе­ская лихорадка; фторопластовая (тефлоновая) лихорадка.

    2. Заболевания, вызываемые воздействием промышленных аэро­золей: хронический бронхит (пылевой, токсико-пылевой), пневмокониозы (силикоз, силикатозы — асбестоз, талькоз, каолиноз и др., антракоз, бериллиоз, биссиноз, пневмокониозы смешан­ной этиологии).

    1. Заболевания, вызываемые воздействием физических факторов: вибрационная болезнь; заболевания, связанные с воздействием кон­тактного ультразвука; катаракта; кохлеарный неврит; заболевания, связанные с воздействием неионизирующих излучений (вегетососудистая дистония, астенический, астено-вегетативный, гипоталамический синдромы); местное повреждение тканей лазерным излу­чением (ожоги кожи, поражение роговицы и сетчатки глаз); заболе­вания, связанные с воздействием ионизирующих излучений (луче­вая болезнь, местные лучевые поражения); заболевания, связан­ные с повышением атмосферного давления и его последующими резкими перепадами (декомпрессионная болезнь и ее последствия); заболевания, возникающие при неблагоприятных метеорологиче­ских условиях (перегрев, хронический перегрев).

    2. Заболевания, связанные с физическими перегрузками и пе­ренапряжением отдельных органов и систем: координаторные неврозы; болезни периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата (моно- и полинейропатии, шейные и пояснично-кресцовые радикулиты, эпикондилезы плеча, бурситы, асептические остеонекрозы); опущение матки и стенок влагали­ща; выраженное варикозное расширение вен на ногах; заболева­ния, обусловленные перенапряжением голосового аппарата (хро­нический ларингит, вазомоторный монохордит, узелки голосо­вых связок, фонастения) и органов зрения (прогрессирующая близорукость); плоскостопие грузчиков; эмфизема легких стекло­дувов и музыкантов духовых оркестров.

    3. Заболевания, вызываемые действием биологических факто­ров: инфекционные и паразитарные (туберкулез, бруцеллез, сап, сибирская язва, клещевой энцефалит, вирусный гепатит, микозы кожи, чесотка и др.); дисбактериоз; кандидамикоз кожи и слизи­стых оболочек и др.


    1.3. Содержание работы врача на промышленном предприятии.

    К числу основных задач работы врача на производстве отно­сятся: участие в мероприятиях, направленных на оздоровление труда рабочих и служащих, предупреждение и снижение общей и профессиональной заболеваемости.

    Работа медико-санитарных частей или поликлиники строится по цеховому принципу. Это значит, что к каждому цеху прикреп­ляется врач-терапевт (цеховой врач), ответственный за лечебно-профилактическую работу в закрепленном за ним цехе.

    В обязанности цеховых врачей входит:

    1. Оказание квалифицированной лечебной помощи работаю­щим (в необходимых случаях с привлечением других специали­стов или использованием стационара).

    2. Организация и проведение предварительных осмотров при поступлении на работу, а также периодических медицинских ос­мотров (совместно с СЭС и администрацией предприятия).

    3. Анализ причин общей и профессиональной заболеваемости и участие (совместно с СЭС и администрацией предприятия) в разработке мероприятий по их профилактике и снижению.

    4. Санитарно-просветительная работа.

    Для проведения профилактической работы цеховому врачу-те­рапевту выделяется из общего бюджета рабочего времени 9 ч в неделю; другим врачам-специалистам: хирургам, гинекологам, окулистам, дерматологам — примерно 4 ч в неделю; фтизиатрам — 6 ч в неделю и т.д.

    Работа врачей на производстве может быть эффективной толь­ко при знании условий труда рабочих и служащих и профессио­нальной патологии. На основании изучения технологических и санитарно-гигиенических особенностей производства цеховой врач (совместно с санитарным врачом по гигиене труда) разрабатыва­ет конкретные мероприятия по снижению заболеваемости и уча­ствует в контроле за выполнением всех оздоровительных меро­приятий на производстве.

    Врачи-специалисты также осуществляют профилактику забо­леваемости. Так, дерматологи знакомятся с санитарными услови­ями на рабочих местах с целью борьбы с микротравмами, приводящими к развитию гнойничковых заболеваний кожи, следят за санитарным состоянием одежды; офтальмологи изучают глазной травматизм и его причины и т.д.

    Профилактическим медицинским осмотрам подлежат лица, которые могут подвергаться воздействию опасных, вредных ве­ществ и неблагоприятных факторов производства в соответствии с Приказом Минздравмедпрома РФ № 90 от 14 марта 1996 г. (ред. от 06.02.2001) «О порядке проведения предварительных и перио­дических медицинских осмотров работников и медицинских рег­ламентах допуска к профессии».

    Медицинские осмотры разделяются на предварительные и пе­риодические.

    Предварительные медицинские осмотры проводятся при по­ступлении на работу. Они позволяют выявить людей, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены на работу в услови­ях данного производства. В предварительных медицинских осмот­рах участвуют все врачи-специалисты (терапевт, невропатолог, офтальмолог, дерматовенеролог, отоларинголог, хирург).

    Периодические медицинские осмотры позволяют на ранних стадиях выявить профессиональное заболевание или отклонение в состоянии здоровья, повышающие опасность воздействия про­фессиональных вредностей. Основным лицом, проводящим пери­одические медицинские осмотры, является врач-терапевт. Учас­тие врачей-специалистов (фтизиатра, невропатолога и др.) опре­деляется врачом-терапевтом.

    При проведении предварительных и периодических медицин­ских осмотров все женщины обязательно обследуются врачом аку­шером-гинекологом с проведением цитологического и бактериоскопического исследования. Лица, подвергающиеся воздействию веществ, являющихся аллергенами, в обязательном порядке осмат­риваются терапевтом, отоларингологом, дерматовенерологом с проведением клинического анализа крови.

    Все данные медицинского обследования заносятся в медицин­скую карту амбулаторного больного. В случае установления при про­ведении медицинских осмотров признаков профессионального за­болевания трудящиеся направляются для специального обследова­ния с целью уточнения диагноза и установления связи заболева­ния с профессиональной деятельностью в центры профпатологии.

    Одним из документов, на основании, которого решается вопрос о связи заболевания с профессиональным трудом, является сани­тарно-гигиеническая характеристика условий труда работающего (осуществляется в соответствии с приказом МЗ № 555). Санитарно-гигиеническая характеристика составляется и выдается только са­нитарно-эпидемиологической станцией. Право на запрос санитар­но-гигиенической характеристики имеет главный врач медико-са­нитарной части предприятия, на котором работает заболевший.

    Все лица с выявленными профзаболеваниями должны нахо­диться на диспансерном наблюдении в течение всей жизни у со­ответствующих специалистов в зависимости от установленного патологического процесса.

    В профилактической работе цехового врача большое значение имеет санитарно-просветительная работа. В ней в обязательном порядке участвуют все врачи и медработники среднего звена. Со­держанием санитарно-просветительной работы на предприятии является пропаганда знаний: по вопросам, прежде всего, тех за­болеваний, которые распространены на данном предприятии; по борьбе с профессиональными болезнями; в области личной и общественной гигиены.

    1.4. Основные направления профилактики профессиональных заболеваний на производстве.

    Мероприятия по профилактике профессиональных заболева­ний являются индивидуальными в отношении каждой отдельной вредности и каждого отдельного производственного процесса.

    Общими являются только некоторые важнейшие принципы, на которых базируются профилактические мероприятия в отноше­нии отдельных профессиональных вредностей и отдельных про­изводств.

    К общим принципам профилактики относятся:

    1. Гигиеническое нормирование профессиональных вредностей (например, установление предельно-допустимых концентраций токсических веществ и нетоксических веществ в воздухе рабочих помещений, допустимых уровней ионизирующих излучений, до­пустимых уровней шума и вибрации и т.д.). Эти регламентирую­щие показатели являются основой профилактической работы и оценки эффективности проведения оздоровительных мероприя­тий. Систематический контроль за состоянием производственной среды осуществляется лабораториями СЭС, заводскими лабора­ториями.

    2. Изменение технологии производства (использование вместо порошкообразных продуктов брикетов, гранул, паст; замена су­хих процессов влажными; замена пневмоклепальных молотков точечной сваркой и т.д.).

    3. Механизация и автоматизация производственных процессов.

    4. Герметизация аппаратуры, в которой происходит обработка токсических или пылящих материалов.

    5. Эффективная местная и общеобменная вентиляция.

    6. Использование индивидуальных средств защиты.

    7. Биологические методы профилактики — общеоздоровитель­ные и специальные.


    К группе общеоздоровительных методов профилактики отно­сятся:

    - рациональная организация труда и отдыха;

    - массовые занятия физкультурой и спортом;

    - рациональное питание и пр.

    Специальные мероприятия проводятся в зависимости от этио­логического и патогенетического принципа, на основании зна­ния неблагоприятного действия на организм различных факто­ров производственной среды — пылевых, химических и физи­ческих. Например, известно положительное значение дыхатель­ной гимнастики, ингаляций аэрозолей, а также рационального питания с включением соответствующих витаминов в профилак­тике пневмосклерозов, бронхитов пылевой и токсико-химической этиологии, значение массажа, камерных ванн и целенаправ­ленных гимнастических упражнений для профилактики вибраци­онной болезни и т.д.

    1. Предварительные и периодические медицинские осмотры лиц, работающих в условиях профессиональных вредностей, спо­собных вызвать профессиональные заболевания.

    9. Санитарно-просветительная работа.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    написать администратору сайта